Информационные ресурсы. ХАРЫБИНА Т.Н., БЕСКАРАВАЙНАЯ Е.В., МАХНО О.О. ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СЕТЬ БИБЛИОТЕКИ ПО ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (БЕН РАН) В МЕНЯЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

 История развития и структура российских академических библиотек подробно освещена в публикациях [1,2,3,4,5,6,7]. При наличии центра управления и налаженных вертикальных и горизонтальных связей, соединяющих элементы в единую систему и придающих ей целостность и устойчивость, библиотечная система РАН, способна решать задачи внедрения современных технологий для усовершенствования информационного обеспечения (ИО) научных исследований.

 В данной статье речь идёт о работе централизованной библиотечной сети (ЦБС), возглавляемой БЕН РАН и объединяющей сегодня 44 библиотеки в 39-ти академических институтах и в 3-х научных центрах (Пущинский научный Центр, Научный Центр в Черноголовке, ФИЦ ИУ Троицкий научный Центр) [8,9,10]. Деятельность БЕН РАН по организации работы сети основана на автоматизации всех технологических процессов, позволяющих разрабатывать, апробировать и представлять инновационные модели библиотечных сервисов для общего использования [11]. Сегодня любая библиотека в НИИ, входящая в сеть БЕН РАН - это часть сложной информационно-образовательной среды: компонент научного комплекса Института и, одновременно, элемент ЦБС БЕН РАН.

 Характерная черта настоящего времени для всего сообщества, как для читателей научных библиотек, так и для сотрудников БЕН РАН – это снижение интенсивности использования традиционных фондов и заметное увеличение востребованности ресурсов удаленного доступа. За счет увеличения доли электронных ресурсов в этих условиях меняется не только структура фондов, но и значительно трансформируется информационно-библиотечная деятельность в научных библиотеках РАН. Оформление результатов научной деятельности, их оценка и продвижение, формирование интеллектуального капитала организации – это только базовый перечень направлений, отвечающих современным ожиданиям потребителей от информационных подразделений и научно-технических библиотек. Поэтому, главным вопросом на данном этапе становится определение соотношения задач традиционных и новых, выполняемых в ЦБС БЕН РАН, определение новых знаний, необходимых ученым для поддержки научных исследований, налаживание более глубоких и разносторонних связей между библиотечным пространством, внедрение на их основе новых сервисов.

 В 2021 г. в России был принят важный для научных и вузовских библиотек перспективный документ: «Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года» [12]. В этом документе среди основных направлений развития предусмотрены такие важные элементы информационно-библиотечного обслуживания (ИБО), как «развитие информационных технологий и цифровая трансформация деятельности библиотек», «активное участие библиотек в повышении информационной грамотности и формировании информационной культуры».

 В настоящее время ЦБС БЕН РАН обслуживает российские институты, ведущие изыскания по физике, химии, математике, биологии, астрономии и другим наукам. При таком разнообразии тематик, сотрудникам необходимо постоянно уделялось большое внимание систематическому изучению потребностей научных работников на всех стадиях научного исследования: от информирования и предоставления доступа к ресурсам до анализа и оценки результатов исследований.

 В этой связи в 2022 году на базе Центральной библиотеки (ЦБП) в Пущинском научном центре РАН (ПНЦ РАН) - самого большого отдела БЕН РАН, обслуживающего в настоящее время девять НИИ в ПНЦ РАН - было проведено плановое исследование информационных потребностей (ИП) ученых Центра. Целью данного исследования было изучение соответствия инфраструктуры научной библиотеки в ПНЦ РАН информационным потребностям учёных ПНЦ РАН и поиск перспективных направлений взаимодействия учёных и библиотеки. Положительно оценивая новые сервисы (библиометрический анализ, патентные исследования, помощь при подаче грантов, виртуальные выставки и др.), респонденты отмечали необходимость  развития традиционных услуг. Проведенный анализ информационного поведения ученых и специалистов ПНЦ РАН, формы работы, продукты и услуги научной библиотеки Центра по поддержке научных исследований показал, что поле деятельности современных библиотечных специалистов постоянно расширяется, а предъявляемые к ним требования, формируют новый круг профессиональных компетенций (участие сотрудников библиотеки в образовательной деятельности; создание и поддержка репозиториев; библиометрические и патентные исследования; управление исследовательскими данными.). Суммируя все вышеизложенное, в результате анализа был определен перечень основных услуг, необходимых пользователям ЦБС БЕН РАН на современном этапе [13].

