Информационные ресурсы. ГУБИНА Е.В., РЕШЕТНИКОВА О.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОПУЛЯРНЫХ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА САЙТАХ «ВЗРОСЛЫХ» И ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК
Предпосылками для проведения сравнительного исследования явились данные, полученные в ходе мониторинга наличия и состояния электронных ресурсов популярной рекомендательной библиографии на сайтах центральных (республиканских, краевых и областных) библиотек (всего 86 сайтов), который ежегодно проводится в НИО библиографии РГБ начиная с 2018 года[1] [1, 2]. Первоначально планировалось, что в их число будут входить и центральные библиотеки для детей. На этапе знакомства с размещенными там ресурсами возникло понимание того, что они существенно отличаются в силу сложившихся особенностей развития «постперестроечных» моделей «взрослой» и детской библиографии.
Произошедшие в период перестройки (90-е годы прошлого века) экономические и социокультурные преобразования за короткий промежуток времени разрушили стройную систему рекомендательно-библиографической деятельности. На нее обрушился шквал критики и обвинений в излишней идеологизации, что привело к постепенному уничтожению данного вида библиографии. В настоящее время производство рекомендательно-библиографической продукции в ее традиционном понимании, по мнению большинства современных теоретиков и практиков рекомендательной библиографии [3, 4], если не исчезло совсем, то оказалось сведенным к минимуму. С появлением и развитием новых возможностей, которые предоставляют сетевые технологии, можно говорить о реабилитации и возрождении популярной рекомендательной библиографии, становлении ее новых форм.
К счастью, кризис не затронул производство и использование рекомендательной библиографии в детских библиотеках. В связи с этим представляет интерес сравнение двух самостоятельных моделей развития популярной рекомендательной библиографии – прошедшей период гонения и запрета «взрослой» и относительно благополучной «детской». Это открывает возможности для понимания того, как могла развиваться рекомендательная библиография во «взрослых» библиотеках в оптимальных для нее условиях.
Целью нашего исследования является сравнение состояния сетевых ресурсов популярной рекомендательной библиографии на сайтах центральных библиотек для взрослых и для детей.
В качестве критериев для оценки и сравнения ресурсов популярной рекомендательной библиографии были выбраны:
- - Содержание ресурсов
- - Форма их представления
- - Средства стимулирования чтения, используемые при создании ресурсов
- - Размещение на сайтах библиотек, быстрота их поиска.
В 2022 г. было проведено исследование рекомендательно-библиографических ресурсов на сайтах 28 детских библиотек РФ (25 областных, 2 краевых и 1 республиканская). Изучение рекомендательно-библиографических ресурсов детских библиотек позволит, на наш взгляд, выявить влияние возрастных особенностей читателей на содержание и форму представления данных ресурсов;
При обозначении современных сетевых библиографических ресурсов мы используем термин «популярная рекомендательная библиография»[2], как наиболее соответствующий классическим канонам данного вида библиографии (отбор литературы по информационной ценности, доступности и значимости, а также широкий читательский адрес).
Представление ресурсов популярной рекомендательной библиографии на сайтах библиотек для взрослых
По результатам мониторинга основными видами цифровых ресурсов популярной рекомендательной библиографии для взрослых являются:
- - Ресурсы по краеведению
- - Биобиблиография
- - Новинки и лучшие книги
- - Тематические издания
Чаще всего они представлены краеведческой тематикой. Объясняется это тем, что кризис рекомендательной библиографии 1990-х годов не затронул издания по краеведению, что было закреплено и на законодательном уровне [5]. Поэтому данный вид библиографии на сайтах «взрослых» библиотек отличает разнообразие форм и выразительных средств в их представлении. Во-многом это объясняется тем, что в процессе перевода библиографических изданий на электронные носители издания краеведческой тематики начали активно издаваться на CD, что существенно расширяло их возможности в передаче информации. Впоследствии такого рода материалы размещались на сайтах библиотек. Аналогичным образом там создавались и новые библиографические ресурсы. Как правило, их отличает динамичность и удобство при ознакомлении и поиске. Этому способствует разветвленная система внутритекстовых ссылок, а также отсылки к внешним ресурсам (сайтам и полнотекстовым изданиям). В них также широко используются возможности визуального оформления и звукового сопровождения. Несмотря на значительный объем содержащихся в данных ресурсах разнообразной информации, четкая и удобная система навигации позволяет пользователям за считанные минуты находить нужные сведения. В качестве примера можно привести виртуальную энциклопедию Пермский край (https://bigenc.ru/geography/text/2332114) – Пермская государственная краевая универсальная библиотека имени А.М. Горького.
