СЛАДКОВА О.Б., ЗОТОВ А.И., ЛАРИНА Е.С. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТОВ РГАУ-МСХА

 В современной педагогической практике дистанционное обучение занимает важнейшее место. Повсеместное введение дистанта в 2020-2021 гг. во всех образовательных учреждениях показало, с одной стороны,  готовность проводить учебный процесс удаленно, но, с другой стороны, вскрыло проблемы технико-технологического, методического, социокультурного и даже психологического характера.

 Конечно, переход на такой формат работы произошел на подготовленной основе: в течение большого промежутка времени в советской системе высшего образования  развивалась заочная форма обучения, обеспечивающая студентов заданиями, которые нужно было выполнять на расстоянии, не приезжая в институт, и  методическими рекомендациями к ним. С начала нулевых годов в вузах стали создаваться электронные образовательные порталы, этот процесс был активизирован введенным локдауном, вызванным пандемией короновирусной инфекции. Именно те образовательные учреждения, которые уже использовали в полной мере электронные образовательные системы оказались в более  выгодном положении. В целом опыт дистанта приобрел для системы образования очень существенное значение и, наверное, пока не осмыслен в полной мере, поэтому к теме дистанционного обучения обращаются много исследователи.  

 В Российском государственном аграрном университете (РГАУ-МСХА) в весеннем семестре 2020-2021 учебного года было проведено исследование, цель которого заключалась в выяснении мнения студентов о дистанционном обучении. В данной статье анализируются результаты этого исследования.

 В задачи исследования входило узнать мнение студенчества о таких аспектах дистанционного обучения, как:

- удобство обучения,

- качество преподавания,

- возможность распоряжаться собственным временем,

- ощущение психологического благополучия.  

 На основе результатов опроса предполагалось определить плюсы и минусы дистанта по мнению студентов и предложить пути улучшения процесса дистанционого обучения в РГАУ -МСХА.

 Исследование проводилось  с 7 по 20 мая 2021 года методом компьютерного опроса.  Для сбора данных использовалась платформа Google Docs.  Количество респондентов, принявших участие в опросе: 648 человек (на 18.05.2021). Аудитория опроса - студенты РГАУ-МСХА им. К.А Тимирязева всех направлений и форм обучения.

 Анкета, на вопросы которой предлагалось ответить, имела следующую структуру. 

 Ознакомительный блок. В нём студенты указывали свои данные: а именно курс и форму обучения, институт, в котором они обучаются.

 Основной блок. Студентам задавали вопросы касательно дистанционного обучения. Предлагалось ответить на вопросы об удобстве работы в дистанте, технических проблемах, которые они испытывали,  программах связи, которыми они пользовались и др.

 Субьективный блок. Студентам предлагались ответить на вопросы о том, испытывали ли они какие-либо психологические проблемы, обусловленные форматом обучения, повлияла ли “дистанционка” на самоорганизацию и уровень мотивации к обучению.

 В заключительном блоке студенты выражали своё мнение о работе преподавателей и общее впечатление от дистанционного обучения.

 На вопрос  о том, с какими техническими проблемами  пришлось столкнуться во время дистанта, были получены следующие ответы:

- 46,9% респондентов указали на ошибки в работе образовательного портала;

- 37,7% отметили не стабильное интернет-соединение;

- 25,7% общее неудобство пользования техническими средствами;

- 19,3% опрошенных испытывали проблемы со звуком;

- 31,4% отметили, что проблем не испытывали.

          Большинство людей  (98,2%) отметили, что самая  популярная платформа, которую использовали во время дистанционного обучения была  Zoom. На втором месте  (с большим отрывом 42.7%) -Skype; на третьем - Google Meets (32,0%).

   Важное значение для уверенной ориентации в информационной среде и эффективности получения информации имеет знание пользователями средств разыскания.  На вопрос о том,  с помощью каких средств вы чаще всего находите информацию, студенты дали следующие ответы:

- 72, 8%  используют Google  и Yandex;

- 65,2% электронную образовательную среду;

-  только 19,4% опрошенных назвали электронный каталог университетской библиотеки, несмотря на то, что ЦНБ им. Н.И. Железнова создает и другие полезные для удовлетворения информационных потребностей продукты.

