Информационные ресурсы. БЕЛОНОВСКАЯ И. Л. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ БИБЛИОТЕКИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Одним из ведущих теоретических направлений информационно-библиотечной деятельности является разработка классификации информационных ресурсов (ИР). В формальной логике под классификацией понимается распределение исследуемых объектов по классам на основании присущих им признаков. Классификация ИР библиотеки учреждения общего среднего образования позволяет представить их видовое многообразие, выявить структурные связи компонентов ИР, содействует доведению информации до пользователей.

  В теории классификации известны различные виды группировки делимого множества. Наиболее распространенными являются иерархические (одноаспектные) и фасетные (многоаспектные). Иерархические классификации предполагают строгое деление объектов по законам логики, основными из которых являются законы: единства основания деления, существенности основания деления, соразмерности и взаимоисключения членов деления, непрерывности деления. Построение иерархической классификационной системы оправдано при иерархии признаков. Однако выявить одно сущностное основание деления для ИР библиотеки общеобразовательного учреждения не представляется возможным, так как, предпочтение одного из признаков приведет в одном случае к многочисленному повторению элементов на разных уровнях иерархии, что нарушает законы построения иерархической классификации, в другом – приводит к потере сущностных элементов ИР. Анализ профессиональной литературы показал, что, при классификации информационных ресурсов, ряд специалистов (О. М. Зусьман, Н. Н. Кушнаренко, Е. Ю. Елисина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, А. Ф. Сунгатуллина, Г. Н. Швецова-Водка и др.), как правило, применяют метод построения многоаспектной классификации, который предполагает деление объекта по нескольким признакам одновременно. Данный подход абсолютно оправдан, так как именно фасетная классификация в силу своей многоаспектности позволяет наиболее полно и глубоко представить ИР.

  При разработке многоаспектной классификации необходимо выявить объем понятия. В данной статье информационные ресурсы библиотеки общеобразовательного учреждения определяются как открытая система знаний, зафиксированных на материальных носителях с помощью различных знаковых систем и предназначенных для многократного использования участниками образовательного процесса с учетом этапов, целей, задач обучения, возрастными интеллектуально-психологическими особенностями учащихся и профессиональной деятельности педагогов.

  Исходя из данного определения классификационные параметры ИР библиотеки учреждения общего среднего образования целесообразно распределить по четырем блокам признаков: функциональному, семантическому, формальному и коммуникативному.

  Блок функциональных признаков включает признаки целевого и читательского назначения, классификационными критериями являются типо-видовой состав ИР и состав участников образовательного процесса.

  Семантический признак дает возможность дифференцировать ИР по содержанию (тематике). Классификация осуществляется по основным делениям Библиотечно-библиографической классификации для школьных библиотек.

  Блок формальных признаков включает ряд признаков: по материальной конструкции; способу генерации; режиму доступа.

 Блок коммуникативных признаков – по природе трансляции информации, характеру взаимодействия с пользователем, знаковым системам.  

  Выделение признаков целевого и читательского назначения обусловлено наличием нескольких групп основных участников образовательного процесса – учащиеся I, II и III ступеней обучения, педагогический состав и целей использования исходя из вида деятельности (учеба, обучение и воспитание). Таким образом, очевидным является дифференциация ИР по типо-видовому составу, в котором выделены первичные, фактографические и вторичные ИР. Первичные ИР включают учебные, учебно-методические, научно-популярные, литературно-художественные, официальные, досуговые информационные ресурсы, учебные (конкурсные) работы учащихся. Фактографические представлены справочными ИР. Вторичные – библиографическими ИР.

 Учебные информационные ресурсы содержат систематизированные сведения научного или прикладного характера изложенные в форме удобной для изучения и преподавания [5, 6].

 В учебно-методических ИР представлены материалы по методике преподавания учебных дисциплин.

 ИР научно-популярного характера содержат сведения о теоретических или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме доступной читателю-неспециалисту [5; 6], играют важную роль в расширении кругозора учащихся, мотивации познавательной деятельности, изучении учебных дисциплин.

