Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. ПИРУМОВА Л.Н., КОЛЕНЧЕНКО И.А. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕКИ: ОПЫТ ЦНСХБ
Повышение квалификации ‑ непременное условие успешной и плодотворной работы сотрудника в библиотеке. Библиотечная энциклопедия определяет повышение квалификации как совершенствование профессиональных и общеобразовательных знаний, навыков, умений библиотекарей (1 c. 802).
В документах ЮНЕСКО термин «повышение квалификации» трактуется как «формальное и неформальное обучение, необходимое для того, чтобы штат учреждения или коллектив был способен выполнять полный спектр своих служебных обязанностей. В ходе повышения квалификации необходимо научиться не просто выполнять работу принятым в настоящее время образом, а постоянно изменять и совершенствовать методы работы, улучшая ее качество (4). Некоторые ученые считают, что ежегодно специалист должен обновлять 5% теоретических и 20% практических профессиональных знаний. В библиотечном сообществе укрепилось мнение, что для повышения квалификации кадров необходимо выделять от 0,5 до 1% общего бюджета библиотеки (2 c. 11). К сожалению, не каждая библиотека может выделять достаточные суммы на повышение квалификации, но каждая библиотека прилагает максимум усилий, чтобы сотрудники повышали свой профессиональный уровень. В Рекомендациях ЮНЕСКО предлагается выделение 10% рабочего времени сотрудника на повышение квалификации: конференции, семинары, самообразование (2 с. 11).
Очевидно, что это не единичная акция, а постоянный процесс. Повышение квалификации должно проходить постоянно, охватывать все категории специалистов, строиться по принципу непрерывности. Специфика библиотечной деятельности такова, что, придя на работу в библиотеку, человек должен осознавать, что ему придется учиться, обучаться ‑ повышать свою квалификацию всю свою трудовую жизнь в библиотеке. Поэтому, как нам кажется, проблема непрерывного образования актуальна для библиотек и библиотекарей всегда, но особенно актуальна в современных условиях, в эпоху цифровизации, когда от библиотекаря требуются знания информационных технологий, компьютера, различных видов оргтехники, множительных аппаратов, коммуникационных сетей, навыки работы с гаджетами различной сложности, которые с поразительной скоростью модернизируются. По мнению специалистов, альтернативы непрерывному профессиональному образованию нет. Суть его заключается в системно организованном процессе обучения человека на протяжении всей его трудовой жизни, что позволяет ему оставаться эффективным работником. Непрерывное образование означает некое постоянное, непрерывное совершенствование знаний, умений, навыков человека, связанное с необходимостью быть актуальным в современной среде (профессиональной, социальной) (9). Википедия трактует непрерывное образование как процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества.
Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. Вопросы повышения квалификации являются предметом изучения как теоретиков, так и практиков библиотечной деятельности (5-8: 12; 13).
Однако нельзя не согласиться, что пока отсутствует единая концепция развития системы непрерывного образования России (3). Непрерывное образование направлено на повышение качества библиотечно-информационной деятельности. Оно должно обеспечить соответствие уровня квалификации библиотечного работника его занимаемой должности, возложенным на него обязанностям, характеру выполняемой работы.
