Современные социокультурные практики: изучаем, анализируем, проектируем. ДРЕШЕР Ю.Н. БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАБИЛИТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
Основной целью библиотечной педагогической деятельности является всестороннее и гармоничное развитие личности. Это ставит задачу фундаментальной подготовки будущих библиотечных специалистов в области воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. На ее решение направлен целый комплекс общественных наук, в том числе и активно развивающаяся междисциплинарная наука – библиотерапия.
Под библиотерапией мы понимаем науку, нацеленную на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям ( болезням, стрессам, депрессиям и т.д.), укреплять силу воли, повышать интеллектуальный и образовательный уровень на основе синтезирования ситуации чтения. Библиотерапия имеет двойную направленность – клиническую и гуманистическую, то есть, способствует выздоровлению больного человека, с одной стороны, и, с другой – помогает здоровым людям приспособиться к окружающей действительности, повышает уровень межличностных контактов. Библиотерапия развивается на стыке психологии, педагогики, социологии, библиотеководения, библиографоведения, книговедения.
В новых социальных реалиях библиотерапия оказалась очень востребована, в силу того, что современный человек испытывает на себе воздействие комплекса негативных факторов, отрицательно влияющих на его психическое и физическое здоровье. Это связано с неудовлетворительной экологической ситуацией, ускоряющимися темпами жизни и вызванными ими нервными перегрузками, политическими и экономическими кризисами, рисками социальных конфликтов. Особый аспект связан с востребованностью теоретических, методических и прикладных разработок в условиях военных операций в части библиотерапевтического содействия в лечебных и реабилитационных учреждениях. Настоящая статья призвана познакомить практиков, столкнувшихся с выше перечисленными и иными проблемами личности в современном обществе, с библиотерапевтическим инструментарием, который они могут уже сегодня активно внедрять в свою деятельность. Многие тезисы этой статьи уже известны ученым [1-6], однако, мы считаем важным в современных условиях популяризировать это знание для широких кругов профессионального сообщества практиков библиотечного дела, для кого-то – актуализировать уже забытые, но востребованные сегодня, теоретические и прикладные инструменты.
Библиотерапия часто рассматривается в основном как «лечение книгой», что заметно сужает круг решаемых данной научной сферой проблем и задач. Но актуальный и апробированный ответ библиотерапии состоит, главным образом, в наращивании адаптационного потенциала личности. Основная задача библиотерапевтической деятельности библиотек – это достижение определенной информационной и духовной гармонии личности.
Исходя из нашего опыта мы хотим показать и дать представление о библиотерапии как научной дисциплине и сфере практической деятельности, имеющей целью
а) целенаправленное воздействие через книгу на читателя (в библиотеке) и пациента (в больнице, реабилитационном центре), находящихся в различных дискомфортных и кризисных ситуациях;
б) обеспечение информационно-психологической защиты личности;
в) содействие ее адаптации и коррекции поведения.
Библиотерапия и библиотекари, занимающиеся библиотечно-библиографической и библиотерапевтической деятельностью, признавая наличие внутренних и внешних факторов, препятствующих развитию человека и ограничивающих реализацию его возможностей, видят основную задачу своей деятельности в ослаблении и даже устранении их воздействия. Человек обладает большей свободой действий, если он осознает свои потенциальные возможности и их пределы.
На современном этапе потенциал библиотерапии значителен и в плане использования ее в лечебных целях, воздействия на психическое здоровье человека. Психическое здоровье является важной составляющей общего здоровья человека. От состояния психического здоровья во многом зависит счастье и долголетие отдельного человека и процветания всей нации. Любое нарушение психического здоровья связано, с одной стороны, с врожденными особенностями психики, с другой, с воздействующими на него факторами: чрезмерными психическими нагрузками, вызывающими стресс, и психотравмами. В борьбе за психическое здоровье человека библиотерапия основную роль отводит литературе.
