Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие ГЕНДИНА Н.И., КОСОЛАПОВА Е.В. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ. ЧАСТЬ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА СТУДЕНТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ФАКУЛЬТЕТА МГИК

   Поколение Z: отличительные черты и проблемы развития когнитивных способностей. К поколению Z принято относить людей 2003-2023 года рождения, то есть подростков и молодежь от 13 до 24 лет — первое цифровое поколение, чье взросление и социализация происходят неразрывно от цифровых технологий. Представителей поколения Z также именуется «зеты», «хоумлендеры», «зумеры», «центениалы», «зелениалы», Именно это поколение в настоящее время пришло не только в колледжи и вузы, но и выходит на работу, повергая в изумление работодателей, педагогов, менеджеров по персоналу, маркетологов.   Об остроте проблемы свидетельствует приведенная ниже небольшая подборка заголовков публикаций в интернете:

  • - «Как понять поколение Z?» (Информационное агентство «Тасс»: https://tass.ru/)
  • - «Как ужиться с поколением Z?» (Сообщество IT-специалистов «Хабр»: https://habr.com/)
  • - «Поколение Z: как его учить?» (Образовательный блог издательства «Лань»: https://lala.lanbook.com/)
  • - «Как хантить сотрудников поколения Z и как потом ими управлять?» (Образовательная платформа «Skillbox»: https://skillbox.ru/)
  • - «Как удержать сотрудников поколения Z?» (Cетевое издание «Forbes»: https://www.forbes.ru/)

- «Как управлять поколением Z?» (IT-компания «Superjob»: https://www.superjob.ru/)

- «Поколение Z: Как работать с сегодняшними двадцатилетними?» (Портал для предпринимателей «Бизнесменс.ру»: businessmens.ru)

- «Как продавать товары поколению Z?» (Интернет-компания «InSales»: https://www.insales.ru/)

  Вопросы, вынесенные в заголовки этих публикаций, свидетельствуют об острой потребности практики в постижении особенностей поколения Z.   С этой целью Сбербанком совместно с агентством Vаlidata в 2016 г. было проведено масштабное социологическое исследование, направленное на выявление установок и ценностей, фрустраций и страхов, ожиданий от будущего, самовосприятия и других характеристик поколения Z. Результаты этого исследования представлены на официальном сайте Сбербанка (9).  

 В данном исследовании для педагогов и библиотекарей наиболее важными являются характеристики поколения Z, отражающие следующие параметры: 

  • - Обработка информации («родились с кнопкой на пальце»; воспринимают краткую и наглядную информацию, представленную мелкими порциями, в виде иконок, смайликов и картинок, которые часто заменяют текст; характерно быстрое переключение внимания: средний период концентрации внимания представителя поколения Z на одном объекте – 8 секунд)
  • - Отношения со взрослыми (взрослые – не безусловный авторитет, отсутствует пиетет к старшим)
  • - Самовосприятие (уверенность в собственной исключительности и уникальности)

   Характеристике отличий поколения Z от других поколений посвящен целый ряд работ педагогов и психологов. Среди них выделим работу А.Б. Кулаковой, посвященную теоретическим аспектам изучения поколения Z (4), статью Л.В Лапидус о ценностях, поведенческих паттернах и потребительских привычках поколения Z (5). Результаты исследования психологических особенностей студентов поколения Z приводятся в публикации Е.М. Тарасовой (8), цифровой портрет современного студента как представителя поколения Z представляет в своей работе М.В. Панкратова (6).

 Обоснованность тех черт поколения Z, которые выявлены в теоретических исследованиях подтверждается результатами педагогического опыта проведения лекционных и практических занятий со студентами четырех факультетов Московского государственного института культуры (государственной культурной политики, библиотечно-информационного, хореографического, музыкального искусства).

 В ходе педагогической деятельности неоднократно наблюдалось нарушение важнейших когнитивных способностей современных студентов. Наиболее типичными недостатками интеллектуальной деятельности студентов в учебном процессе являются ослабление рассуждающего мышления, неспособность вычленения существенных признаков отбираемой информации, отсутствие навыков проведения логически обоснованной классификации объектов и явлений, бессистемное восприятие информации, отсутствие способности системного анализа, выявления структурных связей в содержании информации

 Результаты проведенного анализа публикаций и опыта педагогической деятельности в студенческих аудиториях МГИК дают основания согласиться и полностью поддержать вывод исследования об особенностях обучения поколения Z, который делает Н.В. Тамарская: «на данный момент педагогическая практика имеет дело с субъектом образовательного процесса, существенно отличающимся от всех предыдущих. Очевидно, что и подходы к обучению поколения Z должны учитывать его особенности и адаптироваться к нему» (7). Одним из важных направлений   исследований может стать   изучение ценностных ориентаций студентов поколения Z и рефлексии относительно своей деятельности в информационной среде.

