Н.А. Степанова ФОНД БИБЛИОТЕКИ ОРЛОВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Состав фондов библиотек ведомства православного исповедания характеризовался наличием не только  богослужебной и духовно-нравственной литературы, но и исторических, языковедческих, философских, педагогических, психологических, естественнонаучных и справочных изданий. Так, 38,2 % фонда фундаментальной библиотеки Орловской духовной семинарии, 68,4 % ученической библиотеки семинарии, 14,1 % библиотеки Орловского Петропавловского братства – составляла литература нерелигиозного содержания   (1).

Комплектованием библиотек занимался Училищный совет при Святейшем Синоде, на местах духовная литература выписывалась из Москвы, Санкт-Петербурга, из Киево-Печерской Лавры. Большую помощь в приобретении недорогих изданий оказывали книжные склады православных братств (4). 

Строгий отбор изданий, ограниченный круг поставщиков предполагал создание однотипных библиотек, но обеспеченность книгами приходских библиотек (и в количественном, и в содержательном отношении) была неравномерной.

Разные виды библиотек выполняли различные функции. Так, приходские, благочиннические, епархиальные библиотеки  –  способствовали сохранению и трансляции культурных форм деятельности среди населения. Монастырские, приходские и учебные  –  сыграли огромную роль в сохранении духовного наследия российского общества (1).

Учебные библиотеки занимали особое положение в сфере «внешкольного образования». Они функционировали в качестве педагогических центров в российской провинции и своей культурно-просветительской деятельностью существенно повышали образовательный и культурный уровень учащихся и преподавательского состава. Библиотеки входили в систему духовного образования, которая готовила кадры священнослужителей и способствовала распространению грамотности (1).

Как отмечает В.А. Фёдоров, «за 55 лет (1837 1891) духовные учебные заведения окончили 2 млн. 878 тыс. человек, в том числе 28,6 тыс. – духовные академии, 850 тыс. семинарии и около 2 млн. епархиальные училища. Это образование готовило не только священнослужителей и миссионеров. В числе воспитанников духовных академий и семинарий было немало известных политиков, публицистов, деятелей науки, литературы и искусства. Достаточно назвать выдающегося государственного деятеля М.М. Сперанского, писателей и публицистов Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.Н. Златовратского, Н.Г. Помяловского, историков С.М. Соловьёва, В.О. Ключевского и А.П. Щапова» (8).

Наиболее эффективно педагогический процесс обеспечивали библиотеки духовных семинарий. Помимо формирования религиозного мировоззрения, они давали возможность развития разносторонних знаний, расширяли кругозор своих воспитанников, содействовали повышению  их культурного и духовного уровня.

Устав семинарии требовал, чтобы при каждом духовном учебном заведении существовала библиотека с достаточным количеством географических карт, математических и физических инструментов, учебников, учебно-методических пособий, книг для чтения на русском и зарубежных языках. На добровольные пожертвования учащихся позволялось открывать ученическую библиотеку.

В обязанности библиотекаря входило ведение каталогов, сохранность фонда, выдача и учёт книг, контроль чтения, объяснение прочитанного. Библиотеками духовных училищ заведовал смотритель.

Библиотеки при духовных учебных заведениях имели собственные правила пользования: время работы библиотеки было регламентировано в зависимости от того, проходило ли чтение книг в помещении библиотеки (в этом случае она была открыта в течение дня). Также дифференцированно обслуживались определённые читательские группы (учащиеся, любители чтения, знающие иностранные языки). Миссия библиотеки виделась в содействии образованию читателя (7).

Библиотеки при духовных школах носили фундаментальный характер, так как включали в себя издания по культурной тематике, научной и художественной литературе. Их целью было обеспечение доступности церковных книг для народа, что давало возможность населению участвовать в Богослужении и читать дома.