  ИР литературно-художественного характера, через произведения художественной литературы, способствуют формированию эстетического вкуса, ценностно-нравственных ориентиров учащихся.

 Официальные ИР содержат материалы законодательного, нормативно-правового или информационно-директивного характера, опубликованные от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций. Их специфическими свойствами являются актуальность, полнота и точность. В группу официальных документов входят: основные нормативно-правовые документы (Конституция, законы, указы, постановления, общегосударственные программы и решения); документы, регулирующие деятельность в сфере образования (образовательные стандарты, учебные программы, устав образовательного учреждения, постановления, приказы и др.), документы регулирующие досуговую деятельность (правила проведения игр, инструкции по применению технических средств досуга и пр.) [4, с. 39]. Основное назначение официальных ИР – регламентация и регулирование в первую очередь деятельности в сфере образования. В библиотеке общеобразовательного учреждения данный вид ИР представлен: Конституцией Республики Беларусь, образовательными стандартами общего среднего образования, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом о библиотечном деле и др.

 ИР для досуга содержат общедоступные сведения по различным видам увлечений: интеллектуально-развлекательные, игровые, любительское творчество.

  Включение такого вида ИР как информационно-представительные обусловлено появлением новых источников информации – сайтов, порталов, новостных ресурсов и пр.

  Учебные (конкурсные) работы учащихся. Проектные, конкурсные и учебные образцовые работы учащихся с одной стороны представляют оригинальную информацию, с другой – демонстрируют результаты учебной деятельности учеников по различным учебным предметам (областям знания).

 ИР справочного характера содержат краткие сведения научного или прикладного характера представленные в форме словарной статьи (максимально лаконичной форме) расположенные в строгом (алфавитном или систематическом) порядке. Отличительными свойствами справочных ИР являются точность и достоверность представляемой информации, высокая степень обобщения информации, структурированность текста, лаконичный язык, тщательно разработанный справочный аппарат. К данному виду ИР относятся – энциклопедии, энциклопедические словари, словари (языковые (переводные), толковые, терминологические, биобиблиографические и др.), справочники. В системе ИР библиотеки учреждения общего среднего образования представленные справочные издания ориентированы на деятельность учащихся, их возрастные особенности, а также профессиональную деятельность педагогов.

 Библиографические ИР представлены библиографическими пособиями, библиотечными каталогами, библиографическими рекомендательными списками и пр.

 В семантическом блоке классификационным признаком является содержательный состав, позволяющий дифференцировать ИР в соответствии с тематикой, жанром и отраслью знания. Содержательный состав ИР библиотек общеобразовательных учреждений целесообразно представить основными делениями Библиотечно-библиографической классификации, таблицами для детских и школьных библиотек. Основной задачей данного варианта ББК является «раскрыть содержание документов и ресурсов, представить их в виде стройной научно обоснованной системы знаний» [1, с. 6]. В основе таблиц лежит «классификация наук и явлений действительности базирующихся на принципах объективности и развития» [1, с. 6]. Полнота и многоаспектность представления системы наук в классификации обеспечивается положенными в основания деления критериев: объект изучения, метод исследования, цель познания, структура объекта, его свойства, процессы, отношения и т.д. [1, с.7].

  Выделение таких формальных признаков как материальная конструкция, режим доступа, способ генерации обусловлено стремительным развитием ИКТ, приведших к большому разнообразию форм носителей информации. Для каждой новой формы информационного носителя характерны специфические методы извлечения информации. Кроме того, ИКТ предоставляют широкие возможности самостоятельного генерирования ИР. По признаку материальной конструкции ИР библиотеки учреждения общего среднего образования делятся на печатную, электронную и комбинированную формы. В свою очередь печатные ИР дифференцируются на листовые, карточные, кодексные (блочные); электронные (представлены в дисковой форме); комбинированные, состоящие из двух и/или более различных по конструкции носителей информации (блочный документ с вложенными листами (карты, таблицы), QR-кодами и т.п.).

  По признаку режим доступа ресурсы дифференцируются на локального и удаленного доступа.

