Г.И.Булдина ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ В МГИК: ДИССЕРТАЦИИ, ЗАЩИЩЕННЫЕ В 2014-2015 ГОДАХ

Ежегодно диссертационный совет Московского государственного института культуры (МГИК) представляет обзоры диссертаций, защищенных в прошедшем году.

В 2015 году в диссертационном совете Д 210.010.03 под председательством доктора культурологии профессора Л.С. Зориловой защищено 4 работы.  3 диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования и 1 диссертация по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка). Один соискатель (Олонцева Т.А.) является педагогом МГИК.

      Новые диссертационные работы по педагогическим наукам, защищенные в Московском государственном институте культуры, вызывают особый интерес научного сообщества в силу известных всем высоких требований к качеству выполненных исследований. Совет по праву считается одним из наиболее компетентных экспертных коллективов, объединивших выдающихся отечественных ученых: Зорилова Л.С. –  доктор культурологи (председатель совета),  Аронов А.А. – доктор педагогических наук, доктор культурологии, Блох О.А. – доктор педагогических наук,  Волобуев В.А. – доктор философских наук, Казакова А.Г. – доктор педагогических наук,  Щербакова А.И. – доктор педагогических наук, доктор культурологии, Христидис Т.В. – доктор педагогических наук (зам.председателя), Майковская Л.С. – доктор педагогических наук, В.А. Есаков – доктор культурологи и др.

 В 2015 году в диссертационном совете были успешно защищены работы, представляющие интерес для профессионального сообщества и с точки зрения научной новизны полученных результатов, и с точки зрения их значимости для практики педагогической деятельности. 

      Новые страницы внедрены в учебный процесс вузов России: Московский государственный институт культуры, Санкт-Петербургский университет культуры и  искусств, Восточносибирская государственная академия культуры и искусств, Пермская государственная академия искусства и культуры, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Московский областной колледж искусств, Политехнический колледж им. Н.Н.Годовикова, Первый Московский Образовательный Комплекс, Детская школа искусств № 1 г. Белгород, Детская музыкальная школа № 1, № 3, № 5 города Белгорода.

     Результаты диссертационных исследований могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в деятельности образовательных и воспитательных культурных организаций, при подготовке специалистов широкого профиля, при составлении учебных планов и лекций.

 

Кандидатская диссертация  Надежды Александровны Барминой преподаватель специальных дисциплин  «Формирование визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения истории искусств» (научный руководитель – доктор педагогических наук Казакова А.Г.) Актуальность темы исследования. Одной из актуальных проблем современного общества, существующего в условиях глобализации, высоких технологий и инноваций, постоянно меняющихся культурных и образовательных ориентиров, усугубленных интенсивным информационным потоком, выступает ценностное освоение действительности. Ситуация общего информационного хаоса негативно влияет на восприятие и анализ социокультурного пространства в его общечеловеческом и личностном смысле. В этом аспекте наиболее уязвима зрительная (визуальная) модальность или эмпирическая визуальная культура, интерпретирующая зрительные переживания и формирующая общую культуру личности. Вопросы комплексного преподавания дисциплины «История искусств» в профессиональных образовательных организациях художественного профиля в педагогической практике изучены недостаточно. Поэтому разработка самой методологической основы комплексного обучения и формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля средствами дисциплины «История искусств», с учетом компетентностного подхода ФГОС по специальности, является своевременной и актуальной, точно также, как актуальна необходимость систематизации и структурирования отдельных аспектов методологии преподавания «Истории искусств» в условиях информатизации общества, пересматривающего отношение к преподавателю как к основному источнику информации, но оставляя за ним право урегулирования процесса обучения.

Изучение научной литературы и практического опыта в области методики преподавания дисциплины «История искусств» в современной системе интегративного образовательного пространства позволило выявить ряд противоречий между:  с одной стороны, необходимостью в современных педагогических условиях развития экспериментальных и инновационных методов обучения, а с другой - алгоритмизацией педагогического процесса, опирающегося на репродуктивную деятельность обучающихся. А также ключевыми изменениями технических возможностей преподавания, возможностями широкого использования компьютерной техники, коммуникационных средств и отсутствием специальных работ по внедрению, использованию и популяризации компьютерных технологий в области обучения истории искусства. Принципиальным изменением социально-психологических характеристик обучающихся, как субъектов обучения, для которых виртуальное пространство становится средой обитания и психолого-педагогическими основами, базирующимися на репродуктивном способе познания. Научная новизна исследования заключается в том, что с помощью сравнительно-сопоставительного анализа диссертационных исследований последнего десятилетия по данной теме, были определены и проанализированы основные позиции, наиболее полно отражающие ключевую проблему современного образования – формирование профессиональных компетенций у студентов СПО с применением инновационных педагогических технологий:

- Были выявлены и сопоставлены психолого-педагогические и средовые характеристики студентов, например: недостаточный уровень образования и профессиональной мотивации, негативное влияние ближней среды, социальная неустроенность, но, в то же время, высокую сензитивость и способность к дивергентному мышлению.

