Современные социокультурные практики: изучаем, анализируем, проектируем. СОКОЛОВ С.В. ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ БИБЛИОТЕК В СИСТЕМУ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНОГО НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА
Введение
Стратегический курс Российской Федерации на технологическое лидерство и построение экономики знаний определяет формирование эффективной экосистемы развития молодежного научного творчества в качестве одного из ключевых приоритетов. Создание масштабной сети молодежных лабораторий в качестве одного их этапов реализации национальных проектов свидетельствуют о признании роли молодого поколения исследователей в обеспечении научно-технологического развития страны. Однако достижение поставленных целей сталкивается с комплексом системных проблем, решение которых диктует необходимость обращения к тематике трансформации научно-технических библиотек (НТБ).
Современная региональная инновационная экосистема характеризуется наличием структурного дисбаланса между потребностями субъектов молодежного научного творчества в ресурсно-информационном обеспечении и функциональными возможностями существующих институтов поддержки. Наблюдается дезинтеграция элементов инновационной инфраструктуры, проявляющаяся в отсутствии единой системы доступа к актуальным научно-техническим ресурсам, методическим материалам по коммерциализации РИД и инструментам научной коммуникации.
Данная системная проблема детерминирует необходимость формирования нового интеграционного механизма, способного обеспечить конвергенцию информационных, образовательных и инфраструктурных ресурсов. Таким механизмом может выступить многофункциональный центр компетенций, реализующий функции агрегации знаний, методического сопровождения и координации взаимодействия между акторами инновационного процесса. Его создание позволит преодолеть существующую фрагментарность и вывести поддержку молодых исследователей на качественно новый уровень эффективности.
В этом контексте научно-технические библиотеки, обладающие значительными фондами, компетенциями в области управления информацией и разветвленной сетью, представляют собой недооцененный ресурс. Их потенциал для преодоления выявленных барьеров и усиления результативности научного творчества через функции аккумуляции знаний, коммуникационного хаба и центра управления данными используется не в полной мере. Анализ отечественного и зарубежного опыта построения экосистем позволяет выйти за рамки текущей ситуации и заимствовать наиболее успешные концепции и практики. Изучение как российских моделей вовлечения молодежи через наставничество и проектные школы, так и международных подходов к трансформации академических библиотек в центры управления данными и цифровые хабы, предоставляет богатый материал для построения современной и конкурентоспособной модели.
Таким образом, цель данного исследования – определить пути трансформации роли научно-технических библиотек и механизмы их интеграции в экосистему молодежного научного творчества. Достижение этой цели предусматривает последовательный анализ: от изучения нормативных основ и обобщения лучших практик к проектированию новой функциональной роли НТБ и разработке конкретных механизмов их развития для преодоления существующих системных проблем научно-образовательной политики и инфраструктуры.
Нормативные и инфраструктурные предпосылки интеграции научно-технических библиотек в экосистему молодежного научного творчества
В условиях реализации стратегических ориентиров научно-технологического развития Российской Федерации, определенных Указом Президента № 145 от 28.02.2024 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [1], особое внимание уделяется созданию и развитию молодежных лабораторий как ключевых элементов кадрового и инновационного потенциала страны и важнейшего компонента экосистемы научного творчества. [2].
Анализ Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [3] позволяет выявить системные основания для определения роли научно-технических библиотек в экосистеме молодежных лабораторий. Ключевые цели и задачи, сформулированные в Указе, напрямую коррелируют с функциональным потенциалом библиотек как инфраструктурных и просветительских центров. В рамках национальной цели «Технологическое лидерство» акцент делается на обеспечении технологической независимости и создании новых рынков, что требует формирования устойчивой системы доступа к актуальным научным знаниям и данным. Библиотеки, обладая компетенциями в области управления информационными ресурсами, могут выступать операторами знаний, обеспечивающими исследователей из молодежных лабораторий релевантной научно-технической информацией. Кроме того, национальная цель «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы» предполагает достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей, включая образование и науку, что создает предпосылки для трансформации библиотек в цифровые хабы, предоставляющие доступ к электронным ресурсам, базам данных и обеспечивающие поддержку работы с большими данными. Важным аспектом является и реализация национальной цели «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов», где библиотеки могут выступать центрами профориентации, популяризации науки и технологий, а также площадками для развития гибких навыков у молодых исследователей. Таким образом, Указ № 309 создает нормативный каркас для интеграции библиотек в национальную систему научно-технологического развития, определяя их как элемент инфраструктуры, способствующий достижению стратегических целей страны. Кроме того, в Распоряжении Правительства РФ от 10.04.2025 № 880-р утверждены показатели эффективности государственной политики в области научно-технологического развития, среди которых – число публикаций в высокорейтинговых журналах и количество исследователей с такими публикациями [4]. Это указывает на необходимость интеграции библиотечных сервисов в процессы подготовки и публикации научных результатов, что особенно актуально для молодых ученых, работающих в лабораториях. Нормативной основой для понимания места научно-технических библиотек в системе молодежных лабораторий служит также Концепция международного научно-технического сотрудничества [5], где подчеркивается необходимость обеспечения доступа исследователей к национальным и международным информационным ресурсам, результатам научных исследований и научной инфраструктуре.