В системе непрерывного образования участвуют как работник, так и работодатель. Работник должен постоянно проводить самооценку на соответствие своим служебным обязанностям, самоконтроль, чтобы не упустить момент их расхождения, на основе анализа профессиональной литературы, изучения передового опыта. Главное, чтобы работник осознавал необходимость самосовершенствования, был заинтересован в нем. Работодатель со своей стороны также должен проводить регулярную оценку эффективности работы сотрудника, вовлечь его в процесс непрерывного образования, показать необходимость и перспективы работника в этом процессе, а затем предоставить широкий спектр и разнообразие возможностей формального и неформального обучения. Именно так система непрерывного образования на протяжении многих лет строилась в ЦНСХБ и показала свою эффективность и жизнеспособность. Система ЦНСХБ основана на освоении и развитии профессиональных навыков, профессионального опыта, основанного на передовых технологиях библиотечно-информационной работы. Система обеспечивает повышение квалификации работника с момента его поступления на работу и сопровождает его на всем протяжении его производственной деятельности в библиотеке, исходя из того, что образование библиотекаря должно проходить в течение всей трудовой жизни. Таким образом обеспечивается получение профессиональных навыков, компетенций в соответствии с задачами, стоящими перед структурным подразделением, в которое пришел работник, его должностью, его должностными обязанностями, а затем их развитие и совершенствование. Изменяются формы и методы обучения, но они направлены на совершенствование и углубление полученных знаний. Причем это относится как к работникам со специальным библиотечным образованием, так и не имеющим такового. Общеизвестно, что профессия библиотекаря за последнее десятилетие претерпела большие изменения. Библиотекарь должен помимо традиционных знаний знать основы информатики, владеть компьютерной грамотностью, знать, какие информационно-поисковые языки (ИПЯ) использует информационно-поисковая система (ИПС) и как ими пользоваться при поиске информации. В современной библиотеке сотрудник, получивший образование несколько лет назад, уже должен повышать свое образование, иначе он не сможет быть полезен пользователю библиотеки. Кроме того, в ВУЗе получают общее профессиональное образование, а каждая библиотека, каждый технологический процесс в конкретной библиотеке имеет свои особенности. Конечно, это не тот случай, когда «забудьте все, чему вас учили в институте…», но адаптация занимает некоторое время в зависимости от сложности процесса. В ЦНСХБ, как в отраслевой научной библиотеке, наряду со специалистами с библиотечным образованием, требуются специалисты сельского хозяйства, ветеринарии, пищевой промышленности. Специалисты-отраслевики работают в основном в отделах, занимающихся семантической обработкой информации, а также в отделе обслуживания.
Независимо от профильного образования, каждый пришедший на работу в ЦНСХБ проходит базовый ориентировочный курс для новых сотрудников. Этот базовый ориентировочный курс необходимое условие адаптации нового сотрудника в коллективе, включения его в технологические процессы.
Обязательным условием успешного включения сотрудника в производственный процесс, знакомства с профессией, эффективного приобретения навыков является наличие в библиотеке института наставничества. В каждом структурном подразделении есть свои корифеи, самые опытные и квалифицированные работники, которым доверяется и поручается обучение новых сотрудников профессиональному мастерству от азов до тонкостей. Очевидно, что не каждый опытный специалист со стажем может стать наставником. Требуется особое умение находить общий язык с обучающимся, иметь желание поделиться знаниями, быть не только педагогом, но и психологом, чтобы понимать, где можно и нужно быть строгим и требовательным, а где внимательным и заботливым. Наставник знакомит не только с особенностями и тонкостями профессии, он передает новому сотруднику традиции, стиль взаимоотношений, правила поведения в данном коллективе.
Следующий этап в системе повышения квалификации и непрерывного образования – включение работника в учебные и обучающие мероприятия. Ежегодно в начале текущего года составляется, а затем утверждается директором План повышения квалификации работников ФГБНУ ЦНСХБ, который становится локальным нормативным актом и обязателен к исполнению, выполнение его обеспечивают заведующие подразделениями, а контролирует зам. директора по научной работе.
В прошлые годы для тех, кто не имеет библиотечного образования, было обязательным обучение на Высших Библиотечных курсах в Российской государственной библиотеке. Трудно переоценить их значение, они удобный источник получения дополнительного библиотечного образования. Курсы не утратили своего высокого уровня подготовки библиотечных кадров, но выросла их цена и снизились финансовые возможности библиотеки, поэтому, к сожалению, не все могут получить дополнительное библиотечное образование. Однако в 2022 г. один сотрудник ЦНСХБ закончил Библиотечные курсы РГБ и получил соответствующий документ.