Фонды семинарских библиотек  комплектовались в соответствии с учебными планами: в семинариях преподавали богословские (основное богословие, Священное Писание, апологетика, история и обличение русского раскола, библейская история, церковное пение)  и общеобразовательные дисциплины (математика, философия, педагогика, языки греческий и латинский).

До учреждения в Орле губернии, кроме одного духовного училища, существовавшего c 20-х гг. XVIII в. до 1798 г. при мужском Успенском монастыре, не было никаких других учебных заведений. Ко второй половине XIX в. уже действовали Орловская духовная семинария, два духовных мужских  и епархиальное женское училища, церковно-приходские школы (1).

Севская духовная семинария (со времени учреждения Орловской епархии переименованная  в Орловскую) после преобразования в 1817 г.  состояла из трех отделений: низшего, среднего и высшего. Весной 1827 г. она была переведена из Севска в Орёл и помещалась в казённом доме на 2-ой Новосильской улице (1).

При семинарии функционировала библиотека, которая предназначалась для обслуживания преподавателей учебного заведения и учащихся. Библиотека носила фундаментальный характер, так как включала в себя издания духовной тематики, научную и художественную литературу, в том числе и на иностранных языках. Её целью было обеспечение доступности церковных книг для учащихся, что давало им возможность постоянно заниматься самообразованием. Как отмечало руководство семинарии: «Ибо учебное заведение без библиотеки тоже, что тело без души» (1).

Фонд семинарской библиотеки  комплектовался в соответствии с учебными планами: в Орловской семинарии преподавали богословские (основное богословие, Священное Писание, апологетика, история и обличение русского раскола, библейская история, церковное пение)  и общеобразовательные дисциплины (математика, философия, педагогика, языки греческий и латинский).

Библиотека состояла из двух частей: фундаментальной и ученической.

Фундаментальная библиотека по данным систематического каталога от 1893 г. насчитывала 6231 издание. Фонд был разделен на 12 отделов, в числе которых, помимо богословских, были отделы по философии, педагогике, словесности, языкознанию и истории. Также имелось полное собрание энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Примерно треть фонда составляла литература на иностранных языках (см. таблицу 1)  (6).

Таблица 1. Наличие в фонде фундаментальной библиотеки литературы на иностранных языках.

Фундаментальная библиотека, 1894 г.

Языки

Количество экземпляров

Латинский

43

Французский

8

Др. романские

6

Немецкий

9

Польский

5

Церковно-славянский

13

Итого

84

 

Фонд ученической библиотеки по каталогу 1906 г. составлял 3299 изданий и был разделен на 21 отдел. Библиотека выписывала 22 наименования периодических изданий (см. таблицу 2) (3).

Таблица 2. Фонд библиотеки Орловской духовной семинарии.

год

Фундаменталь-ная, экз.

Ученическая экз.

Наличие катало-гов

Период. изд.

Заведую-щий

1829

2620

 

 

 

1833

2404

 

 

 

1856

-

-

-

-

Р.В. Петров, иером. Владимир

1857

-

-

-

-

Проф. А.И. Поморцев

1877

-

-

-

-

-

1890

6075

-

-

-

1891

5822

750

-

-

-

1892

5750

760

-

-

-

1894

-

-

есть

-

-

 

В 1893 г. при библиотеке семинарии ректором протоиереем В.А. Сахаровым было создано древлехранилище. По описи 1905 г. в древлехранилище числилось  108 рукописей, среди которых были учебные семинарские курсы XVIII – начала XIX вв., литературные сборники воспитанников, старообрядческие рукописи, отобранные судом во время рассмотрения дел над раскольниками.

Рукописи распределялись по 10 отделам:

  1. Священное Писание.
  2. Богослужебные книги.
  3. Богословие.
  4. Жития святых, поучения.
  5. Раскол.
  6. Сборники. 
  7. Литература.
  8. История.
  9. Юриспруденция.

10. Медицина.