Как правило, такие издания отражают все многообразие информации о крае, начиная от его географических и природных особенностей и заканчивая сферами экономики, науки и культуры. Каждый из тематических разделов таких ресурсов сопровождается расширенной библиографической информацией (обзоры, очерки, списки), которую мы вслед за А.Н. Масловой [6] закономерно относим к популярной рекомендательной библиографии.
При этом достаточно широкое распространение по-прежнему имеют и классические текстовые ресурсы размещенных на сайтах в форматах doc или PDF. Нередко традиционные формы краеведческих ресурсов сочетаются на одном сайте с интерактивными формами их представления.
Биобиблиографические ресурсы на сайтах «взрослых» библиотек могут посвящаться жизни и творчеству не только региональных, но и других известных персон (писатели, поэты, художники, композиторы, выдающиеся представители науки и культуры, общественные деятели). Как и краеведческие издания, они представлены на сайтах библиотек для взрослых как традиционными формами популярной рекомендательной библиографии (электронные варианты печатных изданий и созданные в электронном виде их аналоги (указатели, обзоры, списки) в формате PDF), так и инновационными ресурсами с использованием интерактивных и мультимедийных технологий (например, Выдающиеся люди Вологодского края (https://www.booksite.ru/lichnosty/) на сайте Вологодской областной универсальной научной библиотеки).
Отличительной особенностью библиографических ресурсов, которые представляют пользователям обзоры книжных новинок, в том числе и тематические (лучшие книги), является то, что для их размещения во многих случаях создаются специальные разделы (подразделы, рубрики), в которых представлены разнообразные и часто инновационные формы популяризации книг и чтения (например, Библиотекарь рекомендует (https://nbmariel.ru/content/bibliotekar-rekomenduet-den-ispolneniya-zhelaniy0 Национальной библиотеки имени С.Г. Чавайна Рспублики Марий Эл).
При их создании, как правило, используют малые библиографические формы популярной рекомендательной библиографии, к которым можно отнести как классические текстовые обзоры, так и видеопрезентации. Например: Лучше не бывает: Десять книг литературного сезона 2019–2020 годов https://nbmariel.ru/content/luchshe-ne-byvaet-desyat-knig-literaturnogo-sezona-2019-2020-godov на сайте Национальной библиотеки имени С.Г. Чавайна Республики Марий Эл) или Видеообзор новинок художественной литературы (Литературное кафе): https://nbrb.ru/?p=48932 сайт Национальной библиотеки Бурятии).
Интересной находкой, используемой в ряде библиотек, является представление книжных новинок и лучших книг не только специалистами библиотеки (библиотекари, библиографы), но и самими читателями, а также приглашенными экспертами. Часто используются мультимедийные (видео-, аудио- представления книг) и интерактивные возможности, позволяющие сразу же заказывать книги через библиотечные каталоги или даже переходить к полнотекстовым версиям книг при их наличии на сайте библиотеки или сторонних ресурсах.
На сайтах «взрослых» библиотек встречаются и такие формы представления лучших книг и новинок как буктрейлеры (краткие, но емкие видеоролики, посвященные понравившимся авторам или книгам), которые чаще всего создаются самими читателями (например: Антология произведений писателей Бурятии о Великой Отечественной войне (https://yandex.ru/video/preview/55815295206767148290 Национальной библиотеки Бурятии и оригинальные презентации одной книги (текстовые и видео): Круг чтения. Самое интересное (https://kamlib.ru/customers/authors_books/krug_chteniya_samoe_interesnoe/) Камчатской краевой научной библиотеки имени С.П. Крашенинникова.
Тематические ресурсы популярной рекомендательной библиографии представлены на сайтах библиотек для взрослых двумя видами изданий. Это, прежде всего, обзоры, указатели и списки по общеинтересной тематике. Помимо подборок книг по художественной литературе и искусству здесь можно встретить ресурсы самой различной направленности: наука, общество, сфера досуга, хозяйство и рукоделие, воспитание детей. (например: К долгожданной гитаре я тихо прильну (http://nb-ra.ru/novosti-87/1139) Национальной библиотеки Республики Адыгея). Другой разновидностью тематических ресурсов популярной рекомендательной библиографии можно считать издания по актуальной проблематике, рассматривающие, как правило, общественно значимые вопросы нашей жизни. (Охрана окружающей среды и экологические вызовы ХХI века – http://nb-ra.ru/novosti-87/1117 – той же библиотеки).