Важное место в учебных и обучающих мероприятиях занимают бесплатные вебинары, семинары, курсы. Подчеркиваем, что библиотеки ищут все-таки бесплатные источники получения профессиональных знаний. В ЦНСХБ организуются и семинары и вебинары, а также ежегодно создается группа для прохождения курса в Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса (ФГБОУ РИАМА), с которой существует долгосрочное сотрудничество. Слушатели после прохождения курса получают Удостоверение. В 2022 г. сотрудники участвовали в 4 зарубежных онлайн вебинарах, 4 российских вебинарах, в 2 российских семинарах. Важнейшей формой повышения квалификации являются научные и научно-практические конференции. Независимо от формы участия (выступление с докладом или слушателя), участник получает важную, актуальную профессиональную информацию, знакомится с передовыми технологиями, опытом коллег. В 2022 г. сотрудники ЦНСХБ приняли участие в 9 международных и 2 российских профессиональных конференциях, подготовили 19 докладов. Подготовка докладов, выступлений, презентаций ‑ это тоже форма повышения квалификации, поскольку в процессе подготовки изучается профессиональная литература, анализируется собственный опыт. Порой подобный анализ порождает не только новые знания, но и новые технологические и методические решения, направленные на совершенствование библиотечно-информационной деятельности. Таким образом конференции способствуют обогащению профессиональных компетенций. Кроме того, на конференциях устанавливаются профессиональные связи, контакты, которые способствуют дальнейшему обмену опытом, профессиональным консультациям, обмену мнениями, дискуссиям по коммуникационным сетям.
Особое место в системе повышения квалификации и непрерывном образовании занимает самообразование. Оно связано со способностью работника учиться, с его стремлением совершенствоваться, реально оценивать свои профессиональные компетенции и иметь желание пополнить и усовершенствовать их. В системе повышения квалификации заложены возможности для самообразования работника ЦНСХБ.
В Руководстве ИФЛА говорится: «ответственность за непрерывное образование, подкрепляемое регулярными аттестациями, возлагается на самого специалиста-практика, который должен стремиться восполнять пробелы в своей квалификации, необходимой для выполнения текущих обязанностей, и готовить себя к освоению новых обязанностей. К первоочередным целям относятся, во-первых, выполнение своих обязанностей таким образом, чтобы учреждение-работодатель могло обеспечить высокий уровень обслуживания; во-вторых, продвижение по службе и, наконец, содействие позитивным переменам в масштабах всего профессионального сообщества» (2 с. 10).
Самообразование включает не только и столько чтение профессиональной литературы, но и изучение иностранных языков, участие в научной жизни профессионального сообщества: тренинги, семинары, найденные и самим работником помимо тех, которые предложены работодателем.
На наш взгляд это непременное условие качественного выполнения сотрудником своих профессиональных обязанностей. Особенно это касается научных сотрудников и сотрудников, выполняющих научную обработку, которые просто обязаны следить за появлением новых ГОСТов, терминов, непосредственно касающихся их профессиональных обязанностей. Рассмотрим более детально действие системы на примере отдела аналитико-синтетической обработки (АСОД) ЦНСХБ. Определим, какими компетенциями должен обладать сотрудник этого отдела. В штате отдела библиографы и научные сотрудники.
С момента создания ЦНСХБ в отдел принимались специалисты сельского хозяйства для осуществления смысловой обработки отечественных и зарубежных документов и справедливо считалось, что аннотировать и систематизировать специальную литературу следует специалисту-аграрнику. В отделе существовала и продолжает существовать традиция узкой специализации, т. е. документы по агрономии обрабатывает агроном, по зоотехнии — зоотехник, по ветеринарии — ветеринар. В процессе аналитико-синтетической обработки раскрывается содержание документа средствами ИПЯ, который использует библиотека и определяется место документа в информационных ресурсах. В ЦНСХБ используется для смыслового раскрытия содержания документа несколько ИПЯ: Отраслевой рубрикатор, Информационно-поисковый тезаурус, УДК, язык ключевых слов. Изучение этих ИПЯ и методик индексирования по каждому из них ‑ непременное условие освоения профессии индексатора. Сегодня обучение индексированию занимает от 1 до 3-х лет. Оно проводится в самом отделе в сочетании теории (изучение методик) и практики (индексирование документов). Наставники на практике помогают осваивать особенности индексирования, но теорию, описанную в учебниках, сотрудник постигает самостоятельно. Для более глубокого освоения теории библиотечного дела большинство сотрудников отдела обучались на высших библиотечных курсах и получили еще одно высшее образование — библиотечное. Поскольку