Библиотечно-информационные науки: теория и методология. ТИМОШЕНКО И.В. К ВОПРОСУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ СОВРЕМЕННЫХ БИБЛИОТЕК
Развитие информационных технологий в последние десятилетия неразрывно связано с развитием цифровых и компьютерных технологий. Динамика развития современных информационных технологий, в целом, существенно опережает технологические возможности большинства библиотек по формированию своих фондов. Формирование библиотечного фонда представляет собой непрерывный процесс, который продолжается с момента его создания и на протяжении всего периода существования библиотеки. Для большинства библиотек этот период составляет десятки (а для некоторых - сотни) лет. Таким образом, основа большинства современных библиотечных фондов формировалась в «доцифровую» эпоху и до недавнего времени основную их часть составляли печатные и микрографические документы, которые содержат визуализированную информацию в виде текста и изображений нанесенных на материальный носитель, и воспринимаются пользователями непосредственно или посредством аналоговых технических средств. Именно традиционные, «аналоговые» документы длительное время являлись основным информационным ресурсом библиотек, в котором была сосредоточена большая часть культурных и научных знаний, накопленных за весь период существования человеческой цивилизации. Именно традиционные «аналоговые» документы в основе библиотечных фондов определили возможности и методы моделирования библиотечной деятельности с целью управления библиотекой и развития библиотечных технологий.
Появление и широкое распространение компьютеров привело к появлению такого феномена как электронный документ, который определен стандартом ГОСТ Р 7.0.93-2015 как «документ в цифровой форме, для использования которого необходимы средства вычислительной техники...». Цифровая форма представления информации электронного документа имеет ключевое значение, поскольку носителем цифровой информации документа могут быть как физические материалы, обеспечивающие ее хранение, так и сигналы в форме распространяющихся волновых возмущений физических сред различной природы, используемые для передачи информации в компьютерных коммуникационных сетях. Компьютерные технические средства обеспечивают кодирование, распространение и визуализацию цифровой информации для ее непосредственного восприятия конечным пользователем ‒ человеком.
Появление Интернета существенно отразилось на характере информационной среды, в которой сегодня происходит основной поток информационных коммуникаций. В настоящее время основной информационной и коммуникационной средой является глобальная компьютерная сеть Интернет, а основным информационным ресурсом в ней является цифровой электронный документ. Это также имеет большое значение для библиотек. Электронные коммуникации и информационные ресурсы сегодня прочно вошли во все виды библиотечно-информационной деятельности.
Библиотека представляет собой сложную динамическую систему и оптимальное управление ее процессами возможно только на основании анализа ряда статистических показателей, характеризующих ее состояние. Анализ состояния возможен только на основе моделирования как библиотечных процессов в целом, так и моделирования ее важнейшего компонента – библиотечного фонда. Классические подходы к моделированию библиотечного фонда, основанные на базовых арифметических и статистических методах, были предложены еще в 1910‑х гг. в работах Б. Б. Веселовского и Е. Н. Медынского. Количественные оценки библиотечных процессов статистическими методами исследовались в В. А. Штейном [1], И. М. Фруминым [2], а затем В. М. Мотылевым [3]. Методика применения основных относительных показателей для экспертной оценки текущего состояния фонда и принятия управленческих решений были разработаны Г. В. Тараченко и С. В. Лохвицкой [4] в 1980‑х гг. Разработанная в этот период система абсолютных и относительных показателей библиотечного фонда широко используется по настоящее время и представлена в библиотечной учебной и справочной литературе [5, стр. 79‒89].
Интенсивное развитие аналитических методов моделирования библиотечных процессов с использованием методов высшей математики началось во второй половине ХХ в., что связано с взрывным увеличением количества информации, циркулирующего в обществе, началом внедрения компьютерной техники в информационные виды деятельности. Состояние развития общества того периода характеризовалось термином «научно-техническая революция». Развитию и углублению аналитических представлений информационных процессов, связанных с библиотечной деятельностью, посвящен ряд работ зарубежных и российских исследователей. Среди них можно отметить работы Дж. Солтона [6], К. В. Тараканова [7], А. М. Елизарова, Ю. А. Хохлова [8], Н. Г. Алексеева, Н. Е. Каленова [9], А. Г. Раева, Я. Л. Шрайберга [10], В. В. Нешитого [11] и многих других, в которых были определены основные подходы и предложен ряд математических моделей основных библиотечных процессов. Ряд исследователей отмечали необходимость дальнейшего развития этого направления в библиотечной деятельности [12, 13, 14]. К сожалению до сегодняшнего дня внедрение этих методов в практику библиотечной работы носит «точечный» характер.