Наибольшего эффекта при этом можно достигнуть на основе синтетического инструментарий, построенного на пересечении разных наук. Чтение, например, очень часто считают простым навыком, при котором смысл и ценность прочитанного ставятся в зависимость от механической способности узнавать слова и сохранять в памяти факты. Книга как объект чтения благодаря своему уникальному свойству может действовать на человека «центробежно и центростремительно», оказывать существенную терапевтическую помощь в различных критических ситуациях с помощью образов, эстетического восприятия, подражания и т.д. В этой связи для клинической практики основная цель библиотерапии – обеспечить значительный эффект через адаптацию личности к различным критическим ситуациям. Это ощутимо оптимизирует лечебно-реабилитационный процесс, оказывает профилактическое воздействие.
При применении библиотерапии на практике необходимо, прежде всего, учитывать научные принципы и нормативные установки в практической стратегии библиотечно-библиографической деятельности библиотекаря-библиотерапевта:
- принцип дифференцированного подхода к определению списка рекомендуемой литературы на основе их непосредственного изучения библиотечным специалистом;
- принцип системности заключается в создании четкой системы библиотечно-библиографического обслуживания, ориентированного на оказание библиотерапевтической помощи по организации процесса чтения для определенных категорий пользователей;
– принцип плюрализма. Суть его заключается в том, что читателю предоставляется свобода определения в его информационном поведении. Терпимость и уважение к различным взглядам, подходам, мнениям, вырабатывать умение слушать других – основа реализации данного принципа.
– принцип диалогичности подразумевает создание условий для содержательного и взаиморазвивающего диалога. Реализация данного принципа требует модернизации традиционных способов библиотечного обслуживания путем поиска и усиления в них диалогического начала, разработки новых способов библиотерапевтического воздействия на основе научных знаний о межличностном общении.
– принцип наглядности – обязательность наглядной демонстрации книги всегда и во всех действиях библиотерапии при ее рекомендации читателям связана с тем, что посредством зрительного контакта воспринимается максимальное количество информации (от 80 до 90 процентов), и она является наиболее устойчивой, лучше запоминающейся.
Эти принципы помогут Вам обеспечить
- превращение разрозненного, эпизодического чтения в систему разнообразного и всестороннего, направленного на получение определенного круга знаний, их наращивание;
- четкое целеполагание читательской деятельности в конкретной ситуации;
- вовлечения в читательский оборот не только книг, но и иных информационных ресурсов: средств массовой информации, Интернет-ресурсов, коммуникативных площадок.
Библиотерапевтические запросы читателей удовлетворяются различными путями: путем выдачи как сведений о документах (библиографическое обслуживание), самих текстов документов (библиотечное обслуживание); путем предоставления конкретных фактографических данных в виде аналитических справок (фактографическое обслуживание); путем сочетания библиографического и библиотечного обслуживания – тематические подборки, дайджесты. Получение информации с целью реализации полученных запросов предполагает различные варианты
- - Библиотерапевт может сам получить непосредственный доступ к имеющемуся мировому документальному потоку информации.
- - Затребованная информация может быть подготовлена третьим лицом, например библиографом, по заказу.
- - Библиотерапевт, учитывая высокий интеллектуальный потенциал читателя, может сориентировать его на самообслуживание.
При привлечении других категорий специалистов важно учитывать их квалификацию и умение владеть инструментом уточнения запросов, учитывая их часто присутствующую неопределенность. Мы должны помнить, что чтение есть сложный мыслительный акт, в ходе которого восприятие текста сопровождается одновременно его осмыслением, т.е. установлением связей и от ношений между частями текста. Результат такого осмысления может быть как положительным, так и отрицательным. При изучении текстов, используемых в библиотерапевтической работе, необходимо исключить предвзятое отношение к тексту, так как предвзятость исключает другие возможные объяснения; определить, какой этический кругозор открывает читателю автор. Вот почему, подчеркивает Д.Е.Афиногенов [7], читать «между строк» необходимо потому, что в текстах находится гораздо больше информации, чем представляется при поверхностном, просмотровом чтении. На этом акцентирует внимание и В.П. Леонов [8]: «Так что значит понять текст? Это значит воссоздать в себе в процессе чтения свои собственные состояния и чувства, как бы заново их пережить. Это не заимствование, это чтение о самом себе. Сначала читатель просматривает текст и осмысливает, что написал автор. При чтении проявляются индивидуальные качества читателя, уровень его квалификации, готовность к восприятию именно данного текста, что в совокупности позволяет правильно понять замысел автора». [8]
Основные отличия библиотерапии от руководства чтением состоят в следующем:
- - тщательнее учитываются психологические особенности для анализа проблем человека;
- - больше затраты времени на проработки, чем в руководстве чтением;
- - требуется более глубокое изучение литературных источников со стороны библиотерапевта применительно к читателю и его проблемам;
- - в условиях публичной библиотеки библиотерапия может быть групповым процессом.