 Под действием внешних факторов меняется не только библиотека в целом, но и её сотрудники, что требует от них новых знаний и компетенций [14]. Принятый в 2023г. профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» [15], направлен на развитие профессиональных компетенций библиотечных кадров в условиях модернизации отрасли и цифровых преобразований всей системы библиотечно-информационного обслуживания. Сегодня мы видим, как кардинально меняются на практике функциональные обязанности библиотекарей, требуя от них новых умений и знаний: профессиональная ориентация в информационных ресурсах; анализ ресурсов, оценка их новизны и достоверности; отбор ресурсов с учётом поставленных информационно-поисковых задач; аналитико-синтетическая переработка и структурирование отобранного.

 В этом же году, на основе полученного перечня необходимых пользователям услуг, было проведено анкетирование библиотечных специалистов ЦБС БЕН РАН, работающих в научно-исследовательских институтах и научных центрах РАН. Целью данного исследования стало выявление навыков библиотечного персонала, связанных с выполнением обновленных сервисов; классификация насущных потребностей самих сотрудников ЦБС БЕН РАН в материально – технических ресурсах; выяснение области знаний, необходимых библиотекарям для поддержки научных исследований. Анализ результатов опроса [16] показал, что сотрудники библиотеки в институтах постепенно адаптируются к новой среде, внедряя новые услуги. В отделах выполняются все основные библиотечные сервисы: хранение, систематизация, предоставление материала. Среди новых услуг, уже доступных пользователям в большинстве отделов присутствуют:

  • - предоставление доступа к локальным и удаленным электронным ресурсам;
  • - выполнение устных тематических, уточняющих, адресно-библиотечных, фактографических и библиометрических запросов в автоматизированном режиме;
  • - электронная доставка документов (ЭДД);
  • - копирование и сканирование первоисточников и отправка в электронном виде;
  • - предоставление информации в режиме избирательного распространения информации (ИРИ) и оперативного сигнального информирования (ОСИ) и т.д.

 В свою очередь, пожелания от сотрудников отделов ЦБС к руководству БЕН РАН имели практическую направленность, прежде всего, это:

  • - помощь в организации пользователям автоматизированных рабочих места в библиотеке для работы с электронными ресурсами;
  • - разработка оболочки для организации виртуальных выставок с возможностью наполнения актуальным материалом и внесением небольших корректировок без потери структуры;
  • - проведение дополнительных занятий по работе в автоматизированной библиотечной информационной системе (АБИС Коха).

 Очень порадовало желание библиотекарей повышать свой профессиональный уровень. Заведующие отделами в НИИ сами обозначили области, в рамках которых им нужно повысить свою квалификацию (например, 95% опрошенных хотят участвовать в семинарах для взаимного обмена опытом работы и профессионального роста, 29% - нуждаются в дополнительных консультациях по работе с офисными программами, 55% - желают обучиться использованию электронных продуктов БЕН РАН, 37% - планируют получить дополнительные навыки по сбору библиометрических данных, а 58% - по работе в библиографических, политематических базах данных). В анкетах присутствовали настоятельные просьбы к администрации БЕН РАН регулярно проводить занятия практически по всем вопросам библиотечно-информационной деятельности.

 Руководству было предложено более углубленно проанализировать текущую ситуацию с кадровым обеспечением библиотек ЦБС БЕН РАН, их информационную компетентность, сделав акцент на работу с новой АБИС Коха, библиометрическими базами и информационно-поисковыми системами.

