Работы молодых ученых и практиков. ПОДГОРНОВА Е.Ю. БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ ELIBRARY.RU
Изучение вопросов развития читательской грамотности у детей началось еще в начале ХХ века на основе общих принципов системного подхода. Проблемы формирования читательской грамотности являлись предметом осмысления многих известных педагогов и просветителей, таких, как Н.К. Крупская, Н.А. Рубакин, А.А. Покровский, Л.Б. Хавкина, Я. Шафир, В.А. Невский, Л.С. Выготский, П. Гуров, А.П. Нечаев, Н.А. Рыбников и др.
В рамках пилотного исследования проведен анализ документного потока по современным проблемам читательской грамотности детей. Поиск источников осуществлялся в Научной электронной библиотеке (НЭБ) eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/defaultx.asp).
НЭБ eLIBRARY.RU – электронная библиотека научных публикаций, интегрированная с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ). Электронная библиотека содержит сведения о выходных данных, авторах публикаций, местах их работы, ключевых словах и предметных областях, а также аннотации и пристатейные списки литературы. Библиотека включает инструменты, позволяющие в автоматизированной режиме оценивать списки публикаций по тематике, году, журналу, в котором была опубликована работа, соавторам, организациям, в которых выполнялись работы, типу публикаций и т.д.
Исследование документного потока проводилось за период с 2013 по 2022 год.
В соответствии с тематическим рубрикатором электронной библиотеки eLIBRARY.RU поиск изначально был ограничен рубриками: 13.31.00 «Библиотечное дело. Библиотековедение»; 13.41.00 «Библиография. Библиографоведение». Поиск осуществлен по ключевым словам и словосочетаниям, приведенным в таблице 1. Были выделены исключительно релевантные публикации, удалено дублирование, поиск по языкам не ограничен.
Всего выявлено 3229 публикаций. В процессе их изучения ставились следующие задачи:
– проанализировать динамику документопотока по проблеме;
– выявить авторов и организации, которые занимаются исследуемой проблемой;
– определить видовую структуру документопотока;
– определить отраслевую структуру документопотока документов, т.е. отрасли знания, в рамках которых исследуется проблема;
– проследить тематическую направленность потока документов, т.е. наиболее актуальные вопросы по формированию читательской грамотности подростков.
Исследование проходила в несколько этапов.
Первым этапом стало выявление литературы и составление рабочей картотеки, которая позволила определить дальнейшие показатели исследований публикаций.
Вторым этапом проведения библиометрического анализа на основе составленной картотеки стал анализ предметного поля темы, с помощью которого выявлены ключевые слова и частота их встречаемости. Тематическая структура документопотока показала, что все работы можно разделить на 9 групп:
1) культура чтения (887);
2) читательская грамотность (78);
3) функциональная грамотность (31);
4) формы работы с детьми в библиотеке (119);
5) проблема чтения у подростков (57);
6) библиопсихология (71);
7) информационная культура (1505);
8) информационная грамотность (271);
9) информационная компетентность (210).
Высокая частота этих слов встречается в литературе за 2018-2020 гг. (табл. 1)
Таблица 1 – Распределение по годам количества публикаций по вопросам формирования читательской грамотности у детей и подростков
Ключевые слова |
Всего |
2022 |
2021 |
2020 |
2019 |
2018 |
2017 |
2016 |
2015 |
2014 |
2013 |
Культура чтения |
887 |
90 |
89 |
94 |
85 |
81 |
51 |
65 |
50 |
38 |
27 |
Читательская грамотность |
78 |
17 |
13 |
6 |
7 |
9 |
3 |
6 |
1 |
2 |
3 |
Функциональная грамотность |
31 |
7 |
3 |
5 |
4 |
4 |
0 |
1 |
2 |
1 |
0 |
Формы работы с детьми в библиотеке |
119 |
19 |
22 |
19 |
13 |
14 |
5 |
4 |
4 |
3 |
2 |
Проблема чтения у подростков |
57 |
9 |
9 |
5 |
9 |
4 |
8 |
1 |
1 |
2 |
2 |
Библиопсихология |
71 |
6 |
9 |
4 |
15 |
8 |
4 |
4 |
1 |
0 |
1 |
Информационная культура |
1505 |
86 |
93 |
148 |
137 |
146 |
118 |
110 |
111 |
78 |
71 |
Информационная грамотность |
271 |
31 |
27 |
38 |
29 |
29 |
23 |
14 |
19 |
19 |
8 |
Информационная компетентность |
210 |
22 |
18 |
18 |
29 |
24 |
18 |
8 |
15 |
8 |
12 |
Итого |
3229 |
287 |
283 |
337 |
328 |
319 |
230 |
213 |
204 |
151 |
126 |
Больше всего выявлено публикаций по следующим ключевым словам: информационная культура (1505) и культура чтения (887), это связано с тем, что данные словосочетания являются наиболее распространенными в профессиональной литературе. Меньше всего было выявлено документов по ключевым словам: проблема чтения у подростков (57) и функциональная грамотность (31).
