2025. Выпуск 2 (63) (март-апрель)

Выпуски журналов 2025. Выпуск 2 (63) (март-апрель)

Библиотечно-информационные науки: теория и методология. ЧАЗОВА С.А. ИНФОРГИ: ПРИМЕРКА БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО МЕТОДА

Актуализируется теория Н.А. Слядневой о библиографическом методе в рамках Универсума человеческой деятельности. Предложена точка зрения на эволюцию библиографического метода, охватывающего информационное творчество, производство, распространение и потребление инфообъектов с позиции современных культурологических теорий новацена, онлайфа, когнитивных гаджетов, инфоргов и алгоритмической когнитивной культуры.

Ключевые слова: библиографический метод, библиографическая информация, уровни библиографической информации, производство информации, потребление информации, инфообъект, новацен, онлайф, когнитивные гаджеты, инфорги, алгоритмическая когнитивная культура.

CHAZOVA S.A. INFORGI: FITTING THE BIBLIOGRAPHIC METHOD

The theory of N.A. Slyadneva on the bibliographic method within the Universe of human activity is being updated. A perspective on the evolution of the bibliographic method is proposed, encompassing information creativity, production, distribution, and consumption of info-objects from the standpoint of modern cultural theories such as novacene, onlife, cognitive gadgets, inforg and algorithmic cognitive culture.

Keywords: bibliographic method, bibliographic information, levels of bibliographic information, information production, Information consumption, info-object, novacene, onlife, cognitive gadgets, inforg, algorithmic cognitive culture.

История: время, события, люди. ЛАВРОВА К. Б.РЕГИОНАЛЬНЫЕ КУРСЫ ПО БИБЛИОТЕЧНОМУ ДЕЛУ И ВНЕШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПЕРМСКОЙ, УФИМСКОЙ И ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИЯХ В ПЕРИОД 1913–1917 ГГ.: ИСТОКИ СПЕЦИАЛЬНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ

В статье проанализирован опыт организации курсов по библиотечному делу и внешкольному обрыванию в трех уральских губерниях: Пермской, Уфимской и Оренбургской, по итогам работы I Всероссийского съезда по библиотечному делу и Съезда по вопросам народного образования, в период с 1913 по 1917 гг. Показана роль столичных лекторов, пути их приглашения, а также некоторые программы курсов.

Ключевое слова: курсы по библиотечному делу, курсы по внешкольному образованию, земское библиотечное дело, региональное библиотечное образование, история библиотечного дела на Урале.

 

LAVROVA K. B.  REGIONAL COURSES ON LIBRARIANSHIP AND EXTRACURRICULAR EDUCATION IN THE PERM, UFA AND ORENBURG PROVINCES IN THE PERIOD 1913-1917: THE ORIGINS OF SPECIAL LIBRARY EDUCATION IN THE URALS

The article analyzes the experience of organizing courses in librarianship and extracurricular education in three Ural provinces: Perm, Ufa and Orenburg, based on the results of the I All-Russian Congress on Librarianship and the Congress on Public Education, in the period from 1913 to 1917. The role of the capital's lecturers, the ways of their invitation, as well as some course programs are shown.

Keywords: courses in librarianship, courses in extracurricular education, zemstvo librarianship, regional library education, history of librarianship in the Urals.

Лица МГИК: к 95-летию Alma mater. ЛОПАТИНА Н.В. КНИГА О ЖИЗНИ, ДОСТОЙНОЙ КНИГИ («В.Д.» - СБОРНИК ПАМЯТИ ВАЛЕРИИ ДМИТРИЕВНЫ СТЕЛЬМАХ)

Статья представляет рецензию на сборник статей «В.Д.», посвященный 90-летию выдающегося исследователя в области библиотечной социологии Валерии Дмитриевны Стельмах. Проведённый анализ позволил выявить вклад этого издания в историю библиотечного дела, в историю развития библиотечной социологии как одной из библиотечно-информационных наук, имеющих важное значение для развития отрасли.

Ключевые слова: Стельмах В.Д., библиотечная социология, социология чтения, история библиотечного дела.

LOPATINA N.V. A BOOK ABOUT LIFE WORTHY OF A BOOK ("V.D." - COLLECTION IN MEMORY OF VALERIA DMITRIEVNA STELMAKH)

The article presents a review of the collection of articles "V.D.", dedicated to the 90th anniversary of the outstanding researcher in the field of library sociology Valeria Dmitrievna Stelmakh. The analysis made it possible to identify the contribution of this publication to the history of librarianship, to the history of the development of library sociology as one of the library and information sciences that are important for the development of the industry.