 Ценности и ценностные установки студенческой молодежи. В жизни человека ценности имеют огромное значение, поскольку выступают ориентирами стремлений и потребностей личности.  Как отмечает Ж.В. Горькая, «ценности в человеческой жизни являются основой, определяющей направленность поведения и значимость поступков людей. Поэтому в психологических исследованиях категория „ценность“ часто определяется через личностный смысл и значимость, ценностные ориентации и ценностные отношения, оценки, установки, нормы, идеалы, направленность личности и др.» (3, с. 7).

 Ценности выступают мерилом, с помощью которого человек может оценивать поведение, действия и деятельность — как свои, так и окружающих людей. В ценностях находит отражение не только трансформация современного мира, но и присущая ему проблематика. Человек склонен придерживаться одних и тех же общепринятых традиционных человеческих ценностей, однако может поменять их в исторически изменившихся условиях жизни.  Цифровые технологии, информационно-коммуникационное пространство стали существенными факторами, влияющими на представления о главных ценностях жизни (1).  

 Особенно актуальным становится изучение ценностей и их выраженности у студенческой молодежи. А. А. Воскресенский, В. А. Рабош и А.Г. Сунягина отмечают: «Они живут в интернете и социальных сетях практически с рождения, что накладывает колоссальный отпечаток на всю систему ценностей этого поколения, формируя новое ценностно-мировоззренческое ядро молодежи» (2, с. 84–85).

 В целях изучения ценностных ориентаций поколения Z в декабре 2024 г.  был проведен опрос студентов 1 и 4 курса библиотечно-информационного факультета МГИК. Все респонденты являлись представителями поколения Z, так как возрастной состав опрашиваемых варьировался в диапазоне от 17 до 24 лет.

 Для проведения опроса использовался специально разработанный опросник «Мои ценностные ориентации и отношение к деятельности в информационной среде», состав которого, как и состав респондентов, а также методика проведения опроса, характеризуются в статье, отражающей первую часть исследования.

Результаты обработки опросников студентов 1 курса  

 По направлению «Ценностные ориентации представителей поколения Z» респондентам было предложено охарактеризовать свое отношение к работе и трудностям, которые могут возникнуть в ходе профессиональной деятельности. Касательно работы мнения поделились поровну: 13 человек (41,9%) отметили, что работа для них - это всегда упорный труд и постепенное движение к успеху», и 13 человек (41,9%) выбрали вариант ответа «Работа – это способ зарабатывания денег и обеспечения своего комфорта и комфорта близких» (Рис. 1).

Рис 1. Отношение студентов 1 курса к работе

 На вопрос о том, как студенты относятся к трудностям, которые могут возникать в работе, 21 человек (65,6%) ответили, что достижение успеха на работе всегда связано с необходимостью преодолевать трудности и лишь 11 (34,4%) считают, что успех может быть легким и быстрым (Рис. 2). Вариант ответа «Трудности означают то, что путь выбран неверный» не выбрал ни один респондент. 

Рис 2. Отношение студентов 1 курса к трудностям на работе

Данные ответы противоречат результатам исследований ценностных ориентаций поколения Z, проведенных в 2016 году Сбербанком совместно с агентством Vаlidata (9). Согласно этому исследованию, зумеры считают, что успех может быть легким и быстрым, а трудности означают то, что путь выбран неверный. Студенты МГИК осознают, что успех невозможен без преодоления трудностей.   

По мнению студентов жизненный успех должен измеряться не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствиями, так ответили 14 респондентов (46,9%). 13 студентов (40.6%) отметили, что успех также состоит в прочном материальном положении, которое и обеспечивает удовольствия и комфорт. Лишь 1 человек (3,1%) назвал в качестве индикатора успешности наличие престижной должности (Рис. 3).

Рис 3. Отношение студентов 1 курса к жизненному успеху

 Опрос показал, что многие студенты поколения Z равнодушны к карьере. Так, 43,8% опрошенных ответили, что совсем без работы жизнь все же не интересна, но работа не должна отнимать много времени и сил. 28,1% респондентов убеждены, что работа должна занимать лишь малую часть жизни, а главное – комфорт, удовольствие и разнообразие. 18,8% респондентов считают, что самым важным в жизни является получить престижную работу и успешно построить карьеру. 

