М.С.ГАЛЯВИЕВА АЛЬТМЕТРИЯ И НАУЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ: НОВАЯ ТОЧКА ПЕРЕСЕЧЕНИЯ

   В настоящее время информационная среда научной коммуникации, в которой создается и распространяется научное знание, претерпевает динамичные и глубокие изменения.

   Экспертами IFLA выявлены пять основных тенденций, определяющих формирование информационной экосистемы (Information Ecosystem) будущего: (1) новые технологии как расширяют, так и ограничивают круг тех, кто имеет доступ к информации; (2) онлайн-образование способствует демократизации и одновременно деформирует сложившуюся глобальную систему обучения; (3) границы конфиденциальности и защиты персональных данных будут пересмотрены; (4) в гиперсвязанном обществе (hyper-connected societies) будут услышаны и получат значение новые голоса и новые сообщества; (5) глобальная информационная экономика будет трансформироваться под воздействием новых технологий [7].

   Среди существенных особенностей современной информационной среды научной коммуникации перечислим [2; 3; 4]: достигнутый уровень развития информационно-коммуникационных технологий; все большее размывание существовавших ранее достаточно четких границ между формальной и неформальной коммуникациями; изменение подходов к понятию «публикация»; открытый доступ; формирование виртуального научного пространства (виртуальное сотрудничество, виртуальные научные коллективы, онлайн-коммуникации и пр.); создание и развитие цифровой научной инфраструктуры (электронные библиотеки, издательства, журналы, архивы, институциональные репозитории и т. п.); формирование системы идентификации авторов и объектов (ResearcherID WoS , Author Identifier Scopus, SPIN код РИНЦ, ORCID, DOI); использование облачных технологий, мобильных устройств и приложений и пр.

   Сегодня научные и вузовские библиотеки сталкиваются с необходимостью переосмысления своей роли и функций в системе научной коммуникации, с проблемой поиска новых путей информационно-библиотечного обеспечения научно-исследовательской деятельности и предоставления услуг, отвечающих запросам современных пользователей. Современная информационная среда научной коммуникации способствует реализации новых типов сотрудничества ученых, издателей и библиотекарей и появлению новых ролей для библиотек и библиотекарей. Научные и вузовские библиотеки стремятся занять более активную позицию и выступают активными партнерами на всех стадиях «жизненного цикла» научного исследования: от информирования и предоставления доступа к коллекциям документов до публикации, размещения, распространения, анализа и оценки результатов исследований. В качестве приоритетных направлений деятельности научных библиотек перечислим: создание и сопровождение репозиториев открытого доступа; управление научными данными (research data management, RDM); курирование научных данных (data curation); информетрия (библиометрия, наукометрия, вебометрия, альтметрия); службы поддержки электронных публикаций (e-publishing services) и пр. [4].

   Создание глобальной сети дало начало новым формам научного дискурса. Инструменты Web 2.0 предоставляют ученым еще более быстрые и менее формальные пути к коммуникации внутри и вне научного сообщества. В последние годы все большее количество ученых использует в профессиональных коммуникациях разнообразные социальные медиа, такие как, блоги, микроблоги (Twitter), социальные сети (Facebook, Google+), научные сети (Academia.edu, Mendeley, ResearchGate), онлайновые платформы для работы с библиографическими данными (CiteULike, Zotero и др.) и пр. [2; 3].

  Заметим, что изменения претерпевают не только традиционная модель публикации и распространения научного знания, но и модель его оценки. Сегодня, наряду с традиционной экспертной оценкой широко используются наукометрические (библиометрические) показатели (количество публикаций, их цитируемость, импакт-фактор журнала, h-индекс автора и др.) и сетевые подходы (вебометрия, альтметрия и др.).

   Новое, активно развивающееся направление исследований получило название «altmetrics» (alternative metrics, англ. яз.) или «альтметрия» (альтернативные метрии, русс. яз.). Альтметрия рассматривается как подобласть более широкого понятия «информетрия». Становление и развитие данного направления информетрических исследований берет начало от вебометрии, онлайн-наукометрии, наукометрии 2.0 и т. п. [1; 3].

   Термин «altmetrics» был введен Дж. Примом (J. Priem) в 2010 г. и использован в хештеге twitter#altmetrics. Понятие «altmetrics» понимается как создание и исследование новых «метрик» для анализа научной коммуникации (научного воздействия, коммуникационного поведения ученых) вне традиционных каналов системы научной коммуникации, а именно, в социальных и профессиональных сетях, блогах, форумах и т. п. При этом альтметрики (альтернативные показатели) рассматриваются как дополнение к традиционным библиометрическим показателям [10].

   Среди потенциальных преимуществ альтметрик перечисляют [6; 9; 10]:

-        более детальное понимание воздействия, демонстрирующее, какие «научные продукты» прочитаны, обсуждены, сохранены и рекомендованы (по аналогии с «процитированы»);

-        получение оперативных данных, предоставляющих доказательство воздействия в днях вместо лет;

-        просмотр воздействия таких «научных продуктов», как наборы данных, программное обеспечение, сообщения в блоге, презентация, видео и др.;

-        отражение признаков воздействия на более разнообразную аудиторию, включая не только ученых, практиков, педагогов, но и широкую общественность.

   Существует большое количество разнообразных альтметрик, а именно: количества читателей, просмотров, загрузок, закладок, упоминаний, число комментариев, количество «нравится/не нравится» и т. п.

