Современные социокультурные практики: изучаем, анализируем, проектируем. ДАВЫДОВА С.Б., ТИТОВ А.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБМЕНА ЗНАНИЯМИ В БИБЛИОТЕЧНОМ СООБЩЕСТВЕ ПРАКТИКОВ

 Обмен знаниями является непременным условием динамичного развития практически любой сферы постиндустриального общества, где главным ресурсом создания и поддержания конкурентного преимущества стала информация. Обмен знаниями решается в контуре общей модели управления знаниями.

 Управление знаниями – это подход к достижению целей организации через наиболее эффективное использование информации. Основные задачи этого подхода заключаются в поиске знаний, необходимых для организации, решении вопросов о том, где и как их можно приобрести и применить для реализации стратегии компании. Стоит отметить, что построение модели управление знаниями – это системообразующая проблема, которая связана с реализацией миссии организации, с готовностью сформировать новый взгляд на привычные вещи, дать новое понимание реализуемым задачам.

 Управление знаниями состоит из двух компонентов: создание знаний и их распространения. Из этого вытекают два вида деятельности:

- производственная – создание знаний;

- управленческая – обеспечение условий для их распространения.

 Знания, ориентированные на инновации, имеют большое значение в управлении персоналом, поскольку при их грамотном использовании повышается производительность труда и сокращаются расходы.

  Система управления знаниями (далее – СУЗ) включает в себя следующие процессы:

-  формирование знаний;

- приобретение;

- развитие;

- воспроизведение;

- распространение знаний;

- их классификация;

- управление коммуникацией;

- использование знаний;

- формирование культуры знаний;

- управление персоналом;

- управление качеством.

 Процесс формирования знаний особенно важен, так как именно на этом этапе определяется «направление» знаний.

 На этапе распространения знаний помимо управления квалификацией необходимо уделять внимание и обновляемости знаний. Это важно подчеркнуть, поскольку может возникнуть чувство переоценки создания и применения нового знания, что может повлиять на дальнейший процесс создания знаний. Для этого проводятся мероприятия, направленные на борьбу с деградацией знания.

  Использование знаний зависит от уровня опыта, компетенций управленца, который должен уметь распознавать важность использования того или иного знания и внедрить это знание в рабочий процесс (в определенную сферу). В использовании знаний ключевую роль играет корпоративная культура, от которой зависит уровень распространения знаний в коллективе, позволяющий в дальнейшем решить насущные вопросы.

  Стандартной модели управления знаниями для библиотек пока нет. Для каждой библиотеки такая модель сугубо индивидуальна и зависит от таких показателей, как цели библиотеки, существующие знания, способности и навыки библиотекарей.

 В практике библиотек управление знаниями реализуется с учётом специфики библиотечно-информационной деятельности.

 Как было сказано выше, для грамотной организации СУЗ важно понимать общие цели организации. СУЗ должна повысить способность организации создавать и генерировать полезные и оригинальные цели и решения.

  Основные цели СУЗ в библиотеке таковы:

- обеспечить непрерывного профессионального образования сотрудников;

- сделать скрытые знания понятными и доступными для широкого распространения, т.е. обеспечить сохранение всех накопленных знаний и их активное использование в процессе непрерывного образования сотрудников, решение текущих проблем, составление стратегических планов; предоставить возможность поддержки и повышения профессиональной грамотности.

  Задачи же СУЗ будут следующими – выявление, сохранение и эффективное использование знаний как сторонних организаций, так и собственных. Для этого важно проводить на постоянной основе анализ новых знаний, которые содержатся в разных источниках информации.

 Методика СУЗ заключается в выявлении «точек» использования знаний, их описания и определение подходящих источников.

 Важно помнить, что процесс в процессе обслуживания молодой библиотекарь использует предварительно полученные знания, часто абстрактного характера, и пытается приспособить их к конкретной ситуации, что часто вызывает затруднения в работе. Поэтому важно организовывать мероприятия по обмену опытом, в процессе которых навыки работы передаются новым сотрудникам, происходят консультации с более опытными коллегами. При этом деятельность по организации знаний остается замкнутой, т.е. пользователь библиотеки не участвует в этом процессе, а получает его готовый результат.

  При разработке СУЗ в библиотеке необходимо опираться на следующие стандарты: ГОСТ Р ИСО 10015-2007. Менеджмент организации, ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества, ГОСТ ИСО 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования, ГОСТ ИСО 9001-2015.