В период 1970‒90-х гг., когда закладывалась теоретическая база углубленного математического моделирования библиотечно-информационных процессов, основным препятствием на пути к их внедрению можно считать недостаточный уровень развития и вовлечения в информационные процессы библиотек компьютерных средств автоматизации. Еще одной причиной можно считать то, что основу библиотечных фондов того периода составляли «традиционные» информационные ресурсы на физических носителях. Применение методов математического моделирования основано на обработке статистически значимых массивов первичных статистических показателей. Формирование массива первичных показателей в «докомпьютерную» эпоху было возможно преимущественно ручными методами, путем прямого подсчета событий и фиксации результатов в бумажных журналах учета, инвентарных книгах, формулярах и т.д., что было чрезвычайно трудоемким процессом и делало практически нереализуемым создание структурированных массивов статистических данных, достаточно объемных для применения развитых математических моделей. Обработка данных также производилась вручную с использованием базовых методов осреднения и вычисления относительных показателей, которые помогали принимать управленческие решения, наряду с результатами экспертных оценок, к случаях, когда получение численных значений показателей не представлялось возможным или было не целесообразно.
Интенсивная компьютеризация практически всех видов деятельности, развитие сетевых технологий в последнее десятилетие коренным образом изменило условия существования библиотек в общем информационном пространстве. Появление Интернета как общедоступной глобальной коммуникационной среды многократно увеличило интенсивность коммуникаций в обществе. Вместе с этим, многократно возросли информационные потребности современного человека. Информация стала определяющим фактором развития практически всех видов деятельности. Сегодня мы живем в эпоху очередной информационной революции, когда информационным стало само общество.
В большой мере это коснулось и библиотек. Современные библиотеки оснащены компьютерными техническими средствами. Сегодня редко можно встретить библиотеку, не использующую в работе электронные каталоги, программные средства АБИС или не имеющую выхода в Интернет. В составе большинства библиотечных фондов крупных библиотек широко представлены электронные документы.
С начала 2010-х гг. суммарный объем фонда электронных документов неуклонно растет, преимущественно за счет сетевых ресурсов, чего нельзя сказать об объеме фондов «традиционных» ресурсов на физических носителях. По данным АИС «Статистика» ГИВЦ Минкультуры России [15], в настоящее время количество учетных единиц электронных документов, входящих в состав библиотечных фондов, уже многократно превышает количество единиц хранения традиционных документов на материальных носителях. Динамика роста объема фондов библиотек можно оценить по гистограмме, приведенной на рисунке 1.
Рисунок 1 Динамика изменения суммарного объема фондов библиотек Министерства Культуры по годам.
К концу 2022 г., по муниципальным и государственным центральным библиотекам, общая доля документов на материальных носителях (включая электронные документы на съемных носителях) составила ~ 2,9% от объема полнотекстовых электронных сетевых документов, составляющих библиотечные фонды. В обозримом будущем следует ожидать дальнейшего увеличения доли сетевых ресурсов. Такое положение вещей позволяет сегодня говорить о преимущественной цифровизации фондов библиотек, что дает библиотекам широкие потенциальные возможности для интенсификации своей деятельности.
Цифровая природа электронных документов и современных средств коммуникации привела к однотипности с технической точки зрения, как самих электронных документов, так и технологий их хранения и распространения, независимо от природы основной информации, содержащейся в документе. В связи с этим, в последние десятилетия появилась тенденция включения в состав фондов библиотек разнородных по виду информации документов, что существенно расширяет потенциальный круг пользователей библиотечными услугами.
Цифровая природа электронных информационных ресурсов также делает их гомогенными компьютерной среде их существования, что, в свою очередь, делает их «прозрачными» для анализа и манипулирования средствами компьютерных технологий. Такая «прозрачность» дает широкие возможности для автоматизации деятельности библиотек, с использованием глубокого анализа на основе математических моделей, основанных на методах высшей математики, отражающих новейшие достижения в области теории и технологий автоматизированных информационных систем, применяемых в различных областях деятельности, включая активно развивающиеся сегодня технологии искусственного интеллекта.
К сожалению, следует констатировать, что имеющиеся широкие потенциальные возможности современного состояния библиотек реализуются далеко не в полную меру. Причины сложившейся ситуации можно увидеть анализируя структурно-функциональное представление библиотеки по Ю. Н. Столярову [16], согласно которому описание библиотеки как системы включает несколько «контуров». Первый контур библиотеки представляет собой «четвероединство» элементов-подсистем: библиотечный фонд, контингент пользователей, библиотечный персонал и материально-техническая база. Второй контур системы представлен моделями элементов первого контура, следующий контур ‒ моделями второго контура и т. д.