Рис. 4. Отношение студентов 1 курса к карьере

 Также большинство опрошенных равнодушны к собственной популярности в социальных сетях (50%) и не собираются прилагать особые усилия для этого (31,3%). 

Рис. 5. Отношение студентов 1 курса к популярности в социальных сетях

 Следующий вопрос был направлен на выявления отношения зумеров к старшему поколению. 93,8% ответили, что возраст не является гарантией знаний и мудрости, однако имеющийся у людей старшего возраста опыт может быть ценным и его отрицание может пагубно сказаться на развитии общества.  В отличие от результатов опроса Сбербанка в 2016 г., студенты-зумеры МГИК продемонстрировали приверженность к традициям уважения старших и не высказали нигилистического отношения к опыту и знаниям старшего поколения.

Рис. 6. Отношение студентов 1 курса к старшим

  По направлению «Отношение к источникам информации» респондентам было предложено выбрать источники информации, из которых обучающиеся чаще всего получают информацию. Первое место заняли социальные сети, телеграм-каналы, блоги и влоги в Интернете (38,5%). Второе место - разговоры с родственниками, друзьями, знакомыми (29,5%). Третье место - Информационные, новостные сайты в Интернете (24,4%). Только 4 человека (5,1%) в качестве основного источника информации отметили телевидение (Рис. 7). 

Рис. 7. Приоритетные источники информации для студентов 1 курса

На вопрос «Какому из этих источников информации вы доверяете больше всего?» на первое место респонденты поставили информационные, новостные сайты в Интернете (31,9% респондентов), на второе место - социальные сети, форумы, блоги в Интернете (25,5%). 8 человек (17%) ответили, что не доверяют никаким источникам (Рис. 8).

Рис. 8. Источники информации, которым доверяют студенты 1 курса

 По направлению «Отношение к поведению в информационной среде» респондентам предлагалось показать свое отношение к таким явлениям интернет-среды как хакинг и троллинг.

 Более половины студентов (56,3%) ответили, что считают хакера преступником, занимающимся поиском незаконных способов получения несанкционированного доступа к защищённым данным. Четверть опрошенных (25%) имеют противоположную точку зрения, оценив хакера положительно и назвав его высококвалифицированным программистом, обладающим уникальными профессиональными способностями, позволяющими ему обеспечивать свободный доступ к любой информации. 

Рис. 9. Отношение студентов 1 курса  к хакерам

 Большая часть респондентов (68,8%) отметили свое негативное отношение к троллингу, расценивая его как травлю человека путем публичного унижения, оскорбления, высмеивания. 21,9% ответили, что слухи о вреде троллинга преувеличены, как правило это способ просто пошутить, развлечься, разрядить обстановку при общении.

Рис.10. Отношение студентов 1 курса к троллингу

  По направлению «Отношение к различным видам контента в интернет-среде» студентам предлагалось высказать свое отношение к контенту, который может содержать деструктивную информацию. 

 Так, респондентам предлагалось ответить на вопрос «Как вы считаете, true crime (тру крайм) подкаст/видеоблог – это».

 Тру крайм (от англ. true crime, дословно «настоящее преступление») – это документальный жанр в массовой культуре, включающий в себя подкасты, видеоролики, телепередачи, фильмы, в которых автор исследует криминальные преступления и подробно описывает действия людей, совершивших преступления и жертв, пострадавших от них.

 43,8% ответили, что рассматривают «тру крайм» как оригинальный способ познания необычных аспектов существования человека, с которыми он не сталкивается в повседневной жизни, способ удовлетворить свое любопытство (Рис. 11). 

Рис. 11. Отношение студентов 1 курса к true crime (тру крайм) подкастам или видеоблогам

 На просьбу дать моральную оценку интернет-мемам на темы катастроф, бедствий, пожаров, терактов, скулшутингов (вооружённых нападений, проводимых в учебных учреждениях) 43,8% студентов ответили, что подобные мемы являются глумлением над несчастьями других людей. Четверть студентов (25%) разделяют другую позицию, считая, что такие мемы являются юмором, который облегчает человеку восприятие негативных событий, примиряет его с трагической реальностью.