Самая древняя рукопись – богослужебное Евангелие юсового письма XV-XVI вв., написанного с помощью юсов, т. е. глаголицей. Помимо рукописей на церковно-славянском языке имелись 17 экземпляров на латинском, греческом, французском, немецком и славянских языках. Место их происхождения – север Поморья, московские и литовские земли (4).

После революции фонд семинарской библиотеки был разграблен. Часть его сохранилась и была передана в библиотеки монастырей. Остальной фонд на сегодняшний момент находится в библиотеке музея-усадьбы И.С. Тургенева в Спасском-Лутовиново.

Правила пользования семинарской библиотекой предусматривали её доступность для преподавательского состава. Для учащихся библиотека открывалась во время проведения занятий. Также дифференцированно обслуживались группы учащихся, знающих иностранные языки. Контроль за чтением возлагался на библиотекаря и учителей и включал: репертуар чтения, анализ прочитанного, рекомендации по дальнейшему поиску литературы (1).

Должность библиотекаря семинарской библиотеки считалась штанной единицей при окладе 120 р. в год. Заметим, что «если учитель истории при жаловании 900 р. в год имел 8 уроков, то он должен был исполнять обязанности библиотекаря безвозмездно». В Инструкции Совета духовной академии были чётко определены требования к библиотекарю: «Он должен иметь достаточное образование и нужный опыт и сведения для данной работы» (1).

В основном духовно-просветительская деятельность библиотеки семинарии носила образовательный характер. Руководство семинарии считало, что «при современных условиях жизни пастырь церкви должен быть всесторонне образованным и развитым человеком».

В библиотеке семинарии велась активная воспитательная работа посредством организации вечерних чтений с учащимися. Коллектив воспитателей с помощью библиотекаря проводили ежедневные чтения культурного и исторического характера с целью организации досуга учащихся и формирования их мировоззрения.

Также в обязанности библиотекаря входили функции контроля за внеклассным чтением воспитанников, рекомендация книг и беседы о прочитанном.

В семинарии действовал проповеднический кружок, осуществлялись богословско-философские чтения для преподавателей, функционировала ученическая читальня.

Приоритетом для такой деятельности было служение делу духовного просвещения русского общества, содействие развитию русской богословской науки и образованности пастырей. Их подготовку и всестороннюю образованность в деле просвещения прихожанами можно назвать основополагающей целью (2).

В Орловской губернии необходимость в проведении чтений осознали еще в XVIII в. В 1792 г. епархиальное начальство распорядилось в воскресные и праздничные дни ввести в городских церквях чтения перед Литургией катехизисов и толкований Евангелия. Позже, уже в XIX в., просветительская деятельность епархии была подтверждена распоряжениями  духовного ведомства. По Указу Святейшего Синода от 10 мая 1869 г. архиереям было предоставлено право по согласованию с гражданскими властями разрешать духовенству и преподавателям семинарий и училищ публичные чтения о предметах духовного просвещения (1).

С 1896 г. при библиотеке семинарии ректором стали устраиваться воскресные чтения. Лекторами выступали учащиеся 4, 5 классов семинарии. Чтения разделялись на 3 отделения: духовное, историко-литературное и беллетристическое (художественное).

Репертуар чтений:

- 1 отделение – религиозная литература;

- 2 отделение – труды Ф.Ф. Пуцыковича «Жизнь Спасителя мира», С.И. Опатовича, А.М. Ремизова «Лимонарь, сиречь: Луг духовный», В.А. Теплова «Граф Иоанн Каподистрия, президент Греции», А.Н. Яхонтова «Петербургская итальянская опера в 1840 гг.», (А.?В.?) Серпонева по церковной и гражданской истории;

- 3 отделение – произведения А.С. Пушкина, А.К. Толстого. Сюда можно отнести и произведения С.Т. Аксакова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Д.С. Мережковского, И.А. Гончарова, В.Г. Короленко, В. Шекспира, Г.И. Ибсена, И.В. Гете, Г. Сенкевича, М. Твена, Г.Э. Бичер-Стоу, которые не были указаны в отчётах, но находились в фонде ученической библиотеки семинарии (4).