Анализ документного потока по году издания свидетельствует о росте числа публикаций по исследуемой проблематике с 2018 по 2020 г., пик публикационной активности в этот период связан с внушительным количеством проведенных конференций по исследуемой теме, рост публикаций в 2018 году свидетельствует о возросшем интересе к данной проблеме (рис. 1).
Рис. 1 – Распределение по годам количества публикаций по вопросам формирования читательской грамотности у детей
Третьим этапом проведен анализ авторской структуры потока документов по теме исследования, выявлено более 300 авторов, обращающихся к данной проблеме. Значительная часть публикаций представлена в соавторстве. Авторы представляют различные организации: от научно-исследовательских центров до библиотек. К сожалению, в силу междисциплинарного характера проблемы, круг наиболее продуктивных авторов по проблемам культуры чтения детей и подростков выявить в полной мере сложно.
Формирование читательской грамотности у детей и подростков привлекало внимание таких исследователей и педагогов как К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, П.О. Афанасьев, С.П. Редозубов, Н.П. Кононыкин, Н.А. Щербакова, Н.Н. Щепетова, М.М. Рубинштейн. Вопросы эволюции понятия «читательская грамотность» отражены в публикациях И.И. Тихомировой, Т.Г. Галактионовой, Ю.П. Мелентьевой, В.А. Бородиной и др.
На современном этапе вопросами изучения формирования читательской грамотности в библиотеках занимаются такие специалисты как Г.Н. Теплова, Д.А. Ольшанский, Н.И. Гендина, В.А. Минкина, Р. Ф. Перцовская и др.
В исследовании выявлены наиболее активные авторы, освещающие проблемы данной тематики, представлен рейтинг цитирований РИНЦ и Индекс Хирша (таблица 2).
База данных РИНЦ выполняет функцию не только инструмента для оценки учёных или научных организаций на основе индекса цитирования, но и авторитетного источника библиографической информации по российской научной периодике.
Индекс Хирша является количественной характеристикой продуктивности учёного, группы учёных, научной организации или страны в целом, основанной на количестве публикаций и количестве цитирований этих публикаций.
Таблица 2 – Рейтинг цитирования авторов
№ |
Фамилия автора |
Цитирования в РИНЦ |
Индекс Хирша |
8 |
Гендина Н.И. |
3047 |
22 |
4 |
Волкова В.Н. |
1424 |
8 |
2 |
Мелентьева Ю.П. |
1269 |
12 |
7 |
Минкина В.А. |
1001 |
15 |
3 |
Маслова А.Н. |
907 |
11 |
6 |
Зверев В.А. |
721 |
8 |
10 |
Бородина В.А. |
690 |
8 |
15 |
Сметанникова Н.Н. |
551 |
9 |
13 |
Мосунова Л.А. |
538 |
11 |
5 |
Эрлих В.А. |
384 |
6 |
17 |
Равинский Д.К. |
376 |
9 |
16 |
Шамсутдинова Т.М. |
356 |
10 |
11 |
Тихомирова И.И. |
340 |
7 |
1 |
Гузнер И.А. |
154 |
13 |
12 |
Мамонтова М.С. |
60 |
4 |
14 |
Викулова Л.Г. |
44 |
1 |
9 |
Ольшанский Д.А. |
7 |
1 |
Наибольшее количество работ по исследуемой проблеме выявлено у сотрудников Государственной публичной научно-техническая библиотеки (ГПНТБ СО РАН) (Новосибирск) (Гузнер И.А., Волкова В.Н.), Научный и издательский центр «Наука» РАН (Москва) (Мелентьева Ю.П.), Санкт-Петербургский государственный институт культуры (Санкт-Петербург) (Минкина В.А.), Московский государственный институт культуры (Москва) (Гендина Н.И.), Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург) (Маслова А.Н.).
На четвертом этапе изучена типовая и видовая структура документального потока. По виду издания преобладают в основном статьи (93,6 %), но встречаются и книги (монографии, учебные пособия) (6,4 %). По типу литературы выделяются 2 категории – научная (93,6 %) и учебная (6,4).
Все проанализированные издания были выпущены на русском языке. Динамика типовой и видовой структуры документального потока представлена в виде графика (рис. 2).
Рис. 2 – Типо-видовая структура документального потока
Из графика видно, что научная литература представляет более 93% документопотока, что свидетельствует о популярности данной темы у исследователей.
Проведен анализ рассеяния статей в периодических изданиях. Объектом данного этапа исследования стало количество публикаций в изданиях. Наибольшее количество публикаций, касающихся читательской грамотности, отражено в изданиях: «Библиотечное дело», «Библиотековедение», «Современная библиотека», «Библиотека», «Молодые в библиотечном деле», «Школьная библиотека», «Библиография» и др. (рис 3).
Рис. 3 – Рассеяние статей в периодических изданиях
В круг высокопродуктивных журналов по исследуемой проблематике вошли профессиональные журналы: Библиотечное дело (350), Библиотековедение (289), Современная библиотека (256), Библиотека (234).