Как видно из приведенного выше обзора, формы предоставления популярных рекомендательных библиографических ресурсов могут быть самые разные: от классических текстовых (размещенных на сайтах в форматах doc или PDF) до современных интерактивных и мультимедийных проектов. Среди них можно выделить:
- - Электронные варианты печатных изданий, издания прошлых лет
- - Комплексные ресурсы, интегрированные с другими ресурсами библиотеки и внешними сетевыми ресурсами
- - Малые библиографические формы: списки литературы, электронные перечни, краткие обзоры; буктрейлеры, фанфики; презентация одной книги (текстовая и видео).
Характерной особенностью новых форм сетевых ресурсов популярной рекомендательной библиографии является использование интерактивных и мультимедийных возможностей при рекомендации книг, где тексты документов сопровождаются звуком, видео, анимацией и другими аудиовизуальными эффектами. Такие издания часто интегрируются не только с поисковыми системами библиотеки (электронные каталоги и базы данных), но и с самим фондом библиотеки, предоставляя читателям возможность зарезервировать книгу, выписать ее или получить ее электронную копию или даже перейти к полному тексту электронного издания.
Таким образом, можно выделить два основных направления развития цифровых ресурсов популярной рекомендательной библиографии на сайтах центральных библиотек для взрослых:
- Большие формы. Комплексные интегрированные издания (краеведение, биобиблиография, реже – тематические издания),
- Малые формы.
Практически все они составляются с использованием современных информационных технологий.
Особенности сетевого контента популярной рекомендательной библиографии детских библиотек
Изучение состояния рекомендательно-библиографических ресурсов на сайтах детских библиотек показало, что они присутствуют на сайтах всех 28 библиотек. Прямое указание на них можно найти либо на главной странице сайта, либо открыть по клику на определенные рубрики меню главной страницы. Рекомендательный характер открывающихся материалов не вызывает сомнения, поскольку они расположены в разделах «Рекомендуем почитать», «Книжный гид», «Советуем почитать», «Маршаковка рекомендует», «Давайте почитаем», «Книжные подборки» и т.п.
Специфика библиографической работы с детьми определяется, в первую очередь, возрастными особенностями читателей данной целевой группы. Наличие возрастной маркировки предлагаемой литературы присутствует на всех сайтах изучаемых библиотек. Варианты возрастной маркировки различны на сайтах разных библиотек, например, «0+, 6+, 12+, 16+, 18+»; «Детям. Молодежи. Родителям и педагогам» и др. На сайтах 18 библиотек представлены материалы и для взрослых (педагогов, родителей, библиотекарей). Возрастная маркировка позволяет успешно ориентироваться в предлагаемой литературе, ускоряет процесс поиска.
Рекомендательную библиографию для детей всегда отличал «педагогический характер, забота о хорошем чтении ребенка, способствующем духовно-нравственному развитию и воспитанию личности» [7, с. 65]. Рекомендательно-библиографическая информация направлена на эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие ребенка. Педагогический характер рекомендательных библиографических ресурсов определяет отбор литературы для рекомендации по ее воспитательной и образовательной ценности, что проявляется в тематике литературы для различных возрастных групп читателей, а также в представленности различных видов литературы (художественная, познавательная, развивающая), различных жанров художественной литературы.
Особенности содержания рекомендательно-библиографических ресурсов для детей преимущественно определяются возрастными особенностями юных читателей, что подразумевает отбор литературы в соответствии с особенностями интеллектуального и личностного развития ребенка на каждом этапе его развития. Так, на сайте Томской областной детско-юношеской библиотеки в рубрике «Советуем почитать молодежи» можно найти разделы Выпускнику, абитуриенту и Кем быть (http://odub.tomsk.ru/youth/graduate/we_recommend_reading/), где представлены аннотации книг по темам, соответствующим ведущему психологическому новообразованию этого возраста: выбор профессии и определение дальнейшего жизненного пути.
Внимание к индивидуальности ребенка при организации детского чтения обеспечивается вариативностью в тематике предлагаемой литературы, в формах подачи информации (визуальная, аудиальная) и др. особенностях. Реализация гендерного подхода отражается преимущественно в тематике рекомендуемой литературы.