Значимым инструментом интеграции библиотек в инфраструктуру молодежной науки становится реализуемый в настоящее время Федеральный проект по развитию научно-технических библиотек, инициированный по поручению Президента РФ В.В. Путина от 30 марта 2024 г. № Пр-616 [6]. В числе его ключевых задач – создание модели НТБ как цифрового центра научных знаний, разработка единой информационной системы для взаимодействия с пользователями и масштабная оцифровка фондов. Эти меры напрямую способствуют формированию современной экосистемы для научного творчества молодежи, обеспечивая ей беспрепятственный доступ к актуальным ресурсам и технологиям.
Практическим шагом в реализации проекта стало масштабное исследование «Проблемы и перспективы научно-технических библиотек России», проводимое консорциумом ведущих организаций, включая Томский государственный университет, ГПНТБ России, БЕН РАН и ВИНИТИ РАН [7]. Анкетирование, в котором активное участие принял, в частности, Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН), уделяет особое внимание вопросам омоложения кадрового состава, развитию цифровых компетенций сотрудников и оценке востребованности услуг среди молодых исследователей. Так, в ответах на анкету Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН зафиксирована потребность в привлечении IT-специалистов, аналитиков данных и проектных менеджеров, что отражает общий тренд на цифровую трансформацию библиотек и их адаптацию к запросам нового поколения ученых.
На сегодняшний день программа по созданию молодежных лабораторий демонстрирует значительные результаты: по данным официального сообщения на портале Правительства РФ от 05.09.2025, в стране действует 940 таких лабораторий, в которых трудоустроено более 9 тысяч исследователей, из которых свыше 6 тысяч – в возрасте до 39 лет [8]. В 2025 году Минобрнауки России объявило о новом отборе заявок на создание лабораторий на 2026–2028 годы в рамках национального проекта «Молодежь и дети» [9]. Согласно методическим рекомендациям, лаборатории должны формироваться по приоритетным направлениям, утвержденным Указом Президента № 529 от 18.06.2024, таким как новые материалы, искусственный интеллект, энергетика, биобезопасность и другие [10].
Таким образом, современное состояние молодежных лабораторий характеризуется их интеграцией в национальную научно-технологическую повестку, а нормативная база создает предпосылки для трансформации роли научно-технических библиотек – от традиционных хранилищ к центрам поддержки исследований, обеспечивающим доступ к актуальным ресурсам, управление данными и методическое сопровождение научной деятельности.
Анализ отечественного и зарубежного опыта построения экосистем молодежного научного творчества: концептуальные основы и практики для интеграции научно-технических библиотек
Для определения роли научно-технических библиотек в развитии молодежного научного творчества необходимо проанализировать отечественный и зарубежный опыт, раскрывающий принципы формирования и функционирования региональных научно-инновационных экосистем. Выявление ключевых тенденций, концепций и практик создаст методологический фундамент для построения аналитической модели и формирования сценариев развития. Одной из центральных тем в исследуемой области является разработка понятийного аппарата и терминологического обеспечения экосистем научного творчества. В работе Соколова С.В. [11] подчеркивается важность формирования единой терминосистемы для описания условий и направлений развития таких экосистем, особенно в контексте коллаборации между научным, библиотечным, образовательным и издательским секторами. Автор отмечает вклад ИНИОН РАН в эту сферу, включая разработку государственного стандарта «Библиометрические показатели. Термины и определения, структура измерений», что является основой для создания достоверной системы оценки деятельности молодых исследователей. Этот терминологический базис критически важен для последующего моделирования экосистем, так как обеспечивает единое семантическое поле для идентификации структурных элементов и взаимосвязей между ними.
Значительное внимание в литературе уделяется трансформации роли библиотек, в частности научно-технических, которые рассматриваются уже не только как информационные провайдеры, но и как активные субъекты и среда развития молодежного научного творчества. В коллективной работе Солдатовой В.В. и Дадашовой Т.А. [12], выполненной в рамках госзадания ФГБНУ «ИНТИ» (Донецк), на примере конкретной библиотеки г. Донецка показано, что современное библиотечное пространство, сочетающее мотивационную составляющую, ресурсы и коммуникационные возможности, становится благоприятной средой для реализации научного потенциала молодежи. Аналогичный тезис обосновывается в статье Гусевой Е.Н. и соавторов [13], где подчеркивается особая актуальность создания механизмов и среды для научного творчества молодежи в новых регионах России, где библиотекам отводится ключевая роль в организации информационного обслуживания с использованием современных каналов коммуникации. Эти исследования указывают на необходимость включения библиотек как иерархических элементов в концептуальные модели экосистем, определяя их функционально-структурную специализацию.
Важным направлением, активно развиваемым донецкими исследователями, является цифровизация и роль цифровых платформ. Петрова К.С. и Молоковский И.А. [14] определяют цифровые платформы, построенные на клиент-серверной архитектуре, как основу для объединения исследовательских инициатив, образовательных ресурсов и обеспечения грантовой поддержки. Однако они же отмечают необходимость доработки интерфейсов и мобильных возможностей таких платформ для повышения их эффективности. Этот технологический аспект напрямую связан со сценариями развития, где цифровая инфраструктура становится критическим элементом, обеспечивающим масштабируемость и устойчивость экосистемы.
Опыт Беларуси в формировании предпринимательских экосистем, представленный в работе Мальгиной И.В. [15], вносит вклад в понимание кадрового аспекта. Автор рассматривает управление талантами как основу для построения экосистемы, где ключевыми компонентами выступают человеческий капитал (включая способности к научно-техническому творчеству) и формальные/неформальные институты. Этот подход дополняет модели экосистем, акцентируя внимание на факторе кадровой безопасности и необходимости создания условий для удержания талантливой молодежи.
