Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. МАЗУРИЦКАЯ М.А. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРАКТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ

  В настоящее время российское высшее образование вновь переживает переходный период, связанный с уходом от идеологии Болонской системы в пользу выработки и установления новых национальных приоритетов, отвечающих задачам развития кадрового потенциала российской экономики. Вместе с тем, неизменным и ключевым для отечественной высшей школы всегда остается и должен оставаться практикоориентированный подход,  основой которого является «гармоничное сочетание фундаментального образования с прикладной подготовкой, формирующей адекватные представления о профессиональной деятельности и её условиях, минимальный опыт практической деятельности, готовность быстро интегрироваться в «реальный производственный процесс» для самостоятельного выполнения трудовых функций и действий» [1]. Данное высказывание заведующей кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры Н.В. Лопатиной   приобрело в настоящее время особую актуальность именно для библиотечно-информационного образования.

  Это обусловлено отраслевой повесткой:  в утвержденной в 2021 году «Стратегии развития библиотечного дела Российской Федерации на период до 2030 года» [2]  и в принятом в 2022 году  профессиональном стандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» [3] четко прослеживается направленность на  максимальное соответствие содержания подготовки  библиотекарей задачам библиотечного строительства. Необходима готовность будущих специалистов к решению профессиональных задач, которые лежат в основе трудовых функций, формирующих современную библиотечную профессию. В этих условиях отраслевой практике и отраслевому образованию сейчас – как никогда – важно грамотно и эффективно взаимодействовать друг с другом, прилагая совместные усилия для подготовки кадров, востребованных современным рынком труда.

 Определенные в работах социологов, педагогов, библиотековедов [4,5 и другие] принципы взаимодействия социальных институтов практики и образования, профессии и образования  формируют основу для механизмов координации запросов и реагирования в организации подготовки кадров нового поколения. Задача построения «новационных форматов взаимодействия социальных институтов профессии и образования в русле социального партнерства» была поставлена для библиотечной отрасли в 2015 году [5, с.322].

 В настоящее время данная задача получила практическое решение в ходе реализации организованного осенью 2022 г. проекта «Мастерская кадрового партнёрства: библиотечный аспект», инициированного директором Российской государственной библиотеки  для молодежи И.Б. Михновой и реализуемого  совместно с научным руководителем ресурсной платформы «Карьера в России» С.С. Гилем. Выбор именно РГБМ площадкой для реализации данного проекта весьма закономерен: в своей статье «Молодёжь — стратегический ресурс развития библиотечной отрасли» [6]  И. Б. Михнова высказала мысль о том, что участие в  данном мероприятии наряду с преподавателями и работодателями может открыть «новые возможности для будущих библиотечных специалистов» [6] .

 В работе проекта, к которому подключились  36 регионов России, приняли участие 7 студентов Московского государственного института культуры, обучающихся на втором и третьем курсе по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» под руководством автора этой статьи.

 Началом проекта стала установочная онлайн встреча, которая прошла 27 сентября 2022 года. Активная работа исследовательской площадки началась 18 октября 2022 года в формате еженедельных командных практикумов. По завершению каждого практикума командам-участникам проекта давались задания для самостоятельного выполнения в течение следующей недели.  Первым заданием, полученным  во время первой установочной встречи, стала подготовка «визитной карточки» команды,  представляющей видение участниками «библиотеки будущего», возможный круг привлеченных членов библиотечного сообщества, планируемый результат работы команды и т.д.

 В рамках работы «Мастерской кадрового партнерства» команда МГИК осуществила социологические исследования посредством опросных листов сотрудников библиотек, преподавателей библиотечно-информационных дисциплин и студентов, обучающихся библиотечной профессии.  Опросы проводились с целью выявить сходства и различия в видении идеального образа библиотекаря и библиотеки студентами, преподавателями библиотечно-информационных дисциплин и непосредственно сотрудниками библиотеки. Примечательно, что среди библиотечных специалистов, принявших участие в исследовании, были представители библиотек разных типов и видов, географического расположения: от Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино Министерства культуры Российской Федерации до Лесногородской библиотеки им. И.А. Новикова, расположенной в поселке городского типа Лесной городок.  Однако вне зависимости от учредителя, размеров библиотеки, региона, респонденты отмечали важность усиления практической составляющей в обучении будущих специалистов библиотечно-информационной деятельности. Идею о двухстороннем сотрудничестве учебных заведений и библиотек  высказала одна из респонденток – сотрудница ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, предложившей чтобы не только студенты приходили на практику в библиотеку, но и чтобы сотрудники библиотек для повышения своей квалификации посещали бы мастер-классы, проводимые преподавателями колледжей и вузов. Следует отметить, что аналогичное решение было предложено в рамках педагогических исследований и разработок в области высшего библиотечно-информационного образования, проведенных на кафедре библиотековедения и книговедения (ныне – кафедре библиотечно-информационных наук) МГИК. В ходе опытно-экспериментальной работы внедрена модель трехстороннего сотрудничества педагога, представителя практики и студента и доказана её успешность, определяемая именно качеством вводимого ей особого вида общения - профессионально-педагогического. [7]

   Одной из задач, поставленной перед командами-участниками проекта, тало выявление различий в  представлениях студентов, преподавателей и практиков о наборе и содержании компетенций, необходимых выпускников вуза для эффективной работы в библиотеке. Результаты исследования, проводимого командой МГИК, показали, что в действительности эти различия минимальны и носят частный характер. Как работодатели, так и студенты, и преподаватели вузов осознают важность сформированных практических навыков будущих библиотечных специалистов. Однако в качестве не менее важной составляющей, необходимой в настоящее время для библиотечного работника, и студенты, и педагоги, и работодатели отмечали умение работать в условиях многозадачности и креативность.  При этом подавляющее большинство представителей всех трех сторон отметили, что будущих специалистов библиотечной сферы желательно начать «погружать» в профессию уже с 1 курса.

