Информационные ресурсы. Шмойлова А.И., Туранина Н.А. НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ОПЫТ ИБЦ АНОО ВО «ВЭПИ»
Современная образовательная среда характеризуется быстрыми темпами цифровизации и изменениями в способах передачи, восприятия и использования информации, что ставит перед высшими учебными заведениями задачи модернизации информационно-библиотечного обеспечения. В этой связи повышение качества библиотечных услуг становится неотъемлемым компонентом системы менеджмента качества, которая должна учитывать не только технические аспекты, но и психологические, когнитивные и мотивационные потребности и ожидания пользователей.
Систему менеджмента качества (СМК) в информационно-библиотечном обеспечении образовательного процесса в высших учебных заведениях можно представить как определенную совокупность подходов, средств, мероприятий, гарантирующих постоянство высокого качества удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников реализации образовательных программ [3].
С расширением возможности получения образования через электронное обучение и дистанционные образовательные технологии перед образовательными организациями и их структурными подразделениями – библиотеками или информационно-библиотечными центрами встает проблема качественного обеспечения необходимыми информационными и библиотечными ресурсами образовательный процесс.
Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [2].
Так же указанная выше статья определяет, что «при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, которые содержат электронные учебно-методические материалы …» [2].
Автономной некоммерческой организацией высшего образования «Воронежский экономико-правовой институт» (АНОО ВО «ВЭПИ») с 2025 года осуществляется набор и подготовка обучающихся по образовательным программам, которые реализуются посредством электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Указанные технологии потребовали от Института переосмысления наполнения электронной информационной образовательной среды (ЭИОС) всеми необходимыми учебно-методическими, а также библиотечными ресурсами, всесторонне обеспечивающими дистанционный образовательный процесс.
ЭИОС выступает интегративной инфраструктурой, объединяющей различные субъекты образовательного процесса, включая библиотечные ресурсы, обучающихся, преподавателей, представителей работодателей и наставников практического обучения. Данная платформа формирует интерактивную среду, способствующую оперативной обработке информационных запросов, обеспечивая своевременность реакции на актуальные потребности и стратегическое планирование развития образовательных траекторий [3]. Функционируя аналогично центральному звену нервной системы, платформа обеспечивает оперативную передачу сигналов, позволяя управленческим структурам эффективно адаптироваться к вызовам и модернизировать образовательные практики, трансформируя образовательное учреждение в адаптируемую и динамично развивающуюся систему.
В этой связи в АНОО ВО «ВЭПИ» было принято решение о разработке электронных образовательных ресурсов – учебно-методических комплексов дисциплин, обеспечивающих ЭО и ДОТ, помимо уже традиционного предоставления необходимой учебной, методической и другой литературы посредством электронных библиотечных систем (ЭБС).
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) представляют собой специализированные цифровые учебно-методические комплексы, предназначенные для оптимизации и интенсификации педагогических процессов [1]. В состав ЭОР могут входить различные типы информационного контента, включая электронные учебники, учебно-методические материалы, мультимедийные пособия, интерактивные задания, видеоматериалы, анимации и симуляции. Эти ресурсы обеспечивают высокую степень адаптируемости образовательного процесса, позволяя обучающимся осваивать учебный материал в удобное для них время и в любом месте, а также способствуют индивидуализации образовательных траекторий. ЭОР зачастую применяются в качестве дополнения к классическим педагогическим технологиям, стимулируя глубокое усвоение теоретического материала и развитие прикладных компетенций, но в дистанционном образовании они становятся основными.
Рассмотрим подробнее как в АНОО ВО «ВЭПИ» была организована разработка электронных учебно-методических материалов.
На первом этапе было осуществлено распределение полномочий и ответственности по разработке и реализации указанных материалов. Так, руководителем данного процесса был назначен проректор по учебно-методической работе, разработчиками – научно-педагогические работники, координаторами и контролерами – заведующие кафедрами. За проверку, обработку и комплектование фонда предоставленных электронных материалов ответственными лицами назначены работники информационно-библиотечного центра (ИБЦ) института под началом руководителя указанного структурного подразделения. Размещение в ЭИОС и другие технические аспекты закреплены за отделом информационных технологий.
Также важным аспектом реализации была разработка ответственными руководителями необходимых макетов, образцов, рекомендаций, регламентов, положений и так далее для документационного обеспечения создания электронных учебно-методических материалов.
На следующем этапе был проведен анализ итогов набора на дистанционное обучение и определен перечень образовательных программ и учебных дисциплин, по которым необходимо создать учебно-методические материалы для размещения в ЭИОС на первый семестр, а затем последующие, учебного года.
Следующим шагом было создание назначенными исполнителями из числа научно-педагогических работников материалов по учебным дисциплинам, согласно утвержденным макетам и регламентам.
