Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие ГЕНДИНА Н.И., КОСОЛАПОВА Е.В. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ. ЧАСТЬ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА СТУДЕНТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ФАКУЛЬТЕТА МГИК
Поколение Z: отличительные черты и проблемы развития когнитивных способностей. К поколению Z принято относить людей 2003-2023 года рождения, то есть подростков и молодежь от 13 до 24 лет — первое цифровое поколение, чье взросление и социализация происходят неразрывно от цифровых технологий. Представителей поколения Z также именуется «зеты», «хоумлендеры», «зумеры», «центениалы», «зелениалы», Именно это поколение в настоящее время пришло не только в колледжи и вузы, но и выходит на работу, повергая в изумление работодателей, педагогов, менеджеров по персоналу, маркетологов. Об остроте проблемы свидетельствует приведенная ниже небольшая подборка заголовков публикаций в интернете:
- - «Как понять поколение Z?» (Информационное агентство «Тасс»: https://tass.ru/)
- - «Как ужиться с поколением Z?» (Сообщество IT-специалистов «Хабр»: https://habr.com/)
- - «Поколение Z: как его учить?» (Образовательный блог издательства «Лань»: https://lala.lanbook.com/)
- - «Как хантить сотрудников поколения Z и как потом ими управлять?» (Образовательная платформа «Skillbox»: https://skillbox.ru/)
- - «Как удержать сотрудников поколения Z?» (Cетевое издание «Forbes»: https://www.forbes.ru/)
- «Как управлять поколением Z?» (IT-компания «Superjob»: https://www.superjob.ru/)
- «Поколение Z: Как работать с сегодняшними двадцатилетними?» (Портал для предпринимателей «Бизнесменс.ру»: businessmens.ru)
- «Как продавать товары поколению Z?» (Интернет-компания «InSales»: https://www.insales.ru/)
Вопросы, вынесенные в заголовки этих публикаций, свидетельствуют об острой потребности практики в постижении особенностей поколения Z. С этой целью Сбербанком совместно с агентством Vаlidata в 2016 г. было проведено масштабное социологическое исследование, направленное на выявление установок и ценностей, фрустраций и страхов, ожиданий от будущего, самовосприятия и других характеристик поколения Z. Результаты этого исследования представлены на официальном сайте Сбербанка (9).
В данном исследовании для педагогов и библиотекарей наиболее важными являются характеристики поколения Z, отражающие следующие параметры:
- - Обработка информации («родились с кнопкой на пальце»; воспринимают краткую и наглядную информацию, представленную мелкими порциями, в виде иконок, смайликов и картинок, которые часто заменяют текст; характерно быстрое переключение внимания: средний период концентрации внимания представителя поколения Z на одном объекте – 8 секунд)
- - Отношения со взрослыми (взрослые – не безусловный авторитет, отсутствует пиетет к старшим)
- - Самовосприятие (уверенность в собственной исключительности и уникальности)
Характеристике отличий поколения Z от других поколений посвящен целый ряд работ педагогов и психологов. Среди них выделим работу А.Б. Кулаковой, посвященную теоретическим аспектам изучения поколения Z (4), статью Л.В Лапидус о ценностях, поведенческих паттернах и потребительских привычках поколения Z (5). Результаты исследования психологических особенностей студентов поколения Z приводятся в публикации Е.М. Тарасовой (8), цифровой портрет современного студента как представителя поколения Z представляет в своей работе М.В. Панкратова (6).
Обоснованность тех черт поколения Z, которые выявлены в теоретических исследованиях подтверждается результатами педагогического опыта проведения лекционных и практических занятий со студентами четырех факультетов Московского государственного института культуры (государственной культурной политики, библиотечно-информационного, хореографического, музыкального искусства).
В ходе педагогической деятельности неоднократно наблюдалось нарушение важнейших когнитивных способностей современных студентов. Наиболее типичными недостатками интеллектуальной деятельности студентов в учебном процессе являются ослабление рассуждающего мышления, неспособность вычленения существенных признаков отбираемой информации, отсутствие навыков проведения логически обоснованной классификации объектов и явлений, бессистемное восприятие информации, отсутствие способности системного анализа, выявления структурных связей в содержании информации
Результаты проведенного анализа публикаций и опыта педагогической деятельности в студенческих аудиториях МГИК дают основания согласиться и полностью поддержать вывод исследования об особенностях обучения поколения Z, который делает Н.В. Тамарская: «на данный момент педагогическая практика имеет дело с субъектом образовательного процесса, существенно отличающимся от всех предыдущих. Очевидно, что и подходы к обучению поколения Z должны учитывать его особенности и адаптироваться к нему» (7). Одним из важных направлений исследований может стать изучение ценностных ориентаций студентов поколения Z и рефлексии относительно своей деятельности в информационной среде.