Keywords: Stelmakh V.D., library sociology, sociology of reading, history of librarianship.

Лица МГИК: к 95-летию Alma mater. ШИЧАОКИНА Е.С. ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ (К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Э.К. БЕСПАЛОВОЙ)

В 2025 г. исполняется 95 лет со дня рождения видного библиографоведа, доктора педагогических наук, профессора Эмилии Константиновны Беспаловой (1930-2007 гг.). Её имя неразрывно связано Московским государственным институтом культуры, в котором она прошла путь от старшего лаборанта кафедры общей библиографии до профессора. В статье рассмотрены основные этапы ее жизненного и профессионального пути ученого. Раскрывается деятельность Э.К. Беспаловой как научного руководителя диссертационных исследований.

Ключевые слова: Э.К. Беспалова, Московский государственный институт культуры, Орловская областная научная универсальная публичная библиотека им. И.А. Бунина, история отечественной библиографии, Библиотека Российской академии наук. 

SHICHAOKINA E.S. AN OUTSTANDING SCIENTIST AND TEACHER (ON THE 95TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF E.K. BESPALOVA)

2025 marks the 95th anniversary of the birth of a prominent bibliographer, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Emilia Konstantinovna Bespalova (1930-2007). Her name is inextricably linked with the Moscow State Institute of Culture, where she rose from senior laboratory assistant at the Department of General Bibliography to professor. The article discusses the main stages of her life and professional career as a scientist. The article reveals the activity of E.K. Bespalova as a supervisor of dissertation research.

Keywords: E.K. Bespalova, Moscow State Institute of Culture, Oryol Regional Scientific Universal Public Library named after I.A. Bunin

Информационные технологии в культуре и образовании. СТЕПАНЕНКО Т.В. СОВРЕМЕННАЯ ВУЗОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Библиотека вуза как неотъемлемая часть интегрированной информационно-образовательной среды является пространством коммуникации и социокультурной активности. Библиотечная среда современного вуза подразумевает реальное и виртуальное библиотечное пространство, ориентированное на сохранение и передачу духовно-культурного наследия, удовлетворение потребностей читателей и их информационных нужд. Моделирование вузовской библиотеки позволяет осуществить реорганизацию реального пространства библиотеки с выделением зон, позволяет организовать виртуальное пространство с удаленным доступом к автоматизированным библиотечно-информационным системам.

Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, библиотека вуза, библиотечное пространство, моделирование библиотеки.

STEPANENKO T. V. MODERN UNIVERSITY LIBRARY: TRENDS AND PROSPECTS

The university library, as an integral part of the integrated information and educational environment, is a space of communication and socio-cultural activity. The library environment of a modern university implies a real and virtual library space focused on the preservation and transmission of spiritual and cultural heritage, meeting the needs of readers and their information needs. Modeling of the university library allows for the reorganization of the real library space with the allocation of zones, allows you to organize a virtual space with remote access to automated library and information systems.

Keywords: electronic information and educational environment, university library, library space, libraries’ simulation.

Информационные ресурсы. АНДРЕЕВА Е. В. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ОТКРЫТОГО ДОСТУПА ПО МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Отмечена недоступность иностранных источников для целей информационного обеспечения научных исследований и библиотечно-информационного обслуживания пользователей. Рассматриваются вопросы пополнения фонда и информационных ресурсов библиотеки иностранными источниками по механизации сельского хозяйства. Целью статьи было обоснование возможности использования научных журналов, размещаемых в открытом доступе в интернет, для включения в фонд научных библиотек по механизации сельского хозяйства и информационного обслуживания пользователей. Проведена работа по поиску, анализу и отбору полнотекстовых журналов по механизации сельского хозяйства, роботизации, применению цифровых технологий и искусственного интеллекта в сельском хозяйстве. Сформирован и приведен список журналов открытого доступа по обозначенному направлению. Всего выявлено 34 иностранных журнала с различным рейтингом цитируемости.

Ключевые слова: механизация сельского хозяйства, периодические издания, интернет, информационные ресурсы, научные журналы, открытый доступ, информационное обслуживание, ЦНСХБ.

ANDREEVA E. V. ANALYSIS OF OPEN ACCESS SOURCES ON AGRICULTURAL ENGINEERING

The unavailability of foreign sources for the purposes of information support for scientific research and libraries and information services for users was noted. The issues of the library’s accession and information resources with foreign agricultural engineering sources are considered. The purpose of the article was to substantiate the possibility of using scientific journals publicly available on the Internet for inclusion in the collection of scientific libraries on agricultural engineering and user information services. Work has been carried out in search, analysis and selection of full-text journals on agricultural engineering, robotic automation, use of digital technologies and artificial intelligence in agriculture. A list of open access journals in the designated field has been formed and presented. A total of 34 foreign journals with different citation ratings were identified.