   В качестве примеров программ (altmetrics-инструментов), используемых при проведении исследований, назовем Altmetric (www.altmetric.com/), ImpatStory (www.impactstory.org/‎) и Plum Analytics (www.plumanalytics.com/‎). Например, ImpactStory (www.impactstory.org/‎) – программа, воспользоваться которой может любой желающий. Ученому-исследователю необходимо загрузить свои статьи и другие «научные продукты» с помощью Google Scholar, ORCID (Open Researcher and Contributor ID) или указать DOI (Digital Object Identifier) статей. Программа сформирует отчет, содержащий информацию, как о традиционных ссылках, так и altmetrics-данные.

   Издатели одними из первых активно включились в процесс использования альтернативных показателей. В 2009 г. публичная научная библиотека PLoS (Public Library of Science) стала первым издательством, запустившим приложение Article-level Metrics (ALM, см. http://article-level-metrics.plos.org/alm-info/) или «метрики на уровне статьи». ALM включают периодически обновляемый набор разнообразных показателей для оценки академической (scholarly visibility) и социальной видимости (social visibility) отдельно взятой научной статьи, а именно, цитирований (Cited), просмотров (Viewed), сохранений (Saved), обсуждений (Discussed) и рекомендаций (Recommended). Например, для каждой опубликованной статьи PLOS доступны такие данные, как число цитирований (ISI Web of Science, Scopus, GrossRef, PMC, Europe PubMed Central, Google Scholar), просмотров и загрузок (отдельно в PDF, HTML, XML форматах для PLoS и PMC), закладок (Mendeley, CiteULike), комментариев и обсуждений в социальных медиа (Twitter, Facebook, Wikipedia, Google blogs и пр.) [3].

  Важность и признание ALM-показателей в научном сообществе подчеркивает тот факт, что в настоящее время многие крупнейшие издательства мира используют их для документирования и отображения влияния статей, которые они издают. Например, издательская группа Nature Publishing Group (см. http://www.nature.com
/press_releases/article-metrics.html), издательства Elsevier (http://elsevier.ru), Copernicus Publications (http://publications.copernicus.org/services/article_level_metrics.html), IOP Publishing (http://iopscience.iop.org/info/page/article-level-metrics) и др.

   Подчеркнем, что современные библиотеки реализуют исследования в различных подобластях информетрии: от библиометрии до вебометрии и альтметрии [5]. С развитием альтметрии для библиотек появляются новые возможности участия в динамичных процессах создания, распространения и оценки научного знания. Среди перспективных направлений деятельности библиотек в данной области называют: (1) предоставление библиотекам дополнительной информации при рассмотрении вопроса управления ресурсами (подписка, стоимость и пр.); (2) предоставление информации о рентабельности инвестиций в формирование библиотечного фонда (коллекций); (3) участие в формировании собственной информационной среды научного учреждения (вуза, факультета); (4) информирование ученых, аспирантов и студентов о последних исследованиях в данной области; (5) поддержка и проведение исследований с помощью altmetrics-инструментов; (6) обучение альтметрии на начальном уровне (altmetrics просвещение и пропаганда) [6; 8; 9].

   Полагаем, что библиотекари имеют хорошую возможность, чтобы использовать новые инструменты для обеспечения обратной связи с исследователями; информирования научного сообщества о целях и способах использования альтметрик; участия в процессе формирования новой исследовательской культуры специалистов в современной информационной среде научной коммуникации.

Список литературы

  1. 1.       Галявиева М.С. О становлении понятия «информетрия» (обзор)// НТИ. Сер. 1. – 2013. – № 6. – С. 1–10.
  2. 2.       Галявиева М.С. Altmetrics и библиотеки: тенденции, возможности и проблемы// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – № 4–1. – С. 27–32.
  3. 3.       Галявиева М.С. Альтметрия или новые показатели научной коммуникации в среде Web 2.0// Ученые записки ИСГЗ. – 2014. – № 1–2 (12). – C. 241–247.
  4. 4.       Галявиева М.С. О новой роли научных библиотек в современной информационной среде научной коммуникации// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 1. – С. 104–109.
  5. 5.       Галявиева М.С. Информетрические исследования в библиотеках: от библиометрии до альтметрии// Труды ГПНТБ СО РАН. – 2015. – № 8. – С. 46–51.
  6. 6. Galligan F., Dyas-Correia S. Altmetrics: Rethinking the Way We Measure// Serials Review. – 2013. – Vol. 39. – P. 56–61.
  7. 7. IFLA Trend Report Examines the Future of the Information Ecosystem. – URL: http://trends.ifla.org (дата обращения: 01.02.2016).
  8. 8. Lapinski S., Piwowar H., Priem J. Riding the crest of the altmetrics wave: How librarians can help prepare faculty for the next generation of research impact metrics// College & Research Libraries News. – 2013. – Vol. 74, No. 6. – P. 292–300.
  9. 9. Meaningful metrics: a 21st century librarian’s guide to bibliometrics, altmetrics, and research impact / ed. by R.C. Roemer, R. Borchardt. – Chicago, Illinois 2015. – 251 p.
  10. 10. Priem J., Taborelli D., Groth P., Neylon C. Altmetrics: A manifesto. – URL: http://altmetrics.org/manifesto/ (дата обращения: 01.02.2016).

Сведения об авторе

ГАЛЯВИЕВА Миляуша Саляхутдиновна, доцент кафедры информатики Казанский государственный институт культуры

К оглавлению выпуска

bibliometrics, библиометрия, подписка, information environment, информационная среда

23.04.2016, 794 просмотра.