Ценности и ценностные установки студенческой молодежи. В жизни человека ценности имеют огромное значение, поскольку выступают ориентирами стремлений и потребностей личности. Как отмечает Ж.В. Горькая, «ценности в человеческой жизни являются основой, определяющей направленность поведения и значимость поступков людей. Поэтому в психологических исследованиях категория „ценность“ часто определяется через личностный смысл и значимость, ценностные ориентации и ценностные отношения, оценки, установки, нормы, идеалы, направленность личности и др.» (3, с. 7).
Ценности выступают мерилом, с помощью которого человек может оценивать поведение, действия и деятельность — как свои, так и окружающих людей. В ценностях находит отражение не только трансформация современного мира, но и присущая ему проблематика. Человек склонен придерживаться одних и тех же общепринятых традиционных человеческих ценностей, однако может поменять их в исторически изменившихся условиях жизни. Цифровые технологии, информационно-коммуникационное пространство стали существенными факторами, влияющими на представления о главных ценностях жизни (1).
Особенно актуальным становится изучение ценностей и их выраженности у студенческой молодежи. А. А. Воскресенский, В. А. Рабош и А.Г. Сунягина отмечают: «Они живут в интернете и социальных сетях практически с рождения, что накладывает колоссальный отпечаток на всю систему ценностей этого поколения, формируя новое ценностно-мировоззренческое ядро молодежи» (2, с. 84–85).
В целях изучения ценностных ориентаций поколения Z в декабре 2024 г. был проведен опрос студентов 1 и 4 курса библиотечно-информационного факультета МГИК. Все респонденты являлись представителями поколения Z, так как возрастной состав опрашиваемых варьировался в диапазоне от 17 до 24 лет.
Для проведения опроса использовался специально разработанный опросник «Мои ценностные ориентации и отношение к деятельности в информационной среде», состав которого, как и состав респондентов, а также методика проведения опроса, характеризуются в статье, отражающей первую часть исследования.
Результаты обработки опросников студентов 1 курса
По направлению «Ценностные ориентации представителей поколения Z» респондентам было предложено охарактеризовать свое отношение к работе и трудностям, которые могут возникнуть в ходе профессиональной деятельности. Касательно работы мнения поделились поровну: 13 человек (41,9%) отметили, что работа для них - это всегда упорный труд и постепенное движение к успеху», и 13 человек (41,9%) выбрали вариант ответа «Работа – это способ зарабатывания денег и обеспечения своего комфорта и комфорта близких» (Рис. 1).
Рис 1. Отношение студентов 1 курса к работе
На вопрос о том, как студенты относятся к трудностям, которые могут возникать в работе, 21 человек (65,6%) ответили, что достижение успеха на работе всегда связано с необходимостью преодолевать трудности и лишь 11 (34,4%) считают, что успех может быть легким и быстрым (Рис. 2). Вариант ответа «Трудности означают то, что путь выбран неверный» не выбрал ни один респондент.
Рис 2. Отношение студентов 1 курса к трудностям на работе
Данные ответы противоречат результатам исследований ценностных ориентаций поколения Z, проведенных в 2016 году Сбербанком совместно с агентством Vаlidata (9). Согласно этому исследованию, зумеры считают, что успех может быть легким и быстрым, а трудности означают то, что путь выбран неверный. Студенты МГИК осознают, что успех невозможен без преодоления трудностей.
По мнению студентов жизненный успех должен измеряться не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствиями, так ответили 14 респондентов (46,9%). 13 студентов (40.6%) отметили, что успех также состоит в прочном материальном положении, которое и обеспечивает удовольствия и комфорт. Лишь 1 человек (3,1%) назвал в качестве индикатора успешности наличие престижной должности (Рис. 3).
Рис 3. Отношение студентов 1 курса к жизненному успеху
Опрос показал, что многие студенты поколения Z равнодушны к карьере. Так, 43,8% опрошенных ответили, что совсем без работы жизнь все же не интересна, но работа не должна отнимать много времени и сил. 28,1% респондентов убеждены, что работа должна занимать лишь малую часть жизни, а главное – комфорт, удовольствие и разнообразие. 18,8% респондентов считают, что самым важным в жизни является получить престижную работу и успешно построить карьеру.