Несложно увидеть, что наибольшие изменения, связанные с цифровой трансформацией общества, произошли с контингентом пользователей и библиотечным фондом. Существенные изменения произошли и в структуре материально-технической базы библиотек. А так же, очевидно, что создание, развитие и применение элементов второго и последующего контуров рассматриваемой системы является результатом деятельности библиотечного персонала, как системного элемента.
Персонал современной библиотеки неоднороден. Широкое применение в библиотеках компьютерных технических средств и технологий сделало необходимым включение в библиотечный персонал специалистов этой области различной специализации: сетевых инженеров, системных администраторов, программистов, условно ‒ «автоматизаторов». В настоящее время ВУЗы не выпускают «автоматизаторов» библиотечного профиля, в библиотеки приходят представители других специальностей из других областей, так или иначе связанных с компьютерными технологиями. Как правило, они имеют более или менее обобщенное представление о библиотечных информационных технологиях, которое складывается в ходе их практического участия в библиотечных процессах. Преимущественно силами автоматизаторов создаются и внедряются специализированные программные средства автоматизации библиотек – АБИС, Как результат ‒ современные «профессиональные» АБИС, как правило, реализуют только «базовый» уровень библиотечных технологий, основанный на классических математических моделях начала ХХ в. Применение более сложных математических методов в работе библиотек пока редкость [17, 18] и имеющийся опыт не находит широкого применения.
Общепризнанным системообразующим элементом персонала библиотек является «библиотекарь», Именно профессиональные библиотекари призваны формировать второй и последующие системные «контуры» библиотеки, которые представляют собой результат моделирования такой сложной динамической системы как библиотека. Именно на уровне этих моделей должна происходить гармонизация функционирования системы «Библиотека» во внешней среде, прежде всего ‒ информационно-коммуникационной. Именно эти модели должны быть основой автоматизации библиотечно-информационной деятельности.
Разные модели представляют библиотеку с разных сторон и требуют разные уровни описания. Какие-то из них могут быть представлены вербально, какие-то ‒ графически, но наиболее детальное и строгое отражение системных характеристик библиотеки может быть достигнуто только на уровне математического моделирования, другими словами ‒ на языке математики.
Владение языком математики необходимо современному библиотекарю прежде всего для профессиональной оценки уже существующего «культурного слоя» наработок в области аналитического моделирования библиотечных процессов, сделанных в предыдущие периоды, с точки зрения их применимости в современных условиях. Как пример, насколько актуальны модели теории массового обслуживания, разработанные в советское время в современных условиях массового же оттока читателей из «классических» библиотек. Не менее важная задача ‒ освоение существующих теоретических наработок для формирования вектора развития современных библиотечных технологий, а так же дальнейшего развития теоретической базы библиотечно-информационных технологий на уровне аналитических методов высшей математики, отражающих усложнение и интенсификацию информационных процессов в современном обществе
Математическое моделирование позволяет исследовать сложные системы их свойства и прогнозировать результаты их функционирования. Применительно к библиотечно-информационной деятельности такой подход позволяет более эффективно использовать ресурсы библиотек, улучшать условия обслуживания пользователей и принимать обоснованные управленческие решения на основе анализа данных. Кроме того, сам характер информационной деятельности библиотек позволяет им самим стать площадкой для дальнейшего развития современных информационных технологий, неразрывно связанными с математическими методами моделирования.
К сожалению в настоящее время профессиональные библиотекари как правило владеют языком математики только на уровне средней общеобразовательной школы, что явно не достаточно для восприятия моделей, основанных на методах высшей математики. В учебных программах направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» предметы, подразумевающие изучение высшей математики, отсутствуют. Такое положение вещей сложилось не за один год и не за одно десятилетие [19], но, можно утверждать, что в настоящее время именно оно является одной из основных причин, препятствующих развитию библиотечных технологий и гармонизации их с современными информационными технологиями цифровой среды.
Указанная проблема не имеет простых решений, но как общий вывод можно утверждать, что наблюдаемое сегодня смещение видовой структуры библиотечных фондов к информационным ресурсам, имеющим цифровую природу, перевод основных библиотечных процессов на информационные технологии цифровых коммуникаций, является одним из ярких индикаторов необходимости глубокой цифровой трансформации библиотек, что невозможно без глубоких изменений профиля базовых знаний, необходимых современному библиотекарю, как системообразующему элементу персонала библиотеки в такой сложной системе, как современная библиотека. Сегодня это можно считать необходимым условием не только дальнейшего развития библиотек, но и сохранения их как социального института в будущем.
Список источников
1. Штейн, В. А. Библиотечная статистика. Опыт руководства по статистике для общеобразовательных библиотек / Штейн Василий Александрович ; с предисл. Л. Б. Хавкиной. ‒ Москва, Петроград: Гос. изд-во, 1923. - 96 с.