Keywords: agricultural engineering, periodicals, online information resources, scientific journals, open access, information service, CSAL

Информационная инфраструктура цифровой экономики. ЦВЕТКОВА В.А., МИТРОШИН И.А. ОБ ИСКУССТВЕННОМ ИНТЕЛЛЕКТЕ В ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРАКТИКЕ: СТАНОВЛЕНИЕ, СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Рассмотрено становление технологий, идентифицируемых в рамках понятия «искусственный интеллект», начиная с момента создания первого электромеханического устройства Аланом Тьюрингом в 1940 году и до сегодняшних дней. Проанализированы разные подходы к определению дефиниции «искусственный интеллект», отмечено, что точного, общепризнанного определения до настоящего времени не сформировалось. Искусственный интеллект – это порождение компьютерного мира, основан на возможностях компьютера, это способность цифрового компьютера или управляемого компьютером робота выполнять задачи, обычно связанные с разумными существами. Термин часто применяется в проектах развития систем, наделенных интеллектуальными процессами, характерными для человека, такими как способность рассуждать, обобщать или учиться на прошлом опыте. Особое внимание уделено вопросам использования технологий, позиционируемых как технологии искусственного интеллекта, в библиотечно-информационной сфере.

Ключевые слова: информационные технологии, искусственный интеллект, история развития технологий искусственного интеллекта, состояние в мире и в России, библиотеки

TSVETKOVA V. A., MITROSHIN I. A. ABOUT ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN INFORMATION LIBRARY PRACTICE: FORMATION, STATUS AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The article examines the development of technologies identified within the framework of the concept of "artificial intelligence", starting from the creation of the first electromechanical device by Alan Turing in 1940 and up to the present day. Different approaches to defining the definition of "artificial intelligence" are analyzed, and it is noted that no precise, generally accepted definition has yet been formed. Artificial intelligence is a product of the computer world, based on the capabilities of a computer, it is the ability of a digital computer or a computer–controlled robot to perform tasks usually associated with intelligent beings. The term is often used in projects for the development of systems endowed with intellectual processes characteristic of humans, such as the ability to reason, generalize, or learn from past experience. Special attention is paid to the use of technologies positioned as artificial intelligence technologies in the library and information sphere.

Keywords: information technology, artificial intelligence, the history of the development of artificial intelligence technologies, the state in the world and in Russia., library

Язык. Знание. Аналитика. ГОЛОВАШКИНА И.В. РУССКОЯЗЫЧНЫЙ СЕГМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ AGRIS ПО СОСТОЯНИЮ НА 2025 ГОД

Рассмотрен русскоязычный сегмент Международной информационной системы сельскохозяйственных наук и технологий - AGRIS. Описывается структура и объем данных на русском языке, представленных в базе данных AGRIS, которая охватывает широкий спектр информации в области сельского хозяйства, продовольствия и смежных дисциплин. Проведен статистический анализ общего количества русскоязычных записей, выявлены основные поставщики данных и их вклад в формирование базы. Особое внимание уделено происхождению данных по странам, активно представляющим материалы на русском языке. Подчеркивается значимость участия различных международных организаций, а также ФГБНУ ЦНСХБ в пополнении русскоязычного сегмента AGRIS.

Ключевые слова: AGRIS, международная база данных, информационные ресурсы, информационные системы, сельское хозяйство

 

GOLOVASHKINA I. V.  RUSSIAN-LANGUAGE SEGMENT OF THE INTERNATIONAL INFORMATION SYSTEM AGRIS AS OF 2025

The article considers the Russian-language segment of the International Information System for Agricultural Sciences and Technologies known as AGRIS. It describes the structure and volume of data in Russian presented in the AGRIS database, which covers a wide range of information in the field of agriculture, food and related disciplines. A statistical analysis of the total number of Russian-language records is carried out, the main data providers and their contribution to the formation of the database are identified. Particular attention is paid to the data origin according countries actively submitting materials in Russian. The importance of the participation of various international organizations, as well as the Federal State Budgetary Scientific Institution Central Scientific Agricultural Library in replenishing the Russian-language segment of AGRIS is emphasized.

Keywords: AGRIS, international database, informational resources, information systems, agriculture

Современные социокультурные практики: изучаем, анализируем, проектируем. КЛЫЖЕНКО А.В., ТУРАНИНА Н.А. ИНКЛЮЗИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: ОПЫТ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Статья описывает инклюзивное проектирование как метод, ориентированный на создание доступной среды для людей с различными возможностями. Понятие инклюзивного проектирования, его цели и важность. Обсуждение того, как этот подход способствует созданию доступной среды для людей с различными способностями. Рассматривается анализ результатов инклюзивных проектов, включая улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями, повышение их участия в обществе. На примере конкретных примеров инклюзивного проектирования продемонстрированы способы решения актуальных задач, таких как развитие информационной деятельности и сохранение культурных традиций. 