  Как известно, с развитием IT-технологий, библиотека перестала занимать лидирующее место в области распространения информации, поэтому библиотекарям сейчас нужно постоянно совершенствовать свои знания, навыки и умения для того, чтобы библиотечно-информационные услуги находились на высоком уровне. Инструментами повышения квалификации в библиотечно-информационной среде являются стандарты профессии, ФГОС высшего и среднего образования по соответствующему направлению. Особое внимание нужно уделять развитию и формированию нового профессионального мировоззрения будущих библиотекарей.

 Управление знаниями – это создание информационной среды, процесс интегрирования, выявления и получения имеющихся знаний, которые необходимы для получения нового знания.

 Однако стоит признать, что отечественные библиотеки мало внимания уделяют проблеме управления знаниями.

  Причинами могут быть:

- высокая стоимость проектов управления знаниями;

- нежелание библиотекарей меняться в личном и профессиональном росте;

- отсутствие подходящей материально-технической базы.

  В настоящее время библиотеки в большинстве своем заняты созданием электронных каталогов и баз данных, автоматизацией библиотечных процессов, внедрением современных коммуникативных технологий.

  Внедрение СУЗ в процесс работы библиотек способно повысить статус библиотеки в обществе, позволит библиотекарям освоить новые компьютерные технологии и самое главное – это даст возможность появлению новых способов передачи, выявления и накопления новых знаний, улучшению качества предоставляемых услуг.

 Не секрет, что библиотека сталкивается с такими проблемами как старение персонала и повышенная текучесть молодых кадров. Эти факторы создают проблемы по сохранению знаний, применению инноваций и значительно уменьшают эффективность производительности труда.

  В ситуациях, когда организация сталкивается с проблемой преемственности, с одной стороны, и с необходимостью широкого внедрения инноваций, с другой, сообщества практиков становятся неотъемлемой частью долгосрочной стратегии, связанной с сохранением и передачей знаний, а также с распространением новых знаний и достижений.  

  Сообщества практиков (communities of practice) – неформальная группа людей, объединённая на основе общих интересов, имеющих общую цель – реализация процессов по передаче знаний, их извлечение и применение [1].

  Для реализации обмена опытом сообщество практиков обычно применяют такие методы как коучинг, наставничество, рабочие планерки, личные встречи, взаимодействие посредством социальных сетей, электронной почты, мессенджеров и пр.

  Важно отметить, что сообщества практиков могут обеспечить достаточно широкий диапазон как краткосрочных, так и долгосрочных выгод для организации.

  Сообщество практиков может быть в каждой библиотеке, как и в любой организации, поскольку библиотечное дело динамично развивается, совершенствуются ее услуги, повышаются требования к работе. Не все библиотекари успевают следить за разнообразными тенденциями, поэтому такое сообщество будет полезным прежде всего для самих библиотекарей, ведь это позитивный вектор развития их личных и деловых качеств.

  Библиотека по-прежнему выполняет информационные функции для своих пользователей, так почему бы внутри ее коллектива не организовать сообщество, которое поспособствует обмену знаниями, опытом?

  Библиотечные сообщества профессионалов приносят неоспоримую пользу ее участникам, так как позволяет им делиться своим опытом. Они могут делиться как скрытыми, так и явными знаниями.

 Признавая важность сообщества профессионалов, библиотекари Университета Айдахо (США) создали модель наставничества и сообщество, в которое вошли начинающие и более опытные библиотекари. Библиотекари сосредоточились на вопросах сотрудничества, совместных исследованиях и публикаций, был создан сервер для общения среди библиотекарей. Непринужденная атмосфера сообщества поспособствовала повышению корпоративного, профессионального духа. В конце учебного года был сделан совместный вывод, что такая модель взаимодействия очень полезна для развития профессиональных и личных качеств библиотекарей [3].

 Несмотря на в целом позитивные перспективы, есть и определенные барьеры, мешающие развитию библиотечного сообщества профессионалов. Американские исследователи в области психологии выяснили, что основным барьером для полной вовлеченности в сообщество является банальное недоверие. Одной из причин является отсутствие единой популярной виртуальной страницы для общения среди библиотекарей.

 Сообщество практиков может реализовывать свои цели с помощью социальных сетей. В отечественном библиотечном деле есть пример виртуального сообщества практиков, которое активно ведется и развивается – группа «Злой библиотекарь» в российской социальной сети «ВКонтакте» [2].

 Страница была создана в 2018 году и с каждым годом ее аудитория расширяется и к настоящему времени составляет более 20 тысяч человек. Развивается также и спектр обсуждаемых тем – начиная от личных, заканчивая профессиональными вопросами.

  Воспользуемся методом контент-анализа сообщений форума с целью получить по возможности объективную картину того, что представляет особый интерес для практикующих библиотекарей.

  Контент-анализ сообщества «Злой библиотекарь»

Общие характеристики:         

Частота записей: ежедневное обновление, 2-6 постов в день, в зависимости от потока сообщений

Контент : контент разноплановый.

