Язык. Знание. Аналитика. КОРН М.Г. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В последние годы Интернет прочно вошел в жизнь людей, являясь не только источником информации, но и средством коммуникации. Пандемия способствовала своего рода информационной революции, которая случилась на наших глазах и повлекла за собой очень много изменений. В этот период произошли существенные трансформации не только в жизни общества, но и в коммуникативных отношениях между людьми. Пандемия коронавируса привела к тому, что дистанционными стали учёба, работа, общение с друзьями и близкими. Сейчас это стало даже привычным для нас. Хотелось бы обратить внимание на то, что библиотеки довольно быстро адаптировались к данной ситуации и взяли на вооружение этот способ взаимодействия в сложный для всех нас период невозможности живого, непосредственного общения. Компьютерная коммуникация имеет ряд особенностей в сравнении с реальной. Одна из них в том, что практически обесценивается живое общение, превращаясь в виртуальное, удобное и доступное, позволяющее в кратчайшие сроки одновременно обрабатывать множество информации. В свою очередь компьютерное общение характеризуется некоторыми особыми чертами: невозможностью полноценного визуального контакта, высокой степенью анонимности, зачастую отсутствием эмоционального компонента в тексте. В онлайн режиме стало проходить значительное число встреч, консультаций и конференций. Всё это поставило вопрос о приобретении новых навыков ̶ выступлений в онлайн-формате. При реальном, непосредственном общении выступающий имеет более тесный контакт со своей аудиторией и может, исходя из реакции слушателей, вовремя внести коррективы в процесс изложения материала. В онлайн-режиме это довольно сложно.
Состоявшийся уже переход человечества в цифровое информационное медиапространство ознаменовал и стремительные изменения подходов к речевым практикам, и к их изучению. Переход в онлайн потребовал переформатирования техники публичных выступлений, приобретения особых навыков и умений, как с технической точки зрения, так и коммуникативной. Всё это поставило целый ряд вопросов, связанных с изменением процесса вербального общения при онлайн-коммуникации. Необходимо было определиться в использовании языковых средств для повышения эффективности онлайн - общения.
Новые обстоятельства способствовали появлению инновационных форм, которые открывают другие возможности. Нельзя не считаться с тем, что происходит в сфере информационных технологий. Многие виды деятельности не представляются без интерактивной виртуальной среды, её огромного потенциала. В телекоммуникационное пространство Интернета уверенно вошли и библиотеки. Интернет, как информационная среда, помогает не только получить необходимую информацию, но и предоставить сведения о своей работе. Поставленную задачу, в том числе, решают онлайн-мероприятия, которые организуют библиотеки.
Рассмотрим некоторые особенности подготовки и проведения публичных выступлений в онлайн формате.
За последние десятилетия публичные выступления всё чаще и чаще сопровождаются презентациями, и мы уже привыкли к этому визуальному ресурсу, который при умелом использовании является удачным дополнением к речи оратора. При отсутствии офлайн общения презентационные материалы (слайды, фотографии, видео и аудиофайлы) приобретают особое значение. При этом важно иметь в виду, что для усвоения получаемой информации немаловажное значение имеет её оформление. Значительную роль играет выбор цвета, графические приёмы изображения материала. Специалисты советуют отдавать предпочтение нейтральным или тёплым цветам. Связано это с тем, что эти цвета ассоциируются с энергией, жизнью, активностью, развитием, интеллектом. Предлагается использовать инфографику или обычные образы в виде метафоры. Всё это позволят легче создать ассоциации между осваиваемыми знаниями. Желательно придерживаться одной стилистики презентации в процессе всего выступления.
Формат онлайн-мероприятий предполагает частую смену активности, в связи с тем, что слушатели не могут находиться у компьютера в процессе обучения длительное время. Поэтому рекомендуется варьировать разные форматы общения, при этом предпочтение стоит отдавать совместному решению задач, обсуждению, проведению тестирования и т.д.
Чтобы дать слушателям нужные эмоции, психологи советуют представлять, что мы общаемся со своими лучшими друзьями, просто они нас не видят. Таким образом, даже через экран люди лучше почувствуют наш настрой. «Современная аудитория — будь то пятнадцать человек на деловом совещании или тысяча человек под тентом — хочет, чтобы оратор говорил так же просто, как и в личной беседе, и вообще в той манере, как будто он беседует с одним человеком», — писал Дейл Карнеги. [1]
Правильные инструменты могут помочь сделать виртуальное общение интересным. Например, функция чата даёт людям возможность комментировать выступление и вовлекать участников в обсуждение. Очень часто мыслями и идеями делятся те, кто во время очных мероприятий предпочитают отмалчиваться. При этом ответы в письменной форме являются достаточно краткими, в виде неполных предложений или даже односложные.
