Хакимова Г.А. К ВОПРОСУ О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ

    Проходивший в мае 2015 года в Нюрнберге под девизом «Библиотеки: от истоков – к будущему» („Bibliotheken – von Anfang an Zukunft“) 104-й Съезд немецких библиотекарей, организаторами которого традиционно являются Союз немецких библиотекарей (VDB), Профессиональный союз «Информация – библиотека» (BIB) и Немецкий библиотечный союз (dbv), имел в качестве рабочей программы доклады по девяти тематическим блокам. В приветственном слове, адресованном участникам Съезда, говорится: «Великая цифровая революция, которая изменила большинство областей жизни в последние два десятилетия, показывает важную роль, которую занимают публичные и научные библиотеки при передаче знаний и информации» [3, S. 4].

     Именно по этой теме – новые формы приобретения и передачи знаний («Neue Formen der Wissensaneignung und -vermittlung: Fokus Raum und Lernen»), одному из тематических блоков рабочей программы – развернулась оживленная дискуссия среди библиотечных работников в дни Съезда. Основная тематика докладов была посвящена проблемам повышения информационной грамотности общества на национальном и международном уровне. Совместной комиссией по вопросам информационной грамотности при Союзе немецких библиотекарей и Немецком библиотечном союзе был предложен на обсуждение вопрос об установлении связи между разработкой системы оценок информационной грамотности учащихся и основывающихся на ней стандартизированных методов оценки по определению информационной грамотности. Тем самым комиссия затронула в работе одну из важнейших тем, обсуждаемых среди специалистов библиотечного дела в последнее десятилетие, и обратила свой взор на накопленный по этой теме опыт соседних с Германией стран.

    Как известно, в 2009 году были утверждены Стандарты информационной грамотности студентов (Standards der Informationskompetenz für Studierende). По поручению совместной комиссии по вопросам информационной грамотности при Союзе немецких библиотекарей и Немецком библиотечном союзе Андреас Клингенберг представил проект единой системы оценки уровней информационной грамотности (компетенции) учащихся на всех уровнях образования, которым заинтересовались также в Бельгии, Бразилии, Швейцарии. Подобная шкала оценки компетенций была разработана в свое время при создании системы уровней владения иностранным языком (A1-A2-B1-B2-C1-C2), используемая в Европейском Союзе и устанавливающая единые стандарты определения языковой компетенции во всем мире.

     Система уровней оценки информационной компетенции А. Клингенберг включает в себя требования по осуществлению следующих четырех видов деятельности по поиску информации: поиск, проверка, знание и представление, их рабочие этапы и критерии, т.е. набор навыков и умений, соответствующих каждому уровню. Так, поиск предполагает умение формулировать потребность в знании, находить и выбирать источники, выделять необходимую информацию. Требованиями этапа проверки являются тематическая релевантность, достоверность, формальная точность и полнота освещения информации. Знание означает умение формулировать, сравнивать, располагать в определенном порядке, структурировать информацию. При представлении информации важны простота, семантическая избыточность, познавательное (когнитивное) структурирование и познавательный (когнитивный) конфликт. Уровень элементарной информационной грамотности (компетенции) (А1-А2) должен быть сформирован у учащихся, начиная с начальной школы к середине среднего образования первой ступени. Следующий уровень – уровень самостоятельной информационной грамотности (компетенции) (В1-В2) формируется к концу среднего образования второй ступени. Уровень устойчивой информационной грамотности (компетенции) достигается в системе высшего образования и дальнейшего повышения квалификации [5, S. 30-34]. Стандарты информационной грамотности студентов интегрируются, таким образом, в систему оценки уровней информационной грамотности учащихся, тем самым содействуя постоянному повышению информационной грамотности людей на протяжении всей жизни.

     Интересный опыт по оценке уровня информационной грамотности студентов-бакалавров был представлен в докладе Анны-Катрин Майер из центра «Психологическая информация и документация» имени Лейбница (г. Трир) (ZPID). Сотрудники центра вели работу над двумя исследовательскими проектами: в 2012-2015 гг. был разработан курс по развитию информационной грамотности студентов-бакалавров по дисциплине «Психология» с привлечением метода оценки уровня информационной грамотности (Assessment-Verfahren). А с 2013 по 2016 гг. проводится долговременный анализ сформированности специальных знаний и профессиональной информационной грамотности студентов-бакалавров по дисциплинам «Психология» и «Информатика» к концу третьего семестра. На основе тестирования студентов выявляются декларативные знания («знать, что») и процедурные знания («знать, как») [6, S. 10]. У студентов должны быть сформированы навыки планирования поиска информации (определение и уточнение темы и цели поиска), отбор возможных источников информации (напр. выбор релевантных источников литературы), осуществление поиска (отбор ключевых слов, использование тезауруса) [6, S. 14].

