БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. КОРМИШИНА Г.М., САВИЧ Л.Ю. РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА БИБЛИОТЕК В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Общепризнано, что только квалифицированный персонал способен эффективно решать поставленные задачи и что инвестиции в материальные ресурсы дают меньший эффект, чем вложения в человеческий ресурс, ценность которого с годами только возрастает. Развитие персонала рассматривается как комплекс мер, направленных на совершенствование социальной структуры персонала, систематическое обучение персонала, повышение уровня его квалификации, подготовку к выполнению новых производственных функций, повышение качества трудового потенциала и т.д. Следовательно, библиотека не менее своих сотрудников заинтересована в повышении потенциала кадров, их всестороннем развитии.

 Реальное же положением дел в библиотеках страны оставляет желать лучшего. За последние десятилетия обозначился ряд проблем: отток высококвалифицированных работников, возрастание среднего возраста персонала, увеличение количества сотрудников без специальной подготовки, слабый приток молодых специалистов и др. В сложившейся ситуации развитие персонала выступает одним из инструментов решения кадровых проблем библиотечной отрасли.

 В рамках заявленной темы мы остановимся на одном из методов развития персонала – обучении сотрудников библиотек в системе дополнительного профессионального образования.

 В ситуации «хронического» реформирования всех уровней образования, сферы культуры в целом и каждой ее отрасли профессиональное образование должно строиться на основе принципов непрерывности и стратегии профессионализации. Основное и дополнительное профессиональное образование становятся все более взаимосвязанными и взаимообусловленными. Дополнительное профессиональное образование перестает выполнять лишь компенсаторную роль и приобретает статус активно действующего социального института, необходимой составной части образования через всю жизнь. Именно непрерывность образовательного процесса, имеющего целью перманентное развитие и наращивание компетенций в единстве форм профессионального образования, способна обеспечить формирование и развитие системы необходимых компетенций, мобильность специалистов на протяжении всей профессиональной деятельности, максимальную адаптацию к стремительно меняющимся профессиональным требованиям, их дальнейшее профессиональное развитие, конкурентоспособность и социальную защиту.

 Значительное влияние на создание системы профессионального образования библиотекарей оказывает неоднородность профессионального сообщества именно по образованию, а также по  мотивации прихода в профессию, отношению к ней: специалисты, получившие «классическое» образование в вузах и средних специальных учебных заведениях культуры; библиотекари, имеющие профессиональное образование, полученное как второе или дополнительное профессиональное, дающее многочисленные возможности для самореализации; сотрудники с педагогическим, филологическим, историческим и т.п. образованием, владеющие определенными умениями и навыками, уверенные, что этого достаточно для решения всех профессиональных задач;  прошедшие переподготовку, усвоившие основы теории и овладевшие практическими умениями и владениями /навыками, но по своему менталитету не являющиеся библиотекарями; люди, случайно попавшие в профессию и не считающие нужным овладеть ею даже на начальном уровне [2, с. 274-275].

 Татарстан всегда находился в числе регионов СССР, России с развитой системой профессионального образования. Профессиональная библиотечная школа Республики Татарстан (РТ) берет начало в 1936 г., с создания в Елабуге библиотечного техникума (ныне Елабужский колледж культуры и искусств). С 1969 г. в Казани, в филиале Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, начинается подготовка библиотекарей для массовых и научных, детских и школьных библиотек. В 1973 г. филиал стал самостоятельным вузом – Казанским государственным институтом культуры (позднее, как и многие вузы отрасли был и академией, и университетом).

 Особенностью, отличающей РТ от некоторых других регионов, является наличие практически при каждом республиканском министерстве образовательной структуры, реализующей программы дополнительного профессионального образования для своей отрасли. В качестве преподавателей сюда активно привлекаются специалисты отрасли и, при необходимости, преподаватели вузов.

 В РТ значительное количество библиотек подведомственны республиканским Министерству культуры и Министерству образования и науки. Эти министерства охотно берут на работу наших выпускников и предоставляют возможность повышения квалификации в своих структурах дополнительного профессионального образования за счет бюджета. А это привлекательно, учитывая реальный уровень заработной платы сотрудников библиотечно-информационных учреждений.

 В этих региональных условиях, а также в связи с постоянно изменяющейся системой критериев и показателей оценки вузов в федеральных и отраслевых мониторингах, потребностью внебюджетных средств для развития вуза возникла необходимость создания своей стратегии и тактики деятельности в сегменте дополнительного профессионального образования. Эта стратегия должна была быть отличной от того, что делали наши конкуренты,  позволила бы произвести позиционирование института на рынке услуг дополнительного профессионального образования города, РТ, региона как ведущей организации дополнительного профессионального образования для работников культуры, искусства, образования в этой сфере, найти своих партнеров и потребителей.

