Информационные технологии в культуре и образовании. СТЕПАНЕНКО Т.В. СОВРЕМЕННАЯ ВУЗОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Современная концепция образования определяет создание и глубокое реформирование всей системы обучения, основу которого составляет идея культурно развитого человека. Человек живет в сложных динамичных условиях. Это означает, что он должен быть вооружен, прежде всего, не системой раз и навсегда полученных знаний, навыков, а умениями, способностью самосовершенствоваться, самообучаться.
Человек в процессе социализации и инкультурации должен овладеть системой навыков, умений, связанных с творчеством, способностью к обновлению, подключению к новым массивам информации, что предполагает большую самостоятельность в овладении знаниями, высокую культуру их закрепления, хранения и воспроизведения.
Формула «знаю, что» должна быть дополнена функциональной формулой «знаю, где». Информационная культура человека проявляется в конкретных навыках по аналитической переработке информации, использованию технических средств, компьютеров, программных продуктов, виртуальных ресурсов.
Ключевыми словами образовательной системы являются:
- - производство знаний;
- - географическая и временная независимость;
- - педагогические и структурные инновации.
При использовании информационных компьютерных технологий физическая ограниченность людей, географическое расстояние перестают быть барьерами на пути к знаниям. Использование виртуальных ресурсов в процессе обучения – это не столько методико-дидактическая проблема, сколько личностно-развивающая, психолого-педагогическая. Главное – это возможности информационных технологий в плане самоорганизации, самоопределения, самореализации, создания условий для принятия решений.
В теории и практике высшей школы в последнее десятилетие активно используются новые образовательные и телекоммуникационные технологии. Эти понятия трактуются как система, которая характеризуется прогрессивно организованной информационной средой, позволяющей охватить весь комплекс операций по сбору, хранению, обработке, продуцированию и предъявлению информации как потенциального знания с целью его эффективного усвоения. Распространение и развитие данного вида технологий меняет технологические способы и приемы образовательного процесса в высшей школе, способствует интенсификации учебного процесса.
Основной базой создания виртуальной образовательной среды остается Интернет, который предоставляет большие потенциальные возможности для постоянного интерактивного общения и взаимодействия, учитывая доступность, интерактивность быстрых коммуникаций и процессов.
Виртуальная образовательная среда вуза – программно-телекоммуникационная среда, основанная на использовании компьютерной техники, реализующаяся едиными технологическими средствами и взаимосвязанная содержательным наполнением качественного информационного обеспечения студентов, педагогов, администрации вуза.
Основное назначение виртуального образовательного пространства – повышение качества образовательного процесса. Использование электронных ресурсов вуза способствуют интенсификации образования, организации личностно-ориентированного обучения, самостоятельной познавательной деятельности студента.
Компетентное использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность повысить уровень познавательной активности, расширяет и обогащает информационный потенциал студентов, адаптирует их к жизни и работе в реальных условиях.
Компонентами электронно-информационной образовательной среды являются:
- - электронные информационные ресурсы;
- - контент сайта вуза;
- - контент сайта библиотеки;
- - базы данных электронных справочно-поисковых систем;
- - базы данных и файловые системы, используемые в образовательном процессе;
- - автоматизированные средства доступа к электронным информационным ресурсам;
- пользователи ЭИОС;
- - средства вычислительной техники;
- - компоненты телекоммуникационной среды, обеспечивающие работоспособность ЭИОС.
В учебном заведении обмен информацией происходит во время проведения занятий, семинаров, зачетов, экзаменов, во время неформального общения. В центре обмена профессиональной информацией находится библиотека, имеющая образовательные особенности, безусловную специфику ее деятельности:
- - информационное обеспечение представителей ректората в организации, управлении, координации деятельности учебного заведения;
- - информационная поддержка преподавателей в учебной, научно-исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение инновационных процессов;
- - информационное обеспечение студентов;
- - педагогическая работа сотрудников библиотеки (беседы, мастер-классы, популяризация библиотечно-библиографических знаний).
Для достижения нового качества образования, успешного его развития определяющим является уровень информационно-библиотечного обслуживания, максимальное обеспечение научной и учебной деятельности вуза учебно-методическими комплексами, доступом к мировым базам данных. Назначение библиотеки вуза – успешное информационное сопровождение учебного процесса. Библиотека – посредник между постоянно возрастающим потоком информации и пользователями, что становится гарантом качества образования. Модернизированное документохранилище современного вуза – ключевой информационный ресурс, отраслевая информационная среда вуза [8, c. 15-19].
Вузовская библиотека характеризуется рядом отличительных особенностей, которые влияют на ее основные технологические процессы. К наиболее существенным можно отнести следующие:
- - библиотека осуществляет информационную поддержку учебной и научно-исследовательской деятельности вуза;
- - библиотека крупного вуза представляет собой сложное структурное образование, в виду территориальной рассредоточенности фонда. Исходя из этого сайт библиотеки является точкой доступа как к внутривузовским и внутрибиблиотечным ресурсам, так и к мировым информационным ресурсам, отвечающим задачам и информационным потребностям вуза.