В каждом отделении показывались от 6-8 «туманных картин»[1]. Волшебным фонарем заведовали воспитанники 5 класса семинарии. Чтения проводились по воскресеньям в столовой семинарии с 18.00/19.00 ч. Всего за год чтения посетили от 200 до 400 человек (5).

Читали не только религиозные и исторические труды, но и естественнонаучные и художественные. Об этом можно судить по наличию в фонде библиотеки таких произведений, как «Рассказы о солнце и луне», «Космос для детей», «Тайны животного и растительного мира», «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо и др. (1).

Помимо чтений, проводимых в библиотеке, воспитанники Орловской семинарии под наблюдением преподавателя принимали участие в беседе с раскольниками в Михаило-Архангельской церкви (5). Это было связано с напряженной религиозной обстановкой в епархии: на территории губернии существовали старообрядческие приходы и сектантские общины.

Одной из форм просветительской деятельности библиотеки стали семинары, которые проводились в начале XX в. в Орловской семинарии. Так, в 1901 г. прошёл семинар «Церковь и общество», на котором обсуждались вопросы современных учений о человеке, мировоззренческие взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Андреева (5).

Орловской духовной семинарии принадлежит значительный вклад в духовную и культурную жизнь Орловской губернии. Здесь работали известные впоследствии деятели Русской Церкви, писатели и краеведы. За время существования Орловской семинарии 300 из 5000 выпускников были направлены на обучение в духовные академии. Библиотека семинарии способствовала подготовке кадров для преподавательской и пастырской работы. Хорошо организованные фонды и структура  библиотеки позволяли наиболее полно осуществлять духовно-просветительскую деятельность, которая регламентировалась училищным советом епархии и ректором семинарии. Библиотека являлась фундаментом для проведения различных религиозно-нравственных  мероприятий, тем самым способствуя просвещению населения, развитию личностных качеств и повышению общекультурного уровня.

 

 

Список источников

  1. Библиотека Орловской духовной семинарии [Текст] // Орловские епархиальные ведомости. – 1877. – № 4. – С. 852.
  2. Калинников, Н. 25-летие служения ректора Орловской духовной семинарии митрофорного протоиерея В.А. Сахарова [Текст]  / Н. Калинников // Орловские епархиальные ведомости. – 1916. № 14. – С. 402429.
  3. Каталог книг ученической библиотеки Орловской духовной семинарии [Текст]. Т. 1. – Орёл : Тип. Хализева, 1906. – 165 с.
  4. Поступление книг в библиотеку Орловской духовной семинарии (классно-ученическую) [Текст]  // Орловские епархиальные ведомости. – 1912. № 19. – С. 221.
  5. Религиозно-нравственные чтения при Орловской духовной семинарии [Текст] // Орловские епархиальные ведомости.  – 1899. – № 14. – С. 552–556.
  6. Систематический каталог книг фундаментальной библиотеки Орловской духовной семинарии [Текст]. Т. 1. – Орёл : Тип. Матвеева, 1893. – 543 с.
  7. Темы духовных собеседований [Рукопись]  // ГАОО. Ф. 453. О.1. Д. 88. Л. 4-4об.
    1. Федоров, В. А. История России: 1861 – 1917 [Текст] : учебник / В.А. Фёдоров. – Москва: Высшая школа, 2000. – 384 с.

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

СТЕПАНОВА Нина Анатольевна – кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности (Орловский государственный институт искусств и культуры)



[1] Туманные картины (Волшебный фонарь) -  оптический прибор, помощью, которого нарисованные прозрачными красками изображения получаются в темной комнате увеличенными на экране (туманные картины) (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – Петербург, 1907-1909).

К оглавлению выпуска

библиотеки РПЦ

14.12.2014, 2874 просмотра.