Информационные технологии в культуре и образовании. МАТВЕЕВА И.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТАХ КАФЕДРЫ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛЯБИНСКОГО ГИК

 Автоматизация всех сфер человеческой деятельности и цифровизация социального пространства обусловили постепенную интеграцию дистанционных образовательных технологий в высшее образование. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» с 2012 г. имеется статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», которая определяет дефиницию «дистанционные образовательные технологии» как «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [5].

 Правительственные противоковидные меры 2020 года привели к частичному переходу работы учреждений ВО на дистанционный режим. Это стало мощным толчком развития дистанционных технологий и образования, пересмотром организационных основ реализации образовательного процесса, изменений методики преподавания и многим другим содержательным переменам.

 Челябинский ГИК, как и все образовательные учреждения в этот период, стал активно развивать электронную образовательную среду для студентов и преподавателей; участники образовательных отношений стали активно осваивать дистанционные образовательные технологии. В период самоизоляции необходимо было менять не только технологию образовательного процесса, но и технологии научных и профессиональных коммуникаций. Поэтому кафедрой библиотечно-информационной деятельности было предложено ряд инициатив, которые зародились в период локдауна, и успешно стали развиваться и наращиваться в последующий период.

 Первая инициатива была обусловлена производственной необходимостью в период пандемии и самоизоляции продолжать реализовывать образовательный процесс в группах дополнительного профессионального образования по программе «Библиотечно-информационная деятельность». Последняя (третья) сессия и защита ВКР были проведены в онлайн режиме. А со следующего 2020-2021 учебного года, весь образовательный процесс по этому направлению перешел в дистанционный режим. Вуз стал набирать единую группу слушателей (ранее набор велся по территориям с организацией сессий на базе местных ведущих библиотек). Такой подход привел к экономии финансовых затрат (за счет нивелирования командировочных расходов и оптимизации затрат на оплату преподавательского труда) и временного ресурса преподавателей.

 Второй инициативой стало предложение апробировать реализацию дистанционной образовательной программы по направлению подготовки 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность. На основе ФГОС ВО [4] была разработана образовательная программа (ОП) с учетом специфики образовательного процесса, организованного в дистанционном режиме. Учебный план ОП включал 17 обязательных дисциплин и 8 дисциплин части, формируемой участниками образовательных отношений (в том числе 4 пары дисциплин по выбору), две факультативных дисциплины, одну учебную и три производственных практики и государственную итоговую аттестацию, проводимую в форме выполнения и защиты выпускной квалификационной работы. Срок обучения по данной образовательной программе составляет 2,5 года. Первый набор студентов был сделан в прошлом учебном году. Преподавателями кафедры и вуза (по обще академическим дисциплинам) обеспечено четыре семестра: записаны лекции, установки на практическую и самостоятельную работу, консультации по прохождению практик и др. Технико-технологической основой реализацией образовательного процесса для данной ОП стала платформа электронного обучения «Moodle», удобная в эксплуатации для нужд образовательного процесса: она одновременно выполняет функции автоматизированной системы деканата, электронной образовательной платформы с доступом ко всему созданному учебно-методическому и образовательному контенту и коммуникационной площадки (форума) для организации неформального общения педагогов и обучающихся, размещения объявлений и др. Данная инициатива позволила привлечь студентов, обучающихся на коммерческой основе, сделать процесс обучения комфортным и прозрачным для всех участников образовательного процесса.

 В 2021 году Челябинский государственный институт культуры вошел в нацпроект «Культура», программа «Творческие люди». На базе вуза был открыт Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, вузом подготовлены для реализации четыре программы библиотечного профиля: «Библиография в электронной среде», «Будущее библиотеки», «Современные технологии библиотечного обслуживания», «Модельные библиотеки: создание, управление, компетенции персонала» [3]. В данных образовательных программах задействовано более 10 штатных педагогов института и привлечено восемь ведущих специалистов-практиков библиотечной отрасли (С. Ю. Волженина, Н. С. Редькина, В. П. Чудинова, О. Д. Опарина и др.), подготовлено около 40 лекций, разработано двенадцать практических работ. С января 2021 года обучение по данным образовательным программам прошло около 20 групп, средней численностью около 80-90 человек каждая.

 Четвертая инициатива кафедры воплотилась в проект «Современная библиотека» (https://vk.com/club194749859). Он появился благодаря сотрудничеству кафедры и Совета молодых ученых Белорусского государственного университета культуры и искусств. Проект стартовал 28 апреля 2000 года и первоначально предполагал открытые публичные лекции ученых-библиотековедов, библиографоведов и книговедов для студентов библиотечного профиля. Проект вызвал большой интерес у практиков библиотечной отрасли и уже с первых мероприятий они стали основной целевой группой проекта. Ведущие специалисты сами стали проявлять инициативу и лекции дополнились вебинарами и мастер-классами по актуальным библиотечным направлениям и технологиям. В 2021 году проект получил поддержку секции 09/10. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Российской библиотечной ассоциации.

 В настоящее время группа проекта в социальной сети «ВКонтакте» насчитывает более 1700 участников. За все время существования проекта в нем было реализовано более 50 вебинаров и десять крупных многочасовых мероприятий. Спикерами вебинаров /лекций в разное время становились вузовские ученые, ведущие специалисты российских, белорусских и казахстанских библиотек, реализующие яркие инновационные проекты. Содержательно проект охватывает наиболее актуальные и инновационные аспекты работы детских, молодежных и других публичных библиотек, научных и вузовских библиотек. Посещаемость каждого вебинара зависит от актуальности темы и варьируется от 40 до ста участников. Как показывает статистика группы нашими слушателями являются специалисты России, Республик Казахстан и Беларусь, незначительный сегмент занимают посещения из США и стран Евросоюза. Каждый вебинар не только обеспечивает возможность поделится успешным опытом, но и устанавливает обратную связь для спикера, обеспечивает профессиональные коммуникации, которые нередко продолжаются за рамками нашего проекта в форме сотрудничества библиотек в каком-либо направлении.