Рис. 4. Отношение студентов 1 курса к карьере
Также большинство опрошенных равнодушны к собственной популярности в социальных сетях (50%) и не собираются прилагать особые усилия для этого (31,3%).
Рис. 5. Отношение студентов 1 курса к популярности в социальных сетях
Следующий вопрос был направлен на выявления отношения зумеров к старшему поколению. 93,8% ответили, что возраст не является гарантией знаний и мудрости, однако имеющийся у людей старшего возраста опыт может быть ценным и его отрицание может пагубно сказаться на развитии общества. В отличие от результатов опроса Сбербанка в 2016 г., студенты-зумеры МГИК продемонстрировали приверженность к традициям уважения старших и не высказали нигилистического отношения к опыту и знаниям старшего поколения.
Рис. 6. Отношение студентов 1 курса к старшим
По направлению «Отношение к источникам информации» респондентам было предложено выбрать источники информации, из которых обучающиеся чаще всего получают информацию. Первое место заняли социальные сети, телеграм-каналы, блоги и влоги в Интернете (38,5%). Второе место - разговоры с родственниками, друзьями, знакомыми (29,5%). Третье место - Информационные, новостные сайты в Интернете (24,4%). Только 4 человека (5,1%) в качестве основного источника информации отметили телевидение (Рис. 7).
Рис. 7. Приоритетные источники информации для студентов 1 курса
На вопрос «Какому из этих источников информации вы доверяете больше всего?» на первое место респонденты поставили информационные, новостные сайты в Интернете (31,9% респондентов), на второе место - социальные сети, форумы, блоги в Интернете (25,5%). 8 человек (17%) ответили, что не доверяют никаким источникам (Рис. 8).
Рис. 8. Источники информации, которым доверяют студенты 1 курса
По направлению «Отношение к поведению в информационной среде» респондентам предлагалось показать свое отношение к таким явлениям интернет-среды как хакинг и троллинг.
Более половины студентов (56,3%) ответили, что считают хакера преступником, занимающимся поиском незаконных способов получения несанкционированного доступа к защищённым данным. Четверть опрошенных (25%) имеют противоположную точку зрения, оценив хакера положительно и назвав его высококвалифицированным программистом, обладающим уникальными профессиональными способностями, позволяющими ему обеспечивать свободный доступ к любой информации.
Рис. 9. Отношение студентов 1 курса к хакерам
Большая часть респондентов (68,8%) отметили свое негативное отношение к троллингу, расценивая его как травлю человека путем публичного унижения, оскорбления, высмеивания. 21,9% ответили, что слухи о вреде троллинга преувеличены, как правило это способ просто пошутить, развлечься, разрядить обстановку при общении.
Рис.10. Отношение студентов 1 курса к троллингу
По направлению «Отношение к различным видам контента в интернет-среде» студентам предлагалось высказать свое отношение к контенту, который может содержать деструктивную информацию.
Так, респондентам предлагалось ответить на вопрос «Как вы считаете, true crime (тру крайм) подкаст/видеоблог – это».
Тру крайм (от англ. true crime, дословно «настоящее преступление») – это документальный жанр в массовой культуре, включающий в себя подкасты, видеоролики, телепередачи, фильмы, в которых автор исследует криминальные преступления и подробно описывает действия людей, совершивших преступления и жертв, пострадавших от них.
43,8% ответили, что рассматривают «тру крайм» как оригинальный способ познания необычных аспектов существования человека, с которыми он не сталкивается в повседневной жизни, способ удовлетворить свое любопытство (Рис. 11).
Рис. 11. Отношение студентов 1 курса к true crime (тру крайм) подкастам или видеоблогам
На просьбу дать моральную оценку интернет-мемам на темы катастроф, бедствий, пожаров, терактов, скулшутингов (вооружённых нападений, проводимых в учебных учреждениях) 43,8% студентов ответили, что подобные мемы являются глумлением над несчастьями других людей. Четверть студентов (25%) разделяют другую позицию, считая, что такие мемы являются юмором, который облегчает человеку восприятие негативных событий, примиряет его с трагической реальностью.
Рис. 12. Отношение студентов 1 курса к интернет-мемам на темы катастроф, бедствий, пожаров, терактов, скулшутингов
Негативно относятся респонденты к такому виду деструктивного контента, как треш-стримы: более половины студентов (56,3%) оценили данный вид контента как «пренебрежение этическими нормами, смакование боли, издевательств, беспомощности человека или животного».