Надо отметить актуальность содержания размещаемой на сайтах детских библиотек информации. Книжные новинки присутствуют на сайтах всех изучаемых детских библиотек. Важным современным требованием к содержанию рекомендательно-библиографических ресурсов, размещаемых на сайтах детских библиотек, является их информационно-психологическая безопасность, т.е. отсутствие информации, травмирующей психику ребенка.
Формы представления рекомендательно-библиографических ресурсов отличаются разнообразием. В основном на сайтах детских библиотек преобладают малые формы рекомендательной библиографии: виртуальные рекомендательные списки, тематические обзоры, виртуальные выставки, онлайн-плакаты, буктрейлеры, аудиоматериалы и ряд других. Например, буктрейлеры, видеообзоры и др. формы представления книги можно найти на сайте Новосибирской областной детской библиотеки имени А.М. Горького (https://www.youtube.com/watch?v=2X93sIEmGDE); примеры виртуальных выставок – в разделе «Страна Читляндия» на сайте Липецкой областной детской библиотеки (https://childbook.lib48.ru/strana-chitlandiya/virtualnyie-vyistavki/).
Широко представлены и средства стимулирования чтения в изучаемых ресурсах. Представляет интерес оформление рекомендательно-библиографических материалов на сайтах изучаемых библиотек. Для дошкольников и младших школьников характерны наглядно-образные формы восприятия, памяти, мышления, да и современных подростков отличает преобладание визуального восприятия. В связи с этим можно считать закономерным наличие в рекомендательно-библиографических материалах большого количества изображений: обложки книг, портреты писателей, фотографии, различные персонажи (сказочные, литературные, герои мультфильмов и др.). Нередко прочитать книги рекомендуют какие-то необычные персонажи, например: Айти Иванович Книжкин советует прочитать книги из фонда библиотеки по астрономии, физике, математике, химии и другим наукам (Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной https://rodb-v.ru/sovetuem-pochitat/), Читающий лис рекомендует книги на сайте Псковской областной библиотеки для детей и юношества имени В.А. Каверина http://www.kaverin.ru/knizhnye-deti/chitayushchij-lis).
Заслуживает внимания и цветовое оформление страниц, на которых размещены рекомендательно-библиографические материалы: преобладают яркие цвета, а также теплые оттенки в цветовой палитре. Это создает положительный эмоциональный настрой у детей-читателей. Отметим и большое количество видеоматериалов о рекомендуемой библиографической продукции на сайтах.
Широко представлены в рекомендательно-библиографических ресурсах на сайтах детских библиотек и современные мультимедийные и интерактивные технологии: вставки фрагментов мультфильмов, кинопроизведений; движущиеся элементы (слайд-шоу, открывающиеся страницы книг, эффект перелистывания страниц книги или журнала и т.п.); звучащее слово человека, читающего ту или иную книгу и др. Интерактивные средства оказывают особое воздействие на читателя, превращают его в соавтора. Юные читатели могут оставить свои отзывы и комментарии о прочитанных книгах. Так, на сайте Национальной детской библиотеки Республики Коми имени С.М. Маршака в рубрике Читаем вслух дают видеорекомендации не только детские библиотекари, но и юные читатели (https://ndbmarshak.ru/page/pravoe_menju.chitaem_vsluh.chtenie_stihov_i_skazok/).
Язык, который используется в изложении рекомендательно-библиографической информации должен быть близким и понятным детям, подросткам, молодежи. Библиографы используют стилистику сказок, рифмы, понятные дошкольникам и младшим школьникам; молодежный сленг и т.п. Так, своеобразную стилистику речи используют библиографы Нижегородской областной детской библиотеки: виртуальный рекомендательный список книг для детей 1–2 классов Вояж по Книгополису в стилистике языка стихов и сказок раскрывает содержание каждой остановки в книжном городе (https://нгодб.рф/?p=15399). Выразительный образный язык используется и в названиях рубрик сайтов: Штурманам книжных морей (Тверской областной центр детского и семейного чтения имени А.С. Пушкина http://www.asplib.ru/ ), Информационный океан (Томская областная детско-юношеская библиотека http://odub.tomsk.ru/childrens/ocean-of-information/ ) и др. Следует отметить и эмоциональную насыщенность, занимательность аннотаций книг, представленных на сайтах библиотек.
Таким образом, анализ размещенных на сайтах «взрослых» и детских библиотек РФ рекомендательно-библиографических ресурсов позволил выделить их сходство и различие.