Рис. 12. Отношение студентов 1 курса к интернет-мемам на темы катастроф, бедствий, пожаров, терактов, скулшутингов 

  Негативно относятся респонденты к такому виду деструктивного контента, как треш-стримы: более половины студентов (56,3%) оценили данный вид контента как «пренебрежение этическими нормами, смакование боли, издевательств, беспомощности человека или животного». 

Рис. 13 Отношение студентов 1 курса к треш-стримам

 На просьба оценить написание фанфиков 40,6% студентов ответили, что воспринимают фанфики как способ проявить себя в литературном творчестве, 31,3% студентов - как один из способов приятно провести время в интернет-среде. 18,8% студентов отметили, что фанфики – это совершенно не интересующий их вид деятельности. 6,3% респондентов считают фанфики иллюстрацией того, что оригинальное творчество невозможно.

Рис. 14. Отношение студентов 1 курса  к фанфикам

 По направлению «Отношение к результатам чужого интеллектуального труда» участникам опроса предлагалось высказать свое отношение к плагиату. Преобладающая часть студентов высказалась о плагиате как общественном явлении резко негативно: 40,6% назвали плагиат воровством. 31,3% считают что плагиат является смертью творчества (Рис. 15)

Рис. 15. Отношение студентов 1 курса к плагиату как общественному явлению

 Более половины студентов (53,1%) при оценке плагиата как средства выполнения учебных заданий ответили, что никогда не будут пользоваться плагиатом. Вместе с тем более трети студентов (31,3%) указали, что используют плагиат для выполнения рутинных заданий. 12,5% считают, что плагиат – это плохо, но при возможности они им воспользуются. 1 студент (3,1%) признался, что не понимает, в чем заключается вред плагиата (рис. 16).

Рис. 16. Отношение студентов 1 курса  к плагиату как средству выполнения учебных заданий

 При оценке копирования из интернета рефератов и курсовых работ выяснилось, что 43,8% респондентов считают скачивание учебных работ из Интернета допустимым, при условии того, что студент не будет копировать содержание работы полностью, а будет использовать ее лишь как вспомогательный материал, который должен быть критически оценен и доработан самостоятельно. 40,6% респондентов считают скачанные из интернета рефераты и курсовые работы свидетельством неспособности самостоятельного создания информационного продукта без помощи других. 12,5% считают скачивание реферата популярным способом выполнения учебных заданий без интеллектуальных усилий и временных затрат (Рис. 17).

Рис. 17. Отношение студентов 1 курса к скачиванию учебных рефератов и курсовых работ из интернета 

 Опрос показал, что студенты имеют представление о необходимости проверки достоверности и установления авторства материала, найденного в интернете. 53,1% респондентов ответили, что проведут поиск по цитате и попытаюсь установить подлинных авторов данного материала, 34,4% просто оформят библиографическое описание страницы сайта, на которой расположен материал, 12,5% просто укажут электронный адрес сайта, с которого был взят материал. Вариант «Поступлю как все: просто скопирую нужный мне материал в свою работу без указания авторства» не выбрал ни один студент.

Рис. 18. Отношение студентов 1 курса к необходимости проверки достоверности и установления авторства материала, найденного в интернете

 На вопрос «Как создается список литературы к курсовой работе?» подавляющее большинство (81,3%) респондентов ответили, что список литературы составляется до написания курсовой работы и пополняется в течение всего периода подготовки курсовой работы. 18,8% считают, что список литературы составляется сразу после написания курсовой работы и далее не пополняется.

Рис. 19. Отношение студентов 1 курса к способу подготовки списка литературы для курсовой работы

 Для выявления отношения к ценностям, формируемым учебной дисциплиной «Информационная культура личности, студентам предлагалось по пятибалльной шкале оценить компетенции, которые они получили в результате изучения дисциплины «Информационная культура личности».  Результаты оценивания представлены в таблице 1.  

Таблица 1 – Отношение студентов 1 курса к компетентностям, формируемым в процессе изучения дисциплины «Информационная культура личности»

№ п.п.

Компетенции

Доля ответов

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Оценка «1»

1.

Расширение кругозора и возможностей для самообразования

71,9%

9,4%

15,6%

3,1%

0

2.

Овладение приемами критического анализа информации

68,8%

21,9%

9,4%

0

0

3.

Возможность более быстро и качественно вести подготовку докладов, рефератов, курсовых работ и т.п.

65,6%

25%

9,4%

0

0

4.

Освоение способов защиты от информационных угроз

65,6%

18,8%

12,5%

0

3,1%

5.