2. Фрумин, И. М. О сводных показателях в библиотечном планировании и библиотечной статистике / Исидор Маркович Фрумин // Тр. Моск. гос. библ. ин-та, 1939, Т.2. ‒ С. 97‒119.
3. Мотылев В. М. Основы количественных исследований в библиотечной теории и практике / В.М. Мотылев ; БАН СССР. - Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1988. - 196 с.
4. Лохвицкая С. Л. Формирование библиотечных фондов : учеб. пособие / С. Л. Лохвицкая, Г. В. Тараченко ; Ленингр. гос. ин-т культуры. – Ленинград, 1989. – 62 с.
5. Ванеев, А. Н. Справочник библиотекаря / Науч. ред. А. Н. Ванеев. – 4-е изд. перераб. и доп. – СПб. : Профессия, 2002. – 448 с. – (Серия «Библиотека»). – ISBN 978-5-904757-07-6
6. Солтон, Дж. Динамические библиотечно-информационные системы / Дж. Солтон; пер. В.Р. Хисамутдинов // Москва: Мир. ‒ 1979. ‒ С. 560.
7. Тараканов, К.В. Системный анализ библиотечных процессов : Учеб. пособие / М. : МГИК, 1982. ‒ 79 с.
8. Елизаров, А. М. Математические методы в библиотечной работе : учебно-методическое пособие / А. М. Елизаров, Ю. А. Хохлов // Казань: Изд-во Казанского университета. ‒ 1987. ‒ 272 с.
9. Алексеев, Н. Г. Математическая модель информативности фонда научной библиотеки / Н. Г. Алексеев, Н. Е. Каленов // Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Труды. ‒ Т. 21. Проблемы автоматизации и механизации библиотечной работы. ‒ Москва : Книга, 1985. ‒ C. 208-214.
10. Раев, А. Г. Управляемая система массового обслуживания как модель оптимального библиотечного комплектования / А. Г. Раев, Я. Л. Шрайберг // Научно-техническая информация. Сер. 2. ‒1986. ‒ № 5. ‒ С. 15-20.
11. Нешитой В.В. Математико-статистические методы анализа в библиотечно-информационной деятельности : Учеб. пособие / В. В. Нешитой // Минск: Белорус. гос. ун-т культуры и искусств, 2009. ‒ 203 с. ‒ ISBN 978-985-6798-58-3.
12. Мотылев В. М. Математизация библиотечного образования: состояние и перспективы / В.М. Мотылев // Труды. ‒ Ленинград : ЛГИК, 1988. ‒ Т. 118: История и перспективы библиотечного образования. ‒ С. 97‒103
13. Ванеев А. Н. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика / Л. П. Ванеев // СПбГУКИ. ‒ СПб.: Профессия, 2004. ‒ 368 с.
14. Шилов В. В., Короткова, Т. В. Моделирование библиотечных фондов: история с математикой // Научные и технические библиотеки. – 2006. – № 12. – С. 3‒19.
15. Основные показатели работы отрасли. Статистические данные по видам учреждений культуры, искусства и образования. Общий свод по библиотекам Минкультуры России за 2022 г. // АИС «Статистика» ГИВЦ Минкультуры России : [сайт]. - URL: https://stat.mkrf.ru/indicators/ (дата обращения 07.03.2024).
16. Столяров, Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход: Монография / Юрий Николаевич Столяров; художник В.Н. Хомяков. ‒ Москва: Книга, 1981.‒ 256 с.
17. Каленов Н.Е. Математическая модель оптимизации подписки на журналы в научной библиотеке / Н.Е. Каленов, Е.И. Козлова, О.М. Гиацинтов // НТИ. Сер. 1. ‒ 1999. ‒ № 12. ‒ С. 9-12.
18. Болодурина, И.П. Модели и методы принятия решений при заказе востребованной учебной литературы в процессе комплектования библиотечного фонда / И. П. Болодурина, С.Т. Дусакаева // Онтология проектирования. – 2019. – Т.9, №3(33). – С.369-381. – DOI: 10.18287/2223-9537-2019-9-3-369-381.
19. Тимошенко И.В. О проблемах информатики в библиотечном образовании // Библиотека и образование: Ежегодный межведомственный сборник научных трудов. ‒ Москва: ГПНТБ России, 2016. ‒С.66-80.
Сведения об авторе
Тимошенко Игорь Владимирович - доцент кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, кандидат технических наук
Библиотечное образование, история библиотечного образования, Год литературы, цифровизация наука, цифровизация науки
21.02.2024, 310 просмотров.