Анализ микропотока по видам документов. Проблематика представлена преимущественно в статьях профессиональных журналов – 68%, в сборниках статей и материалах конференций – 25%, в книгах – 4%, в диссертациях – 3% (рис. 4).
Рис. 4 – Анализ микропотока по видам документов
Шестым этапом представлен анализ отраслевой структуры микропотока документов, анализ подтверждает тезис о междисциплинарном характере проблемы. Выявлено 9 отраслей знаний, по которым распределились документы микропотока. Больше всего документов относится к области культура (16%), культурология (9%), педагогика (20%), архивное дело (3%), книжное дело (11%), информатика (11%), психология (10%), социология (10%), философия (10%).
Предположим, что в данном аспекте исследования, отрасль библиотековедения будет преобладать. Вопросы читательской грамотности и информационной культуры в целом справедливо изучаются в рамках других отраслей знания. Единичные документы в потоке принадлежат к таким отраслям знания, как экономика, литература, политика, география, религия и др.
Составление динамических рядов развития типовой и видовой структуры фрагмента документального потока в виде графика позволило обнаружить, что количество проанализированных публикаций увеличилось (с 2013 г. – 2222 г.). Рекордное количество статей по теме выявлено в период с 2018 по 2020 г., что свидетельствует об актуальности данной темы. Количество научных статей с 2018 г. увеличивалось, достигнув своего пика в 2020 г., затем наблюдается снижение количества публикаций.
Тематика проанализированных публикаций достаточно разнообразна. Н. Н. Сметанникова [3, 4] рассматривает актуальные вопросы в области чтения, грамотности и компетентности читателей в связи с принятием различных программ поддержки и развития чтения в Российской Федерации, анализирует современный понятийно-терминологический аппарат по теме исследования, также в её трудах рассматриваются вопросы, посвященные необходимости, возможности и направленности продвижения чтения, которое диктуется снижением уровня образованности молодежи, переходом на новую модель обучения и распространением чтения с экрана.
Д. К. Равинский [2] обращается к судьбе печатного издания и чтения в век информатизации и технологической революции, автор обращается к проблеме необходимости формирования читательской грамотности как базового компонента функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.
Н. И. Гендина [1] раскрывает концепцию формирования информационной культуры личности. Характеризует соотношение концепции формирования информационной культуры личности и идеи разработки международных стандартов информационной грамотности. Автор делает акцент на том, что проблемами информационной грамотности занимаются специалисты зарубежных и отечественных библиотек и вузов, при этом в разных странах ее понимают по-разному.
Т. М. Шамсутдинова [5] рассматривает вопросы формирования профессиональной компетентности выпускников вузов в условиях информатизации общества. При этом анализирует понятия информационной культуры и информационной компетенции, приводит этапы формирования профессиональной информационной компетентности студентов.
Подводя итоги изучения документного потока по вопросам формирования читательской грамотности у подростков, мы пришли к следующим выводам.
Исследуемая проблематика преимущественно представлена в статьях профессиональных журналов и материалах различных конференций. Научная статья остается общепринятым источником отражения и распространения нового знания. Материалы научных конференций подтверждают интерес авторов к данной проблеме, их заинтересованности в поиске путей и методов решения данной проблемы.
Исследуемая проблема носит междисциплинарный характер, находясь на стыке таких отраслей, как культура, библиотековедение, информатика и педагогика, психология, философия, книжное дело и др. Тематическая направленность исследований многогранна: от читательской грамотности к информационной и цифровой компетентности.
СПИСОК источников
1. Гендина, Н.И. Информационная культура и медиаграмотность в России / Н.И. Гендина // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 4. – С. 77-83
- 2. Равинский, Д.К. Судьбы книги, судьбы чтения: о чем спорят зарубежные специалисты / Д.К. Равинский // Чтение в XXI веке: традиции и тенденции : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. К 115-летию Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского, Екатеринбург, 29–30 мая 2014 года / Составление и общая редакция: О.В. Моревой. – Екатеринбург: Уральский университет, 2014. – С. 131-137.
- 3. Сметанникова, Н.Н. Продвижение чтения с помощью чтения с экрана / Н.Н. Сметанникова // Библиотековедение. – 2015. – № 3. – С. 60-78.
- 4. Сметанникова, Н.Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития / Н.Н. Сметанникова // Библиотековедение. – 2017. – Т. 66. – № 1. – С. 41-48.
- 5. Шамсутдинова, Т.М. Информационная компетентность как аспект информационной культуры студентов / Т.М. Шамсутдинова // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. – 2014. – № 1(5). – С. 41.
Сведения об авторе
Подгорнова Елена Юрьевна, магистрант 2 курса направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», профиль «Теория и методология информационно-аналитической деятельности», ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Рецензент
Меркулова Альмира Шевкетовна, кандидат педагогических наук, доцент
информационная грамотность, анализ цитирования, Год литературы, чтение, конференции, информационная культура, продвижение чтения, библиотековедение, Библиотечное образование
23.12.2022, 479 просмотров.