Практико-ориентированный взгляд на формирование общероссийской экосистемы представлен в анализе всероссийских проектов, таких как «Технонаставники» [16]. В этих работах описываются модели массового вовлечения молодежи через наставничество, проектную деятельность и связь с Кружковым движением НТИ. Эти модели важны для разработки сценариев развития, так как предлагают конкретные механизмы вовлечения и профессионального самоопределения.
Зарубежные исследования расширяют понимание экосистем научного творчества, предлагая различные модели и подходы[1]. Коллективная монография «Взаимодействие науки и СМИ: О соотношении внутренней и внешней научной коммуникации» («The Science-Media Interface: On the Relation Between Internal and External Science Communication») [17] исследует взаимодействие между академической наукой и медиапространством, что имеет непосредственное отношение к изучению экосистем молодежного научного творчества. Издание показывает, как цифровизация создает новые возможности для вовлечения молодых исследователей в научную коммуникацию, одновременно обостряя традиционные противоречия между академической строгостью и требованиями публичной сферы. Исследование демонстрирует роль пресс-релизов как «пространств взаимодействия» между научной системой и публичной сферой, что особенно значимо для понимания каналов интеграции молодых исследователей в научную коммуникацию.
Издание «Навигация и управление академической библиотекой: лучшие практики из региона Персидского залива» («Navigating and Managing an Academic Library: Best Practices from the Arabian Gulf Region») [18] посвящено особенностям развития академических библиотек как основы создания экосистем научного творчества в странах Персидского залива. Автор анализирует влияние исламских традиций на библиотечные практики, а также роль библиотек в поддержке перехода к экономике знаний. Особый интерес представляют разделы о внедрении чат-ботов, электронного обучения и управления исследовательскими данными в условиях культурной и религиозной специфики региона.
Коллективная монография «Академические библиотеки и службы совместных исследований» («Academic Libraries and Collaborative Research Services») [19] объединяет международных экспертов, что обеспечивает комплексное рассмотрение трансформации академических библиотек как ключевых элементов экосистем молодежного научного творчества. Монография организована в четыре тематических раздела, последовательно раскрывающих ключевые аспекты трансформации академических библиотек как центров молодежного научного творчества: новые роли библиотекарей-кураторов, фокус на данные, библиотека как издатель и профессиональное развитие.
Коллективная монография «Библиотечные и информационные науки: тенденции и исследования» («Library and Information Sciences: Trends and Research») [20] объединяет международных экспертов, чьи исследования непосредственно затрагивают вопросы формирования молодежных экосистем научного творчества. Профессиональный состав участников включает специалистов, работающих над развитием информационной грамотности и цифровых компетенций у молодого поколения исследователей. Особую значимость представляет вклад китайских ученых, которые демонстрируют системный подход к интеграции молодежи в научно-исследовательскую деятельность через современные информационные технологии.
В работе «Устойчивые корпоративные стратегии для оптимизации управления цифровыми технологиями» («Sustainable Enterprise Strategies for Optimizing Digital Stewardship») [21] предложен инновационный подход к распределенному хранению цифровых коллекций. Автор рассматривает многоуровневые системы хранения, географическую репликацию данных и кросс-функциональные модели управления, подчеркивая их значение для обеспечения долговременной сохранности цифрового наследия. Концепция «Экосистемы управления цифровыми активами» представляет особую ценность для организации распределенного хранения результатов молодежных научных исследований и проектов.
Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) последовательно расширяет свою деятельность в сфере искусственного интеллекта, признавая его трансформационную роль для будущего библиотек как центров молодежного научного творчества. Центральным событием стало издание открытой монографии «Новые горизонты использования искусственного интеллекта в библиотеках» («New Horizons in Artificial Intelligence in Libraries»), которая синтезирует материалы конференций ИФЛА 2022–2023 годов, предлагая библиотечному сообществу теоретические основы и практические решения для поддержки молодежного научного творчества [22].
Коллективная монография под редакцией Нкем Осуигве «Управление и адаптация библиотечных информационных сервисов для будущих пользователей» («Managing and Adapting Library Information Services for Future Users») [23] представляет собой комплексное исследование цифровой трансформации библиотек в африканском контексте, которое может быть переосмыслено через призму исследования экосистем молодежного научного творчества. В рамках этой парадигмы библиотеки рассматриваются не как пассивные хранилища информации, а как активные узлы (хабы) в экосистеме научного творчества, обеспечивающие условия для генерации, обмена и применения знаний молодыми исследователями.
Исследования Питера Йохана Лора в области международного и сравнительного библиотековедения [24] представляют особую ценность для понимания роли библиотек как критически важных элементов региональных экосистем научного творчества в странах БРИКС. Его анализ колониального наследия в библиотечно-информационных системах раскрывает глубинные механизмы, которые продолжают влиять на развитие научного потенциала в странах Глобального Юга, формируя структурные ограничения для их инновационного развития.
Проведенный анализ отечественных и зарубежных работ позволяет выделить ключевые аспекты, которые могут быть использованы для построения аналитической модели и разработки сценариев развития экосистем молодежного научного творчества с участием научно-технических библиотек.
