Кузичкина Г.А. Подготовка магистров: унификация или вариативность?

 Кузичкина Г.А. 

Подготовка магистров: унификация или вариативность?

 

  В истории высшего образования России наблюдаются различные тенденции, определяющие его организацию, структуру и содержание подготовки специалистов. Главным системообразующим фактором современной высшей школы является Государственный образовательный стандарт (ГОС). Это документ, представляющий собой обобщение целей, задач каждой отраслевой образовательной системы, уточняющий требования к работе вуза, определяющий содержание знаний, умений, навыков, а в стандартах третьего поколения – и компетенций специалистов. Иными словами, назначение ГОС – максимальная унификация образования, отражение требований социума к его качеству и возможность проверки, оценки качества.

   Мы видим в стандартизации больше плюсов, нежели минусов. С учетом того, что отраслевые ГОС разрабатывались учебно-методическими советами и объединениями, в них отражался совокупный опыт вузов, проверенный и апробированный непосредственно на практике. Единообразие образовательных программ – это не стагнация, как может показаться, а необходимое условие противостояния хаосу, залог формирования и поддержки единого профессионального пространства.

   Разработка ФГОС 3+ не сняла, а обострила проблему – чему и как учить студента, поскольку в требованиях к структуре программы магистратуры (раздел VI проекта ФГОС 3+) заданы только ее структура и объем в зачетных единицах. Вузы получили свободу формирования программы, но при этом появилась опасность существенных расхождений в понимании содержательной направленности магистерской подготовки, представляющих в дальнейшем угрозу для профессиональной мобильности и адаптации выпускников разных вузов. Понимая необходимость ФГОС 3+ как «работу над ошибками» ФГОС 3, считаем важной задачей использовать работу над содержанием образовательной программы в целях достижения разумного баланса между базовой и вариативной частью.

  Общество в целом и работодатели как его субъект, с которым вузы должны работать в тесном контакте, еще не до конца восприняли двухуровневое образование и его продукт. Например, как оценить уровень квалификации «бакалавр», которая, по сравнению с квалификацией уровня «специалист», в общественном сознании все-таки связана с некоторой ущербностью – как «неоконченное высшее образование». На какую должность может претендовать бакалавр или магистр? Равные ли у них стартовые возможности построения профессиональной карьеры?

   Магистратура – вторая ступень высшего профессионального образования, логично продолжающая и развивающая образовательную программу бакалавриата. В разделе IV проекта ФГОС 3+ указано, что область профессиональной деятельности выпускников программ магистратуры включает:

     научно-исследовательские отделы государственных, республиканских, краевых, областных и ведомственных библиотек и информационных центров;

      систему государственного и общественного управления библиотечно-информационной деятельностью;

      образовательные организации среднего профессионального образования;

     образовательные организации высшего образования и федеральные библиотечно-информационные центры, обеспечивающие разработку теории, методологии библиотечно-информационной деятельности и современных информационных технологий.

     Очевидна ориентация подготовки магистров как кадровой составляющей в первую очередь библиотек, при этом подчеркнут достаточно высокий уровень потенциальной сферы их приложения – теория и методология, научные исследования, управление, преподавание.

    Сопоставление компетенций бакалавра и магистра показывает, что основные виды профессиональной деятельности бакалавра и магистра совпадают, но по приоритетности они ранжируются по-разному. Для бакалавра важнее производственно-технологические компетенции. Магистры же ориентированы на теоретическую и научно-исследовательскую деятельность, соответственно, группа научно-исследовательских компетенций является приоритетной.

  Универсалии образовательной программы задают приведенные в проекте ФГОС 3+ компетенции. Следовательно, все они должны быть обоснованно раскрыты в содержании дисциплин образовательной программы, обеспечены соответствующим учебно-методическим сопровождением. Профилизация может привести к акцентированию развития одних групп компетенций в ущерб другим. Чтобы этого не произошло, важно соблюсти некоторый баланс между универсальной и профилированной направленностью обучения.

  В чем мы видим необходимую и достаточную профилизацию образовательной подготовки магистров? Профилизация тесно связана с понятием вариативности как обеспечения максимально возможной степени индивидуализации образования. Вариативность может осуществляться различными способами, не только путем создания многообразных образовательных программ профилей, но и применением соответствующих педагогических технологий, формирующих индивидуальную образовательную траекторию формирования специалиста. В подготовке магистров доминирует не столько традиционная функция передачи, трансляции некоторого объема знаний, - возрастает значение функционирования педагога как руководителя и консультанта студента в процессе приобретения им компетенций, организации эффективных форм и методов работы с учебной информацией.

  Для магистра как исследователя важно обобщение предыдущих знаний (уровня бакалавриата), установление иного «угла зрения» на их проблематику. Развитие научно-исследовательских компетенций связано с включением в базовую часть учебных планов магистратуры дисциплин методологического и науковедческого характера, освоение исследовательских подходов и методик, что в итоге содействует выработке индивидуального исследовательского стиля работы.

  Еще один важный аспект – это практикоориентированность подготовки магистров. Не противоречит ли она задачам формирования магистров как, прежде всего, научно-исследовательских кадров отрасли? Для закрепления исследовательских навыков необходимо определить базу исследования. В этом случае магистрант не только изучает теорию вопросов, связанных с темой работы, но и непосредственно участвует в деятельности учреждений-баз исследования (библиотек, информационных служб, архивов, музеев и т.д.). Такой подход позволяет студенту уже в процессе учебы включиться в будущую профессиональную сферу, осознанно воспринять ее проблемы, определить для себя направление и место работы. Совместная научно-исследовательская деятельность педагога и студента формирует необходимую базу для развития креативности – особо ценного качества личности информационного профессионала, способности к выработке нестандартного решения, предложению выхода из сложных ситуаций. Таким образом, производственная практика и научно-исследовательская работа создают возможности для профилирования подготовки магистра на конкретном рабочем месте. В идеале, это и база для выполнения магистерской диссертации.