Библиотека вуза – неотъемлемая часть интегрированной информационно-образовательной среды, пространство коммуникации и социокультурной активности, площадка интеграции научно-исследовательского и культурного потенциала в мировое информационное пространство. Электронная информационно-образовательная среда вуза – комплексная информационная система сбора и хранения учебно-методической информации, которая обеспечивает при однократном введении ресурса в автоматизированную информационную систему возможность многоразового использования информации для удовлетворения учебных потребностей пользователей.
Основная миссия библиотеки – содействие повышению качества образования и науки посредством предоставления инновационных библиотечно-информационных продуктов и услуг исследователям, преподавателям, студентам.
Библиотечные технологии постоянно совершенствуются, фондом библиотеки становится весь мир – онлайн-пространство. Усложнение научной коммуникации и переход ее в онлайн-режим ставит перед библиотекой задачу помощи исследователям на каждом этапе их деятельности. Управление информационными потоками, которые создают ученые, требует от библиотеки соответствующих сервисов по легкому и компетентному поиску, хранению, организации и защите данных.
Библиотека – посредник между постоянно возрастающим потоком информации и пользователями, что становится гарантом качества образования и требует качественное изменение библиотеки, перевоплощение ее в многофункциональный информационно-образовательный и просветительский центр, который способствует качественному повышению уровня образования студентов через свободный доступ к информационным интеллектуальным ресурсам, создание библиотечного пространства, которое максимально содействует новым, проблемно-ориентированным и проектным формам работы студентов и преподавателей, поддерживает как растущее значение самостоятельной работы студентов, так и коммуникацию между участниками научно-образовательного процесса.
В организации пространства библиотеки определяющим является функциональный подход. И поскольку на первый план выходят информационная и коммуникационная функции в библиотеках соответственно должны решаться вопросы организации или реорганизации пространства как внутреннего, так и внешнего с учётом этих приоритетов.
Для эффективного функционирования библиотеки принципиально важно осмысление и целенаправленное формирование социокультурного и архитектурного пространств как единого целого. Решению этой задачи способствует моделирование библиотеки – создается физическое и виртуальное пространство, которое меняется в соответствии с требованиями пользователей, комфортно для всех групп пользователей и предоставляет своим пользователям возможность для самообразования и дополнительной профессиональной подготовки. Современная библиотека становится более открытой, разноформатной, комфортной, направленной на своего пользователя. Современный библиотекарь перестает быть просто хранителем книг. Он становится активным коммуникатором и транслятором имеющихся ресурсов для всего мира, привлекая, таким образом, читателей в стены библиотеки, которые в итоге захотят возвращаться туда снова и снова.
Основными принципами организации библиотечного пространства являются полифункциональность, адаптивность к группам пользователей, открытость, мобильность, выразительность.
Особенным становится современный библиотечный дизайн, при котором первостепенным является создание комфортной среды для пользователя.
Библиотечная среда представляет собой сложный, развивающийся организм, изменения которого позволяют заново переосмыслить образ библиотечной среды, подразумевающей реальное и виртуальное библиотечное пространство, ориентированное на сохранение и передачу духовно-культурного наследия, а также на удовлетворение потребностей читателей и их информационных нужд.
Реальное пространство библиотеки включает в себя площади для хранения фонда на физических носителях (т.е. печатные издания, диски, аудио- и видеокассеты и т.д.), серверные – для хранения собственных электронных ресурсов библиотеки, зоны обслуживания, общественные и служебные (офисные) зоны, внутренние интерьеры, прилегающие территории.
Моделирование вузовской библиотеки позволяет осуществить реорганизацию реального пространства библиотеки с выделением зон, ориентированных на обеспечение возможности предоставления пользователям современных библиотечно-информационных сервисов и услуг; организацию виртуального пространства с удаленным доступом к автоматизированным библиотечно-информационным системам.
Виртуальное библиотечное пространство – это часть пространства библиотеки, которое состоит из электронных и мультимедийных ресурсов и включает в себя размещённые в реальном пространстве точки доступа для портативных компьютеров, зоны wi-fi внутри реального пространства библиотеки, память библиотечных компьютеров, с дисплеев которых считывается информация при удалённом доступе, и серверы, на которых хранятся электронные каталоги, базы данных и иные ресурсы, произведённые библиотекой, а также веб-сайт библиотеки.
Веб-сайт является одним из важнейших элементов виртуального пространства библиотеки. Он соединяет внутреннюю и внешнюю составляющие библиотечного пространства, хотя физически находится только во внутренней.
Физическое и виртуальное пространство, которое меняется в соответствии с требованиями пользователей, комфортно для всех групп пользователей, предоставляет своим пользователям возможность для самообразования и дополнительной профессиональной подготовки. Современная библиотека становится более открытой, разноформатной, комфортной, направленной на своего пользователя.