 В настоящее время ситуация с библиотечными кадрами представляется достаточно сложной. Как обозначено в документе по «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года» [12], кроме таких факторов, как старение кадров, сокращение масштабов подготовки профессиональных работников, сказывается, в том числе, и отсутствие чётко скоординированной преемственности базового образования с системой профильной переподготовки, и повышения квалификации. Сегодня любой руководитель библиотеки заинтересован в полной информации о ресурсном потенциале организации, поэтому вполне понятно его желание иметь точную оценку кадрового потенциала и его профессиональных компетенций. Для этого в 2022 году администрацией было принято решение провести плановую аттестацию библиотечных сотрудников БЕН РАН. Были разработаны соответствующие локальные нормативные акты и документы, обеспечивающие планомерность и объективность аттестации. Основным локальным нормативным актом стало Положение об аттестации.  Факторы, на которые обращала внимание комиссия при определении цели аттестации: поддержка качественных изменений в работе библиотеки; повышение роли и имиджа библиотеки в научно-исследовательской среде; создание максимально объективной картины по каждому сотруднику.

 В задачи проведения аттестации входило:

  • - установление соответствия работников занимаемой должности;
  • - формирование высококвалифицированного кадрового состава;
  • - обеспечение возможности обоснованного передвижения кадров;
  • - определение необходимости повышения квалификации работников;
  • - стимулирование роста профессионализма и уровня знаний.

 Аттестация в ЦБС БЕН РАН проходила в два этапа. На первом этапе было проведено тестирование общих профессиональных компетенций, которыми обязан владеть библиотечный специалист, владение теоретическими навыками, знание профессиональных стандартов. В завершении комиссия беседовала с каждым аттестуемым, рассматривала его представление-характеристику, высказывала свои предложения и делала оценку информационной грамотности библиотекаря, работающего в условиях цифровой среды.

 Второй этап аттестации предполагал оценку практических навыков по работе с информационными ресурсами на основе разработанного в БЕН РАН программного обеспечения. Задачами данного этапа было:

  1. 1. Более основательно проанализировать процесс практических навыков сотрудников ЦБС БЕН РАН, сделав акцент на работу в новой АБИС Коха.
  2. 2. Определить умения сотрудников в поиске информации, в мировых информационных ресурсах, в том числе и открытого доступа.
  3. 3. Диагностировать трудности при выполнении тематических, уточняющих, фактографических и библиометрических запросов библиотекарей, работающих с использованием реферативной, библиометрической и полнотекстовой информацией.

 В результате удалось построить систему оценки сотрудников по следующим направлениям: выполнение должностных обязанностей, особенности поведения, эффективность деятельности, уровень достижения профессиональных целей, уровень компетентности, личностные особенности, мотивация к труду.

 По результатам проведенного опроса (анкетирования) и посредством двух этапов аттестации был определен общий уровень владения современными технологиями, определены направления, в которых может развиваться профессиональная деятельность современного специалиста библиотеки, требования к управлению персоналом.

 В рамках исследования особое внимание обратили на необходимость развития таких компетенций как: создание и поддержка цифрового контента, использование цифровых инструментов и сервисов. Поскольку библиотеки активно осуществляют образовательную функцию, была выявлена необходимость формирования педагогических навыков.

 По итогам исследования была сформирована примерная программа, повышения квалификации (ПК) сотрудников для формирования умений под задачи конкретного отдела ЦБС БЕН РАН и включающая несколько главных направлений:

  • - профессиональная ориентация в информационных ресурсах, отбор и оценка полученной информации с учётом поставленных информационно-поисковых задач;
  • - современные инструменты анализа, мониторинга и продвижения результативности научной деятельности;
  • - аналитико-синтетическая переработка информации;
  • - создание и ведение баз данных, информационных продуктов и услуг аналитического характера и т.д.

 Разработанная система повышения квалификации включала  в себе разные уровни подготовки: как внутрибиблиотечные, так и профессиональные курсы повышения квалификации при Вузах или ведущих библиотеках РФ. Отделом научных исследований (ОНИ БЕН РАН) была разработана программа повышения квалификации, которая  проходила поэтапно, как внутри БЕН РАН посредством различных вебинаров и семинаров квалифицированных библиотечных сотрудников, так и с привлечением партнерских организаций («Антиплагиат», Республиканский институт профессионального образования, «Директ-Медиа» и ЭБС «Университетская библиотека онлайн», Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU, Центр разрешения споров и бизнес-планирования «АНРИ» и др.) и ведущих библиотек РФ (ГПНТБ, Библиотека им. Ленина и др.). Отдельное внимание было уделено вопросам использования технологий онлайн обучения, активное применение которых пришлось на период пандемии и введения в ЦБС БЕН РАН дистанционного и гибридного форматов обучения, не потерявших актуальности и сегодня. Внедрение АБИС Коха в практику работы  ЦБС БЕН РАН в 2022 позволяет увеличить скорость обслуживания читателей, эффективнее управлять фондами и в любой момент узнать, где находится каждый экземпляр, в каком отделе, на какой полке, передано ли издание на выставку, выдана ли литература на абонемент или в читальный зал. Это дает возможность вести постоянный учет книговыдачи, всего фонда, контролировать движение и обращаемость каждого издания. С внедрением новой Автоматизированной Библиотечной Информационной системой (АБИС) Коха в практику работы ЦБС БЕН РАН было принято решение в программу ПК включить курсы, разработанные Отдела информационных технологий и отделом каталогизации, по работе с этой системой.

