Год литературы. Интервью с М.В. Волковой

 

Год литературы на страницах журнала

 

Марина Волкова: «… познакомить с творчеством современных поэтов как можно больший круг современников, создать условия, чтобы имена и тексты поэтов вошли в литературу»

 

            Год литературы мы начинаем с интервью с издателем, культуртрегером, настоящим просветителем и очаровательной женщиной Мариной Владимировной Волковой. Замечательный проект «Год уральской литературы» (ГУЛ), который она курирует, возвращает в нашу жизнь свежий поэтический ветер, глоток которого способен изменить наше мироощущение, настроение, мысли. Современная поэзия как культурный феномен, столь важный для человека любой эпохи, уральские инициативы культурного и гуманитарного просвещения и многое другое – в этом разговоре.    

 

 

Н. Лопатина. Уважаемая Марина Владимировна! Большое спасибо за то, что Вы согласились дать интервью нашему журналу. Мы знаем Вас как человека, который не только любит и знает художественную литературу, но и делает очень много для её развития и продвижения. И первый вопрос, который бы хотелось Вам задать. Сегодня много говорят о проблемах  современной литературы. В чём Вы их видите?

М. Волкова. Начну ответ со странного, на первый взгляд, высказывания: «Я издатель, и, стало быть, не специалист по проблемам современной литературы».

    Да и какие у литературы проблемы: она существо неодушевленное, всего-навсего отрасль человеческого знания и опыта, совокупность текстов. А вот у человечества могут быть проблемы, если ему не удастся выстроить отношения с литературой, и прежде всего, с литературой современной, потому что именно она отражает (и во многом строит) тот язык, в котором мы и живем. А без свежего языка современной литературы мы как в душной комнате, где и кислорода-то не осталось.

    Потому слово «проблема» я отделяю от литературы и приписываю его современникам, переформатировав вопрос так: а какие проблемы у нас во взаимодействии с современной литературой?

    И тут же упираюсь в следующий вопрос: а что, собственно такое, - «современная литература»? Нет, теоретически-то понятно, что это тексты, написанные писателями, живущими в одно время с нами. А вот где она находится, эта современная литература?

   В книжных магазинах? Но на полки наших магазинов может попасть только каждая четвертая книга, изданная в России. Да и книжные магазины сильно поредели, особенно в провинции.

   В библиотеках? Но библиотеки постоянно жалуются на проблемы с комплектованием, а на сайте РГБ под заголовком «Современная русская литература» дан очень и очень краткий  перечень сайтов писателей (http://www.rsl.ru/ru/s3/s331/s122/d1313). Во всяком случае, один адрес проживания современной литературы мы определили: это интернет. Бесплатные и платные электронные библиотеки, интернет-магазины; литературные сайты, начиная от Стихи.ру (На 22 января 2015 года 610 709 авторов) и Прозы.ру ( 211 284 авторов ) до сайтов союзов писателей, литобъединений, журналов, сообществ, сайтов отдельных писателей, а еще есть ЖЖ, ФБ, ВК…

    Вот тут-то и выкатывает вторая проблема: а как в этом изобилии сориентироваться? Конечно, существуют каталоги, обзоры, обсуждения, рекомендательные статьи и пр. Но! Их надо сначала найти. И, найдя, еще отличить «правильные» рекомендации от «неправильных». Короче, всего много, но как этим пользоваться – никто не знает.
Может, просто выключить интернет и ограничить круг наших поисков бумажными книгами?

     В 2013 году, например, по данным Роспечати, было издано 120512 названий книг, из них 17293 – названия художественной литературы. Сколько из них книг современных авторов, в докладе Роспечати не указано. Даже если это одна десятая часть, цифра получается внушительная. Единственная газета в России, делающая обзоры книжного рынка - «Книжное обозрение», выходит 26 раз в год. Тираж газеты явно не рассчитан на массовое ознакомление читателей с новинками литературы (10 тыс.экз).
Есть еще литературные премии, которые могут помочь донести до читателей лучшее из современной литературы.