Из отечественных исследований наиболее значимыми являются: разработка понятийного аппарата и стандартизационное обеспечение, что создает основу для идентификации структурных элементов и взаимосвязей в модели; трансформация роли библиотек из пассивных информационных провайдеров в активных субъектов и среду развития научного творчества; развитие цифровой платформенной инфраструктуры как критического элемента обеспечения масштабируемости и устойчивости экосистемы; управление талантами и кадровая составляющая, акцентирующая внимание на необходимости создания условий для удержания талантливой молодежи; практические модели вовлечения через наставничество и проектную деятельность, предлагающие конкретные механизмы интеграции молодежи в научную деятельность.
Из зарубежного опыта для построения модели наиболее релевантны: комплексный подход к трансформации академических библиотек как центров молодежного научного творчества, включая новые роли библиотекарей-кураторов, фокус на данные, библиотеку как издателя и профессиональное развитие; концепция экосистемы управления цифровыми активами, предлагающая модульную инфраструктуру для организации распределенного хранения результатов молодежных исследований; подходы к интеграции искусственного интеллекта в библиотечные сервисы для поддержки молодежного научного творчества; адаптивные стратегии развития библиотек в условиях цифрового неравенства, учитывающие региональную специфику; деколонизационный подход, позволяющий критически оценить существующие дисбалансы в глобальном информационном пространстве и разработать стратегии их преодоления.
Интеграция этих аспектов в единую модель позволит идентифицировать структурные уязвимости, прогнозировать поведение системы и разрабатывать адаптивные сценарии ее развития, что соответствует задачам, поставленным в индивидуальном плане научного сотрудника. Модель должна учитывать как общие тенденции цифровой трансформации библиотек, так и специфику региональных контекстов, обеспечивая тем самым возможность ее адаптации к различным условиям функционирования экосистем молодежного научного творчества.
Значимость и функционально-структурная специализация библиотек как иерархических элементов экосистемы молодежного научного творчества
В рамках разработанной концептуальной модели экосистемы молодежного научного творчества, научно-технические библиотеки (НТБ) выступают не только инфраструктурными объектами, а иерархическими элементами, выполняющими системообразующую функцию. Их роль трансформируется от пассивного хранилища знаний к активному участнику генерации, курирования и трансляции научного знания.
Определение значимости НТБ в экосистеме основывается на следующих положениях:
- 1. НТБ как аккумулятор и интегратор знаний. В условиях цифровой экономики библиотеки становятся центрами агрегации не только традиционных научных изданий, но и данных, патентов, метаданных, материалов открытой науки, формируя целостную информационную картину для молодого исследователя.
- 2. НТБ как коммуникационный хаб. Библиотека создает среду для профессиональной научной коммуникации, организуя дискуссионные клубы, научные кафе, встречи с учеными, тем самым способствуя обмену идеями между молодежью и научным сообществом.
- 3. НТБ как инструмент формирования ценностных установок и IP-культуры. Как показали работы российских авторов [13], читательская активность и объем библиотечных фондов напрямую влияют на будущую численность научных кадров и патентную активность. Библиотеки, работая с поколением Z, формируют у молодежи уважение к интеллектуальной собственности и понимание ценности научного знания через просветительские программы, уроки патентной грамотности, консультации по работе с РИД.
Определение значимости научно-технических библиотек в экосистеме развития молодежного научного творчества проистекает из их фундаментальной трансформации: они эволюционируют из пассивных хранилищ информации в активные, многофункциональные узлы, создающие добавленную стоимость на каждом этапе исследовательского процесса. Эта обновленная роль раскрывается, в первую очередь, через их функцию аккумуляции и интеграции знаний. В контексте цифровой экономики, для которой характерен лавинообразный рост объема и разнообразия информации, библиотека выходит за рамки собрания книг и журналов. Она становится мощным центром агрегации, концентрирующим в себе как традиционные научные издания, так и сложные массивы данных, базы патентов, метаданные исследовательских проектов, препринты и материалы движения открытой науки. На библиотеку ложится роль куратора и систематизатора этого информационного хаоса, формируя для молодого исследователя целостную, верифицированную и структурированную картину знания в его области. Предоставляя доступ к цифровым ресурсам и обучая навыкам работы с аналитическими инструментами, библиотека освобождает ученого от технической нагрузки, связанной с поиском и фильтрацией информации, что позволяет ему полностью сосредоточиться на сути научного творчества.
Параллельно с этой ресурсной функцией, библиотека кардинально переосмысливает свое пространство и миссию, утверждаясь в качестве ключевого коммуникационного хаба экосистемы. Она целенаправленно создает и поддерживает среду для живой, профессиональной научной коммуникации, выходящей далеко за рамки формального обмена публикациями. Через организацию дискуссионных клубов, научных кафе, воркшопов и неформальных встреч с признанными учеными библиотека фасилитирует прямой диалог между поколениями, между теорией и практикой, между различными научными школами. В этих стенах происходит кроссполинация идей, рождаются междисциплинарные проекты и формируются научные коллаборации. Для молодежи такая среда выполняет роль социального лифта и мощного мотивационного инструмента, дающего возможность перенять опыт, получить обратную связь, апробировать гипотезы и найти единомышленников, тем самым интегрируя изолированного исследователя в научное сообщество.