Рис. 13 Отношение студентов 1 курса к треш-стримам
На просьба оценить написание фанфиков 40,6% студентов ответили, что воспринимают фанфики как способ проявить себя в литературном творчестве, 31,3% студентов - как один из способов приятно провести время в интернет-среде. 18,8% студентов отметили, что фанфики – это совершенно не интересующий их вид деятельности. 6,3% респондентов считают фанфики иллюстрацией того, что оригинальное творчество невозможно.
Рис. 14. Отношение студентов 1 курса к фанфикам
По направлению «Отношение к результатам чужого интеллектуального труда» участникам опроса предлагалось высказать свое отношение к плагиату. Преобладающая часть студентов высказалась о плагиате как общественном явлении резко негативно: 40,6% назвали плагиат воровством. 31,3% считают что плагиат является смертью творчества (Рис. 15)
Рис. 15. Отношение студентов 1 курса к плагиату как общественному явлению
Более половины студентов (53,1%) при оценке плагиата как средства выполнения учебных заданий ответили, что никогда не будут пользоваться плагиатом. Вместе с тем более трети студентов (31,3%) указали, что используют плагиат для выполнения рутинных заданий. 12,5% считают, что плагиат – это плохо, но при возможности они им воспользуются. 1 студент (3,1%) признался, что не понимает, в чем заключается вред плагиата (рис. 16).
Рис. 16. Отношение студентов 1 курса к плагиату как средству выполнения учебных заданий
При оценке копирования из интернета рефератов и курсовых работ выяснилось, что 43,8% респондентов считают скачивание учебных работ из Интернета допустимым, при условии того, что студент не будет копировать содержание работы полностью, а будет использовать ее лишь как вспомогательный материал, который должен быть критически оценен и доработан самостоятельно. 40,6% респондентов считают скачанные из интернета рефераты и курсовые работы свидетельством неспособности самостоятельного создания информационного продукта без помощи других. 12,5% считают скачивание реферата популярным способом выполнения учебных заданий без интеллектуальных усилий и временных затрат (Рис. 17).
Рис. 17. Отношение студентов 1 курса к скачиванию учебных рефератов и курсовых работ из интернета
Опрос показал, что студенты имеют представление о необходимости проверки достоверности и установления авторства материала, найденного в интернете. 53,1% респондентов ответили, что проведут поиск по цитате и попытаюсь установить подлинных авторов данного материала, 34,4% просто оформят библиографическое описание страницы сайта, на которой расположен материал, 12,5% просто укажут электронный адрес сайта, с которого был взят материал. Вариант «Поступлю как все: просто скопирую нужный мне материал в свою работу без указания авторства» не выбрал ни один студент.
Рис. 18. Отношение студентов 1 курса к необходимости проверки достоверности и установления авторства материала, найденного в интернете
На вопрос «Как создается список литературы к курсовой работе?» подавляющее большинство (81,3%) респондентов ответили, что список литературы составляется до написания курсовой работы и пополняется в течение всего периода подготовки курсовой работы. 18,8% считают, что список литературы составляется сразу после написания курсовой работы и далее не пополняется.
Рис. 19. Отношение студентов 1 курса к способу подготовки списка литературы для курсовой работы
Для выявления отношения к ценностям, формируемым учебной дисциплиной «Информационная культура личности, студентам предлагалось по пятибалльной шкале оценить компетенции, которые они получили в результате изучения дисциплины «Информационная культура личности». Результаты оценивания представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Отношение студентов 1 курса к компетентностям, формируемым в процессе изучения дисциплины «Информационная культура личности»
№ п.п. |
Компетенции |
Доля ответов |
||||
Оценка «5» |
Оценка «4» |
Оценка «3» |
Оценка «2» |
Оценка «1» |
||
1. |
Расширение кругозора и возможностей для самообразования |
71,9% |
9,4% |
15,6% |
3,1% |
0 |
2. |
Овладение приемами критического анализа информации |
68,8% |
21,9% |
9,4% |
0 |
0 |
3. |
Возможность более быстро и качественно вести подготовку докладов, рефератов, курсовых работ и т.п. |
65,6% |
25% |
9,4% |
0 |
0 |
4. |
Освоение способов защиты от информационных угроз |
65,6% |
18,8% |
12,5% |
0 |
3,1% |
5. |
Независимость в работе с информацией в информационно-образовательной среде |
62,5% |
18,8% |
15,6% |
3,1% |
0 |
6. |
Повышение самооценки за счет овладения информационными знаниями и умениями |
53,1% |
21,9% |
15,6% |
6,3% |
3,1% |
Как видно из таблицы 8, более всего в изучаемой дисциплине студенты ценят формирование таких компетенций, как «расширение кругозора и возможностей для самообразования» (71,9% респондентов), «овладение приемами критического анализа информации» (68,8%), «возможность более быстро и качественно вести подготовку докладов, рефератов, курсовых работ и т.п.» (65,6%). Из таблицы также следует, что студенты понимают значимость и важность полученных информационных компетенций, в основном оценивая их в диапазоне от 5 до 3 баллов, практически не используя оценки «2» и «1». Так, из 31 опрошенного студента лишь 4 человека (%) использовали оценку «2 балла», и 2 человека (6,3%) использовали оценку «1 балл».
