Изучаем зарубежный опыт. КУКЕЕВА М.К., МУСАЕВА С.Т. ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕТСКИЕ БИБЛИОТЕКИ КАЗАХСТАНА
Динамичное развитие общества в XXI веке требует необходимости совершенствования библиотечного дела в соответствии с требованиями времени. Закон «О Национальной программе информатизации» № 74/98-ВР от 4 февраля 1998 года, который четко определил задачу обеспечения граждан и общества своевременной, достоверной и полной информацией путем широкого использования интернет-технологий [1].
Одним из источников оперативной информации являются интернет-библиотеки, книги, статьи, изобразительное искусство, аудио-, видеоархивы, хранящиеся во всемирной паутине.На общегосударственном уровне вопросы информатизации нашего общества решаются благодаря реализации проекта «Цифровой Казахстан» [2].
Сегодняшние дети растут в мире, где информация является одним из основных продуктов в рынок товаров и услуг. Он широко доступен и обширен, но найти что-либо в количестве информационных потоков, представленных в Интернете, непросто.
Для того чтобы подрастающее поколение могло умело находить, обрабатывать и использовать информацию в своих целях, необходимо с раннего возраста формировать культуру, которая поможет ребенку легче жить в дальнейшем в информационном обществе. Являясь одним из основных источников знаний, библиотека должна способствовать развитию людей в сфере информационной культуры.
Состояние детского чтения в Казахстане не оставляет равнодушными родителей, учителей, библиотечных работников, книгоиздателей. В связи с этим Министерство культуры и спорта Республики Казахстан объявил 2021 год Годом поддержки детско-юношеского чтения в Казахстане .
На сегодняшний день в стране насчитывается 11 000 библиотек, из них в сфере образования и науки – 7096, в школах – 6461, колледжах – 579, вузах-56, в том числе республиканский научно - педагогический библиотечный фонд организаций образования составляет 267325289 единиц хранения [3].
Полки библиотек республики пополняются детской литературой молодых казахстанских авторов. Среди казахстанских издательств, выпускающих детскую литературу, можно назвать такие издательства, как«Алматыкітап баспасы», «Атамұра», «Аруна», «Мектеп». Встречи с казахстанскими детскими писателями организуются на международных книжных ярмарках в Казахстане для популяризации местной литературы среди детей и подростков. К сожалению, детские библиотеки Казахстана утратили бесценный опыт привлечения классиков казахской и мировой литературы. Поэтому совместными усилиями специалистов различных областей культуры и казахстанских издательств стараются создать все условия для чтения детской литературы. Примером может служить деятельность Национальной академической библиотеки Астаны. Отрадно, что 23 апреля 2018 года здесь был создан Детский библиотечный фонд.
На сегодняшний день этот фонд составляет более 13 000 детских изданий и ежедневно пополняется новыми изданиями. Посетителями библиотеки являются дети и подростки от 6 до 14 лет. Эта библиотека - хороший пример того, как легко привлечь внимание ребенка, а также как интегрироваться в информационную культуру и культуру чтения. Учащиеся часто обращаются в Национальную электронную библиотеку. В изданиях представлены различные темы – история края, религия, культура, литература и языкознание, флора и фауна, гидрология, рыболовство, животноводство, землепользование и др.[4].
В последние годы Казахстан успешно работает над созданием электронных библиотек различной направленности, в том числе для детей и юношества. Сегодня казахстанские дети могут воспользоваться услугами нескольких библиотек. Стоит отметить, что во многих крупных электронных библиотеках и порталов где имеются разделы детской литературы, которые, в свою очередь, делятся на подразделы: сказки, стихи, рассказы и др.
Примером может служить электронная библиотека «Открытая библиотека Казахстана»(Kitap.kz), проект, направленный на разработку контента на казахском языке в Интернете. Проект включает в себя произведения казахской литературы и казахстанских ученых, искусства и творчества в различных сферах. В коллекции библиотеки представлены лучшие казахстанские издания для детей и книги, вошедшие в рамки детского чтения, оформленные лучшими отечественными художниками-иллюстраторами, а также книги, а также книги, являющиеся ярким отражением лучшего художественного образа казахстанских детских писателей. Информацию о детских книгах можно найти в «Электронной библиотеке» [5].
«Открытая библиотека Казахстана» не ограничивается произведениями казахской литературы, но включает также выдающиеся произведения зарубежной литературы, переведенные на казахский язык, а также исследовательские, учебные и публицистические материалы. Также фонд «Открытая библиотека Казахстана» пополняется аудиокнигами авторов, изучаемых в школьной программе по предмету «Казахская литература». Благодаря этому любой потребитель сможет окунуться в целый литературный мир, охватываемый школьной программой, и услышать аудиозапись произведений.
Активно использует казахстанские школьники и международную электронную детскую библиотеку (ru.childrenslibrary.org). В этой библиотеке есть книги для детей и подростков. Фонд детской библиотеки позволяет всем детям мира бесплатно читать лучшую детскую литературу онлайн. Библиотека, в которой можно читать классические и современные книги разных стран и на разных языках. Поиск очень удобный, можно искать по странам, автору, названию, наградам, рекомендациям других читателей, новостям, иллюстрациям. Книги в библиотеке представлены красочными иллюстрациями.
На сайте библиотеки представлены оцифрованные копии книг разных стран на языке оригиналов. Особой популярностью пользуется электронная библиотека Национальной библиотеки РК. Здесь собраны различные по жанрам и времени произведения не только казахстанских писателей-классиков, но и современных авторов. У посетителя есть возможность читать книги онлайн или бесплатно скачать их на свой носитель. На страницах национальной библиотеки представлена не только художественная литература, но и биографии писателей Казахстана.