Ключевые слова: инклюзивное проектирование, доступная среда, разнообразные возможности, цели, важность, улучшение качества жизни, участие в обществе, ограниченные возможности, результаты, творческие проекты, информационная деятельность, культурные традиции, актуальные задачи, примеры, подходы, новые формы работы, проектная деятельность, гранты, люди с ОВЗ перспективные направления, муниципальные библиотеки, конкурсы.

 

KLYZHENKO A. V., TURANINA N. A.  INCLUSIVE DESIGN: EXPERIENCE AND RESULTS

The article describes inclusive design as a method aimed at creating an accessible environment for people with different abilities. The concept of inclusive design, its goals and importance. A discussion of how this approach contributes to creating an accessible environment for people with different abilities. The article analyzes the results of inclusive projects, including improving the quality of life of people with disabilities and increasing their participation in society. Using the example of specific examples of inclusive design, the ways of solving urgent tasks, such as the development of information activities and the preservation of cultural traditions, are demonstrated.

Keywords: inclusive design, accessible environment, diverse opportunities, goals, importance, improving the quality of life, participation in society, limited opportunities, results, creative projects, information activities, cultural traditions, current tasks, examples, approaches, new forms of work, project activities, grants, people with disabilities, promising areas, municipal libraries, contests.    

Работы молодых ученых и практиков. БАЛЫБИНА Н.П. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данной статье рассматривается место музыкальных молодежных фестивалей в структуре национальных и федеральных проектов на территории России. Приводится анализ роли данных мероприятий в качестве инструмента реализации государственной культурной политики Российской Федерации. Представлена сравнительная характеристика между мероприятиями, включенными в реализацию национальных и федеральных проектов и частными музыкальными фестивалями для молодежи. Выявлены и предложены направления, по которым музыкальные фестивали могут развивать цели национальных программ с приведением в качестве примеров действующих фестивалей.

Ключевые слова: национальный проект, федеральный проект, музыкальный фестиваль, молодежь.

 

BALYBINA N.P. MUSIC FESTIVAL FOR YOUTH IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING NATIONAL CULTURAL PROJECTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article examines the place of youth music festivals in the structure of national and federal projects in Russia. The analysis of the role of these events as a tool for the implementation of the state cultural policy of the Russian Federation is given. A comparative characteristic is presented between the events included in the implementation of national and federal projects and private music festivals for young people. The directions in which music festivals can develop the goals of national programs have been identified and proposed, using existing festivals as examples.

Keywords: national project, federal project, music festival, youth.

В смежных науках. ШАЕВА Л.А. ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Статья посвящена проблемам театрального образования, которое занимает особое место в процессе трансляции, передачи социокультурного опыта нации. Чрезвычайно важным оказывается вопрос о воспитании, «выращивании» актера как носителя, интерпретатора и транслятора национальной культуры. Необходимость в сохранении культурного наследия особенно остро обозначается в переломные моменты исторического развития страны, когда общество переосмысливает заново достижения и просчёты прошлого и пытается прогнозировать будущее. Статья — это заметки педагога выпускного курса - отразит опыт и всех предыдущих выпусков. Затронуты и другие, многочисленные проблемы нашего цеха Процессы глобализации, идущие в мире, неизбежно касаются и образовательной системы. И это воздействие далеко не всегда бывает желанным. Государству необходимо всерьез заняться решением накопившихся вопросов.

Ключевые слова: театральная педагогика, русский психологический театр, этнокультурная идентичность, сверхзадача, воспитание личности актера

SHAEVA L.A. THEATRICAL PEDAGOGY: TRADITIONS AND INNOVATIONS

The article is devoted to the problems of theater education, which occupies a special place in the process of broadcasting and transmitting the sociocultural experience of the nation. The issue of educating and "cultivating" an actor as a carrier, interpreter and translator of national culture is extremely important. Thе need to preserve cultural heritage is especially acute at crucial moveyts in thе cuntry, historical development, when society rethinks the achievements and miscalculations of the past and tries to predict the future. The article is the notes of a final course, it will reflect the experience of all previous courses. Numerous other painful problems of our workshop have also been touched. The government should seriously address the accumulated issues.

Keywords: theater pedagogy, Russian psychological theater, ethnocultural identity, supertask, actors personality education.