  С учетом пожеланий сотрудников был сделан упор на практические занятия по вопросам, связанным с интеллектуальной собственностью, правовой поддержкой, организацией виртуальных выставок. Для содействия при составлении отчетов НИИ и учёных были проведены мастер классы по поиску научной информации с помощью доступных сервисов и ресурсов.

    В марте – апреле 2023 года руководство БЕН РАН организовало обучение сотрудников на базе Московского государственного института культуры по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ». Сотрудники БЕН РАН (15 человек) успешно прошли обучение и получили удостоверения о повышении квалификации государственного образца.

 Сегодня ситуация заметно изменилась: в большинстве отделов ЦБС БЕН РАН, значительно расширился спектр информационных услуг в соответствии с запросами обслуживаемых научных учреждений, это:

  • - создание виртуальных выставок;
  • - ведение и поддержка тематических БД;
  • - проведение информационно-аналитической работы для поддержки научных исследований и оценки профессиональной деятельности;
  • - организация персонифицированного тематического информационного обеспечения по запросам пользователей НИИ;
  • - предоставление пользователям патентной информации;
  • - помощь при оформлении научных публикаций;
  • - проверка научных работ на корректность заимствований;
  • - консультирование по выбору тематического журнала для публикации и т.д.;
  • - обучение и консультирование исследователей при работе в базах данных и созданию личного профиля в системах идентификации ученых;
  • - оцифровка личных коллекций ведущих ученых.

  Проеденная в комплексе работа, дала возможность руководству БЕН РАН выявлять и ликвидировать «узкие места» в организации информационного обслуживания пользователей всей ЦБС БЕН РАН и радикально произвести смену библиотечного производства, принципиально изменить систему библиотечно-информационного обслуживания пользователей, осуществить переход от традиционных методов к цифровым технологиям. В данный момент в ЦБС БЕН РАН налажено эффективное сетевое взаимодействие для всех библиотек и это позволяет всем участникам объединения создавать и использовать информационные ресурсы, не дублируя их.

  Кроме того, учитывая пожелания от руководителей отделов в сети по поводу модернизации рабочих мест, администрация БЕН РАН в течении 2022 и 2023 годов обеспечила – отделы в НИИ новыми многофункциональными устройствами (в количестве- 22 шт.) и 37–ю персональными компьютерами, что позволило организовать современные автоматизированные рабочие места для работы с электронными ресурсами. Таким образом, практически полностью закрыть потребность отделов ЦБС БЕН РАН по этому вопросу.

