Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. ПИРУМОВА Л.Н., КОЛЕНЧЕНКО И.А. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ КАДРОВ В НАУЧНОЙ ОТРАСЛЕВОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Введение. В трудовом кодексе Российской Федерации прописано, что Аттестация работников на соответствие занимаемой должности обязательна для научных сотрудников (ст. 336.1 ТК РФ) и педагогов (ст. 332 ТК РФ), государственных и муниципальных служащих, т. е. для остальных работников она необязательна.

 Роль аттестации в трудовых отношениях очень велика, поскольку в ст. 81 ТК РФ (Расторжение трудового договора по инициативе работодателя) говорится, что трудовой договор может быть расторгнут по причине «несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации». Таким образом, Аттестация является действенным инструментом, стимулирующим работников и инструментом воздействия на работника, вплоть до увольнения. Поэтому крайне важно, чтобы Аттестация проводилась строго в соответствии с нормативными актами, поскольку решение об увольнении, принятые администрацией на основании решения Аттестационной комиссии может быть предметом спора и судебных разбирательств.

 В этой же статье ТК прописано, что «порядок проведения аттестационных мероприятий устанавливается как трудовым законодательством, так и иными нормативно-правовыми актами, а также локальными актами организации». Итак, на законодательном уровне общий порядок проведения аттестации не установлен, каждая организация прописывает свои правила в соответствующем положении (1).

 Однако в ТК прописано, что «В целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научного работника (за исключением научных работников, трудовые договоры с которыми заключены на определенный срок) проводится аттестация в сроки, определяемые локальным нормативным актом, но не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в пять лет» и далее «Порядок проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда». Таким образом, организация самостоятельно разрабатывает собственные локальные акты, регулирующие проведение аттестации, но на основании документов, разработанных Учредителем.

 Порядок проведения аттестации может регламентироваться актами, не носящими нормативный характер. Так, например, работники учреждений культуры и искусства проходят аттестацию в соответствии с письмом Минкультуры Российской Федерации от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ.

 При определении квалификационного уровня специальная комиссия работодателя должна опираться на существующие профессиональные стандарты. С принятием Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», с 1 июля 2016 г. применение профстандартов работодателями стало обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, если ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ установлены такие требования (2). В статье 57 ТК говорится «если выполнение работ связано с предоставлением льгот и компенсаций или для работников есть ограничения, то и наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам». Для остальных категорий работников профстандарты носят рекомендательный характер (3). Если же по одной должности, профессии или специальности есть одновременно и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт, то работодатель принимает решение самостоятельно. Норма является альтернативной, т. е. предполагает право выбора (письмо Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253 с разъяснениями о применении стандартов)(4). Но пока стандарт на «Специалиста по библиотечно-информационной деятельности» не утвержден.

 Некоторые специалисты считают, что с 1 июля 2019 г. самостоятельное проведение работодателем аттестации, как это предусмотрено ст. 81 ТК РФ, невозможно и для этих целей работников необходимо отправлять в центры независимой оценки квалификаций.

  Однако появилось разъяснение Министерства труда и социальной защиты России (5), из которого ясно, что с целью установления соответствия уровня квалификации работника выполняемой работе работодатель вправе проводить аттестацию работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе, проводимой в порядке, установленном в соответствии с законодательством.

  Что касается независимой оценки квалификации, то она является процедурой подтверждения соответствия квалификации работника положениям профессионального стандарта и регулируется Законом №238-ФЗ.

  Таким образом, в Министерстве труда и социальной защиты России считают аттестацию, проводимую на основании ст. 81 ТК РФ, и независимую оценку квалификации различными процедурами, преследующими разные цели. И положения Закона № 238-ФЗ не распространяются на проведение аттестации работников и не лишают работодателя права проведения такой процедуры.

  Вместе с тем Минтруд России отметил, что в порядок проведения процедуры аттестации может быть включено также положение о направлении работников на независимую оценку квалификации как один из этапов аттестации.

Проведение аттестации в научных библиотеках

  В отраслевых научных библиотеках имеются должности научных сотрудников (младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник) и библиотечные должности (библиотекарь, главный библиотекарь, библиограф, главный библиограф).

  Итак, с одной стороны наличие библиотечных должностей предполагает разработку локальных документов на основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации №1435 от 24 июня 2016 г. «Об утверждении порядка проведения периодической аттестации работников библиотек» (6), но с другой стороны библиотеки и НИУ, в которых такие библиотеки имеются, являются научными учреждениями, относятся к Министерству науки и высшего образования России, т. е. на них распространяется действие Приказа Минобрнауки России от 5 августа 2021 г. №714 «Об утверждении порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников», который вступил в силу с 1 марта 2022 г. и действует 6 лет со дня его вступления в силу (7).