   Но и здесь есть свое «но». Премий много, конкурсов еще больше, и получить звание вроде «золотого пера» несуществующего государства ничего не стоит. То есть, и здесь нужна дополнительная система ориентации уже в самих премиях и конкурсах. В докладе Роспечати появился раздел, перечисляющий лауреатов наиболее солидных российских премий. На сегодня, пожалуй, это самое верное средство для ответа на вопрос «что почитать?» («что такое современная литература?»).

Н. Лопатина. Ваш проект «Год уральской литературы» - уникальное событие. Я слежу за ним в Фейсбуке и потрясена масштабами, охватом, географией. Расскажите, пожалуйста, о «ГУЛ». Кто принимает участие: какие авторы, что за читатели? Каковы современные "поэтические" площадки: популярны ли литературные журналы, поэтические вечера - те формы, которые были значимой частью культуры в прошлом?

М. Волкова. Виталий Олегович Кальпиди, поэт и культуртрегер, одной из причин появления Уральской поэтической школы называл наличие профессиональных читателей: поэтов, которые читают тексты других поэтов.

   В годы перестройки рассыпалась система издания и продвижения книг, прежде всего книг поэтических, и поэты оказались без читателя: и книги уже не издавались за счет государства, и журналы резко сократили тиражи, и пропагандистский отдел Союза писателей приказал долго жить, да и сами читатели кинулись решать другие проблемы. А поэты продолжали писать, оказавшись в замкнутом кругу, где место читателя занял коллега по цеху. Поэт, читающий поэта, это и искушенный читатель, и критик, и ученик, и сотоварищ. Взыскательное чтение – один из ресурсов творческого роста поэта.

    И к сегодняшнему дню в России вообще и на Урале в  частности сформировался целый пул интереснейших ярких и разных поэтов. Только вот знает о них все тот же узкий литературный круг, в котором авторы и читатели зачастую – одни и те же люди. Одна из актуальнейших сегодня задач – познакомить с творчеством современных поэтов как можно больший круг современников, создать условия, чтобы имена и тексты поэтов вошли в литературу. И задача эта выходит за рамки и литературы, и культуртрегерства, она, если хотите, относится к разряду средств выхода из гуманитарного кризиса.

    Такое длинное вступление нужно лишь для того, чтобы подчеркнуть искусственность, проектность формирования читательского сообщества - и в сегодняшних условиях, и в прошлом. Если ставится задача формирования читательского интереса и читательского сообщества – будет и интерес, и читатели. Не ставится – не будет. Иными словами: чтобы что-то стало популярным, надо, чтобы кто-то решил сделать это «что-то» популярным.

   Перечень современных поэтических площадок определяется инициативами и возможностями конкретных людей, имеющих конкретные возможности и/или амбиции. Например, в Челябинске на март 2014 существовал такой список поэтических мест (рейтинг по количеству участников поэтических мероприятий):

 1. Камерный театр и Дом актера (инициаторы В. и Н. Нагдасевы, А. Точилкина).

2.  Кафе, бары (инициаторы – молодые поэты).

3. Учебные заведения («Издательство Марины Волковой», кураторы проекта поэты Янис Грантс  и Римма Аглиуллина).

 4. «Библио-Глобус» (инициатор поэт Александр Самойлов).

5. Квартирники (инициаторы Янис Грантс, Вадим Рева и другие).

6. Уличные площадки (во время городских праздников и фестивалей, инициатор ЧОУНБ и центральная библиотека Челябинска).

7. Библиотеки (инициаторы сами поэты по поводу презентации новых книг или юбилея,  библиотекари по мероприятиям к литературным датам).

     Похожая ситуация и в других городах, общим является отсутствие стратегии, локальность мероприятий, отсутствие единой системы оповещения о мероприятиях, статус инициаторов: сами поэты, реже издатели, библиотекари, культуртрегеры; отличным -  акцент на тип площадок и аудиторий.