 Еженедельные вебинары мы стараемся обогащать крупными онлайн мероприятиями. Так на площадке «Современной библиотеки» были проведены библиомарафон «Формула успеха» (организаторы ЧГИК и ЧОБМ), форсайт-сессия «Детская библиотека: прорыв в будущее» (ЧГИК и ЧОДБ им. В. Маяковского), XII межрегиональная школа инноватики «Электронная и цифровая среда в библиотеке» (ЧГИК и ЧОБМ), научно-практический семинар «Библиографический калейдоскоп» (ЧГИК и ЦБС Златоустовского ГО), международная научно-практическая конференция «Моделирование коммуникационной среды в специальной библиотеке» (ЧГИК и ЧОСБСС), научно-практические семинары «Библиотека как медийный актор» (ЧГИК и ЧОБМ), «Удивительное краеведение» (ЧГИК и ЦБС Златоустовского ГО), творческая коллаборация «Молодежная среда в библиотеках нового поколения» (ЧГИК и ОГБ г. Магнитогорска), XIII межрегиональная Школа инноватики «Медийная культура личности: технологии формирования и развития», готовится проведение в ноябре всероссийской научно-практической конференции «Имидж, бренд и репутация как конкурентные преимущества библиотеки».

 Программа таких мероприятий формируется в том числе из выступлений слушателей наших вебинаров. Используя онлайн формат, мы существенно расширили круг участников, налаживая профессиональные связи со специалистами ближнего зарубежья. Это делает программу многообразной, насыщенной и интересной. Каждое мероприятие собирает от 300 до 800 подключений в прямом эфире и множество просмотров записей. Мы стараемся наряду с традиционными докладами включать интерактивные формы: дискуссии, панели, мастер-классы, тренинги, деловые игры. По итогам работы нескольких событий были изданы сборники с материалами и текстами выступлений [1, 2, 6].

 Для организаторов данный проект является волонтерской инициативой и не всегда хватает времени и других ресурсов. Мы очень благодарны, что в профессиональной среде и нашем окружении существуют партнеры, готовые взять на себя груз ответственности и часть организационных усилий. Поэтому залогом успешности данного проекта становится партнерство вуза и библиотек.

 При работе над любым событием проекта мы можем столкнутся с техническими или социальными проблемами. К проблемам технического сопровождения мы относим: наличие хакерских атак (это проблема программного сопровождения), ограниченность времени видеоконференции (бесплатный режим эксплуатации платформы Zoom подразумевает интервал конференции 40 минут). К проблемам социального сопровождения относим привлечение целевой аудитории (проблема продвижения события), не соблюдение спикерами тайминга выступлений, монотонность протекания события при отсутствии интерактивных включений (активизация аудитории на дискуссию, вопросы, высказывания). Тем н менее, эта работа приносит значимый социальный результат: растет положительная репутация вуза, расширяется аудитория наших проектных инициатив; отзывы участников наших мероприятий подтверждают актуальность тем и выбранных форм наших образовательных проектов.

 

Список источников

  1. 1. Моделирование коммуникационной среды библиотеки: материалы VII межрегион. библиомарафона «Формула успеха», Челябинск, 25–26 авг. 2020 г. / Челяб. гос. ин-т культуры; Челяб. обл. б-ка для молодежи ; сост. И. Ю. Матвеева. – Челябинск : ЧГИК, 2020. – 112 с. ISBN 978-5-94839-754-2. – Текст: непосредственный.
  2. 2. Моделирование коммуникационной среды в специальной библиотеке : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (25 февраля 2021 г., Челябинск) / Челяб. гос. ин-т культуры, Челяб. обл. спец. б-ка для слабовидящих и слепых ; сост.: А. С. Панин, К. А. Спесивцев ; отв. ред. А. С. Панин, ред. В. П. Кучин ; отв. за вып. М. И. Кочутина, И. Ю. Матвеева. – Челябинск : ЧГИК, 2021. – 178 с. – Текст (визуальный) : непосредственный. ISBN 978-5-94839-780-1. – Текст: непосредственный.
  3. 3. Образовательные программы повышения квалификации. – Текст: электронный. – Режим доступа: https://chgik.ru/node/2748. – (04.11.21021).
  4. 4. ФГОС специальности 51.04.06 Библиотечно-информационная деятельность Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. №1188. – Текст: электронный. – Режим доступа: https://classinform.ru/fgos/51.04.06-bibliotechno-informatcionnaia-deiatelnost.html. – (04.11.21021).
  5. 5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). – Текст: электронный. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. – (04.11.21021).
  6. 6. Электронная и цифровая среда библиотеки: материалы XII Всероссийской школы инноватики (конференции), Челябинск, 14–15 окт. 2020 г. / сост. И. Ю. Матвеева; ФГБОУ ВО «Челяб. гос. ин-т культуры», ГКУК «Челяб. обл. б-ка для молодежи». – Челябинск : ЧГИК, 2021. – 129 с. ISBN 978-5-94839-766-5. – Текст: непосредственный.

 

Сведения об авторе

Матвеева Ирина Юрьевна - заведующий кафедрой библиотечно-информационной деятельности, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный институт культуры,  

К оглавлению выпуска

Library education, Библиотечное образование

25.07.2022, 343 просмотра.