- Определена сущность визуальной культуры, как область собственно культуры человека, которая отвечает за способность восприятия, анализа, интерпретации и сопоставления визуальных образов, а также возможного последующего создания на основе эстетического опыта индивидуальных художественных образов. Раскрыто понятие визуальности как одного из важнейших перцептивных психофизиологических составляющих современного человека. Проанализирована культурная ситуация нового века как переходящая из вербальной парадигмы в визуальную. Доказано, что данный аспект необходимо учитывать в современных педагогических реалиях, так как студенты колледжей, высших учебных заведений художественных профилей в будущем призваны создавать авторские произведения и, таким образом, формировать вкусы общества.

- Выявлена важность истории искусств как средства формирования визуальной культуры у студентов художественного профиля. А именно, неограниченные возможности дисциплины при грамотном комплексном педагогическом воздействии на обучающихся. Проанализированы возможности вариативного преподавания дисциплины с помощью различных комбинаций инновационных педагогических технологий на основе дивергентного мышления.

- Диагностика современного состояния проблемы формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля показала, что максимальная учебная нагрузка по дисциплине «История искусств» позволяет реализовать основные требования ФГОС по специальности в части профессиональных умений и знаний, а также общих и профессиональных компетенций, но является не вполне достаточной для формирования визуальной культуры. Было выявлено, что общие дефинитивные (итоговые) значения показателей визуальной культуры снижены из-за отсутствия открытости и доступности новых теоретических, а в особенности, практических исследований в данной области. При активном внедрении в образовательный процесс отдельных инновационных элементов преподавания, в целом отсутствует комплексная система, позволяющая системно решать проблему визуальной эрудиции.

- С целью формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля и вузов искусств была разработана авторская методика преподавания дисциплины «История искусств», основанная на личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогике, и матрично-обобщающая методика оценки эффективности формирования визуальной культуры студентов средствами Microsoft Excel с целью уточнения системы последующих педагогических мероприятий, направленных на эффективное формирование визуальной культуры.

 

Кандидатская диссертация Дмитрия Валерьевича Васева  доцента кафедры сценической речи, вокала и пластики «Формирование профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей» (научный руководитель - кандидат педагогических наук Масленникова З.А.) Актуальность исследования. Концепция развития образования до 2020 года опирается на реалии современного общества, которому необходимы творческие конкурентоспособные специалисты с качественно новым уровнем образованности, от которых в значительной мере будет зависеть развитие социально-культурной сферы, обеспечивающей повышение уровня социальной и гражданской активности населения. Статья 69 Закона «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ) целью высшего образования ставит «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации». Реформирование и модернизация системы отечественного образования, являющегося основой социально–экономического и духовного развития России, потребовали изменения профессиональной подготовки студентов театральных специальностей на научно-теоретическом, научно-методическом и социально-педагогическом уровнях. Ценностные доминанты высшей школы, актуализированные в профессиональной и социальной деятельности, предполагают преобразующую деятельность педагогов, направленную на изменение сознания, мировоззрения, психологии, нравственное воспитание личности; приобретение ею знаний, умений, навыков, опыта, необходимых для жизни в обществе, осознанного получения профессионального образования. Инновационность образования на данном этапе развития общества в том, что оно нацелено не на передачу знаний, а на овладение, предписанными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, компетенциями, обеспечивающими профессионально-практическую деятельность в динамично изменяющихся условиях. Информатизация образования инициировала совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и форм обучения, воспитания в соответствии с поставленными задачами, ориентированными на познавательную деятельность в течение всей жизни. Социально-экономические преобразования, происходящие в российском обществе, по-разному влияют на профессиональное и культурное становление личности. Проведённые исследования показали снижение общей, и в частности речевой, культуры молодёжи, которая отражает образованность, культуру, духовность, неповторимость, индивидуальность человека; его бытие. Актуальность исследования в том, что именно художественное чтение, выступающее как средство формирования профессиональных компетенций, может совместить требования федерального государственного образовательного стандарта и специфику подготовки студентов театральных специальностей. На основании изучения опыта преподавания дисциплины «Сценическая речь», анализа психолого-педагогической литературы, публикаций, исследований по данной проблеме были конкретизированы объективно сложившиеся противоречия:

– между потребностью общества и отрасли культуры и искусства в личности качественно нового уровня образованности и недостаточно теоретически и методологически обеспеченным образовательным процессом;

– между требованиями государственного стандарта к формированию компетенций у студентов театральных специальностей и недостаточной разработанностью реализации этого процесса;

– между потребностью студентов проявить свои творческие возможности в профессиональной деятельности и применяемыми методами и средствами обучения, не дающими полно удовлетворить эту потребность.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:

– установлена зависимость качества профессиональной подготовки студентов театральных специальностей от состояния культурно-образовательной среды вуза, которая сочетает в себе традиции и новации; создаёт условия для применения новых технологий, развития профессиональной и общей компетентности, культуры специалистов;

–раскрыта функционально-содержательная сущность общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, обеспечивающих единство теории и практики, формирующих у студентов театральных специальностей профессиональную и общую компетентность, позитивное мировоззрение, определенный уровень культуры;

– введён эмоционально-смысловой анализ литературного текста, дающий возможность средствами художественного чтения в течение всего образовательного процесса планомерно осваивать компетенции, развивающие «дикционную, интонационно-мелодическую и орфоэпическую культуру речи; умения работать с авторским словом, образной, содержательной, действенной, стилевой природой драматурга»; активизирующий восприятие, творческое созидательное переосмысление текста литературного произведения;

– создана дидактическая модель формирования профессиональных компетенций у студентов театральных специальностей средствами художественного чтения, координирующая действия участников в соответствии с поставленной целью, определяющая условия осуществления образовательного процесса, формы, методы, средства, критерии оценки освоения компетенций;

– разработана и апробирована экспериментальная методика формирования профессиональных компетенций средствами художественного чтения у студентов театральных специальностей, объединяющая теоретический курс освоения компетенций и практическую составляющую – индивидуально-компетентностные задания, тренинги, художественно-творческие показы, самостоятельную работу; эффективность методики подтверждена результатами, полученными в ходе эксперимента.

 

Кандидатская диссертация Этери Георгиевны Каишаури  преподавателя кафедры фортепиано «Влияние возрастных особенностей учащихся на процесс обучения игре на фортепиано в учреждениях дополнительного образования» (научный руководитель – доктор педагогических наук Цыпин Г.М.) Актуальность исследования. Состояние современного общества настоятельно требует реального повышения культурного уровня российской молодёжи, стоящей на пороге самостоятельной жизни и уже сегодня принимающей эстафету от старшего поколения. Между тем, в высказываниях видных общественных деятелей, представителей интеллектуальных кругов социума, наблюдаются серьёзные опасения в том, отвечает ли общекультурный, духовный уровень подрастающего поколения тем многообразным и сложным  задачам,  которые этому поколению предстоит решать в недалёком будущем.

Представители российской художественно-творческой интеллигенции указывают в этой связи на необходимость  существенного улучшения  эстетического воспитания и образования  детей, подростков, юношей и девушек, обучающихся в учебных заведениях различного профиля. На повестку дня встают в этом контексте и вопросы музыкально-эстетического воспитания, являющегося одной из принципиально важных ветвей общекультурного, духовного воспитания.

Музыкальное воспитание и образование в России имеет давние и славные традиции, берущие своё начало в далёком прошлом. Существенный вклад в становление этих традиций был внесён в первой половине XIX столетия такими музыкантами как Д. Фильд, А. Гензельт и др.  Вторая половина ХIХ столетия была отмечена творческими достижениями ряда выдающихся мастеров музыкальной педагогики и исполнительства – А. Г. Рубинштейна, Н. Г. Рубинштейна, Т. Лешетицкого, А. Н. Есиповой, К. Ю. Давыдова, чьи педагогические подходы остаются во многом актуальными и до настоящего времени. Есть основания утверждать, опираясь на архивные источники, что возрастные факторы в обучении музыки учитывались в преподавательской деятельности каждого из названных музыкантов.