Независимость в работе с информацией в информационно-образовательной среде

62,5%

18,8%

15,6%

3,1%

0

6.

Повышение самооценки за счет овладения информационными знаниями и умениями

53,1%

21,9%

15,6%

6,3%

3,1%

 Как видно из таблицы 8, более всего в изучаемой дисциплине студенты ценят формирование таких компетенций, как «расширение кругозора и возможностей для самообразования» (71,9% респондентов), «овладение приемами критического анализа информации» (68,8%), «возможность более быстро и качественно вести подготовку докладов, рефератов, курсовых работ и т.п.» (65,6%). Из таблицы также следует, что студенты понимают значимость и важность полученных информационных компетенций, в основном оценивая их в диапазоне от 5 до 3 баллов, практически не используя оценки «2» и «1». Так, из 31 опрошенного студента лишь 4 человека (%) использовали оценку «2 балла», и 2 человека (6,3%) использовали оценку «1 балл».  

 Вопросы, на которые студенты затрудняются ответить. Основная масса респондентов достаточно четко выразила свое отношение к жизненным ценностям, источникам информации, различным видам контента в интернет-среде, поведению в   информационной среде, результатам чужого интеллектуального труда. 

 Вместе с тем из 20 вопросов в составе опросника выделяется группа вопросов, на которые студенты затруднялись ответить. Эти  вопросы представлены в таблице 2:

Таблица 2 – Вопросы, вызвавшие затруднения у студентов 1 курса

№ п.п.

Вопрос

Доля студентов, затруднившихся с ответом

1.

«Как вы считаете, true crime (тру крайм) подкаст/видеоблог – это»

31,3%

2.

«По вашему мнению интернет-мемы на темы катастроф, бедствий, пожаров, терактов, скулшутингов и т.п. следует рассматривать как»

 

15,6%

3.

«Отношение к успеху»

 

9,4%

4.

«Отношение к карьере»

 

9,4%

5.

«По вашему мнению треш-стримы – это»

9,4%

6.

«Какова ваша оценка плагиата как общественного явления?»

9,4%

7.

«Отношение к работе»

6,3%

8.

«Как вы считаете, хакер – это»

 

6,3%

9.

«Какому из этих источников информации вы доверяете больше всего?»

 

4,2%

10.

«Как вы считаете, троллинг – это»

 

3,1%

11.

«С вашей точки зрения написание фанфиков – это»

 

3,1%

12.

«Отношение к своей популярности в Интернете»

 

3,1%

13.

«Как вы считаете, скачивание рефератов, курсовых работ и т.п. из Интернета – это» 

 

3,1%

Данные таблицы свидетельствуют о том, что по ряду вопросов (2, 5, 6, 8, 10, 13) у студентов нет четкой этической позиции и сформированного личностного отношения к явно негативным явлениям: тру крайм подкастам, деструктивным мемам, треш-стримам, хакерству, троллингу, плагиату. Второй тип затруднений студентов по вопросам 3, 4, 7, 9, 12 связано с отсутствием четких позиций в отношении к работе, карьере, успеху, популярности в интернете.  

Ценностные установки, которые студенты 1 курса не разделяют. В ходе обработки заполненных опросников особое внимание уделялось анализу тех ответов, которые студенты не выбирали в качестве разделяемых ими моральных ценностей и установок (таблица 3).

Таблица 3 – Варианты ответов, которые не были выбраны студентами 1 курса в следующих вопросах

Вопрос

Невыбранный ответ

2. Отношение к трудностям на работе

Трудности означают то, что путь выбран неверный и эту работу нужно сменить

6. Отношение к старшим

Люди старшего возраста безнадежно отстали от новых цифровых технологий, их знания устарели, а моральные принципы не соответствуют условиям современной жизни

7. Откуда, из каких источников вы обычно получаете информацию?

Газеты, журналы

Радио

Никакими источниками не пользуюсь

8. Какому из этих источников информации вы доверяете больше всего?

Телевидение

Газеты, журналы

Радио

16. Какова ваша оценка плагиата как общественного явления? 

Плагиат – это эффективное средство экономить интеллектуальные и временные усилия: плагиат помогает быстро делать типовую работу, сокращать затраты времени и усилий

17. Вы нашли полезный материал в Интернете, который точно соответствует теме вашей курсовой работы, но его автор не указан. Как вы поступите?

Поступлю как все: просто скопирую нужный мне материал в свою работу

18. Как создается список литературы к курсовой работе?