Охватывает практически все особенности, «тонкости» библиотечно-информационной деятельности: советы личного, профессионального характера, размещение методических рекомендаций, которые помогут при выполнении какого-либо вида работ.

Тип записей: печатный текст + изображение (или видео, аудиоматериал), часто используется просто текст. Многие записи «маркируются» хэштегами для того, чтобы классифицировать посты по тематике (вопросы, помощь, рекомендации и пр.)

Активность подписчиков (лайки, просмотры, комментарии (на одну запись)):      в зависимости от содержания – от 14 до 200 лайков. Больше всего лайков собирают те посты, которые содержат актуальные профессиональные и/или дискуссионные темы, вопросы, мнения. Просмотры одной записи в среднем 2500 тыс. зрителей.

Активность в комментариях тоже зависит от «остроты» вопроса.

 Выводы: цель создания соответствует «идеологии» сообщества практиков – объединение на основе общих интересов, с целью реализации процессов по распространению знаний в профессиональной среде.

Для удобства поиска сообщения («посты») условно разделены на отдельные категории. По выделенным категориям произведен

  Для оценки популярности тематической категории нами были использованы единицы измерения, принятые в данной интернет-среде: количество «постов», число просмотров, число «лайков».

  Таблица 1 содержит 5 самых популярных за последние 3 месяца тематических категорий, пояснение к темам, а также частотные характеристики, такие как: общее число «постов» по теме, суммарное количество просмотров, суммарное количество «лайков» (реакций на «пост»). Частотные характеристики позволяют при необходимости проранжировать выбранные темы по популярности.

 Таблица 1.Характеристика тематических категорий

Тема

Пояснение к теме

Частотные характеристики

Образование

рекомендации по повышению квалификации, запросы на адреса проверенных сайтов, организаций, институтов, методических центров; получение высшего библиотечного образования для людей с непрофильное образование.

10 постов,

200+ лайков,

~3,5 тысячи просмотров каждый отдельный пост

Методическая помощь

вопросы методического сопровождения при подготовке культурно-досуговых мероприятий, книжных выставок, написания отчетов;  

~ 30 постов (поиск велся по ключевым словам  «методичка», «помощь в организации», «6-НК», «подготовка выставки/мероприятия», «отчет» и пр.),

600+ лайков,

3 тыс. просмотров/пост

Условия труда

 режим работы, состояние рабочего места и т.п.

15 постов,

300+ лайков,

2,5 тыс. просмотров/пост

Отношения с руководством, с коллегами

конфликтные ситуации и их разрешение; несправедливое отношение руководства, нарушение этических и профессиональных норм со стороны коллег.

13 постов,

400+ лайков,

3,5 тыс. просмотров/пост

Адаптация библиотечного обслуживания к вызовам современности

вопросы, связанные с размещением, хранением в фонде документов (преимущественно книг), нерекомендуемых для  широкого распространения

20 постов,

200 лайков,

6,5 тысяч просмотров/пост

 

 Можно сделать вывод, что у сообщества практиков в отечественном библиотечном деле есть большой потенциал. Это хороший способ развития личных и деловых качества, причем такие сообщества могут быть организованы и осуществлять обмен знаниями как в режиме онлайн, так и оффлайн.

 Участие библиотекарей в сообществе практиков создаёт благоприятные условия для структурированного обмена знаниями, повышает трудовую мотивацию, развивает спектр профессиональных и общекультурных компетенций, что способствует быстрейшему распространению инновационных практик и повышению качества библиотечного обслуживания. 

Список источников 

  1. 1. Бабак, Л.Н. Сообщество практиков: создание и распространение знаний / Л.Н. Бабак, Е.В. Хегай, Т.В. Мухсян. – Текст : электронный // КЭ. 2018. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soobschestvo-praktikov-sozdanie-i-rasprostranenie-znaniy (дата обращения: 16.02.2024).
  2. 2. Злой библиотекарь. – Текст. Изображения : электронные // ВКонтакте : сайт. – 2024. – URL: https://vk.com/zloi.bibliotecar (дата обращения: 16.02.2024).
  3. 3. Kim, Jong-Ae (2015) "Integrating Communities of Practice into Library Services," Collaborative Librarianship: Vol. 7 : Iss. 2 , Article 2. Available at: https://digitalcommons.du.edu/collaborativelibrarianship/vol7/iss2/2

 

Сведения об авторах

Давыдова Светлана Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, 

Титов Андрей Андреевич – магистрант 1 курса кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

Библиотечное образование, мероприятия, content-analysis, формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

03.06.2024, 140 просмотров.