Для успешного выступления очень важно ощущение контакта с аудиторией. Слушатели должны чувствовать, что некое послание идёт непосредственно из головы и сердца оратора к их сознанию
и к их сердцам. Оратор, который не выстраивает контакт с аудиторией, может в итоге её потерять. Такой выступающий меньше располагает к себе. Стоит помнить, что главное качество слушателя, особенно в онлайн-формате – это склонность отвлекаться на тысячу посторонних дел и мыслей. Во время выступления стоит стремиться к диалогу и постоянно вовлекать слушателя, чтобы он не выпадал из беседы. В качестве рекомендации при проведении онлайн-мероприятий в библиотеке или занятий со студентами специалисты советуют стараться как можно больше поддерживать зрительный контакт с участниками мероприятия, как можно чаще смотреть в камеру.
Так же, как и при очных встречах, в онлайн существуют определенные культурные правила и нормы.
Успех процесса коммуникации зависит не только от знания законов социального взаимодействия людей в той или иной области, от социально-психологической компетенции, жизненного опыта, но и от языковой компетенции участников общения, от их культуры речи. Владение культурой речи – это своего рода визитная карточка человека, своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых разных профессий.
Изучая процесс виртуального общения в процессе проведения вебинаров, учебных занятий, лекций и т.д. в сетевом пространстве, специалисты обратили внимание на более активное использование средств создания экспрессивности, прежде всего лексических, которые помогут компенсировать отсутствие личного контакта, повышенную утомляемость и сложность концентрации на предмете обсуждения, возникающие у многих участников при онлайн-общении. Особую значимость это приобретает в деловой и академической среде. Именно в данной среде общение происходит в течение длительного времени (часа и более, а иногда и нескольких часов). Оно не может быть прервано по желанию участников. Анализируя процесс виртуального общения в академической среде, специалисты пришли к выводу, что выбор оратором или преподавателем экспрессивной лексики, фразеологизмов, использование в речи стилистических фигур, каламбуров способствует не меньшему привлечению внимания слушателей и их ответной реакции, чем демонстрация визуального контента. Опыт показывает, что при общении посредством видео и аудиосвязи в деловой и академической среде говорящему необходимо ещё более виртуозно владеть всем языковым богатством, чем при непосредственном общении. Таким образом, при интернет-общении собеседникам необходимо использовать дополнительные языковые средства по сравнению с общением офлайн и выбирать их более продумано и тщательно.
Важнейший показатель речевой культуры оратора — это богатый словарный запас, точность и образность фраз и выражений, это умение лаконично и просто сформулировать свою мысль. Поэтому эксперты советуют:
- 1) Попытаться сделать текст выступления как можно более доступным, понятным для слушателей. Разделить его на отдельные блоки, стараться излишне не перегружать материал.
- 2) Стоит обратить внимание на выразительные средства, например на употребление крылатых выражений, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны.
Далеко не вся информация передаётся с помощью слов, довольно большая часть дополняется и поддерживается невербальными средствами. Одним из основных инструментов спикеров всегда являлся голос. Именно на него идёт основная содержательная и смысловая нагрузка в онлайн-режиме. Правда возникают затруднения с использованием жестов, мимики и других визуальных сигналов, практически отсутствует контакт глаза в глаза. Поэтому нужно особенно обращать внимание на звучание своего голоса. Необходимо учитывать, что в процессе онлайн общения возможно варьирование интонацией и изменение его тона. Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей. Полётность голоса - это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, чётко и достаточно сильно, то речь оратора достигает самых дальних уголков аудитории. Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая создаёт те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи. Для хорошей дикции и голоса возможно выполнение определённых артикуляционных упражнений.
Если раньше люди могли спокойно жить, достигать успеха, оставаясь в тени, то сегодня успех во многом зависит от умения выступать перед публикой, причём и в Сети. Хоть экран и разделяет спикера и аудиторию, но, как утверждают психологи, напряжение от этого меньше не становится. Чтобы не нервничать во время выступления, специалисты советуют выполнять простые дыхательные упражнения. Вдыхать нужно через нос, а выдыхать – через рот. При вдохе желательно расслабить живот, а при выдохе необходимо подтянуть мышцы живота, что снимет напряжение и улучшит говорение.