  В рамках работы «Мастерской кадрового партнерства» командам было предложено соотнести результаты опроса с профессиональным стандартом «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» [2] и сравнить мнение респондентов по поводу того, какими умениями должен обладать библиотечный специалист, с содержанием данного документа.   В ходе исследования командой МГИК было установлено, что стандарт включает четко взаимосвязанные с трудовыми действиями умения и знания, в то время как участники анкетирования ориентированы на универсальные гибкие навыки, в частности многозадачность и критическое мышление, которые не менее важны, чем регламентированные стандартом составляющие библиотечной профессии. Вместе с тем, такие расхождения можно объяснить спецификой механизмов профессиональной стандартизации как нового инструмента управления кадровым потенциалом, который внедряется в библиотечную отрасль. [8]

  Заключительным этапом работы «Мастерской» стала состоявшаяся 29 ноября 2022 г. защита дорожных карт, в которых участники команд должны были, объединив мнения работодателей, студентов и педагогов, представить собственное видение дальнейшего развития продуктивных партнерских отношений между всеми тремя заинтересованными сторонами. Среди форматов, способствующих эффективному развитию этих отношений, студенты МГИК указали проведение мастер-классов представителями библиотек, возможность студентам старших курсов 1-2 раза в неделю работать и стажироваться в библиотеке, получая таким образом практический опыт в будущей профессии, а также усиление вариативности образовательных программ.

  Следует отметить, что  участие в  работе «Мастерской кадрового партнерства» стало первым опытом командной работы как для руководителя команды, так и для самих студентов, в связи с чем в процессе работы периодически возникали некоторые сложности, обусловленные, в том числе, и тем, что на выполнение заданий отводилось довольно мало времени, в связи с чем команде было весьма проблематично выполнить задание в отведенный срок.  В то же время  студенты, принявшие участие в исследовательском проекте, проявили себя как ответственные, заинтересованные, обладающие аналитическим мышлением люди. Особенно хотелось бы отметить студенток 2 курса А. Туманян и А. Самохину, проявивших наибольшую активность на протяжении всей работы проекта.  В настоящее время обсуждаются результаты первого года работы «Мастерской» и намечаются планы развития проекта в 2023 году.

  Подводя итоги участия студентов МГИК в работе «Мастерской кадрового партнерства», мы отметили рост и углубление у них осмысленного отношения к библиотечной профессии. Подобное взаимодействие между будущими специалистами отрасли, преподавателями и потенциальными работодателями   крайне важно, так как помогает всем трем сторонам лучше понять и услышать друг друга и, соответственно, объединить свои усилия для выработки общей траектории развития библиотечно-информационной отрасли.  

Список источников

  1. 1. Лопатина Н.В. Педагогические стратегии участия работодателей в образовательном процессе: на примере библиотечно-информационного образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2019.- № 5 (91). - С. С. 162-171
  2. 2. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года № 608-Р. Текст: электронный. URL: http://static.government.ru/media/files/NFWPpXpAAAEbPW60HiZiDvdZZ 8AcSNuu.pdf Дата обращения: 31.01.2023.
  3. 3. Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2022 № 527. Текст: электронный. URL: https://rgub.ru/files/profstandart-970-2.pdf Дата обращение 31.01.2023.
  4. 4. Кораблева Г.Б. Теоретико-социологический анализ взаимосвязи профессии и образования: Дис. …д-ра социол.наук. – Екатеринбург,1999. – 321 с.

5. Лопатина Н.В. Библиотекарь в профессиональной структуре общества: опыт теоретико-методологического анализа: дис…д-ра пед.наук /Московский государственный институт культуры – М., 2015. – 375 с.

  1. 6. Михнова И.Б. Молодёжь — стратегический ресурс развития библиотечной отрасли // Территория L: ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи. – 2021. № 65 (дек). Текст: электронный. – Режим доступа: http://gazeta.rgub.ru/?p=4181, свободный. Дата обращения: 31.01.2023.
  2. 7. Ивина К.В., Лопатина Н.В., Харинцева М.А. Производственная практика в подготовке будущих бакалавров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» // Тринадцатые Денисьевские чтения [Электронный ресурс]: материалы межрегион. (с междунар. участием) науч.практ. конф., г. Орел, 26-27 окт. 2016 г. – Орел : [б.и.], 2016.
  3. 8. Кузнецова Т.Я. Профессиональная стандартизация библиотечно-информационной деятельности: концептуальные подходы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2020. – № 6(98). – С. 144-150.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Мазурицкая Мария Александровна,  кандидат культурологии , старший преподаватель, кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

Library education

02.04.2023, 264 просмотра.