Вопросы, на которые студенты затрудняются ответить. Основная масса респондентов достаточно четко выразила свое отношение к жизненным ценностям, источникам информации, различным видам контента в интернет-среде, поведению в информационной среде, результатам чужого интеллектуального труда.
Вместе с тем из 20 вопросов в составе опросника выделяется группа вопросов, на которые студенты затруднялись ответить. Эти вопросы представлены в таблице 2:
Таблица 2 – Вопросы, вызвавшие затруднения у студентов 1 курса
№ п.п. |
Вопрос |
Доля студентов, затруднившихся с ответом |
1. |
«Как вы считаете, true crime (тру крайм) подкаст/видеоблог – это» |
31,3% |
2. |
«По вашему мнению интернет-мемы на темы катастроф, бедствий, пожаров, терактов, скулшутингов и т.п. следует рассматривать как»
|
15,6% |
3. |
«Отношение к успеху»
|
9,4% |
4. |
«Отношение к карьере»
|
9,4% |
5. |
«По вашему мнению треш-стримы – это» |
9,4% |
6. |
«Какова ваша оценка плагиата как общественного явления?» |
9,4% |
7. |
«Отношение к работе» |
6,3% |
8. |
«Как вы считаете, хакер – это»
|
6,3% |
9. |
«Какому из этих источников информации вы доверяете больше всего?»
|
4,2% |
10. |
«Как вы считаете, троллинг – это»
|
3,1% |
11. |
«С вашей точки зрения написание фанфиков – это»
|
3,1% |
12. |
«Отношение к своей популярности в Интернете»
|
3,1% |
13. |
«Как вы считаете, скачивание рефератов, курсовых работ и т.п. из Интернета – это»
|
3,1% |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что по ряду вопросов (2, 5, 6, 8, 10, 13) у студентов нет четкой этической позиции и сформированного личностного отношения к явно негативным явлениям: тру крайм подкастам, деструктивным мемам, треш-стримам, хакерству, троллингу, плагиату. Второй тип затруднений студентов по вопросам 3, 4, 7, 9, 12 связано с отсутствием четких позиций в отношении к работе, карьере, успеху, популярности в интернете.
Ценностные установки, которые студенты 1 курса не разделяют. В ходе обработки заполненных опросников особое внимание уделялось анализу тех ответов, которые студенты не выбирали в качестве разделяемых ими моральных ценностей и установок (таблица 3).
Таблица 3 – Варианты ответов, которые не были выбраны студентами 1 курса в следующих вопросах
Вопрос |
Невыбранный ответ |
2. Отношение к трудностям на работе |
Трудности означают то, что путь выбран неверный и эту работу нужно сменить |
6. Отношение к старшим |
Люди старшего возраста безнадежно отстали от новых цифровых технологий, их знания устарели, а моральные принципы не соответствуют условиям современной жизни |
7. Откуда, из каких источников вы обычно получаете информацию? |
Газеты, журналы Радио Никакими источниками не пользуюсь |
8. Какому из этих источников информации вы доверяете больше всего? |
Телевидение Газеты, журналы Радио |
16. Какова ваша оценка плагиата как общественного явления? |
Плагиат – это эффективное средство экономить интеллектуальные и временные усилия: плагиат помогает быстро делать типовую работу, сокращать затраты времени и усилий |
17. Вы нашли полезный материал в Интернете, который точно соответствует теме вашей курсовой работы, но его автор не указан. Как вы поступите? |
Поступлю как все: просто скопирую нужный мне материал в свою работу |
18. Как создается список литературы к курсовой работе? |
Список литературы составляется до написания курсовой работы и не изменяется в дальнейшем |
19. Каковы ваши отношения с плагиатом? |
Я успешно использовал и буду использовать плагиат, потому что преподавателю все равно, сделал ли я работу сам, или скачал в Интернете |
Данные таблицы 10 еще раз подтверждают, что поколение Z не считает нужным обращение к таким источникам информации, как телевидение, газеты, журналы, радио, не считая их достоверными и предпочитая им социальные сети, телеграм-каналы, блоги и влоги в Интернете, информационные, новостные сайты в Интернете, разговоры с родственниками, друзьями, знакомыми.