Как было определено в регламентирующей данный процесс документации, учебно-методические материалы представляют собой образовательный контент по конкретной учебной дисциплине (модулю), выполненный в форме электронного текста, необходимого и достаточного для организации образовательного процесса с применением ЭО и ДОТ. Указанный контент по учебной дисциплине включает в себя два блока:
- входной блок, состоящий из материалов вводной части (тематический план, рекомендуемая литература и так далее), входного контроля (тестовые задания для определения уровня готовности обучающегося к освоению данной дисциплины), ключей ответов к заданиям входного контроля (ответы и критерии оценивания), структуры дисциплины (взаимосвязь вопросов тем и контрольно-измерительных материалов);
- учебный блок, состоящий из материалов лекционных занятий (конспекты лекций по темам), занятий семинарского типа (семинары, практические занятия, лабораторные работы – задания для текущего контроля знаний по темам), тестовые задания (задания закрытого и открытого типов, предназначенные для проведения внутри семестровой и промежуточной аттестации).
Разработанные материалы от преподавателей после проверки заведующим кафедрой на предмет соответствия рабочим программам и требованиям макетов и других регламентирующих документов передаются в ИБЦ института для «вычитки» редактором, их дооформления и комплектования, а далее готовые комплекты материалов по учебной дисциплине (модулю) передаются в отдел информационных технологий для размещения в личном кабинете обучающегося в ЭИОС в разделе «Курсы». Доступ к материалам имеют как обучающиеся, так и преподаватели, сопровождающие дистанционное обучение по данному предмету. Выкладка материалов осуществляется согласно учебному плану и расписанию учебных занятий.
Рассмотрим в качестве примера раздел «Курсы» в личном кабинете ЭИОС научно-педагогического работника (рисунок 1), а также курс по учебной дисциплине «Психология и педагогика» (рисунок 2).
.jpg)
Рисунок 1. Вкладка «Курсы» в личном кабинете в ЭИОС АНОО ВО «ВЭПИ»
.jpg)
Рисунок 2. Курс по учебной дисциплине в ЭИОС АНОО ВО «ВЭПИ»
Таким образом, мы видим, что доступ к учебно-методическим материалам в ЭИОС имеют как обучающиеся для освоения той или иной дисциплины, так и преподаватели, которые имеют возможность контролировать ход изучения и вносить при необходимости оперативные изменения или выдавать дополнительные задания.
В целях дальнейшего совершенствования электронных учебно-методических материалов после первого семестра обучающимся было предложено пройти опрос о качестве реализации ЭО и ДОТ в АНОО ВО «ВЭПИ». Для этого была разработана «Анкета участника реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ». В анкетировании приняли участие 70 обучающихся, 8 преподавателей и 7 респондентов из других категорий. Полученные результаты анкетирования представлены в таблице.
Таблица 1 - Результаты анкетирования респондентов АНОО ВО «ВЭПИ»
|
№ п/п |
Вопросы анкеты |
Варианты ответов, количество человек |
|||
|
Полностью удовлетворен |
Частично удовлетворен |
Скорее удовлетворен, чем не удовлетворен |
Не удовлетворен |
||
|
1. |
Удовлетворены ли Вы качеством организации ЭО и ДОТ в нашем институте? |
69 |
8 |
5 |
3 |
|
2. |
Насколько Вы удовлетворены используемыми платформами для дистанционного обучения (Образовательный портал АНОО ВО «ВЭПИ», Контур Толк)? |
53 |
24 |
5 |
3 |
|
3. |
Удовлетворены ли Вы оперативностью устранения технических проблем при работе с платформами дистанционного обучения? |
68 |
11 |
4 |
2 |
|
4. |
Насколько Вы удовлетворены понятностью и доступностью инструкции по использованию платформ дистанционного обучения? |
73 |
7 |
2 |
3 |
|
5. |
Насколько Вы удовлетворены обратной связью от преподавателей / администрации института по вопросам, связанным с ЭО и ДОТ? |
75 |
5 |
3 |
2 |
|
6. |
Удовлетворены ли Вы интерактивным взаимодействием между студентами и преподавателями через платформы дистанционного обучения? |
72 |
7 |
3 |
3 |
|
7. |
Насколько Вы удовлетворены учебными материалами и заданиями, ЭБС, представленными для освоения дисциплины / курса? |
75 |
5 |
3 |
2 |
|
8. |
Устраивает ли вас расписание занятий и сессий в условиях дистанционного обучения? |
70 |
9 |
3 |
3 |
|
9. |
Устраивает ли вас обучение и готовы ли вы его продолжать с использованием ЭО и ДОТ? |
68 |
8 |
6 |
3 |
|
10. |
Насколько Вас удовлетворяет внедрение ЭО и ДОТ в образовательный процесс, и их влияние на качество образования? |
67 |
12 |
4 |
2 |
Исходя из данных анкетирования, мы видим, что в целом качеством организации ЭО и ДОТ в АНОО ВО «ВЭПИ» полностью удовлетворены 69 человек (81 %); учебными материалами и заданиями, ЭБС, представленными для освоения дисциплины – 75 человек (88 %); готовность продолжать обучение выразили 68 человек (80 %).