в фонд и информационные продукты ЦНСХБ включаются иностранные документы, то знание иностранных языков важное составляющее компетенций сотрудника отдела АСОД. Многие сотрудники обучались на курсах иностранных языков и знают несколько языков. По мере усовершенствования и развития технологии в ЦНСХБ и отделе АСОД требовалось обучение и приобретение дополнительных навыков и компетенций сотрудников. В технологическую схему библиотеки заложен принцип одноразовой обработки (АСОД) информации с последующим многоразовым ее использованием, на этапе аналитико-синтетической обработки определяется место документа в информационных продуктах ЦНСХБ. По мере расширения функций библиотеки, увеличения номенклатуры информационных продуктов увеличивается и нагрузка индексатора по отбору в них документов из входного потока публикаций, так как для этого необходимо знание структуры ресурса или его схемы и принципов формирования. С 1991 г. ЦНСХБ издает реферативные журналы и готовит реферативную информацию для баз данных (БД), что является более сложным и трудоемким уровнем аналитико-синтетической обработки информации, требующим хорошего знания предмета и более высокого уровня компетенций. На этапе АСОД происходит отбор в 2 текущих библиографических и 5 реферативных изданий, которые и готовятся к выпуску в этом отделе, а также в 4 проблемно-ориентированные реферативные и полнотекстовые БД. В отделе разрабатывается схема изданий, создается их справочный аппарат; определяется концепция и структура БД. Члены редколлегии журналов (сотрудники отдела) овладели навыками редакторской правки, читки гранок, т. е. знаниями редакторов печатной и электронной продукции. В отделе осуществляется разработка и ведение лингвистических средств, в т. ч. специальных ИПЯ для автоматизированных систем: Отраслевого Рубрикатора по сельскому хозяйству и продовольствию, созданного на основе ГРНТИ, и Информационно-поискового тезауруса по сельскому хозяйству и продовольствию. Сотрудниками отдела владеют компетенциями, позволяющими разрабатывать лингвистическое обеспечение АБИС. Работа над ИПЯ требует глубоких знаний в области отраслей аграрной науки и производства, а также знаний классификаций, принципов их формирования и соответствующих ГОСТов. В свое время для создания дайджестов (мультимедийные продукты) сотрудники освоили сканирование, распознавание теста и т. д. Таким образом, компетенции сотрудников развиваются в соответствии с задачами, которые ставятся перед отделом и соответствуют основным направлениям деятельности отдела: аналитико-синтетическая обработка и индексирование документов, включая аналитическую роспись сериальных изданий и тематических сборников; формирование и редакционно-издательская подготовка текущих библиографических и реферативных изданий; разработка лингвистического обеспечения АБИС; научно-методическое руководство работой сети НСХБ АПК РФ по своей компетенции; научные исследования по АСОД и лингвистическому обеспечению БД отраслевой проблематики. Технология работы отдела сложна и многопланова, она объединяет библиотечные, информационные, редакционно-издательские и другие процессы, для обеспечения которых требуются работники соответствующих специальностей. Перечень технологических операций и процессов, осуществляемых в АСОД, имеет более 70 позиций Специалисты АПК необходимы во всех звеньях технологического процесса — в 100%, библиотечные специалисты — в 80%, переводчики — в 60%, информационные специалисты — в 40%, специалисты издательского дела — в 20%. Но эти показатели не отражают структуры кадрового состава специалистов АСОД, так как в действительности работники отдела владеют знаниями, навыками и компетенциями целого комплекса профессий (10). Специалисты отдела проводят исследования по зарубежным БД, мониторинг интернет-ресурсов по выявлению сайтов и открытых данных по проблематике АПК. Для этого они должны владеть знаниями принципов организации информации и доступа к ней; концепций открытого доступа и открытых знаний и открытой науки; владеть компетенциями и навыками работы с зарубежными БД и проведения наукометрических исследований. Наконец, они должны владеть навыками сбора научной и статистической информации для научных исследований и написания научных отчетов, научных статей. При этом как минимум каждому участнику технологического процесса необходима триада знаний: библиотечно-библиографических, отраслевых (АПК) и языковых. Объем, содержание и соотношение их на различных рабочих местах варьируют, но всегда выступают как единый комплекс, блок знаний.
В индивидуальных планах сотрудников заложено время на повышение квалификации: посещение семинаров, конференций, курсов и самообразование, есть соответствующая графа и в формах индивидуальных отчетов. Одним из критериях оценки эффективности и качества работы работников ЦНСХБ является «Участие в программах повышения квалификации или профессиональной подготовки, а также самообразовании».