Список литературы составляется до написания курсовой работы и не изменяется в дальнейшем

19. Каковы ваши отношения с плагиатом?

Я успешно использовал и буду использовать плагиат, потому что преподавателю все равно, сделал ли я работу сам, или скачал в Интернете

 Данные таблицы 10 еще раз подтверждают, что поколение Z не считает нужным обращение к таким источникам информации, как телевидение, газеты, журналы, радио, не считая их достоверными и предпочитая им социальные сети, телеграм-каналы, блоги и влоги в Интернете, информационные, новостные сайты в Интернете, разговоры с родственниками, друзьями, знакомыми. 

 В отличие от результатов опроса Сбербанка и агентством Vаlidata (9),  студенты-зумеры МГИК готовы к трудностям на работе, и не считают, что из-за трудностей следует сразу же менять выбранный путь.  

 Студенты декларируют неприятие плагиата, о чем свидетельствуют отказ от провокационного ответа «Плагиат – это эффективное средство экономить интеллектуальные и временные усилия: плагиат помогает быстро делать типовую работу, сокращать затраты времени и усилий».

 Никто из опрашиваемых не заявил о намерении использовать плагиат. Никто из студентов-первокурсников не считает, что преподаватель может равнодушно относиться к тому, сделал ли студент работу сам, или скопировал из интернета. Соответственно, никто из опрашиваемых не утверждает, что все пользуются плагиатом при подготовке учебных работ.  

 Поколение Z признает роль старшего поколения и ценность накопленного им опыта, хотя понимает, что возраст не является гарантией знаний и мудрости. Ни один из студентов не выбрал вариант ответа о безнадежной отсталости старшего поколения и устаревании его моральных принципов.

Результаты обработки опросников студентов 4 курса

  Сравнение ответов студентов 1 и 4 курса показало, что ответы на группу вопросов (2, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 17, 18) отличаются незначительно: позиция студентов, начинающих обучение и завершающих обучение принципиально не отличается. Это касается жизненных ценностей (отношение к трудностям на работе, отношение к старшим), отношения к источникам информации, отношения к деятельности в информационной среде (хакинг, троллинг, написание фанфиков), отношение к деструктивному контенту (true crime (тру крайм) подкаст, треш-стримы), своей популярности в Интернете, проверке достоверности информации, найденной в интернете и оформлению списка литературы к курсовой работе. 

  Вместе с тем ответы на вопросы №1, 3, 4, 8, 12, 15, 16, 19, 20 имеют существенные отличия у студентов 1 и 4 курса.

 В ответах четверокурсников, характеризующих отношение к работе и успеху явно виден прагматизм. В отличие от студентов первого курса, 52,2% четверокурсников считают работу способом зарабатывания денег, а не любимым делом.

Рис. 20. Отношение студентов 4 курса к работе

 Если первокурсники считают, что жизненный успех измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствиями, то четверокурсники считают, что успех заключается прежде всего в прочном материальном положении, так считают 60,9% четверокурсников. 

Рис. 21. Отношение студентов 4 курса к жизненному успеху

Отношение к карьере у студентов 4 курса отличается от позиции первокурсников, которые более ориентированы на работу и продвижение по карьерной лестнице. Более трети студентов 4 курса не считают работу главным смыслом жизни, убеждены, что работа должна занимать лишь малую часть жизни, а главное – комфорт и удовольствие, в то время как 45,2% студентов-первокурсников считают, что без работы жизнь не интересна. У четверокурсников доля лиц, считающих, что без работы не интересно, меньше и составляет 34,8%.

Рис. 22. Отношение студентов 4 курса к карьере

 В оценке источников информации, которым студенты доверяют, разница в позициях первокурсников и четверокурсников состоит в том, что четверокурсники ориентируются прежде всего на неформальные каналы (разговоры с родственниками), более склонны не доверять никаким источникам, и на третьем месте у них названы социальные сети. Первокурсники же в первую очередь ориентированы на новостные сайты, далее – социальные сети, и на третьем месте – разговоры с родственниками (Рис. 23).

Рис. 23. Источники информации, которым доверяют студенты 4 курса

  У первого и четвертого курса наблюдаются разные позиции относительно деструктивных интернет-мемов. Так, 43,8% первокурсников, видит в таких интернет-мемах глумление над несчастьями других людей. Среди четверокурсников такую принципиальную оценку дают лишь 20,8%. Значительная часть четверокурсников (45,8%) считает, что деструктивные мемы следует рассматривать как юмор, который облегчает человеку восприятие негативных событий и примиряет его с трагической реальностью (Рис. 24).