Стратегическая значимость научно-технических библиотек окончательно кристаллизуется в их роли инструмента формирования ценностных установок и культуры работы с результатами интеллектуальной деятельности. Эмпирические данные, полученные в ходе исследования, убедительно демонстрируют долгосрочный корреляционный эффект: читательская активность и объем библиотечных фондов оказывают прямое влияние на будущую численность научных кадров и патентную активность в стране. Это подтверждает, что библиотека представляет собой институт социализации, закладывающий основы научного мировоззрения. Работая с поколением Z, библиотеки целенаправленно воспитывают в молодежи уважение к интеллектуальной собственности и глубокое понимание ценности научного знания. Специализированные просветительские программы, уроки патентной грамотности и консультации по коммерциализации разработок переводят абстрактные правовые нормы в плоскость практических навыков. Таким образом, библиотека готовит ответственного творца, который осознает стоимость создаваемого им интеллектуального продукта и владеет компетенциями для его защиты, внося прямой вклад в повышение эффективности национальной инновационной системы.
Функционально-структурная специализация научно-технических библиотек в рамках экосистемы представляет собой целостную иерархическую систему, где каждый уровень обладает четкой идентичностью и комплексом задач, взаимодополняющих друг друга. На федеральном и межрегиональном уровне ведущие национальные и отраслевые библиотеки выполняют роль стратегических методологических и аналитических центров. Они формируют каркас единого информационного пространства, разрабатывая стандарты и методики научно-информационной поддержки для всех нижестоящих звеньев. Их компетенция включает проведение крупных мониторинговых исследований, отслеживающих состояние и динамику молодежного научного творчества в масштабах страны, а также курирование национальных цифровых репозиториев, что обеспечивает сохранность и доступность научного наследия. Этот уровень задает общие правила игры и вырабатывает стратегические ориентиры для развития всей сети.
На региональном уровне центральные библиотеки субъектов РФ трансформируются в интеграторов и координаторов местной экосистемы. Их ключевая задача — преодоление ведомственной разобщенности и создание живых, работоспособных связей между университетами, научными институтами и промышленными предприятиями. Именно здесь создаются и получают практическое наполнение такие структуры, как региональные патентные центры и центры поддержки технологий, которые переводят федеральные методики в плоскость конкретных региональных приоритетов. Аккумулируя краеведческую научную информацию, эти библиотеки становятся хранителями и проводниками уникального научно-технического профиля своей территории, обеспечивая его интеграцию в общенациональный контекст.
Муниципальный и локальный уровень, представленный библиотеками вузов, научных организаций и городов, является фундаментом всей системы, выполняя критически важную функцию провайдера точек входа в экосистему для молодого ученого. Это то пространство, где абстрактные возможности материализуются в конкретные сервисы: доступ к актуальным научным ресурсам, организация молодежных научных сообществ и проектных групп, проведение образовательных воркшопов и хакатонов. Здесь оказывается первичная консультационная поддержка на самом уязвимом, начальном этапе научного творчества, когда только формируется исследовательский замысел. Именно на этом уровне библиотекарь становится наставником и проводником, помогающим молодому человеку сориентироваться в информационном потоке и сделать первые осознанные шаги в науке.
Таким образом, иерархическое построение сети научно-технических библиотек создает устойчивую и гибкую архитектуру экосистемы. Распределение функций между уровнями исключает дублирование и обеспечивает сквозную поддержку, формируя для молодого исследователя непрерывную информационно-коммуникационную траекторию. От зарождения идеи в стенах университетской библиотеки до ее координации на региональном уровне и методологического оформления в соответствии с федеральными стандартами — каждый этап этого пути сопровождается профильными библиотечными сервисами, что в конечном итоге ведет к созданию качественного, защищенного результата интеллектуальной деятельности.
Сценарии развития научно-технических библиотек в рамках модели экосистемы
Разработка сценариев развития научно-технических библиотек в рамках модели экосистемы осуществлялась с учетом комплексного анализа текущей ситуации, включая результаты мониторинга деятельности участников экосистемы в Донецкой Народной Республике и выявленные сдерживающие факторы в регионах Российской Федерации. В результате были выделены три принципиально различных вектора развития, представленные в Блок-схеме №1.
Реализация сценария «Библиотека-хранилище» становится наиболее вероятной в условиях сохранения существующей парадигмы финансирования, при котором ресурсы выделяются по остаточному принципу, а также при минимальной интеграции библиотек в государственные и региональные программы технологического развития. Усугубляющим фактором выступает сохраняющийся кадровый дефицит, связанный с оттоком квалифицированных специалистов и отсутствием притока молодежи в профессию.
В рамках этого пути развития научно-технические библиотеки фактически консервируют свою традиционную функцию классического архивно-библиографического учреждения. Их деятельность сводится к пассивному хранению фондов и выполнению справок по запросу, в то время как преобразующая роль в экосистеме маргинализируется и сводится на нет. Любая активность, направленная на взаимодействие с научным сообществом, носит эпизодический и несистемный характер, лишенный стратегического видения и устойчивого ресурсного обеспечения.
Ключевым риском реализации инерционного сценария становится прогрессирующая утрата релевантности библиотек для поколения Z, чьи информационные потребности и стиль коммуникации кардинально отличаются от предыдущих поколений. Для «цифровых аборигенов», привыкших к мгновенному доступу, интерактивным форматам и сетевому взаимодействию, традиционная библиотека рискует превратиться в архаичный и неинтересный институт. Это неминуемо ведет к дальнейшему сокращению посещаемости, потере социального влияния и окончательному вымыванию оставшихся квалифицированных кадров, что создает замкнутый круг деградации.