    В целом это  свидетельствует о том, что специальные методики и средства, повышающие  точность и полному поиска (две его самые существенные характеристики информационного), студентам не известны. Опрошенные не называли ни специализированные базы данных, ни реферативные журналы, ни другую продукцию, создаваемую профессионалами  информационной среды, что является недостатком информационного образования и неуверенным информационным поведением.

    Отмечая достоинства дистанционного обучения студенты назвали:

- обучение в комфортной, привычной обстановки (67,8%) ;

- гибкость учебного процесса (66,8%);

- возможность совмещать учебу и работу (55,9%);

- возможность возвращаться к пройденному материалу  (52,9%);

- 15,9 % опрошенных не отметили достоинств дистанционного обучения.

  Для выхода в сеть студенты чаще всего использовали смартфоны (89,2%), на втором месте – ноутбуки (76,5%), только на  третьем месте – стационарные компьютеры (39,5%).

  Студенты считают, что, благодаря дистанционному обучению, они научились лучше управлять своим временем: так ответили 56,9% респондентов, но 23,3% - считали, что дистант не повлиял на эту способность. Это находит подтверждение в ответе на вопрос о том, совмещали ли они учебу с другими формами деятельности:

- 46,9%  - работали;

- 44,6% - занимались творчеством;

- 28,9% -      получали дополнительное образование;

- только 18,5% не совмещали учебу с другими занятиями.

   Интересно было выяснить, какие психологические проблемы испытывали студенты во время дистанционного обучения:

- многие (34,1%) столкнули с прокрастинацией, т.е. с возможностью откладывать дела «на потом»;

- некоторым (27,4%) было сложно сконцентрироваться;

- проблемы в самомотивацией  и самодисциплиной испытывали 26,1% студентов;

- но вместе с тем, 46,5% опрошенных ответили, что не испытывали психологических проблем.

  Высоко студенты оценили работу преподавателей во время дистанционного обучения:

-  по мнению 43,3% студентов преподаватели работали хорошо, но были отдельные недочеты, например долго отвечали в на вопросы студентов через образовательный портал;

- 40,3% студентов оценили работу преподавателей, как прекрасную;

- 11,9% считали ее удовлетворительной;

- и только 3,5% считали, что во время дистанционного обучения преподаватели работали плохо.

  Выводы

  В целом студенты приняли дистанционное обучение и считают, что его нужно продолжать в случае необходимости и как дополнительную образовательную форму.

 Исследование показало необходимость улучшить работу образовательного портала РГАУ-МСХА путём оптимизации интерфейса, увеличения скорости загрузки страниц и увеличения пропускной способности, а также обогащения содержательного наполнения учебных курсов.

 В ходе исследования были выявлены недостатки информационного образования студентов, которое связано с незнанием многих средств информационного поиска и специальных методик разыскания необходимой информации. Этот недостаток мог бы быть устранен введением специальных курсов в учебные планы различных образовательных направлений и более тесными контактами с университетской библиотекой.

 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Анализ инновационной деятельности высших учебных заведений России /Гребенюк И.И., Голубцов Н.В., Кожин В.А., Чехов К.О., Чехова С.Э., Федоров О.В. – М.: Изд-во РАЕН, 2021.

  1. 2. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.distance-learning.ru/db/el/0DD78502474DC002C3256F5C002C1C68/doc.html.
  2. 3. Полат Е. С., Бухракина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е. С. Полат. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
  3. 4. Шаров В. Дистанционное обучение: форма, технология, средство //Известия Российского педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 94.- С.236 -240.

 

Сведения об авторах

 Сладкова Ольга Борисовна - доктор культурологии, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, ФГБУ ВО РГАУ -МСХА имени К.А. Тимирязева

Зотов Андрей Игоревич – студент ФГБУ ВО РГАУ -МСХА имени К.А. Тимирязева

Ларина Елизавета Сергеевна - студент ФГБУ ВО РГАУ -МСХА имени К.А. Тимирязева

 РЕЦЕНЗЕНТ

 Тютюнник Вячеслав Михайлович – доктор технических наук, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

information environment

07.02.2022, 463 просмотра.