Итак, основу системы повышения квалификации составляет совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга форм обучения, организуемых в ЦНСХБ с определенной периодичностью в определенной последовательности, которая зависит от потребностей конкретного подразделения библиотеки, подготовки и образования работника. Обязательным условием функционирования системы является всеобщий охват различными формами образования максимального числа сотрудников, практически всего штатного состава библиотеки: курсы, семинары, вебинары, тренинги, профессиональные конференции, Дни повышения квалификации, круглые столы, профессиональные дискуссии, консультирования, наставничество, самообразование.
В настоящее время ЦНСХБ переходит на новую автоматизированную библиотечно-информационную систему (АБИС) и перед всеми работниками библиотеки стоит задача изучения и овладению ею, что является новым этапом повышения квалификации.
Список источников
- 1. Библиотечная энциклопедия. Из-во «Пашков дом». 2007. 1299с.
- 2. Варлейс Я. Руководство ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию: принципы и передовой опыт. 97 с. [Электронный ресурс] https://www.ifla.org/wp-content/uploads/2019/05/assets/ cpdwl/guidelines/ifla-guidelines-for-continuing-professiцonal-development-ru.pdf (Дата обращения 30.01.2023)
- 3. Жданова Т. А. Концепция развития региональной системы непрерывного образования библиотекарей Сибири // Библиотека в системе непрерывного профессионального образования. ‑ Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2000. ‑ 56с. (Препр. / ГПНТБ СО РАН; 99-1). С. 6‑12.
- 4. ИИТО ЮНЕСКО. Что такое повышение квалификации [Электронный ресурс] URL:// http://websoft.ru/db/wb/ 1AE35D3CA08D4DDEC3256F310047E8A7/doc.html (дата обращения: 15.02.2012).
- 5. Куминова Л. А. Новые формы в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов в условиях информатизации библиотек [Электронный ресурс] / Л. А. Куминова. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.altgaki.org/index.php?option=com_content&view=article&id =245:2010-02-01-17-28-45&catid=123:2010-01-30-02-31-56&Itemid=190
- 6. Лопатина Н.В. Непрерывное образование библиотечных специалистов: содержание определит формат // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 4 (96). С. 132-139. DOI: 10.24412/1997-0803-2020-10412
- 7. Макеева И. И. Использование инновационных форм в системе повышения квалификации сотрудников библиотек [Электронный ресурс] https://kdpu-library.ucoz.ru/Librarydocument/Konf/makeeva.pdf (дата обращения 20.02.2023)
- 8. Медведева Е. В. Система повышения квалификации сотрудников научной библиотеки Томского государственного университета на современном этапе//Вест. Томского государственного университета. 2012. № 2. С.102‑106.
- 9. Пережовская А.Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития/ А. Н. Пережовская. ‑ Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь : Меркурий, 2015. – С. 38‑42. – URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7617/( дата обращения 20.02.2023)
- 10. Пирумова Л. Н., Садовская Л. К. Вопросы непрерывного образования специалистов АСОД в отраслевой научной библиотеке // Б-ки и ассоц. в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества / Седьмая междунар. конф. «Крым 2000». ‑ Симферополь, 2000 ; Т. 1. ‑ С.366‑371.
- 11. Скворцов В. Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования // В. Н.Скворцов. – СПб. ‑ Из-во СПбГУЭФ. 1999. 228 с.
- 12. Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент: избр. ст. 2004‑2011 гг. / Э. Р. Сукиасян. СПб. : Профессия, 2011. – 430 с.
- 13. Сукиасян Э. Р. Повышение квалификации сотрудников библиотеки: практические советы руководителю / Э. Р. Сукиасян. – М. : ГПНТБ России, 2008. – 74 с.
Сведение об авторах
Пирумова Лидия Николаевна, кандидат педагогических наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации; заместитель директора по научной работе, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (Москва, Россия);
Коленченко Ирина Александровна, кандидат экономических наук; заместитель директора, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (Москва, Россия)
Библиотечное образование, Library education, мероприятия, конференции, чтение
24.02.2023, 632 просмотра.