Блок-схема №1. Сценарии развития НТБ
Воздействие этого сценария на экосистему молодежного научного творчества носит сугубо деструктивный характер. Происходит критическое ослабление информационного звена, которое должно служить надежным фундаментом для исследований. Молодым ученым приходится самостоятельно нести высокие транзакционные издержки, связанные с поиском, верификацией и анализом разрозненной информации в открытых источниках, что отвлекает их от непосредственной научной работы и снижает эффективность. Одновременно с этим замедляются и без того хрупкие процессы научной коммуникации, исчезают площадки для междисциплинарного диалога и профессиональной социализации молодых исследователей, что в конечном итоге подрывает инновационный потенциал всей экосистемы, лишая ее целостности и синергетического эффекта.
Адаптивный сценарий развития научно-технических библиотек, определяемый как «Библиотека-сервисный центр», представляет собой путь постепенной, но целенаправленной трансформации, который становится возможным в условиях частичной модернизации, инициированной в рамках федеральных и региональных программ, таких как «Приоритет-2030» [25]. Ключевыми факторами, способствующими его реализации, выступают развитие механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлекать внебюджетные ресурсы и компетенции, а также запуск программ целевой подготовки и переподготовки кадров, направленных на формирование специалистов, владеющих цифровыми технологиями и основами проектного управления.
Содержательное наполнение этого сценария характеризуется переходом от пассивного хранения информации к активному сервисно-ориентированному подходу. В этом ключе библиотеки предпринимают активные шаги по цифровизации своих фондов и массовому внедрению цифровых сервисов, что кардинально меняет их позиционирование. Они начинают функционировать как многофункциональные центры предоставления услуг, где молодой исследователь может не только получить доступ к платным базам данных и электронным научным ресурсам, но и заказать аналитическую справку по своей тематике, воспользоваться коворкинг-зоной, оборудованной для индивидуальной и групповой работы, а также получить техническую и консультационную поддержку на этапе оформления своих проектов. Особое развитие в рамках этого сценария получает направление патентно-информационной поддержки, где библиотека берет на себя роль проводника в мире интеллектуальной собственности, предлагая услуги по патентному поиску, основам управления результатами интеллектуальной деятельности и формированию правовой грамотности в этой сфере.
Влияние такой трансформированной библиотеки на экосистему молодежного научного творчества становится существенно более весомым и позитивным. НТБ утверждаются в роли надежного, предсказуемого операционного элемента экосистемы, своеобразной «информационной коммунальной службы», которая повышает общую эффективность работы молодых исследователей, беря на себя решение рутинных, но трудоемких задач. Благодаря этому обеспечивается стабильный базовый уровень поддержки на всех этапах научного творчества — от поиска идеи и обзора литературы до оформления и предварительной оценки полученных результатов. Такой подход снижает барьеры входа в науку для молодежи и создает более структурированную и предсказуемую среду для ведения исследовательской деятельности.
Проактивный сценарий, определенный как целевой и обозначенный концепцией «Библиотека-интегратор и генератор экосистемных связей», предполагает наиболее глубокую и стратегически значимую трансформацию научно-технических библиотек. Его реализация возможна лишь при условии кардинального пересмотра роли НТБ на самом высоком государственном уровне, что выражается в их прямой интеграции в национальные проекты научно-технологического развития, обеспечении сквозного целевого финансирования и реализации масштабной программы по созданию сети так называемых «библиотек-трансформеров». В этом сценарии библиотеки окончательно снимают с себя пассивную роль и превращаются в полноправных участников и драйверов экосистемы, чья деятельность направлена на активное формирование инновационной среды. Их содержание наполняется принципиально новыми функциями: они становятся центрами коллективной работы, предоставляя специализированные пространства и высокотехнологичное оборудование для реализации междисциплинарных проектов; выступают в роли акселератора научных коммуникаций, организуя процессы коллегиальной экспертизы, научные дискуссии и менторские сессии, которые оттачивают идеи и методики молодых ученых. Одновременно с этим НТБ берут на себя функцию центра управления данными (Data Hub), курируя жизненный цикл исследовательских данных и продвигая принципы открытой науки, а также функцию аналитического хаба, осуществляя мониторинг и прогнозирование трендов молодежного научного творчества и формируя цифровые профили компетенций для эффективного управления научными кадрами. Влияние библиотек, развивающихся по этому сценарию, на экосистему является системообразующим — они становятся тем «клеем», который целенаправленно формирует и усиливает синергетические связи между образованием, наукой, бизнесом и государством. Такой подход позволяет не просто поддерживать, а активно ускорять инновационные процессы, целенаправленно сокращая инновационный цикл и существенно повышая качество и зрелость результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых молодежью, что в конечном итоге напрямую способствует укреплению технологического суверенитета страны.