  Включенность магистранта в реальную профессиональную среду поможет и проявлению и развитию других групп компетенций - проектных, организационно-управленческих, психолого-педагогических и преподавательских, производственно-технологических. В вариативную часть образовательной программы можно включить модули, отражающие весь возможный спектр деятельности магистра (например, «Библиотечный менеджмент», «Библиотечная педагогика и психология детского чтения», «Информационно-аналитическая деятельность библиотеки» и т.п.) и углубляющие основные знания, полученные в бакалавриате. Дисциплины по выбору можно связать с региональной проблематикой библиотечно-информационной деятельности, а можно и выстроить из них цепочку углубления одного из мини-профилей, наиболее близкого студенту.

   Таким образом, необходимая и достаточная профилизация присутствует в образовательной подготовке магистра как элемент вариативного характера, обусловленный конкретизацией профиля его научно-исследовательской деятельности.

  Что же препятствует формированию и закреплению конкретных профилей магистратуры и созданию их образовательных программ?

  Главный аргумент против узкой профилизации – неопределенность статуса магистра и отсутствие сопряжения профессионального и образовательного стандартов. Так, в профессиональном стандарте до сих пор существует вполне стандартный набор должностей (Библиотекарь-комплектатор, Эксперт по комплектованию библиотечного фонда, Библиотекарь- эксперт по сохранности библиотечного фонда, Библиотекарь-каталогизатор, Библиограф, Главный библиограф, Библиотекарь, Главный библиотекарь, Методист библиотеки). Хотя со времени принятия ГОС по специальности Библиотечно-информационная деятельность прошло более 10 лет, утвержденные им квалификации, присваиваемые выпускникам, никак не созвучны ни с профессиональным стандартом, ни с должностным расписанием библиотек (кроме одной – «библиотекарь-библиограф, преподаватель» - да и тут «преподаватель» явно лишний). Специализации (ныне - профили), современные не только по названиям (менеджер, технолог, референт-аналитик информационных ресурсов), но и по качественному потенциалу, игнорируются библиотекой как основным, согласно ГОС, объектом профессиональной деятельности наших выпускников. Какую должность в библиотеке может занять магистр, да еще подготовленный по узкому профилю? Не останутся ли его знания и компетенции невостребованными?

  В условиях отсутствия государственного заказа и распределения выпускников вузов, они вынуждены самостоятельно заниматься проблемами трудоустройства. Узкий профиль может существенно ограничить возможность получения адекватной должности. Например, магистр-менеджер, вчерашний выпускник вуза, вряд ли сразу будет принят на должность заведующего библиотекой. Потребуется испытательный срок, в течение которого менеджерские знания могут и не пригодиться, забыться и вовсе потерять актуальность.

  По очень точному выражению И.Г. Моргенштерна, уделявшего большое внимание проблематике библиотечной профессиологии, «профиль образования — это не судьба, успешность деятельности и формирование профессионального менталитета он не предопределяет» [Общее библиографоведение, СПб.: Профессия, 2006, С. 78]. В процессе трудовой деятельности библиотечный специалист может неоднократно менять должность и направление деятельности не только в соответствии с требованиями администрации, но и с уровнем личностного потенциала или жизненными обстоятельствами. Библиотека в этом отношении – очень «комфортное» учреждение. Показателен, например, процесс внедрения информационных технологий в деятельность библиотек – сотрудниками отделов автоматизации библиотечных процессов, а затем и их лидерами, становились те библиотекари и библиографы, которые проявили интерес и способности к освоению нового направления деятельности.

  Наиболее продуктивное решение вопроса о профилизации - это подготовка бакалавров/магистров по заказу работодателей. В этом случае мы можем получить конкретные пожелания и критерии профилизации подготовки (скорее всего, в форме заочного обучения).

  Несомненно, актуален и вопрос о наборе в магистратуру. Не факт, что все выпускники бакалавриата примут решение о продолжении обучения в магистратуре. Именно заинтересованность в углублении профессионально значимых знаний, как правило, отсутствует у большинства студентов. Да и должен ли магистр быть «массовым продуктом»? Гипотетически, статус магистра обязывает к большей профессиональной эрудированности и ответственности. Профессор А.В. Соколов справедливо считает магистров «надеждой профессии», ее элитой.

  На наш взгляд, необходимо организовать процесс изучения контингента студентов, их мотивацию получения знаний в области библиотечно-информационной деятельности, определить уровень их способностей и навыков к самостоятельной работе, то есть выявить конкретные личностные способности учащихся. Исходя из них, и следует рекомендовать бакалавра к дальнейшему повышению уровня образования.

  В результате каждый, освоивший магистерскую программу, будет обладать качествами мобильного, легко адаптирующегося к производственным задачам специалиста, готового к потенциальному приложению знаний и умений в различных, трудно прогнозируемых, сферах профессиональной деятельности.  

 

Сведения об авторах

Кузичкина Галина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиографоведения и документоведения Самарского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

Библиотечное образование, магистратура, образовательный стандарт, вариативность образовательных программ.

15.02.2015, 2733 просмотра.