Рис. 24. Отношение студентов 4 курса к интернет-мемам на темы катастроф, бедствий, пожаров, терактов, скулшутингов

  Более непримиримое отношение к плагиату как к негативному общественному явлению высказали студенты первого курса (40,6%). Четверокурсники же убеждены, что несмотря на то, что плагиат формально осуждают, все им пользуются.

Рис. 25. Отношение студентов 4 курса к плагиату как общественному явлению

 Оценка плагиата как средства выполнения учебных заданий также отличается у студентов 1 и 4 курса. Так, 53,1% первокурсников ответили, что никогда не будут пользоваться плагиатом, потому что это противоречит их убеждениям и принципам. В то же время 66,7% первокурсников признались, что используют плагиат для выполнения рутинных заданий, чтобы не тратить время на самостоятельный поиск и анализ источников. 

Рис. 26. Отношение студентов 4 курса к плагиату как средству выполнения учебных заданий

 Моральная оценка скачивания учебных рефератов и курсовых работ из интернета у первокурсников и четверокурсников различается незначительно: и первокурсники, и старшекурсники склонны использовать скачанные учебные рефераты, считая, что они представляют собой вспомогательный материал, который должен быть критически оценен и доработан.  Вместе с тем 40,6% первокурсников убеждены, что скачивание – это свидетельство неспособности самостоятельного создания информационного продукта без помощи других. Доля четверокурсников, выражающих такую же оценку меньше и составляет 16,7%.

Рис. 27. Отношение студентов 1 курса к скачиванию учебных рефератов и курсовых работ из интернета 

На основании анализа результатов проведенного эмпирического исследования (в форме опроса) были получены следующие выводы:

- современная глобальная информационная среда существенно влияет на формирование жизненных ценностей цифрового поколения, отношение к источникам информации и различным видам контента в интернет-среде, к поведению в информационной среде, к результатам чужого интеллектуального труда;

- студенты-представители цифрового поколения отличаются прагматическими установками по отношению к работе, что проявляется в понимании работы как способа зарабатывания денег, в индифферентности по отношению к успехам в карьере;

- студентам-представителям цифрового поколения присуще стремление получать как можно больше положительных эмоций, ориентация на удовольствия (гедонизм);

- в оценке источников информации представители цифрового поколения продемонстрировали ориентацию исключительно на новые СМИ (информационные и новостные сайты, телеграм-каналы, социальные сети, блоги, влоги) и полное игнорирование и недоверие к традиционным СМИ (телевидение, пресса, радио);

- в оценке различных видов деструктивного контента в интернет-среде (интернет-мемы, тру крайм подкасты, треш-стримы) студенты продемонстрировали «размытость» моральных ценностей, отсутствие четких границ между «плохо» и «хорошо»;

- такие виды деструктивной  деятельности в информационной среде как хакинг и троллинг оцениваются  студентами преимущественно негативно;

- оценивая  плагиат как общественное явление, студенты первого курса считают, что плагиат является воровством и означает смерть творчества, в то же время большинство студентов 4 курса убеждены, что несмотря на то, что в обществе  формально плагиат осуждается, все им пользуются;

- в оценке плагиата как средства выполнения учебных заданий большинство первокурсников ответили, что никогда не будут пользоваться плагиатом, потому что это противоречит их убеждениям и принципам. В то же время большинство четверокурсников признались, что используют плагиат для выполнения рутинных заданий, чтобы не тратить время на самостоятельный поиск и анализ источников;

- в оценке возможности применения скачанных учебных работ из интернета, и первокурсники, и старшекурсники склонны к их использованию, считая что они представляют собой вспомогательный материал, который должен быть критически оценен и доработан;

- в оценке информационных компетенций, полученных в ходе изучения дисциплины «Информационная культура личности», респонденты прежде всего выделяют расширение кругозора и возможностей для самообразования, овладение приемами критического анализа информации, возможность более быстро и качественно вести подготовку докладов, рефератов, курсовых работ и т.п.

В целом опрос студентов 1 и 4 курсов свидетельствует о том, что при развитии информационной компетентности студентов необходимо уделять равное внимание как овладению практических навыков, так и формированию устойчивых моральных принципов и оценок различных видов деятельности в информационной среде.