Заключение
Проведенное исследование позволяет подвести итоги, сформулировать основные выводы и наметить перспективы дальнейшей работы. В разделе, посвященном современному состоянию молодежных лабораторий и нормативным основам, был сделан вывод о том, что действующая государственная программа и нормативная база создают прочный фундамент для интеграции научно-технических библиотек в национальную систему научно-технологического развития. Ключевые национальные цели, такие как «Технологическое лидерство» и «Цифровая трансформация», напрямую коррелируют с функциональным потенциалом НТБ, определяя их как потенциальные центры управления знаниями и цифровые хабы. Значимым катализатором этой интеграции выступает инициированный Федеральный проект по развитию НТБ, нацеленный на их трансформацию в цифровые центры научных знаний, что создает практический механизм для выполнения библиотеками функций операторов знаний и аналитических хабов в поддержку исследований, проводимых в молодежных лабораториях.
Анализ отечественного и зарубежного опыта построения экосистем молодежного научного творчества позволил выявить комплекс концептуальных основ и практик, применимых для разработки аналитической модели. Из отечественных исследований наиболее ценными оказались разработки в области терминологического обеспечения, модели трансформации библиотек в активную среду развития, а также практико-ориентированные механизмы вовлечения молодежи через наставничество. Зарубежный опыт обогатил исследование комплексными подходами к трансформации академических библиотек, концепциями управления цифровыми активами, интеграцией искусственного интеллекта и адаптивными стратегиями, учитывающими региональную специфику и необходимость преодоления геокультурных информационных дисбалансов.
В разделе о значимости и функционально-структурной специализации библиотек была обоснована их системообразующая роль как иерархических элементов экосистемы. Было доказано, что НТБ эволюционируют в многофункциональные узлы, выполняющие функции аккумулятора и интегратора знаний, коммуникационного хаба и инструмента формирования IP-культуры. Разработанная иерархическая модель, включающая федеральный, региональный и муниципальный уровни, продемонстрировала, как распределение функций обеспечивает сквозную поддержку молодого исследователя на всех этапах его научной траектории.
На основе проведенного анализа были разработаны три сценария развития НТБ: инерционный («Библиотека-хранилище»), адаптивный («Библиотека-сервисный центр») и проактивный («Библиотека-интегратор и генератор экосистемных связей»). Каждый из сценариев оценивается с точки зрения вероятности реализации, ресурсного обеспечения и потенциального воздействия на экосистему. Целевым признан проактивный сценарий, который предполагает глубинную трансформацию НТБ в драйверы инновационных процессов.
Таким образом, анализ трансформации роли научно-технических библиотек в экосистеме развития молодежного научного творчества позволяет сформулировать ряд ключевых выводов, имеющих важное значение для развития научно-технологического потенциала России.
Во-первых, современная нормативная база создает прочные основания для интеграции научно-технических библиотек в экосистему молодежного научного творчества. Национальные цели технологического развития и цифровой трансформации напрямую коррелируют с функциональным потенциалом НТБ, формируя запрос на их преобразование из пассивных хранилищ в активные участники научно-исследовательского процесса.
Во-вторых, анализ отечественного и зарубежного опыта демонстрирует разнообразие успешных моделей интеграции библиотек в научные экосистемы. Наиболее перспективными представляются подходы, сочетающие развитие цифровой платформенной инфраструктуры, внедрение сервисов управления исследовательскими данными и создание коммуникационных сред для профессионального взаимодействия молодых ученых.
В-третьих, научно-технические библиотеки обладают уникальным потенциалом для выполнения системообразующих функций в экосистеме научного творчества. Их иерархическая структура позволяет эффективно реализовать различные уровни поддержки - от методологического руководства на федеральном уровне до предоставления конкретных сервисов и точек входа для молодых исследователей на локальном уровне.
В-четвертых, разработанные сценарии развития НТБ показывают, что только проактивный путь преобразования в интеграторы и генераторы экосистемных связей позволит максимально реализовать их потенциал. Этот сценарий предполагает глубокую трансформацию библиотек в центры коллективной работы, акселераторы научных коммуникаций и аналитические хабы, что в конечном итоге будет способствовать укреплению технологического суверенитета страны.
Особую актуальность в свете выбранного проактивного сценария приобретает развитие международного сотрудничества и использование интеграционного потенциала межгосударственных объединений. Успешный опыт Республики Беларусь по созданию единого информационно-аналитического пространства в рамках Союзного государства демонстрирует эффективность моделей, основанных на гармонизации стандартов, создании общих цифровых каталогов и совместных научно-образовательных ресурсов. Этот опыт может быть масштабирован и углублен в формате БРИКС, где формирование общего информационного пространства, основанного на принципах взаимодополняемости и равноправного партнерства, открывает новые возможности для ускоренного научно-технологического развития всех государств-членов объединения. Реализация данной задачи видится в создании распределенной сети центров компетенций на базе ведущих НТБ стран-участниц, развитии совместных платформ для управления большими исследовательскими данными и формирования единой политики в области научной коммуникации, что позволит не только преодолеть существующие информационные дисбалансы, но и вывести международное научно-техническое сотрудничество на качественно новый уровень.
Перспективы дальнейших исследований видятся в разработке конкретных механизмов интеграции библиотечных сервисов в работу молодежных лабораторий, создании методик оценки эффективности такой интеграции, а также в адаптации успешных международных практик к региональным особенностям России. Практическая реализация полученных результатов должна быть направлена на создание сети «библиотек-трансформеров», развитие компетенций библиотечных специалистов и формирование устойчивых связей между библиотеками, научными организациями и промышленными предприятиями.
Список источников
- 1. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 // Официальный сайт Президента России. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50358 (дата обращения: 05.11.2025).