Достижения отечественной музыкальной педагогики прошлого были приумножены в ХХ в. Свидетельством тому является множество впечатляющих побед молодых российских исполнителей (пианистов, вокалистов, скрипачей и др.) на международных музыкальных конкурсах.  Но конкурсные триумфы это лишь одна сторона дела. Не менее, если не более важно то, что в СССР была создана и успешно функционировала обширная сеть музыкальных учебных заведений различных уровней. Система, о которой идёт речь, успешно действовала на протяжении ряда десятилетий. Её высокий профессиональный авторитет признавался во всём мире. Однако, согласно закону о единстве – и взаимодействии, взаимозависимости противоположностей, система постепенно стала переходить в новое состояние. Обнаружились и в открытую заявили о себе противоречия,– как основные, так и побочные, как объективные, так и субъективные, – поставившие на повестку дня ряд принципиально важных вопросов обучения и воспитания учащихся – музыкантов.

Анализ этих противоречий, а также тесно связанных с ними недочётов и изъянов в широкой практике преподавания, приводит к выводу, что наиболее существенными среди них являются:

– противоречие между требованием всесторонней, универсальной профессиональной подготовки специалистов – и узкоремесленническим подходом к обучению, акцентуацией технологического компонента в процессе занятий;

– противоречие между требованием целенаправленности обучения, ориентацией на определённый и предвосхищаемый результат, – и нередкой размытостью целевых установок и ориентиров в обучении (кого и с какой целью обучать, из каких приоритетов исходить в процессе занятий, соответственно, на какие методологические подходы опираться в ходе этих занятий);

– противоречие между актуальным курсом на всестороннюю психолого-педагогическую компетенцию учителя музыки – и заметной недостаточностью психолого-педагогической подготовки значительной части современного музыкального учительства, в частности, недостаточностью  знаний, относящихся к влиянию возрастных особенностей учащихся на процесс обучения. Последнее из названных противоречий, находясь в системной связи с двумя предыдущими, определило тематику и основную направленность исследования. Его актуальность проистекает из необходимости изучения и теоретико-методической разработки возрастных аспектов преподавания музыки. Научная новизна исследования: 

– систематизированы и спроектированы в плоскость  специфики Детских музыкальных учебных заведений в аспекте основной проблемы  интегрированные  педагогические подходы мастеров музыкальной педагогики и теоретико-методические подходы и технологии отечественных и зарубежных учёных в области возрастной педагогики. Определен в этой связи круг компетенций педагогов музыкальных школ по управлению развитием ребенка в плоскости здорового становления личности в процессе обучения музыки, включающий вопросы  воздействия возрастных особенностей на процесс обучения игре на фортепиано, влияние процессов акселерации на содержание и формы учебно-воспитательной работы в учреждениях дополнительного музыкального образования.

– определены основные этапы и стадии онтогенетического «маршрута» обучающегося в  плоскости «индивидуальное музыкальное обучение – возрастные особенности – итоговые возможности». Выявлена специфика организации индивидуального общего и профессионального развития учащихся-музыкантов на различных возрастных ступенях. 

– показаны возможности оптимизации учебно-воспитательного процесса с учётом, с одной стороны, возрастных сдвигов и преобразований в сознании учащихся, с другой, – построения учебной работы с использованием «оптимальных сроков обучения».

– сформулированы в этой связи  методологические  рекомендации педагогам музыкальных школ по организации учебного процесса с учетом возрастного фактора, с описанием условий позитивного музыкального развития, а также причин и следствий упущенных возможностей позитивного развития.

 

Кандидатская диссертация Татьяны Андреевны Олонцевой преподавателя кафедры русского народно-певческого искусства «Формирвание профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки» (научный руководитель – кандидат педагогически наук Спинжар Н.Ф.) Актуальность исследования определяется современными тенденциями развития профессионального образования в области культуры и искусства, связанными с возрождением традиционных духовных ценностей русской национальной культуры. Профессиональная подготовка студентов-хормейстеров не может осуществляться без учета новых задач, возникающих в настоящее время перед высшей школой в связи с тем, что потребность в национальной идентичности стала занимать возрастающее значение в жизни российского общества. Будущий специалист, бакалавр должен обладать способностью положительного влияния на процессы обращения российского общества к истокам русской православной музыки посредством просветительской, научной и педагогической деятельности, так как духовная музыка становится неотъемлемой частью репертуара профессиональных коллективов, учебных хоров музыкально-образовательных учреждений, детских школ искусств, хоровых студий и самодеятельных коллективов.