Организация современной вузовской библиотеки позволяет не только обеспечить адаптацию студентов к условиям цифровой среды, но и повысить статус чтения, книги, читательской активности, культуры чтения.
Библиотека – это пространство для спокойного, уединенного чтения и саморазвития, встреч и работы в командах, неформального общения и обмена идеями. Дизайнерская стратегия и дизайнерские решения способствуют превращению библиотеки в комфортное, современное пространство, привлекательное, креативное место, где можно быстро получить нужную информацию или услугу. Такое пространство является функциональным и мобильным, удобным и комфортным для индивидуальной и групповой работы, для проведения мастер-классов и лекций.
Особое значение имеет зона читательская, которая включает зону обслуживания (абонемент), информационно-выставочную зону, многофункциональный Интернет-зал, зону коворкинга, зону читального зала.
Особенным становится современный библиотечный дизайн, при котором первостепенным является создание комфортной среды для пользователя.
Уникальный дизайн современной вузовской библиотеки при сохранении общей концепции – разнообразие и функциональность, позволяют вовлекать молодое поколение в интересные, полезные занятия, а библиотеку вуза быть востребованной.
Безусловно, главную роль в библиотеке занимает библиотекарь, задача профессиональной деятельности которого является обеспечение беспрепятственного свободного и равного доступа к накопленным мировой культурой знаниям. Современная библиотека – это коллектив профессионалов, которых объединяет общая миссия: улучшать общество, помогая окружающим их людям в получении знаний. Здание, оборудование, фонд – все это только служит им инструментами в достижении цели. Библиотекари работают, прежде всего, не с фондом, а с людьми. Фонд – всего лишь один из инструментов, который используется при этой работе [4, с. 67-71].
Основными компонентами профессиональной компетентности библиотекаря являются: планирование и самостоятельная разработка направления операций, необходимых для достижения цели; способность вырабатывать стратегию конкретных действий; самостоятельность и способность индивидуально принимать и реализовывать решения; способность к анализу и синтезу; адаптивность и открытость для новых способов работы, стрессоустойчивость; способность эффективно решать несколько задач одновременно; способность находить контакт, общий язык и правильный тон с людьми в разных обстоятельствах; готовность к сотрудничеству и работа в команде, способность эффективно работать во взаимодействии; самообразование и саморазвитие; способность обучать и развивать других людей при возникновении необходимости, помогать в развитии их способностей.
Информационные и технологические ресурсы библиотеки являются основой для изучения многонациональной культуры; имеют большой потенциал для организации деятельности вуза; дают возможность пользователям знакомиться с культурным богатством, а полученные знания – будущим специалистам развивать культуру и искусство, развивать свой потенциал, приносить красоту и радость в жизни людей.
Список источников
1. Библиотечное дело – ХХІ век : науч.-практ. сб. / РГБ; сост. И. П. Осипова. – Вып. 1 (24). – Москва: б. и., 2013. – 272 с. – Текст : непосредственный.
- 2. Бруй Е. В. Свойства личности библиотекаря в системе его коммуникационной культуры // Библиотековедение и документальная информация. – 2016. – № 3 (62). – С. 57-62 – Текст : непосредственный.
- 3. Вершинин, М. И. Электронный каталог: проблемы и решения : учеб.-практ. пособие / М. И. Вершинин. – Санкт-Петербург: Профессия, 2007. – 232 с. – Текст : непосредственный.
- 4. Головко С. И. Профессиональная модель сотрудника современного библиотечно-информационного сервиса / С. И. Головко // Научный диалог. – 2014. – № 2 (26). – С. 61-77 – Текст : непосредственный.
- 5. Курганская Л. М., Кубаев А. А. Библиотечное пространство: понятие, виды и модернизация [Электронный ресурс]. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/bibliotechnoe-prostranstvo-ponyatie-vidy-i-modernizatsiya/viewer (дата обращения: 21.10.23). – Текст. Изображение: электронные.
- 6. Морозов Н. М. Электронная образовательная среда организации – основные элементы и требования [Электронный ресурс] – URL : https://kpfu.ru/portal/docs/F1234319737/Elektronnaya.obrazovatelnaya.sreda.organizacii.pdf (дата обращения: 21.10.2023). – Текст. Изображение: электронные.
- 7. Сэкулич Н. Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура [Электронный ресурс] – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-universiteta-printsipy-postroeniya-i-struktura (дата обращения 21.10.2023). - Текст. Изображение: электронные.
- 8. Электронные библиотеки в информационном пространстве : метод рекомендации / сост. Н. А. Лозович, С. Л. Орловская. – Симферополь: КРУ «УНБ им. И. Я. Франко», 2013. – 68 с.: ил.
Сведения об авторе
Степаненко Татьяна Валентиновна – доцент, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности и электронных коммуникаций, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Луганская государственная академия культуры и искусств им. Михаила Матусовского", Заслуженный работник культуры Луганской народной республики
Библиотечное образование, библиотековедение, информационная среда, information environment, информационная культура
03.04.2025, 43 просмотра.