    Очевидно, что нужны длительные, системно организованные проекты, позволяющие ввести «в моду» чтение и слушание поэтических текстов, участие в поэтических мероприятиях.

   Эти задачи и стали одними из видимых задач проекта «ГУЛ» (Галерея уральской литературы), решение о запуске которого принято  поэтом и культуртрегером Виталием Кальпили и издателем, культуртрегером Мариной Волковой 1 февраля 2014.  Продвиженческая задача проекта «ГУЛ» звучит амбициозно и непривычно для литературного сообщества: «создание на Урале реального поэтического кластера».

    Реальный поэтический кластер – сообщество людей, относящихся  к уральской поэзии: а) слышали, что на Урале есть поэты (могут назвать несколько фамилий), б) слушали стихи этих поэтов (участвовали на встречах с поэтом, слушали по радио, видели записи, слушали стихи в исполнении библиотекарей и пр.), в) читали стихи уральских поэтов (как правило, это происходит после встреч, либо, если библиотекари владеют технологиями подготовки встреч, и до встреч с поэтом), г) покупают книги уральских поэтов.

     Можно рассматривать эти сообщества как подмножества, где а) – самое большое, а г) – самое малочисленное.
При проектировании «ГУЛ» были заданы числовые показатели по каждому подмножеству, сроки достижения этих показателей, разработаны механизмы достижения результатов  (подробнее можно посмотреть здесь http://mv74.ru/gul/mexanizmy-formirovaniya-poeticheskogo-klastera.html).

    Конечно же, стержнем, скелетом этого проекта (как и любого другого проекта по продвижению чтения) стали книги – серия «ГУЛ». Серия завершила труд Виталия Кальпиди по документированию литературного процесса на Урале (три Антологии современной уральской поэзии и Энциклопедия УПШ, охватывающие творчество 132 современных уральских поэтов). В серию «ГУЛ» пошли тексты тридцати ярких представителей уральской поэтической школы, сама серия стала рекордной – в неделю выпускалось по книге.

    Числовые показатели проекта «ГУЛ» были перевыполнены досрочно, к сентябрю 2014, и 30 октября начат новый этап проекта.  «ГУЛ» стал не только Галерей уральской литературы, но приобрел второй вариант расшифровки: Год уральской литературы.  Год уральской литературы открылся проектом для библиотек – «Вернем поэзию в библиотеки».  Задача проекта проста: донести до массового читателя имена и тексты авторов УПШ (уральской поэтической школы), и, прежде всего, авторов «ГУЛ». Средства для достижения задачи тоже просты: стендовые выставки, передвижная выставка книг «ГУЛ», выставки книг и публикаций поэтов УПШ, система мероприятий, среди которых главное отражено в слогане проекта: «Каждый день в каждой библиотеке звучат стихи современных уральских поэтов. Всегда. Везде. Лучшие».

   Методические, материальное и информационное сопровождение проекта – Издательство Марины Волковой (материалы проекта можно найти по ссылкам в посте http://mv74.ru/blog/archives/god-zakryli-god-otkryli/ - и присоединиться к проекту!).

    На февраль 2015 года проект «Вернем поэзию в библиотеки» идет во всех библиотеках Челябинска (29), в 17 библиотеках Екатеринбурга, в Златоусте, Верхнем Уфалее, Троицке, Тавде, других городах Урала (и будет распространяться и дальше).

   Таким образом, в рейтинге поэтических мест в городах, подхвативших проект «Вернем поэзию в библиотеки», сразу же наметились изменения: библиотеки из «отстающих» вырвались на передовую линию поэтических чтений. Сейчас в каждой библиотеке Челябинска, например,  (кроме субботы – выходной) звучат стихи, практически каждый день проводится хотя бы одно поэтическое мероприятие.