Лексические особенности текста для онлайн-мероприятий, проводимых в библиотеке, это соотношение общеупотребительной и специальной, конкретной и абстрактной, книжной и разговорной, эмоциональной и нейтральной лексики. С этой точки зрения необходимо упомянуть о стилистических особенностях русского языка. В научном понимании язык — это форма общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения и передачи разного рода информации, новых знаний. Чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства слушателей, оратор — носитель данного языка, должен хорошо владеть им, т.е. обладать высоким уровнем речевой культуры. Совершенствованию речевой культуры, развитию связной устной и письменной речи способствует овладение теоретическими основами самостоятельных разделов науки о языке — стилистики и культуры речи, изучающих «языковое употребление».
Чем более развито общество, тем в большей степени дифференцируются ситуации общения и передаваемая информация. В разных сферах общения язык функционирует по-разному, поэтому и выделяются функциональные разновидности языка, или функциональные стили. Существует несколько разновидностей стилей русского языка – научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный. Каждый стиль обладает характерными лишь для него отличительными признаками. Функциональные стили характеризуются определенной системой языковых средств, устойчивым употреблением нейтральных (т.е. общеупотребительных, не закрепленных за каким-нибудь одним стилем) и стилистически окрашенных элементов языка — лексических и грамматических. Языковая норма накладывает ограничения на варианты использования языковых средств в том или ином функциональном стиле речи. Каждый стиль требует особых средств выражения и содержит определенную систему правил употребления языковых средств. Здесь осуществляется переход к понятию стилистической нормы. Стилистической нормой можно назвать совокупность правил, определяющих целесообразность, правильность и уместность использования языковых средств в зависимости от функционирования их в речи с учетом сферы, целей и условий её реализации. Для ясной формулировки собственных мыслей важно уметь подобрать нужные слова, способные с точностью передать вкладываемый в них смысл.
Язык всегда был орудием и средством общения. Нам хочется, чтобы язык был грамотным, правильным, а значит, понятным. Однако под нашим влиянием язык меняется. Рождённое ХХI веком сетевое общение, вписываясь в жизнь, изменяет и само понятие правильного, нормативного. Речь в интернет-коммуникации в одинаковой степени опирается и на письмо, и на графику, и на звучание, интонацию, мимику и жестикуляцию, а также на изображение, цвет, иные носители смысла, на всю культурную обстановку. Соединяя все виды передачи информации на основе цифровых технологий, сетевое общение охватывает всё наше языковое существование. В течение небольшого отрезка времени технический прогресс, поэтапно внедряя в нашу жизнь радио, телевидение, компьютер, мобильные устройства связи, лишает письмо монополии на фиксацию, передачу и хранение текстов. Онлайн-коммуникация обращена к возможностям обеих разновидностей языка. Став неотъемлемым видом языковой жизни, сетевое общение оказалось по большей части дисплейным. Тексты сочетают в себе буквы, звуки и изображение, в некоторых случаях – видеоряд. Дисплейные тексты знаменуют вхождение людей в новую эпоху общения, связанную не только со звуковой и письменной формами. Однако дисплей не отменит ни звучащую речь, ни письменную. Соединяя все виды передачи информации, сетевое общение развивается на базе цифровой электроники и пронизывает всё наше языковое существование. Язык в его дисплейном бытовании становится монолитнее, но внутренне богаче и разнообразнее в стилистическом отношении.
О логичности, выразительности и точности речи можно судить по соблюдению стилистических норм. Языковая норма — это наиболее предпочтительная для общения система словоупотребления, словообразования и синтаксических средств. Она является отражением тенденций к совершенствованию речевой культуры общества. Существующие нормы литературного языка представляют собой, общеупотребительность и соответствие традициям языка. Особенностями развития современного русского языка являются демократизация литературного языка, более значительное влияние устной речи на письменную речь, стремление к экономии речевых средств. Говоря о лексической и стилистической норме, следует помнить, что норма — это не догма, которая претендует на тотальное господство и не допускает отклонений от установленных канонов. Норма — категория, предполагающая оценку того или иного средства языка в процессе общения в зависимости от сферы, условий и целей речевой деятельности.
Завершая разговор об особенностях языка и стиля публичного выступления, отметим, что способов и средств обогащения языковой культуры, равно как и приёмов повышения эффективности речи, великое множество. Следует, прежде всего, со вниманием и пониманием относиться к тем компонентам языка, которые содействуют повышению восприятия публичных выступлений и позволяют оказывать большее воздействие на аудиторию.
Список источников
- 1. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично. – Москва: АСТ, 2019. – 256 с.
Сведения об авторе
Корн Марина Григорьевна - кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории культуры Института кино и телевидения (ГИТР), преподаватель Московского Губернского колледжа искусств
23.10.2022, 610 просмотров.