 Рекомендации педагогам и библиотекарям по формированию информационной культуры представителей поколения Z

 Результаты проведенного исследования могут быть полезны преподавателям, а также  библиотекарям, работающим с молодежью. Знание теории поколений  и особенностей цифрового поколения позволяет расширить набор форм и методов работы с аудиторией: в случае колледжей и вузов –с  обучаемыми, в случае библиотек –  с пользователями.

  При работе с представителями поколения Z  педагогам и библиотекарям следует знать о присущих только этому поколению установках и ценностях: 

- уверенность в собственной исключительности;

- отсутствие пиетета к старшим;

- установка на гедонизм;

-  установка «успех здесь и сейчас»;

- стремление к саморазвитию;

- работа должна приносить удовольствие, доход и не отнимать много времени;

- установка на индивидуализм;

- желание публичного признания и похвалы;

- приверженность семейным ценностям.

  При обучении представителей поколения Z педагогам  и библиотекарям рекомендуется  учитывать  специфику подачи информации:

- необходимо максимально визуализировать информацию: лучше показывать, а не рассказывать;

- следует представлять информацию малыми порциями, чтобы удержать внимание обучаемых;

- рекомендуется использовать простой неформальный язык, но не пытаться «подделываться» под сленг;

- не рекомендуется апеллировать к авторитету, возрасту, опыту, традиции и проверенности временем. Взамен следует убеждать: объяснять, обсуждать и приводить аргументы;

-  преподавателям и библиотекарям рекомендуется учитывать ценностные установки цифрового поколения и осуществлять дифференцированный подход к выбору адекватных методов обучения при формировании информационной культуры личности в условиях образовательных учреждений и библиотек;

- формирование информационного мировоззрения обучаемых требует дополнительного внимания педагогов в связи с «размытостью» моральных ценностей цифрового поколения, отсутствия четких границ между «плохо» и «хорошо» в оценке плагиата, различных видов деструктивного контента в интернет-среде (интернет-мемы, тру крайм подкасты, треш-стримы);

-  при обучении информационной культуре педагогам и библиотекарям рекомендуется использовать активные методы обучения, включая кейс-стади, деловые и ролевые игры, мозговой штурм и т.п., позволяющие перевести теоретические знания по информационной этике в область их практического применения представителями цифрового поколения.

  Эти рекомендации, сформулированные на основе анализа  целого ряда публикаций, далеко не бесспорны.  Тем не менее, и  педагоги, и  библиотекари должны знать особенности  «новых обучающихся», то есть к цифрового поколения, обладающего  особыми ценностными установками и своим собственным взглядом на динамично меняющийся мир.   Решение этой проблемы  требует  дополнительных теоретических и эмпирических  исследований. 

Список источников

1. Бастракова Н. С., Мухлынина О. В., Шаров А. А. Представления цифрового поколения о главных ценностях жизни // Профессиональное образование и рынок труда. № 3. С. 41–48.

  1. 2. Воскресенский А. А., Рабош В. А., Сунягина А. Г. Постматериаль ные ценности поколения Z на пути к обществу знаний — к постановке проблемы // Общество. Среда. Развитие. № 1. С. 84–87.
  2. 3. Горькая Ж. В. Психология ценностей: учеб. пособие. Самара: Самарский университет, 2014. 92 с.
  3. 4. Кулакова А. Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42).
  4. 5. Лапидус Л. В. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения/ Л. В. Лапидус, А. О. Гостилович, Ш. А.Омарова. // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. С. 271-293.
  5. 6. Панкратова М. В. Цифровой портрет современного студента как представителя поколения Z // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / под общ. ред. Р. В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2022. С. 221 – 225.
  6. 7. Тамарская Н. В. Особенности подготовки преподавателей университета к обучению поколения Z // Ярославский педагогический вестник. 2019. №5 (110). С. 51-57.
  7. 8. Тарасова Е. М. Некоторые психологические особенности студентов поколения Z // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2020. №2. С. 62 – 69.
  8. 9. Тридцать фактов о современной молодежи [Электронный ресурс] // Сбербанк. [Thirty facts about modern youth (2016). Sberbank. (In Russ.)] URL:https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/youth_presentation.pdf. Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024)

Сведения об авторе

Гендина Наталья Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, директор Центра междисциплинарных исследований культуры, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Косолапова Елена Витальевна - кандидат педагогических наук, заместитель директора Центра междисциплинарных исследований культуры, доцент кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

information environment, информационная среда

10.12.2024, 8 просмотров.