Также следует отметить, что полностью не удовлетворены организацией обучения с применением ЭО и ДОТ 3 человека из 85 (3 %), также 3 человека (3 %) не готовы продолжать освоение образовательных программ; 2 человека (2 %) не устраивают представленные ЭБС, учебные материалы и задания.
Проанализировав все ответы респондентов можно отметить, что в АНОО ВО «ВЭПИ» обучение с использованием ЭО и ДОТ и его информационно-библиотечное обеспечение организовано на высоком уровне и удовлетворяет подавляющую часть участников реализации образовательных программ.
В целях отслеживания динами изменений ответов респондентов по окончании второго семестра учебного года запланировано повторное анкетирование удовлетворенности обучения по образовательным программам с применением ЭО и ДОТ.
В качестве мер по улучшению эффективности реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ, взаимодействия обучающихся и преподавателей в онлайн-формате, а также повышения их удовлетворенности качеством, можно предложить следующие направления, которые должны быть объединены в единую систему управления качеством – систему менеджмента качества:
– развитие учебно-методических материалов (например, постоянное улучшение и расширение: ежегодное обновление образовательного контента по учебным дисциплинам, создание не только текстовой электронной версии, но и видео- и аудиоформатов лекционных и практических занятий, а также консультационных занятий, в том числе по практической подготовке обучающихся);
– повышение технической доступности и удобства (например, поддержка различных устройств: обеспечение совместимости платформ с различными устройствами (смартфоны, планшеты, компьютеры), чтобы обучающиеся могли участвовать в обучении с любого устройства);
– обратная связь и интерактивность (например, регулярная обратная связь: от преподавателей по заданиям и успеваемости обучающихся, посредством чатов, форумов, комментариев к заданиям. Интерактивные занятия: можно внедрять элементы геймификации, викторины, опросы. Групповая работа: создание возможностей для совместной работы обучающихся в онлайн-формате, например, через групповые чаты, совместные документы);
– персонализация обучения (например, индивидуальные планы: разработка индивидуальных учебных планов, которые учитывают потребности и возможности каждого обучающегося. Адаптивные курсы: использование адаптивных образовательных платформ, которые подстраиваются под уровень знаний и скорости обучения каждого обучающегося);
– поддержка и мотивация (например, мотивационные программы: внедрение системы поощрений и наград за успешное выполнение заданий и активное участие в образовательном процессе. Психологическая поддержка: организация консультаций с психологами для обучающихся, которые испытывают трудности с адаптацией к онлайн-обучению);
– обучение преподавателей (например, повышение квалификации: организация тренингов и курсов по использованию технологий и методов дистанционного обучения. Поддержка коллег: создание сообществ преподавателей, где они могут обмениваться опытом и лучшими практиками);
– использование современных технологий (например, виртуальная и дополненная реальность: внедрение VR/AR-технологий для создания более захватывающего и интерактивного учебного опыта. Искусственный интеллект: использование ИИ для анализа успеваемости обучающихся и предоставления персонализированных рекомендаций);
– оценка и контроль качества (например, регулярные опросы: проведение регулярных опросов среди обучающихся и преподавателей для оценки качества обучения с применением ЭО и ДОТ и выявления проблемных зон. Анализ данных: использование аналитических инструментов для мониторинга успеваемости обучающихся и выявления областей, требующих улучшения).
Указанные нами меры помогут создать более комфортную и эффективную среду обучения с применением ЭО и ДОТ для обучающихся и научно-педагогических работников, что, в свою очередь, повысит качество образования и удовлетворенность всех участников образовательного процесса.
Список источников
- 1. Куценко С. М. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения / С. М. Куценко, В. В. Косулин // Вестник КГЭУ. – 2017. – №4 (36). – С. 127-133.
- 2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Гарант: информационно-правовой портал. Режим доступа: URL: https://ivo.garant.ru/#/document/70291362
- 3. Шмойлова, А. И. Внедрение системы менеджмента качества в вуз для информационно-библиотечного обеспечения учебного процесса / А. И. Шмойлова // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям : Сборник докладов XII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 6-ти томах, Белгород, 26 апреля 2024 года. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2024. – С. 195-199.
Сведения об авторах
Шмойлова Анна Ивановна – аспирант кафедры библиотечно-информационной деятельности, Воронежский экономико-правовой институт, старший преподаватель, Белгородский государственный институт искусств и культуры
Туранина Неонила Альфредовна – заведующий кафедрой библиотечно-информационной деятельности, доктор филологических наук, профессор, Белгородский государственный институт искусств и культуры
Library education, конференции
31.08.2025, 1 просмотр.