В отличие от результатов опроса Сбербанка и агентством Vаlidata (9), студенты-зумеры МГИК готовы к трудностям на работе, и не считают, что из-за трудностей следует сразу же менять выбранный путь.
Студенты декларируют неприятие плагиата, о чем свидетельствуют отказ от провокационного ответа «Плагиат – это эффективное средство экономить интеллектуальные и временные усилия: плагиат помогает быстро делать типовую работу, сокращать затраты времени и усилий».
Никто из опрашиваемых не заявил о намерении использовать плагиат. Никто из студентов-первокурсников не считает, что преподаватель может равнодушно относиться к тому, сделал ли студент работу сам, или скопировал из интернета. Соответственно, никто из опрашиваемых не утверждает, что все пользуются плагиатом при подготовке учебных работ.
Поколение Z признает роль старшего поколения и ценность накопленного им опыта, хотя понимает, что возраст не является гарантией знаний и мудрости. Ни один из студентов не выбрал вариант ответа о безнадежной отсталости старшего поколения и устаревании его моральных принципов.
Результаты обработки опросников студентов 4 курса
Сравнение ответов студентов 1 и 4 курса показало, что ответы на группу вопросов (2, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 17, 18) отличаются незначительно: позиция студентов, начинающих обучение и завершающих обучение принципиально не отличается. Это касается жизненных ценностей (отношение к трудностям на работе, отношение к старшим), отношения к источникам информации, отношения к деятельности в информационной среде (хакинг, троллинг, написание фанфиков), отношение к деструктивному контенту (true crime (тру крайм) подкаст, треш-стримы), своей популярности в Интернете, проверке достоверности информации, найденной в интернете и оформлению списка литературы к курсовой работе.
Вместе с тем ответы на вопросы №1, 3, 4, 8, 12, 15, 16, 19, 20 имеют существенные отличия у студентов 1 и 4 курса.
В ответах четверокурсников, характеризующих отношение к работе и успеху явно виден прагматизм. В отличие от студентов первого курса, 52,2% четверокурсников считают работу способом зарабатывания денег, а не любимым делом.
Рис. 20. Отношение студентов 4 курса к работе
Если первокурсники считают, что жизненный успех измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствиями, то четверокурсники считают, что успех заключается прежде всего в прочном материальном положении, так считают 60,9% четверокурсников.
Рис. 21. Отношение студентов 4 курса к жизненному успеху
Отношение к карьере у студентов 4 курса отличается от позиции первокурсников, которые более ориентированы на работу и продвижение по карьерной лестнице. Более трети студентов 4 курса не считают работу главным смыслом жизни, убеждены, что работа должна занимать лишь малую часть жизни, а главное – комфорт и удовольствие, в то время как 45,2% студентов-первокурсников считают, что без работы жизнь не интересна. У четверокурсников доля лиц, считающих, что без работы не интересно, меньше и составляет 34,8%.
Рис. 22. Отношение студентов 4 курса к карьере
В оценке источников информации, которым студенты доверяют, разница в позициях первокурсников и четверокурсников состоит в том, что четверокурсники ориентируются прежде всего на неформальные каналы (разговоры с родственниками), более склонны не доверять никаким источникам, и на третьем месте у них названы социальные сети. Первокурсники же в первую очередь ориентированы на новостные сайты, далее – социальные сети, и на третьем месте – разговоры с родственниками (Рис. 23).
Рис. 23. Источники информации, которым доверяют студенты 4 курса
У первого и четвертого курса наблюдаются разные позиции относительно деструктивных интернет-мемов. Так, 43,8% первокурсников, видит в таких интернет-мемах глумление над несчастьями других людей. Среди четверокурсников такую принципиальную оценку дают лишь 20,8%. Значительная часть четверокурсников (45,8%) считает, что деструктивные мемы следует рассматривать как юмор, который облегчает человеку восприятие негативных событий и примиряет его с трагической реальностью (Рис. 24).