    Важным результатом этих исследовательских проектов является выявление стабильного развития информационной грамотности студентов и получение информации с субъективными оценками студентов о содержании информации, дидактических методах поиска информации, самооценке роста информационных компетенций студентов, а также объективного роста компетенций, т.е. знаний и навыков поиска и обработки информации [3, S. 15].

     С докладом о первом опыте применения системы оценок уровней информационной грамотности учащихся и сформированности информационной грамотности в швейцарских гимназиях выступила Ц. Бернаскони (школа кантона Бюэльрайн, Винтертур). Докладчицей было обращено внимание на то, что раньше библиотеки не имели времени и не умели планировать и организовывать обучение поиску информации. Отсутствие дидактических, а зачастую и теоретических знаний и плана работы библиотек по обучению поиску информации ослабляли состояние школьных библиотек. Задачу по разработке концепции развития информационной грамотности для среднего школьного образования второй ступени поставило перед собой рабочее сообщество немецко-швейцарских медиотек средних школ (ADM). Основой этой концепции послужили разработки по развитию информационной грамотности на начальном уровне и стандарты информационной грамотности, предназначенные для вузовского образования, представленные А. Клингенбергом в проекте общей системы оценки уровней информационной грамотности учащихся. Разделенная на модули, концепция обучения информационной грамотности имеет конкретные учебные цели, темы обучения и содержание. Гармонично интегрируясь в школьный учебный план, данная концепция позволяет составлять как индивидуальные программы обучения информационной грамотности, так и общешкольный годовой план для всех классов в соответствии с возрастом и интересами учащихся. Система стандартных модулей обучения позволяет учитывать также разные профили гимназий Швейцарии (гимназии с экономической или торговой направленностью), предлагая отдельное и индивидуальное обучение, с одной стороны, а с другой, разное содержание обучения. Результатом использования данной концепции является более полная вовлеченность информационных компетенций учащихся на занятиях; для преподавателей гимназий данная разработка является хорошим подспорьем в организации учебного процесса с привлечением приобретаемых учащимися навыков поиска необходимой информации [1].

     Активно обсуждаемая в последние годы тема информационной грамотности заняла в библиотечных кругах немецкоязычного пространства одно из главенствующих положений. Под влиянием стремительного роста информационного потока в центре внимания специалистов библиотечного мира оказывается проблема эффективного поиска и критической обработки информации. Сравнительно позднее вступление Германии в обсуждение проблемы информационной грамотности дает немецкому библиотечному делу шанс участвовать в дискуссии с другими странами и представлять собственные, инновационные проекты, касающиеся информационной грамотности, развивать их и практически реализовывать.

Список литературы:

  1. 1. Bernasconi C. Ist die Informationskompetenz an Gymnasien angekommen? Ein Praxisbericht aus der Schweiz [Электронный ресурс]. URL: https://opus4.kobv.de/opus4-bib-info/solrsearch/index/search/searchtype/collection/id/16253/rows/10/start/0/subjectfq/Informationskompetenz (дата обращения: 06.09.2015).
  2. 2. 104. Deutscher Bibliothekartag in Nürnberg 2015 – Vorträge online ... [Электронный ресурс]. URL: https://oebib.wordpress.com/.../104-deutscher-bibliothekartag-in-nurnberg-2015-vortrage-online-26-29-5-15/ (дата обращения: 04.09.2015).
  3. 3. Hauptprogramm - React-profile.org [Электронный ресурс]. URL: react-profile.org/ebook/DBT2015.../DBT2015_Hauptprogramm.pdf (дата обращения: 04.09.2015).
  4. 4. Klingenberg A. Entwurf eines gemeinsamen Referenzrahmens ... – Schulmediothek [Электронный ресурс]. URL: www.schulmediothek.de/.../referenzrahmen_ik_111111.pdf (дата обращения: 03.09.2015).
  5. 5. Klingenberg A. Referenzrahmen hoch 5: Informationskompetenz für alle Bildungsebenen (Bibliothek der Hochschule für Musik Detmold, Detmold) [Электронный ресурс]. URL: https://opus4.kobv.de/opus4-bib-info/.../index/.../1914 (дата обращения: 03.09.2015).
  6. 6. Mayer А.-К. Systematische Evaluation von Informationskompetenzschulungen durch standardisierte Assessment-Verfahren [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpid.de/pub/.../2015_Mayer_Nuernberg.pdf. (дата обращения: 05.09.2015).

Сведения об авторе

Хакимова Гюльнара Ансаровна

канд. пед. наук, старший преподаватель

 кафедры иностранных и русского языков,

Московская государственная академия ветеринарной

 медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина, г. Москва

К оглавлению выпуска

единая система оценки уровней информационной грамотности., Съезд немецких библиотекарей, информационная компетенция, информационная грамотность

24.09.2015, 1950 просмотров.