Сегодня у него большая аудитория. Цель сайта, по словам его создателей, донести до читателя замечательные произведения талантливых писателей Казахстана. Отечественная электронная библиотека специализируется на казахской художественной литературе. Поиск необходимой информации осуществляется двумя способами: ФИО автора и жанр произведения .Все собранные здесь издания структурно разделены на несколько разделов: «Казахская классическая литература»,«Современная казахская литература», «Абай и Пушкин», «Электронная библиотека», «Мир Мухтара Ауэзова».
Позитивной новостью является то, что на ресурсе размещена школьная программа по казахской литературе. Это поможет менее мотивированным учащимся запомнить, что стоит прочитать. Организаторы библиотеки уделяют большое внимание учебным материалам: рефератам, произведениям, переводам, контрольным вопросам.[6]
Для школьников интересен портал «История Казахстана» (http://e-history.kz/). Он посвящен истории Казахстана с древнейших времен до наших дней. Портал предлагает широкий выбор материалов на казахском, русском и английском языках. Начать можно с «Хронологии событий», которая позволяет перепечатать историю нашей страны, все основные ее даты с древнейших времен до наших дней. При нажатии на регион на «Интерактивной карте» страны откроются достопримечательности, исторические ценности и их описания.
В разделе «Исторические знания» для школьников и студентов имеются методические материалы для учителей. Раздел «Мультимедиа» содержит коллекцию фотографий, аудио- и видеофайлов, организованных по темам, включая хронологию. Раздел «Электронный архив» включает полнотекстовые материалы по древним артефактам, средневековым источникам, документальным хроникам ХХ века и другое. Раздел «Персонажи» содержит информацию о правителях, ханах, султанах, героях, поэтах, политиках, ученых. Материалы расположены в алфавитном порядке. Электронная библиотека портала предоставляет доступ к сотням монографий, диссертаций, статей, доступных после регистрации. Поиск по разделам, в том числе по алфавиту. Материалы доступны на английском языке. Этот же портал содержит ссылки на сайты архивов, музеев, библиотек и научно-исследовательских институтов [7].
В рамках реализации поручения Президента в Казахстане запущен проект «Школа», сообщает BaigeNews.kz портал литературы среди детей пользуется спросом Интернет-библиотека произведений казахстанских авторов. Целью интернет-портала является популяризация казахской культуры и государственного языка не только в Казахстане, но и за рубежом путем повышения интереса к казахской литературе. Электронные публикации доступны на сайте на разных языках.
Электронная библиотека www.opiq.kz работает в Казахстане более двух лет и насчитывает более 75 учебников. Электронные учебники платформы opiq.kz в основном это учебники «Алматыкитап», но имеются учебники и другие издания - «АрманПВ» и EduStream. Все собранные учебные материалы соответствуют opiq.kz, учебному плану и готовят учителей, ученых, специалистов в своей области. В процессе обучения ребенок сможет сохранять задания, которые снова будут доступны при посещении сайта. Система работает на смартфонах, планшетах, компьютерах и ноутбуках вне зависимости от операционной системы и модели устройства.
Работает молодежный образовательный портал для студентов по вопросам профессионального образования, занятости и отдыха. На портале молодежь может найти много интересной и полезной информации о профессиональном образовании, трудоустройстве студентов и культурно-досуговой жизни: новости ЕНТ, статьи и советы, каталоги и рейтинги вузов, лицеев и колледжей, абитуриенты в вузы, магистратуры и программы докторантуры условия приема и т.д.
Анализ показывает, что все перечисленные электронные библиотеки имеют ряд общих черт: все они являются сетевыми электронными ресурсами свободного доступа; упрощают доступ читателя к актуальной информации; специализируются на художественной и образовательной литературе; относятся к свободно известным структурам, преследующим цель повышения национального самосознания молодежи, привития любви к родному языку, литературе, истории.
Назовём основные проблемы ЦБС детских республики:
- 1. Нет эффективной поддержки библиотек как основы развития информационной инфраструктуры страны. Большинство детских библиотек не перестроились на новые форматы работы, связанные с внедрением передовых информационных технологий и методов управления.
- 2. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров детских библиотек не отвечает современным требованиям. Необходимо разработать систему оценок уровня квалификации (компетентности) библиотечных сотрудников.
Список источников
- 1. О проекте Закона Республики Казахстан «Об информатизации»: Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 июня 2006 года №526. По ссылке: https: / / adilet. zan. kz / kaz
- 2. Государственная программа Цифровой Казахстан: Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827. По ссылке :https://adilet.zan.kz/kaz/d
- 3. Даутова Ж. Наше будущее зависит от чтения//Вечерняя Астана. - - 13 февраля; Современная литература Казахстана. Электронная библиотека. По ссылке // www.nlrk.kz/index.
- 4. Национальная библиотека РК. Электронные библиотеки. По ссылке: https://nlrk.kz/index.php.
- 5. Открытая библиотека Казахстана. По ссылке : https://kitap.kz/
- 6. Национальная библиотека РК. Электронные библиотеки. По ссылке : https://nlrk.kz/index.php
- 7. Портал истории Казахстана https: по ссылке //e-history.kz/kz/
Сведения об авторах
Кукеева Мира Кульчимбаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова (Шымкент, Казахстан)
Мусаева Суйкум Тулембаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова (Шымкент, Казахстан)
история библиотечного образования, information environment, история библиотечного дела, популяризация литературы, чтение, Год литературы, история книги
08.05.2022, 675 просмотров.