   Но в Челябинске в число  мест, где ежедневно звучит современная поэзия, скоро войдут  и школы: в феврале 2015 стартует новый проект «Современная поэзия. Современный человек». Проект разработан Издательством Марины Волковой совместно с издательством «Воймега» (Москва) и представляет собой упрощенный вариант проекта «Вернем поэзию в библиотеки», адаптированный для школ (подробнее о проекте http://mv74.ru/gul/opisanieyj-proekta.html) Проект также может быть странслирован и за пределы Челябинска, и за пределы образовательных учреждений.

   Надо отметить, что активность хотя бы одного культуртрегера в регионе неизбежно вызывает волну подражаний, «оппозиционных» проектов, активности и тех, кто участвует в проекте, и тех, кого проект обошел стороной. В Челябинске, например, на сегодня более пяти молодежных групп, организующих поэтические мероприятия и продвигающих поэзии:  это проект «Каменоломня», проект Home Concert (Ural) и другие; увеличилось общее число поэтических мероприятий, стали осваиваться новые площадки, готовятся к выходу новые сборники и т.п.

   В общей план-карте Года уральской литературы – около двадцати проектов, и их количество будет расти (часть проектов - http://mv74.ru/gul/proekty-i-plany-na-2015.html). Это и создание форм на стыке поэзии и других видов искусств (видеопоэзия, документальные фильмы, поэтические спектакли, видеоэнциклопедия, поэзия плюс фотография и т.п.). Это и новые форматы поэтических мероприятий (например, День поэта, в течение которого поэт проводит от 3 до 6 встреч на разных площадках: образование, библиотека, бизнес, госучреждения и т.д). Это «фирменная фишка» нашего издательства -  автопробеги, благодаря которым о «ГУЛ» узнали уже в 16 регионах России и Беларуси. Это просветительские и научные проекты – от лекций по УПШ до проведения конференции и подготовки монографии по УПШ. Одним из самых ярких событий последних дней стала публикация первого номера электронного литературного журнала «МЕСТО», (http://mv74.ru/gul/mesto.html)  открывшего новую страницу в истории литературных журналов.

  Говоря о проекте продвижения поэтов и поэтических текстов, обязательно надо сказать, что проекты эти имеют и оборотную сторону: они неизбежно  будут оказывать влияние и на литературный процесс. Поэтому именно эта составляющая проекта особо тщательно продумывается, и именно с нее и начинается проектирование в целом. Эта участь не избежала и «ГУЛ»: в первую очередь это проект ускоренного развития региональной литературы, а уж потом он решает вышеописанные задачи (но тема ускоренного развития литератур выходит за рамки данной статьи, поэтому здесь я ограничиваюсь только этим важным для меня замечанием и настаиваю, что без удержания этой рамки проекты «чистого продвижения» обречены на популизм и скатывание к поэтической попсе).

Н. Лопатина. Марина Владимировна, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о современных уральских авторах. Хотя бы немного!

М. Волкова.   В статье несколько раз упоминались словосочетания «Уральская поэтическая школа»,  «уральская поэзия», «уральские поэты». Настоятельно рекомендую познакомиться с ресурсом, созданным Виталием Кальпиди: http://marginaly.ru/

   Здесь выложены тексты трех антологий и энциклопедии уральской поэтической школы. Начать советую с последней. Увлекательного чтения!

Н. Лопатина. Огромное спасибо, Марина Владимировна, за время, которое Вы нам уделили, за интересный рассказ и, конечно же, за ту неоценимую работу, которую Вы делаете. Удачи, здоровья, творческих успехов!

 

Сведения об авторах

Волкова Марина Владимировна - издатель, культуртрегер ( ООО «Издательство Марины Волковой», Челябинск).

Лопатина Наталья Викторовна – научный редактор журнала «Культура: теория и практика», заведующий кафедрой библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

издательское дело, современная поэзия, Литература 21 века, популяризация литературы, чтение, современные поэты, Год литературы, Челябинск, поэты Урала, Год Уральской литературы.

15.02.2015, 4487 просмотров.