Рис. 24. Отношение студентов 4 курса к интернет-мемам на темы катастроф, бедствий, пожаров, терактов, скулшутингов
Более непримиримое отношение к плагиату как к негативному общественному явлению высказали студенты первого курса (40,6%). Четверокурсники же убеждены, что несмотря на то, что плагиат формально осуждают, все им пользуются.
Рис. 25. Отношение студентов 4 курса к плагиату как общественному явлению
Оценка плагиата как средства выполнения учебных заданий также отличается у студентов 1 и 4 курса. Так, 53,1% первокурсников ответили, что никогда не будут пользоваться плагиатом, потому что это противоречит их убеждениям и принципам. В то же время 66,7% первокурсников признались, что используют плагиат для выполнения рутинных заданий, чтобы не тратить время на самостоятельный поиск и анализ источников.
Рис. 26. Отношение студентов 4 курса к плагиату как средству выполнения учебных заданий
Моральная оценка скачивания учебных рефератов и курсовых работ из интернета у первокурсников и четверокурсников различается незначительно: и первокурсники, и старшекурсники склонны использовать скачанные учебные рефераты, считая, что они представляют собой вспомогательный материал, который должен быть критически оценен и доработан. Вместе с тем 40,6% первокурсников убеждены, что скачивание – это свидетельство неспособности самостоятельного создания информационного продукта без помощи других. Доля четверокурсников, выражающих такую же оценку меньше и составляет 16,7%.
Рис. 27. Отношение студентов 1 курса к скачиванию учебных рефератов и курсовых работ из интернета
На основании анализа результатов проведенного эмпирического исследования (в форме опроса) были получены следующие выводы:
- современная глобальная информационная среда существенно влияет на формирование жизненных ценностей цифрового поколения, отношение к источникам информации и различным видам контента в интернет-среде, к поведению в информационной среде, к результатам чужого интеллектуального труда;
- студенты-представители цифрового поколения отличаются прагматическими установками по отношению к работе, что проявляется в понимании работы как способа зарабатывания денег, в индифферентности по отношению к успехам в карьере;
- студентам-представителям цифрового поколения присуще стремление получать как можно больше положительных эмоций, ориентация на удовольствия (гедонизм);
- в оценке источников информации представители цифрового поколения продемонстрировали ориентацию исключительно на новые СМИ (информационные и новостные сайты, телеграм-каналы, социальные сети, блоги, влоги) и полное игнорирование и недоверие к традиционным СМИ (телевидение, пресса, радио);
- в оценке различных видов деструктивного контента в интернет-среде (интернет-мемы, тру крайм подкасты, треш-стримы) студенты продемонстрировали «размытость» моральных ценностей, отсутствие четких границ между «плохо» и «хорошо»;
- такие виды деструктивной деятельности в информационной среде как хакинг и троллинг оцениваются студентами преимущественно негативно;
- оценивая плагиат как общественное явление, студенты первого курса считают, что плагиат является воровством и означает смерть творчества, в то же время большинство студентов 4 курса убеждены, что несмотря на то, что в обществе формально плагиат осуждается, все им пользуются;
- в оценке плагиата как средства выполнения учебных заданий большинство первокурсников ответили, что никогда не будут пользоваться плагиатом, потому что это противоречит их убеждениям и принципам. В то же время большинство четверокурсников признались, что используют плагиат для выполнения рутинных заданий, чтобы не тратить время на самостоятельный поиск и анализ источников;
- в оценке возможности применения скачанных учебных работ из интернета, и первокурсники, и старшекурсники склонны к их использованию, считая что они представляют собой вспомогательный материал, который должен быть критически оценен и доработан;
- в оценке информационных компетенций, полученных в ходе изучения дисциплины «Информационная культура личности», респонденты прежде всего выделяют расширение кругозора и возможностей для самообразования, овладение приемами критического анализа информации, возможность более быстро и качественно вести подготовку докладов, рефератов, курсовых работ и т.п.
В целом опрос студентов 1 и 4 курсов свидетельствует о том, что при развитии информационной компетентности студентов необходимо уделять равное внимание как овладению практических навыков, так и формированию устойчивых моральных принципов и оценок различных видов деятельности в информационной среде.