Следует помнить о том, что процесс чтения является вариантом трудовой деятельности и имеет все ее признаки – целенаправленность, осмысленность, активность, производительность, продуктивность, самосознание, нравственную оценку содержания, социализацию, соотнесение полученной информации со своими социальными и биологическими потребностями, прогнозирование, творчество. Он предполагает получение полезного положительного результата. В процессе чтения активизируются и развиваются как отдельные функции – внимание, воображение, память, мышление, эмоции, воля, так и взаимодействие между ними. Таким образом, чтение способствует интеграции психических функций, а приемы целенаправленного использования книг для библиотерапевтических целей высоко результативны.
В настоящее время библиотерапевтическая деятельность активно реализует человекотворческую, культуросозидающую, когнитивную, конфигуративную, социализирующую и другие функции. Они крайне востребованы сегодня в библиотечно-информационном обслуживании такой категории читателей, как побывавшие в условиях боевых действий, как получивших ранения разной степени тяжести и попавшие после ранения на долечивание в различные реабилитационные центры России. Эта категория читателей, а в условиях реабилитационных центров – пациенты, как никто другой нуждается в библиотерапевтической поддержке, так как под реабилитацией раненых в ходе специальной военной операции понимается комплекс мероприятий направленных на скорейшее выздоровление утраченных функций и возвращение в строй или к общественно-полезному труду.
Библиотечно-информационное обслуживание пациентов реабилитационных центров должно обязательно учитывать ситуативные факторы. Нарушения целостности организма как функциональной системы перестраивается в ходе компенсации его жизнедеятельность, которая всегда протекает по принципу реализации доминирующей потребности. Следует понимать, что больше человек не может оптимально удовлетворять систему своих материальных и духовных потребностей, часть из которых на какое-то время остаются недостижимыми (особенно, в случае инвалидности). Ранение у нормального человека всегда провоцирует патологическую боль, т.к. ранение – это нарушение целостности системы, а раневая болезнь – результат взаимодействия организма с повреждением. Восстановительное лечение является обязательной составной частью единого лечебного процесса, направленного на восстановление и компенсацию нарушенных функций и органов. «Страх, печаль, тоска – разрушают тело, открывая доступ к нему всяческим заболеваниям», - говорил академик И.П. Павлов. Эти эмоции подрывают энергетику организма, угнетают и ограничивают компенсаторные процессы, иммунные реакции человека. Понятие «реабилитация» включает в себя комплекс государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных и других мероприятий, направленных на нормализацию нарушенных и компенсацию утраченных функций организма вследствие ранения с целью восстановления. Успешность лечения и реабилитации зависит от преемственности методов лечения раненых и проведение комплексных реабилитационных мероприятий. В комплекс реабилитационных мероприятий входит:
- медицинская реабилитация (восстановительное лечение);
- профессиональная реабилитация (восстановление трудоспособности и боеспособности);
- социально-психологическая реабилитация, в рамках которой библиотекари могут оказать свою помощь и поддержку раненым через чтение книг, используя все инструменты и методики библиотерапии, а также ее принципы как методологию библиотечно-информационного обслуживания таких категорий.
Несмотря на значительные успехи, достигнутые в деле восстановительного лечения, считаем, что библиотерапевтические средства, инструментарий будет положительно влиять на военнослужащих, поможет им противостоять неординарным ситуациям, укрепить силу воли, повысить интеллектуальный и образовательный уровень на основе синтезирования ситуаций чтения. Необходимо рассматривать библиотерапию как поддерживающий психотерапевтический метод, в ходе которого применяются лечебные эффекты от чтения, цель которого состоит в определении и решении внутренней проблемы раненого.