 Аттестация осуществляется и проводится в соответствии с утвержденным в учреждении Положением об аттестации работников с целью установления соответствия работника занимаемой должности и квалификации на основе оценки их профессиональной деятельности. Аттестация призвана способствовать повышению профессионального уровня работников, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на назначение на должность при сокращении численности или штата работников, а также вопросов, связанных с изменением условий труда работников. Способствовать улучшению подбора, расстановки и воспитания кадров, повышению уровня профессионального мастерства, деловой квалификации, качества и эффективности работы, усилению и обеспечению более тесной связи заработной платы с результатами труда, приведению в соответствие наименований должностей с квалификационными требованиями.

   Основные принципы аттестации ‑ это коллегиальность, гласность, открытость.

 Повторимся, каждое учреждение должно самостоятельно разработать Положение об Аттестационной комиссии и Порядок проведения Аттестации, но на основании документов, разработанных Учредителем. В случае научных библиотек  подведомственных Минобрнауки это приказ Минобрнауки России, но он регулирует аттестацию работников, занимающих научные, но не библиотечные должности. Однако, в научных библиотеках зачастую больше библиотечных должностей. Рассмотрим оба документа с тем, чтобы понять, в чем их отличия и можно ли их использовать одновременно при разработке локальных нормативных актов, регулирующих аттестацию работников научных библиотек.

Анализ Порядков. Оба Порядка определяют правила, основные задачи и принципы проведения аттестации, которая проводится с целью подтверждения соответствия работников занимаемой должности на основе оценки результатов их профессиональной деятельности. Практически совпадают списки не подлежащих аттестации лиц (в Порядок Минобрнауки России добавлено: работники, с которыми заключен срочный трудовой, а в документе Минкульта России – проработавший менее 1 года, что в равной степени, на наш взгляд, справедливо и для научных работников). Срок проведения аттестации: определяются локальным нормативным актом, но не чаще 1 раза в 2 года и не реже 1 раза в пять лет (Минобрнауки), а Минкульт России предписывает проведение очередной аттестации 1 раз в 5 лет, а внеочередной ‑ после принятия решения о сокращении должностей или изменении условий труда.

  Для проведения аттестации в организации должна быть создана Аттестационная комиссия, состав которой формируется с учетом необходимости исключения возможности конфликта интересов и включает председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря, членов комиссии. В состав включается представитель первичной профсоюзной организации. В Порядке Минобрнауки России особо оговаривается, что председателем аттестационной комиссии является руководитель организации. Аттестационная комиссия (Минкульт) является совещательным органом и действует на общественных началах. Таким образом, положения касающиеся формирования Аттестационной комиссии и требований к ней и ее составу не противоречат друг другу и любой из них или оба могут быть использованы при создании Положения об аттестационной комиссии.

Организация проведения аттестации. В обоих Порядках указано, что решение о проведении аттестации работников, дате, месте и времени ее проведения принимает руководитель организации и издает локальный документ. Вот далее есть расхождения: Минобрнауки России указывает, что не позднее, чем за 30 дней до проведения аттестации эти сведения должны быть доведены до работников, а Минкульт России предписывает, что аттестуемый должен быть ознакомлен с Представлением и графиком проведения аттестации за 30 дней до аттестации, т.е. Представление должно быть написано одновременно с приказом об аттестации, в котором должен быть и график ее проведения, что не очень удобно и логично.

  В обоих документах прописано, какие сведения должны быть представлены в Аттестационную комиссию.

  До проведения аттестации работодатель готовит и вносит в аттестационную комиссию Представления на каждого аттестуемого. В Порядке Минкульта России подробно указывается, какие именно сведения должны быть в представлении, что очень полезно при создании формы представления.

  Для научных сотрудников этот список более обширный, включает также список научных публикаций и трудов, участие в научных конференциях, в редколлегиях научных журналов и т. д. Количественные показатели результатов труда научных сотрудников вынесены в отдельное Приложение к Порядку Минобрнауки России. Важно отметить, что в соответствии с Порядком Минобрнауки России, научный сотрудник заранее должен быть ознакомлен с перечнем количественных показателей результативности труда и критериями качества результатов. Кроме того, в целях проведения аттестации организация ведет информационную базу, в которую вносятся (самим научным работником или уполномоченным работником организации) сведения о результатах. Проверку полноты и достоверности сведений осуществляет сам научный работник в течение 20 дней со дня оповещения о проведении аттестации. При разработке локального Порядка проведения аттестации целесообразно выделить требования к научным сотрудникам в отдельный раздел.

  В Порядке Минкульта России более подробно описано, какие решения может выносить комиссия и ее действия по ведению протокола, по представлению решения комиссии, что определяет однозначность ее действий.

  При разработке Положения об аттестационной комиссии и Порядка проведения аттестации в научной библиотеке, имеющей в штатном расписании должности научных сотрудников и библиотекарей, целесообразно использовать оба Порядка, поскольку Порядок Минобрнауки России отражает специфику труда и оценки его результативности научных сотрудников, что должно быть обязательно отражено в локальных документах, но библиотечные работники не подлежат подобной оценке.