Рекомендации педагогам и библиотекарям по формированию информационной культуры представителей поколения Z
Результаты проведенного исследования могут быть полезны преподавателям, а также библиотекарям, работающим с молодежью. Знание теории поколений и особенностей цифрового поколения позволяет расширить набор форм и методов работы с аудиторией: в случае колледжей и вузов –с обучаемыми, в случае библиотек – с пользователями.
При работе с представителями поколения Z педагогам и библиотекарям следует знать о присущих только этому поколению установках и ценностях:
- уверенность в собственной исключительности;
- отсутствие пиетета к старшим;
- установка на гедонизм;
- установка «успех здесь и сейчас»;
- стремление к саморазвитию;
- работа должна приносить удовольствие, доход и не отнимать много времени;
- установка на индивидуализм;
- желание публичного признания и похвалы;
- приверженность семейным ценностям.
При обучении представителей поколения Z педагогам и библиотекарям рекомендуется учитывать специфику подачи информации:
- необходимо максимально визуализировать информацию: лучше показывать, а не рассказывать;
- следует представлять информацию малыми порциями, чтобы удержать внимание обучаемых;
- рекомендуется использовать простой неформальный язык, но не пытаться «подделываться» под сленг;
- не рекомендуется апеллировать к авторитету, возрасту, опыту, традиции и проверенности временем. Взамен следует убеждать: объяснять, обсуждать и приводить аргументы;
- преподавателям и библиотекарям рекомендуется учитывать ценностные установки цифрового поколения и осуществлять дифференцированный подход к выбору адекватных методов обучения при формировании информационной культуры личности в условиях образовательных учреждений и библиотек;
- формирование информационного мировоззрения обучаемых требует дополнительного внимания педагогов в связи с «размытостью» моральных ценностей цифрового поколения, отсутствия четких границ между «плохо» и «хорошо» в оценке плагиата, различных видов деструктивного контента в интернет-среде (интернет-мемы, тру крайм подкасты, треш-стримы);
- при обучении информационной культуре педагогам и библиотекарям рекомендуется использовать активные методы обучения, включая кейс-стади, деловые и ролевые игры, мозговой штурм и т.п., позволяющие перевести теоретические знания по информационной этике в область их практического применения представителями цифрового поколения.
Эти рекомендации, сформулированные на основе анализа целого ряда публикаций, далеко не бесспорны. Тем не менее, и педагоги, и библиотекари должны знать особенности «новых обучающихся», то есть к цифрового поколения, обладающего особыми ценностными установками и своим собственным взглядом на динамично меняющийся мир. Решение этой проблемы требует дополнительных теоретических и эмпирических исследований.
Список источников
1. Бастракова Н. С., Мухлынина О. В., Шаров А. А. Представления цифрового поколения о главных ценностях жизни // Профессиональное образование и рынок труда. № 3. С. 41–48.
- 2. Воскресенский А. А., Рабош В. А., Сунягина А. Г. Постматериаль ные ценности поколения Z на пути к обществу знаний — к постановке проблемы // Общество. Среда. Развитие. № 1. С. 84–87.
- 3. Горькая Ж. В. Психология ценностей: учеб. пособие. Самара: Самарский университет, 2014. 92 с.
- 4. Кулакова А. Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42).
- 5. Лапидус Л. В. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения/ Л. В. Лапидус, А. О. Гостилович, Ш. А.Омарова. // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. С. 271-293.
- 6. Панкратова М. В. Цифровой портрет современного студента как представителя поколения Z // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / под общ. ред. Р. В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2022. С. 221 – 225.
- 7. Тамарская Н. В. Особенности подготовки преподавателей университета к обучению поколения Z // Ярославский педагогический вестник. 2019. №5 (110). С. 51-57.
- 8. Тарасова Е. М. Некоторые психологические особенности студентов поколения Z // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2020. №2. С. 62 – 69.
- 9. Тридцать фактов о современной молодежи [Электронный ресурс] // Сбербанк. [Thirty facts about modern youth (2016). Sberbank. (In Russ.)] URL:https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf. Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024)
Сведения об авторе
Гендина Наталья Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, директор Центра междисциплинарных исследований культуры, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, Заслуженный деятель науки Российской Федерации
Косолапова Елена Витальевна - кандидат педагогических наук, заместитель директора Центра междисциплинарных исследований культуры, доцент кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры
information environment, информационная среда
10.12.2024, 8 просмотров.