  По способу генерации различают несамостоятельно созданные и самостоятельно созданные ИР. К несамостоятельно созданным относятся приобретенные библиотекой ИР и/или созданные другими учреждениями/организациями к которым библиотека предоставляет доступ (сайты, порталы, электронные библиотеки, электронные каталоги, базы данных и др.). Например, разработанный Главным информационно-аналитическим центром Министерства образования, Национальным институтом образования, Академией последипломного образования «Единый информационно-образовательный ресурс» https://eior.by, включает электронные учебники, электронные версии учебных пособий, электронные учебно-методические комплексы, проекты-победители конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». К самостоятельно созданным относятся ИР созданные участниками образовательного процесса (образовательный контент, разработанный учителями (контрольно-диагностические материалы, презентации, разработки уроков и др.); проектные, исследовательские, конкурсные работы учащихся, рефераты и т.п., библиографические, обзорные и другие информационные ресурсы, разработанные библиотекарями). К самостоятельно созданным относятся ИР, созданные совместно с другими участниками (сводный электронный каталог, тематические базы данных и пр.).

  По форме собственности ИР дифференцируются на являющиеся собственностью библиотеки и ИР других организаций, к которым библиотеки предоставляют доступ (базы данных, сетевые электронные информационные ресурсы и др.).

 Блок коммуникативных признаков включает: знаковые системы, характер взаимодействия с пользователем, природа трансляции (восприятия) информации.

 По признаку знаковых систем выделены текстовые, нетекстовые, комбинированные ИР. К текстовым относятся информационные ресурсы содержание которых изложено буквенными и иероглифическими системами письма, шрифтом «Брайля», математическими знаками, химическими и физическими формулами. К нетекстовым относятся информационные ресурсы содержание которых представлено нотными знаками, пространственно-пластическими знаками (рисунки, фотографии, чертежи, графики, диаграммы, живопись), карты. Комбинированными являются ИР содержание которых представлено одновременно в равной степени текстовыми и нетекстовыми знаками.

 По характеру взаимодействия с пользователями ИР носят детерминированный характер, предполагающий восприятие читателем транслируемого знания по способу установленному производителем ресурса и интерактивный характер взаимодействия основанный на двухсторонней связи между читателем и разработчиком ресурса и предусматривает возможность читателя работать с информацией в соответствии с его целями, уровнем подготовки и т.п. с помощью алгоритмов, определенных создателем ресурса.

  По природе трансляции (восприятия) информации представлены ИР, которые дифференцируются на статичные (печатные, рукописные), динамичные (видеозаписи), звуковые, мультимедийные (ИР, в которых «информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами») [3, с.3].

 Все рассмотренные компоненты классификации интегрированы в систему ИР библиотеки учреждения общего среднего образования, разработанную согласно принципу системности, обусловливающего структурную целостность и взаимосвязь всех элементов системы.

 В качестве взаимосвязанных структурных компонентов системы ИР библиотеки общеобразовательного учреждения нами выделены:

  • - библиотечный фонд: основной фонд, фонд учебных изданий;
  • - справочно-библиографический аппарат библиотеки;
  • - ИР, созданные участниками образовательного процесса (педагогами, учащимися);
  • - сетевые электронные информационные ресурсы, генерируемые библиотекой, а также библиотекой совместно с другими участниками; удаленные ЭИР, к которым библиотека предоставляет доступ.

 Спецификой библиотечного фонда учреждения образования является дифференциация его на основной фонд и фонд учебных изданий.

  Библиотечный фонд отдельной библиотеки формируется в соответствии с ее задачами, типом, видом и профилем [2]. Фонд библиотеки учреждения общего среднего образования представлен изданиями, т.е. документами, прошедшими редакционно-издательскую обработку и имеющими идентифицирующие сведения [2].

Основной фонд библиотеки включает учебно-практические издания, представленные сборниками практических работ (сборники заданий, сборники контрольных (тестовых) заданий, сборники диктантов), учебно-наглядные, периодические, научно-популярные, справочные, учебно-методические и литературно-художественные издания. Литературно-художественные издания фонда в свою очередь делится на программную и внепрограммную литературу.