  В ФГБНУ ЦНСХБ разработаны «Положение об Аттестационной комиссии Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека», «Положение о порядке аттестации работников Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека», форма аттестационного листа. Состав аттестационной комиссии утверждается приказом директора, который является председателем Аттестационной комиссии. Для проведения аттестации формируется постоянно действующая аттестационная комиссия, которая утверждается приказом директора.

  Решение о проведении аттестации, месте и времени проведения аттестации принимает директор и закрепляет приказом, к которому прилагается список работников ФГБНУ ЦНСХБ, подлежащих аттестации и график проведения аттестации. Работников, подлежащих аттестации, знакомят с приказом под подпись не менее, чем за 1 месяц до проведения аттестации. Создана специальная база данных, в которую научные сотрудники вносят сведения о результативности своего труда.

  База создана таким образом, что доступ к ней имеют только научные сотрудники и уполномоченные лица. Причем научный сотрудник имеет доступ только к своим данным, что соответствует требованиям о безопасности персональных данных. В течение 20 дней со дня оповещения о проведении аттестации сотрудники обновляют сведения, затем их достоверность проверяется одним из членов аттестационной комиссии. За 14 дней до аттестации руководители подразделений подготавливают на аттестуемого Представление, с которым знакомят (под подпись) аттестуемого, заполняется Аттестационный лист, в который вносятся сведения о фамилии, имени, отчестве аттестуемого; его должность, год рождения; сведения об образовании (что и когда закончил), ученой степени, стаже работы (общий и в ЦНСХБ), сведения о повышении квалификации, о выполнении рекомендаций предыдущей аттестации.

  В аттестационном листе также есть пункты, которые заполняются в процессе аттестации: замечания и предложения аттестационной комиссии, замечания и предложения аттестуемого, итоги голосования по оценке (соответствует должности: за/против); рекомендации аттестационной комиссии. Аттестационный лист подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии.

  Аттестуемый знакомится с результатами, зафиксированными в аттестационном листе, и ставит свою подпись. Аттестационный лист единый для всех аттестуемых как научных сотрудников, так и библиотечных работников.

  Научные сотрудники дополнительно представляют в аттестационную комиссию количественные показатели результативности, согласно перечню количественных показателей, разработанных в ЦНСХБ в соответствии с рекомендациями Минобрнауки (общий список научных трудов, а также список, опубликованных после предыдущей аттестации (т.е. за 5 лет), в т. ч. в рецензируемых системах) и т. п., представленные в информационной базе.

Заключение. Итак, для проведения аттестации в научной библиотеке должны быть приняты локальные нормативные акты: Положение об аттестационной комиссии; Порядок (Положение) проведения аттестации; Приказ о проведении аттестации, устанавливающий список работников, подлежащих аттестации, сроки и график прохождения аттестации работниками. Должны быть протоколы заседания Аттестационной комиссии.

 Таким образом, особенностью аттестации в научных библиотеках является то, что часть трудового коллектива ‑ научные сотрудники ‑ должны представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о результативности своего труда, которые должны быть отражены в специально созданной информационной базе. Все эти положения должны быть зафиксированы в локальных нормативных актах.

Список источников

  1. 1. Корнеева А.С. Аттестация персонала организации//Молодой ученый. -2020. - №45 (335). -С.317-318. [Электронный ресурс] URL:http//moluch.ru/archive/335/74871 (Дата обращения 02.03.2022)
  2. 2. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности». // https://base.garant.ru/71431038 (Дата обращения 02.03.2022)
  3. 3. Стромова И. В. Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя // https://school.kontur.ru/publications/237 (Дата обращения 02.03.2022)
  4. 4. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 апреля 2016г. N 14-0/10/13-2253 «Информация Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов» // https://base.garant.ru/71368732/ (Дата обращения 02.03.2022)
  5. 5. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 сентября 2019 г. № 14-3/В-742 «О направлении работников на независимую оценку квалификации» // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 72684908/ (Дата обращения 02.03.2022)
  6. 6. Приказ Министерства культуры Российской Федерации №1435 от 24 июня 2016г. «Об утверждении порядка проведения периодической аттестации работников библиотек» // https://docs.cntd.ru/document/420366169? marker=6540IN (Дата обращения 02.03.2022)
  7. 6. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 5 августа 2021 г.№714 «Об утверждении порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников» // https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=45379 (Дата обращения 02.03.2022)
  8. Сведения об авторах

  9. Пирумова Лидия Николаевна, кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации; заместитель директора по научной работе, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека

  10. Коленченко Ирина Александровна, кандидат экономических наук; заместитель директора, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека

К оглавлению выпуска

Library education

08.05.2022, 170 просмотров.