 Полагаем, что полученные результаты и выводы отражают состояние деятельности всех научных библиотек НИИ, решающих старые и новые задачи. Результаты этой работы кардинально изменили систему информационно-методического сопровождения деятельности библиотек сети, способствовали оптимизации используемых современных технологий и формированию единой системы организации информационно-библиотечного обслуживания научного сообщества. В то же время, мы констатируем, что научная и информационно - методическая функции являются главным приоритетом для всей работы ЦБС БЕН РАН.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. 1. Бачалдин Б. Н. Вопросы организации библиотечной сети Академии наук СССР и её фондов/ Бачалдин Б. Н. // Библиотеки СССР. – 1960. – № 13. – С. 1–39.
  2. 2. Левнер М. В. Создание и развитие системы библиотек филиалов и баз Академии наук СССР: 1930-е – 1945 гг./ Левнер М. В., Виноградова Н. А. // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2021. – № 1 (9) . – С. 9–35.
  3. 3. Камалова О. В. Становление библиотеки Уральского филиала Академии наук СССР (1932–1940 гг.) / Камалова О. В.// Библиотековедение. – 2020. – Т. 69. – № 4. – С. 426–434.
  4. 4.Хисамутдинов А. А. Центральная научная библиотека Дальневосточного отделения Российской академии наук: 85 лет служения библиотечному делу и науке / Хисамутдинов А. А.// Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. – 2017. – № 5 (195) . – С. 27–36.
  5. 5. Захаров А. Г., Алексеев Н. Г. Научная библиотека РАН – элемент метасистемы «Наука» // Научные и технические библиотеки. – № 9. С. 19–25.
  6. 6. Кузнецов А. В. Библиотека ИНИОН как «зеркало» развития общественных наук в России: от первых социалистических экспериментов до современной цифровой эпохи/ Кузнецов А. В., Юрченкова Л. В. // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2020. – Т. 13. – № 2. – С. 92–111.
  7. 7. Библиотеки и поддержка научных исследований / Т. В. Бусыгина, Т. А. Калюжная, О. Л. Лаврик, Т. Н. Мельникова, М. А. Плешакова, П. А. Чеснялис, И. Г. Юдина. – Санкт-Петербург: Издательско-полиграфическая ассоциация ВУЗ. – 2022. – 436 с.
  8. 8. Алексеев Н. Г., Каленов Н. Е. Библиотека по естественным наукам РАН и её централизованная библиотечная сеть. Вехи развития/Алексеев Н. Г., Каленов Н. Е. // Библиотека по естественным наукам РАН. Итоги и перспективы. – 2008. – С. 3–27.
  9. 9. Харыбина Т. Н. Презентация цифрового постранства знаний через сайт научной библиотеки / Харыбина Т. Н., Митрошин И. А., Бескаравайная Е. В. // Единое цифровое пространство научных знаний: проблемы и решения: сборник научных трудов. Москва; Берлин. – 2021. – С. 309–318.
  10. 10. Харыбина Т. Н. Организация сетевого библиотечно-информационного взаимодействия на примере Центральной библиотеки в Пущинском научном центре РАН/ Харыбина Т. Н., Митрошин И. А., Бескаравайная Е. В. // Научные и технические библиотеки. – 2021. – № 8. – С. 61–82.
  11. 11. Каленов Н. Е. Отделение БЕН РАН в Пущинском научном центре как звено корпоративной системы информационного сопровождения науки/ Каленов Н. Е., Харыбина Т. Н. // Вестник РАН. – 2019. – Т. 89. – № 3. – С. 255–259.
  12. 12. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года № 608-Р. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/NFWPpXpAAAEbPW60HiZiDvdZZ8AcSNuu.pdf
  13. 13. Харыбина Т.Н. Мониторинг информационных потребностей пользователей библиотеки в Пущинском научном центре РАН/ Харыбина Т.Н., Бескаравайная Е.В. // Культура: теория и практика (Электронный журнал: http://theoryofculture.ru/). – 2023. – № 1 (52).
  14. 14. Редькина Н. С. Информационная поддержка открытой науки: практики библиотек в сети/ Редькина Н. С. // Научно-техническая информация. Серия 1. – 2023. – № 6. – С. 1-10. 
  15. 15. Профстандарт: 04.016 «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Режим доступа: https://classinform.ru/profstandarty/04.016-spetcialist-po-bibliotechno-informatcionnoi-deiatelnosti.html.
  16. 16. Бескаравайная Е.В. Обзор текущего состояния услуг научной библиотеки. Взгляд изнутри. / Бескаравайная Е.В., Харыбина Т.Н. // Библиотечно – информационный дискурс. 2022 - № 2. - С. 32–40.

 

Сведения об авторах

Харыбина Татьяна Николаевна - старший научный сотрудник, Библиотека по естественным наука РАН, Заслуженный работник культуры РФ

Бескаравайная Елена Вячеславовна - старший научный сотрудник, Библиотека по естественным наука РАН

Махно Олег Олегович - врио директора Библиотеки по естественным наукам РАН

К оглавлению выпуска

библиотековедение, information environment, история библиотечного образования, история библиотечного дела, информационная культура, библиотечные продукты и услуги.

21.02.2024, 86 просмотров.