Фонд учебных изданий библиотеки учреждения образования представлен учебно-теоретическими и учебно-практическими изданиями, к которым относятся: учебник, учебное пособие, хрестоматия, учебное наглядное пособие, учебно-методическое пособие, рабочая тетрадь, учебная программа, самоучитель, практикум, задачник, учебный комплекс, букварь [3]. Формируется в соответствии с перечнем учебной литературы, пригодной для использования в образовательном процессе, который утверждается Министерством образования Республики Беларусь. Перечень учебных изданий пригодных для использования в фондах библиотек учреждений общего среднего образования в …/… учебном году утверждается ежегодно.

 Особое место занимают электронные средства обучения, совмещающие учебно-теоретические и учебно-практические компоненты. Наибольшими дидактическими преимуществами обладают интерактивные ИР в которых представлен материал для теоретического изучения некоторой предметной области и практический раздел, который может включать контрольные работы, практические занятия, электронные тренажеры, предназначенные для отработки умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала, контроля знаний интерактивного взаимодействия с обучающимися.

 Основу справочно-библиографического аппарата библиотеки составляют вторичные и фактографические источники информации. С одной стороны, СБА представляет модели знаний на различных уровнях свертывания, с другой стороны, виды свернутой информации требуют от пользователей знаний, методов и умений их применять для развертывания информации.

 ИР, созданные участниками образовательного процесса включают образовательный контент, разработанный учителями (контрольно-диагностические материалы, презентации, разработки уроков и др.); проектные, исследовательские, конкурсные работы учащихся, рефераты и др.). Включение работ, разработанных учителями, обогащает библиотеку ИР наиболее релевантными учебной деятельности конкретного учреждения образования, а также демонстрирует профессиональный уровень учителей и достижения учащихся. Проектные, конкурсные и учебные образцовые работы учащихся с одной стороны представляют оригинальную информацию, с другой – демонстрируют результаты учебной деятельности учеников по различным дисциплинам (областям знания).

  Все рассмотренные элементы системы ИР библиотеки учреждения общего среднего образования могут быть представлены как в печатной, так и в электронной формах.

  Таким образом, построение классификации по формальным, семантическим, функциональным и коммуникативным признакам позволяет полно и точно представить ИР библиотеки учреждения общего среднего образования, а также дает возможность дальнейшего углубления и расширения классификации через включение в нее, по необходимости, новых членов деления.

 

Список источников

  1. 1. Библиотечно-библиографической классификации. Таблицы для детских и школьных библиотек / [Г. П. Ванская и др.] – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Пашков дом, 2016. – 463 с.
  2. 2. Библиотечный фонд. Технология формирования = System of standards on information, librarianship and publishing. Library collection.Collection development technology : ГОСТ 7. 0.93-2015. – Москва: Cтандартинформ, 2015. – 23 с.
  3. 3. Выданні. Асноўныя віды. Тэрміны і азначэнні = Издания. Основные виды. Термины и определения: СТБ ГОСТ 7.60-2005. – Мінск : Дзяжстандарт, 2005. – 54 с.
  4. 4. Зусьман, О. М. Документальный поток как основа библиографической деятельности / О. М. Зусьман // Справочник библиографа / науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – Санкт-Петербург: Профессия, 2002. – С. 27 –59.
  5. 5. Кузьмініч, Т. В. Інфармацыйная культура асобы / Т. В. Кузьмініч. – Мінск, 2002. –167 с.
  6. 6. Кушнаренко, Н. Н. Документоведение: учебник / Н. Н. Кушнаренко. – Киев: Знание, 2001. – 459 с.
  7. 7. Формирование библиотечного фонда: аспекты комплектования, учета и сохранности: пособие для библиотечных работников учреждений общего среднего образования / [сост. С. П. Малявко и др.]. – Минск: Аверсэв, 2019. –60 с.

 

Сведения об авторе

 Белоновская Ирина Леонардовна – старший преподаватель кафедры информационно-аналитической деятельности, «Белорусский государственный университет культуры и искусств», Минск, Беларусь

К оглавлению выпуска

Library education, проекты

03.06.2024, 100 просмотров.