 Мы выдвинули несколько, с точки зрения оппонентов не бесспорных, аргументов, которые бы могли привлечь внимание заинтересованных потенциальных слушателей:

  • - построение системы непрерывного образования возможно лишь на базе профильного вуза, что позволит обеспечить преемственность образовательных программ и, соответственно, развитие компетенций, выстроить образовательную парадигму от концепции одно образование на всю жизнь к пониманию необходимости образования через всю жизнь. Именно то, что не может быть в достаточной степени обеспечено организациями ДПО, работающими зачастую ситуативно, по потребности.

- для карьерного роста, даже зачастую сохранения рабочего места, библиотекарям необходимо специальное образование. И повышения квалификации здесь явно недостаточно – нужна, как минимум, профессиональная переподготовка.

 Личные встречи, опросы библиотекарей, работающих в системах культуры и образования, показали, что, например, педагоги-библиотекари / школьные библиотекари заинтересованы в практико ориентированных на библиотечные процессы занятия, тогда как в программах повышения квалификации в Институте развития образования РТ основное внимание уделяется педагогической составляющей. Поэтому им понятнее и ближе наш подход к построению программ повышения квалификации для школьных библиотекарей – идти к практикам от ФГОС «Библиотечно-информационная деятельность» и профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», обобщенная трудовая функция «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования».

 Откликаясь на запросы коллег из библиотек системы Министерства культуры РТ, мы разработали очно-заочную программу переподготовки «Библиотечно-информационная деятельность» на 510 часов и сами стали выезжать в города и районы РТ, где собиралась группы не менее 20 человек и где на базе ЦБС проводили три сессии. За 2016-2019 гг. профессиональную переподготовку в очно-заочной форме прошли более 250 сотрудников библиотек из районов РТ. Они все уже изменили свой должностной статус, получили повышение заработной платы. Сейчас руководители ЦБС, на базе которых проводилось обучение, начали вновь обращаться с просьбой организовать переподготовку своих новых сотрудников.

 Следует отметить, что недостатка в предложениях о проведении курсов переподготовки у руководителей библиотек не было – различные центры и непрофильные вузы предлагали свои услуги, причем за меньшую плату. Всем известный факт – курсы повышения квалификации и переподготовки кадров предлагают различные образовательные учреждения, где нет профильных специалистов, тем более уровня докторов наук. Но уровень и качество преподавания профессионалов сделали свое дело – слушатели хотят обучаться именно в КазГИК.

 Количество желающих обучаться в КазГИК на дополнительных профессиональных программах не позволяло организовать достаточное количество выездных занятий, в связи с чем встал вопрос об организации дистанционного обучения. Так была создана дистанционная программа профессиональной переподготовки «Теория и практика библиотечно-информационной деятельности», которая началась в 2020 г., как раз перед пандемией. За год было обучено 94 слушателя.

 Реалии таковы, что сегодня дистанционное обучение превалирует в силу объективных обстоятельств, и КазГИК делает все возможное для развития персонала библиотек с учетом ситуации. С января 2021 г.  по данной программе проходят переподготовку еще 34 слушателя.

  Кроме того, за 3 года около 300 слушателей из муниципальных и школьных библиотек прошли повышение профессиональной квалификации.

   Возросшая роль библиотек в содействии образованию, организации доступа к источникам знаний предъявляет к библиотекарям высокие требования. Даже профильное образование не освобождает от необходимости обучаться весь период профессиональной деятельности.  Но если учесть количество обучающихся в вузах по программам бакалавриата и магистратуры, то становится ясно, что еще несколько десятилетий библиотечная отрасль будет испытывать недостаток в профильных специалистах. И, следовательно, дополнительное профессиональное образование способно содействовать решению кадровых проблем библиотек.

 Нам представляется, что развитие персонала библиотек через систему дополнительного профессионального образования нуждается в государственной поддержке. Непрерывное профессиональное образование библиотекарей на платной основе не должно быть нормой. Следует разработать государственный заказ для реализации его профильными вузами.

 Список источников

  1. 1. Калегина О.А., Кормишина Г.М., Яшина Н.Г. Взаимодействие вуза и работодателя как основа подготовки востребованных специалистов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств: научный журнал. – 2020. - Bulletin of Kazan state university of culture and arts. - № 4. – С. 149-156.
  2. 2. Савич Л.Е. Библиотечно-информационная деятельность в контексте формирования социального здоровья: теоретико-методологические основы: моногр. /Казан. гос. ун-т культуры и искусств. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств, 2012. - 340 с.
  3. 3. Савич Л.Е., Шайтанова Н.А. К вопросу о стратегии, организации и содержании непрерывного библиотечно-информационного образования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств: научный журнал. – 2014. - Bulletin of Kazan state university of culture and arts. - № 3. – С. 75-79.

 

Сведения об авторах

Кормишина Гузела Мэльсовна, доктор педагогических наук, профессор Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный институт культуры» (Казань, Россия), ;

Савич Людмила Ефимовна, доктор педагогических наук, профессор Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный институт культуры» (Казань, Россия), .

Рецензент

Лопатина Н.В., доктор педагогических наук, главный редактор журнала

К оглавлению выпуска

Library education

25.08.2021, 737 просмотров.