- 2. Об утверждении Концепции международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации [Электронный ресурс] : одобрена решением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. № ТГ-П8-952 // Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2021/07/kontseptsiya_MNTS_Rossiyskoy_Federatsii.pdf (дата обращения: 05.11.2025).
- 3. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 // Официальный сайт Президента России. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542 (дата обращения: 05.11.2025).
- 4. Об утверждении перечня показателей эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации : распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 апр. 2025 г. № 880-р // СПС «КонсультантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_503008/ (дата обращения: 25.11.2025).
- 5. Об утверждении Концепции международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 мая 2025 г. № 1218-р // СПС «Гарант». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411960688/ (дата обращения: 25.11.2025).
- 6. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] : (утв. Президентом РФ 30 марта 2024 г.) // Официальный сайт Президента России. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73759/print (дата обращения: 25.11.2025).
- 7. Проблемы и перспективы научно-технических библиотек России [Электронный ресурс] // Томский государственный университет. – URL: https://ntb.tsu.ru/ (дата обращения: 25.11.2025).
- 8. Правительство РФ. Стартовал приём заявок на создание новых молодёжных лабораторий. URL: http://government.ru/news/56129/ (дата обращения: 25.11.2025).
- 9. О проведении отбора по созданию новых молодежных лабораторий : письмо Минобрнауки России от 03.09.2025 № МН-8/3416-ДС // СПС «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/412723147/ (дата обращения: 25.11.2025).
- 10. Методические рекомендации по формированию заявок на создание новых лабораторий на 2026 год [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. – URL: http://static.government.ru/media/files/yAiqgmGMGEHNssV2JGeYjAPoC4Kus2Mp.pdf (дата обращения: 25.11.2025).
- 11. Соколов С.В. Разработка понятийного аппарата региональных экосистем научного творчества: вызов для библиотечных специалистов // Труды ГПНТБ СО РАН. – – № 4 (24). – С. 74-81.
- 12. Солдатова В.В., Дадашова Т.А. Современная библиотека как субъект экосистемы развития молодёжного научного творчества в новых регионах Российской Федерации // Библиотеки, научные и информационные центры на пути к новой национальной системе научно-технической информации. М., 2024. – С. 145-157.
- 13. Гусева Е.Н., Лимановская В.Р., Собчишен А.С. Современная библиотека как элемент экосистемы молодежного научного творчества: обоснование концепции // Образование и культурное пространство. – № 4. – С. 169-183.
- 14. Петрова К.С., Молоковский И.А. Цифровые платформы как основа экосистемы развития молодежного научного творчества // Кибернетика, информатика, аналитика: модели, инструменты, методы. Донецк, 2025. – С. 213-217.
- 15. Мальгина И.В. Управление талантами как основа формирования предпринимательской экосистемы и обеспечения кадровой безопасности страны // Экономический бюллетень НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь. – № 6 (324). – С. 36-46.
- 16. Дегтярева Т.О., Бильчук М.В., Петроченко А.В. Всероссийский проект «Технонаставники»: формирование, апробация и масштабирование системы массового вовлечения детей и молодёжи в научно-техническое творчество // Техническое творчество молодежи. – № 6 (148). – С. 3-16.
- 17. Broer I. et al. The Science-Media Interface: On the Relation Between Internal and External Science Communication. – Berlin: De Gruyter, 2023. – 192 p.
- 18. Mavodza J. Navigating and Managing an Academic Library: Best Practices from the Arabian Gulf Region. – Berlin: De Gruyter, – 2022. – 143 p.
- 19. Forbes C. Academic Libraries and Collaborative Research Services. — London : Rowman & Littlefield, 2022. — 312 p.
- 20. Chen C., Larsen R. (eds.) Library and Information Sciences: Trends and Research. – Heidelberg: Springer, 2014. – 163 p.
- 21. Fritz A. Sustainable Enterprise Strategies for Optimizing Digital Stewardship: A Guide for Libraries, Archives, and Museums. – Lanham; Boulder; New York; London : Rowman & Littlefield, 2021. – 95 p.
- 22. Balnaves E. (ed.), New Horizons in Artificial Intelligence in Libraries / E. Balnaves [et al.]. – Berlin : Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2024. – Vol. 185. – 394 p.
- 23. Osuigwe N. E. (ed.). Managing and Adapting Library Information Services for Future Users. – Hershey, PA : IGI Global, 2019. – 284 p.
- 24. Lor P.J. International and Comparative Librarianship: Concepts and Methods for Global Studies. – Berlin ; Munich : De Gruyter Saur, 2019. – 905 p.
- 25. Программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» [Электронный ресурс]. – URL: https://priority2030.ru/ (дата обращения: 05.11.2024).
Сведения об авторе
Соколов Сергей Валерьевич – заместитель начальник отдела Молодежная научная лаборатория Института научно-технической информации (ИНТИ) ДНР; Институт научной информации по общественным наукам, зав. НИО Библиотековедения
Примечания
[1] Все перечисленные в работе зарубежные публикации детально проанализированы в новом информационно-аналитическом сборнике ИНИОН РАН Библиотечные науки за рубежом : сб. обзоров и реф. / РАН. ИНИОН, Научно-исследовательский отдел библиотековедения ; отв. ред. Соколов С.В. – Москва, 2025. – 218 с.
Библиотечное образование, Аналитика, проекты, Год литературы, цифровизация науки
25.11.2025, 23 просмотра.