Механизм библиотерапии состоит в использовании соответствующих литературных произведений для всестороннего рассмотрения конкретной жизненной ситуации раненого для поиска правильного решения, для выбора дальнейшего пути. Произведение должно соответствовать жизненной ситуации пациента, персонаж в рассказе должен решать те же проблемы, что и он. На первом этапе прочтения он должен видеть позитивное окончание произведения, необходимо давать раненому надежду, шанс, мотивацию. При прочтении текста раненый должен обрести самопонимание, осознать, что он не одинок в своей проблеме, что есть выход из создавшейся ситуации. Здесь хорошо работают автобиографические истории, авторы которых перенесли опасное для жизни ранение и достойно вышли из, казалось бы, тупиковой ситуации. Мы утверждаем, что правильно подобранный текст может повысить самооценку раненого пациента, повлиять на его эмоциональное состояние, развить личность, но при этом надо учитывать, что в библиотерапевтическом процессе не каждая книга имеет ожидаемый эффект.
Библиотерапевтический процесс ориентирован на рациональное и эмоциональное восприятие литературного произведения, так как это специально организованное, целенаправленное взаимодействие библиотекаря и пациента/читателя направленное на решение развивающих и образовательных ( оздоровительных) задач. Методы библиотерапии и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной библиотерапевтической ситуацией. Формы организации библиотерапии определяются его содержанием.
Библиотерапевтические сессии инициируются в партнерском взаимодействии: библиотекарем совместно с читателем (субъектом, на которого направлен библиотерапевтический процесс) или врачом совместно с пациентом. Доскональный анализ проблем индивидуума в компетенцию библиотекаря не входит, и это является важным этическим принципом. Ему, как и другим профессионалам, следует вникать лишь в то, что необходимо для успешного решения именно его части (аспекта) проблемы: профессионально анализировать библиотечно-информационные ресурсы и их библиотерапевтический потенциал; знать и соблюдать правила взаимодействия с партнерами по библиотерапевтическим мероприятиям (читателем, психологом, врачом); получать сведения об особенностях личности пользователя, влияющих на его восприятие произведения, в том числе, о формах наилучшего восприятия индивидуумом произведения.
В завершении статьи, хотелось бы подчеркнуть, что библиотерапия – одно из важных направлений деятельности библиотек в сегодняшней ситуации. Но применение этого инструмента требует профессионализма, высокой социальной ответственности, отличного владения библиотечными знаниями.
Список источников
1.Дрешер Ю.Н. Библиотерапия. Полный курс: учеб.пособие. - Москва: «Издательство ФАИР»,2007. – 560 с.- (Специальный издательский проект для библиотек).
2.Дрешер Ю.Н. Библиотерапия : теория и практика: учеб.пособие /Ю.Н.Дрешер;науч.ред. Т.И.Ключенко. – Санкт-Петербург : Профессия, 2008. - 272с.
3.Дрешер Ю.Н. Библиотерапевтическая деятельность. Методология и методика: монография. - Москва : Либерия-Бибинформ, 2009. - 240 с.
4.Дрешер Ю.Н. Библиотерапия: учеб.-метод.пособие. 2-е изд. - Казань: Медицина, 2012. -52 с.
5.Дрешер Ю.Н., Карпов А.М. Механизмы лечебного воздействия чтения и их учет в библиотерапевтической практике // Труды РМБИЦ.- Казань : Медицина,2003.-С.100-111
6.Дрешер Ю.Н. Теоретико-методологические и исторические предпосылки фундаментализации библиотерапевтических исследований // Междисциплинарные аспекты документоведческих исследований и подготовки документоведов: сб.науч.тр. / сост. и науч.ред. Ю.Н.Дрешер. – Казань : Медицина, 2007. - С.56-69
7.Афиногенов Д.Е. Еще раз о пользе чтения "между строк". Методологические размышления // Византийский временник. – Москва, 2001. – Т.60 (85). – С.201-203
8.Леонов В.П. Пространство библиотеки : Библиотечная симфония / В. П. Леонов; Рос. акад. наук, Б-ка Рос. акад. наук. - Москва : Наука, 2003. - 121 с.
Сведения об авторе
Дрешер Юлия Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры
чтение, information environment
02.04.2023, 451 просмотр.