Общие черты популярных рекомендательных библиографических ресурсов на сайтах «взрослых» и детских библиотек
- - Наличие рекомендательно-библиографических материалов.
- - Отбор литературы по информационной ценности, доступности, значимости.
- - Разнообразие форм представления рекомендательно-библиографических материалов.
- - Применение мультимедийных и интерактивных средств.
Различие популярных рекомендательных библиографических ресурсов на сайтах «взрослых» и детских библиотек
Параметры |
«Взрослые» библиотеки |
Детские библиотеки |
Размещение на сайте, быстрота поиска |
Не всегда есть обозначение ресурсов как рекомендательных, отсутствует система их размещения на сайте, что затрудняет их использование |
Четко обозначены как рекомендательные. Наличие возрастной маркировки. |
Содержание ресурса |
При формировании содержания сетевого контента сохраняется опора на традиционные ценности рекомендательной библиографии. Доминирование краеведческой тематики, биобиблиографии. |
Отбор литературы по воспитательной и образовательной ценности. Учет возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей юных читателей. Занимательность аннотаций. |
Формы ресурсов |
Преобладают как традиционные (электронные варианты печатных изданий), так и комплексные интерактивные издания интегрированные с другими ресурсами библиотеки и внешними сетевыми ресурсами |
С учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Преобладают малые формы.
|
Средства стимулирования чтения |
Использование интерактивных и мультимедийных технологий, привлечение пользователей к оценке и рекомендации книг |
Наглядность оформления ресурсов (яркие цвета, большое количество изображений и др.) Выразительный образный язык в названиях рубрик, в аннотациях книг. |
В заключение отметим, что полученные результаты сравнительного анализа, на наш взгляд, будут полезны библиографам и библиотекарям для дополнения и взаимообогащения арсенала форм и методов создания и использования ресурсов популярной рекомендательной библиографии для взрослых и для детей при сохранении и развитии лучших традиций рекомендательной библиографии.
Примечания
[1] Результатом проведенной работы станет раздел «Популярная рекомендательная библиография». справочника-путеводителя «Библиографические ресурсы Российской Федерации в сети Интернет» (сайт «Росинформкультура» (http://infoculture.rsl.ru/RSKD/main.htm).
[2] Термин используется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.76–2022. дата введения 01.09.2022. Библиографирование. Библиографические ресурсы. Термины и определения. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200184503.
Список источников
- 1. Решетникова О.В. Особенности представления ресурсов популярной (рекомендательной) библиографии на сайтах краевых и республиканских библиотек / О.В. Решетникова // Библиография. – 2019. – № 1(420). – С. 64–78.
- 2. Решетникова О.В. Тенденции развития сетевых ресурсов популярной библиографии (на материале сайтов областных библиотек РФ) / О.В. Решетникова // Библиография. – 2019. – № 4. С. – 14–27.
- 3. Бавин С.П. Системный кризис в рекомендательной библиографии / С.П. Бавин // Библиография. – 2011. – № 2. – С. 36–40.
- 4. Лопатина Н.В. Читаем С.А. Трубникова: теория рекомендательной библиографии – основа её будущего / Н.В. Лопатина // Культура: теория и практика. Электронный научный журнал. – 2018. - №4(25). Режим доступа: http://ktp.mgik.org/articles/25443/. Дата обращения: 18.11.2022
- 5. Руководство по краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ (края, области) // Рос. библ. ассоц. – СПб, – 2003. – 28 с. ; Руководство по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек (центральных библиотечных систем) – Текст : непосредственный // Рос. библ. ассоц. – СПб, – 2005. – 17 с.
- 6. Маслова А. Н. Рекомендательная краеведческая библиография: состояние и перспективы / А. Н. Маслова. // Рекомендательная библиография и библиотечная практика : сб. науч. ст. / Рос. гос. б-ка. – М. – 2007. – С. 49–68. (Вопросы библиографоведения ; вып. 15).
- 7. Томашёва Е.Н. Рекомендательная библиография детской литературы в России сегодня / Е.Н. Томашёва // Библиография. – 2011. – №3. – С.64–70.
Сведения об авторах
Губина Елена Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела библиографии Российской государственной библиотеки
Решетникова Ольга Васильевна - старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела библиографии Российской государственной библиотеки
океан, рукоделие, библиографическая культура, современные поэты, content-analysis
20.12.2022, 913 просмотров.