Образовательные, воспитательные и исполнительские возможности православной хоровой музыки делают ее неоценимым источником совершенствования исполнительской культуры студентов-хормейстеров. Традиционные жанры русской православной музыки периода Древней Руси русское барокко (знаменная монодия, троестрочие, канты, партесное многоголосие) расширяют возможности учебного процесса в вузе, повышают его эффективность, создают возможности для многоплановой и разнообразной деятельности будущего исполнителя, артиста хора, дирижера-хормейстера, руководителя вокально-хорового коллектива. Кроме того, изучение русской православной  музыки является фундаментом развития профессионального подхода у студентов-хормейстеров к истории хорового искусства. В этой связи возникла необходимость в корректировке содержания, форм и методов профессионально-исполнительской подготовки будущих хормейстеров в вузе.

Педагогический процесс формирования профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров в вузе характеризуется существенными противоречиями между:

- потребностью в теоретическом осмыслении и методологическом обосновании методов и принципов формирования профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки и недостаточной научной разработкой сущности и специфики профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров в связи с изменившимися социально-культурными тенденциями развития общества и профессиональной сферы деятельности будущих руководителей хоровых коллективов;

- потребностью российского общества в приобщении к высоким образцам русской православной певческой культуры и недостаточным вниманием к изучению и исполнению русской православной музыки в процессе профессионального образования;

- необходимостью создания в учебном процессе педагогических условий  в виде разработанной научно-педагогической базы по освоению профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров  в области репертуара русской православной музыки – и недостаточностью соответствующих научно-методических и дидактических исследований и разработок в данной области;

- потребностью в специальных методических разработках педагогических средств формирования профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров и недостаточным учебно-методическим материалом;

- необходимостью проведения педагогической диагностики уровня сформированности профессионально-исполнительских умений у студентов-хормейстеров и отсутствием апробированной, научно обоснованной системы критериев, показателей и диагностических средств, применяемых в процессе формирования профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров на основе изучения и исполнения произведений русской православной музыки, включая периоды Древней Руси и русского барокко.

Исходя из выше сказанного, тема данного исследования видится весьма актуальной, поскольку, овладение будущими дирижёрами-хормейстерами стилистикой музицирования различных эпох и направлений, требующих глубокого анализа и специфических технологических приёмов в процессе педагогической рефлексии, позволит сохранить культурные ценности, не утратившие способности удовлетворять эстетические потребности российского общества, и, кроме того, что не менее важно, – быть конкурентно-способными в пространстве современной международной концертной деятельности. Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. Выявлены профессионально-исполнительские умения, среди них: а) умение осознанно-осмысленного вокально-хорового интонирования, на основе знаний о зонном строе, выявляющего выразительный художественный образ музыкального произведения; б) умение читать хоровые партитуры, предполагающее производить быстрый зрительный анализ партитур; в) умение внутренним слухом слышать хоровые партитуры в вокально-хоровых тембрах; г) умения анализировать хоровые партитуры, применяя метод сравнительного анализа; д) умение, связанного с  техникой дирижирования, обеспечивающего передачу исполнителям посредством развитой дирижерской техники свое понимание того или иного музыкального сочинения; е) умение, связанного с ведением репетиционной работы, наиболее полно и точно реализовывающего в живом звучании голосов творческий замысел композитора, заложенного в партитуре произведения.

2. Выявлены особенности профессионально-исполнительской подготовки студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки.

3. Определены и классифицированы педагогические условия формирования профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров  в процессе изучения православной музыки.  Классификация педагогических условий проведена нами по трем различным группам.

4. Разработаны критерии диагностики уровня сформированности профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров.

           5. Разработана и апробирована экспериментальные методика   формирования профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров на основе спецкурсов, отличительной особенностью, которых является использование в учебном процессе обширного материала русской православной музыки с включением периодов Древней Руси и русского барокко и последующим внедрением спецкурсов в учебный процесс хоровых кафедр вузов культуры и искусств.

Сведения об авторе

 

 

 

 

Булдина Галина Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и книговедения,  Ученый секретарь диссертационного совета  Д 210.010.03

К оглавлению выпуска

формирование общекультурных и профессиональных компетенций., чтение, социальная сеть

16.02.2016, 3711 просмотров.