Н.В.Лопатина, О.Б.Сладкова ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АНАЛИТИКИ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Виртуальная социокультурная реальность сложна и многообразна, в ней происходят процессы глобализации и локализации, появление новых идентификаций, отражается старение социума, возникновение новых типов рациональности и иррациональности, развиваются различные модели поведения и т.д., поэтому изучение такого объекта может дать интересные результаты для понимания современного человека, мотивов его действий и группового взаимодействия. С другой стороны, исследование виртуального пространства невозможно с помощью классического инструментария. В целом социальное и гуманитарное знание испытывает сильное влияние естественных наук, техники и технологических достижений. Это влияние стимулирует в социальных науках стремление к большей точности, строгости анализа использования количественных методов, что приводит к раскрытию ранее не замечавшихся исследователями сторон явлений и культурных практик. Данная тенденция с еще большей отчетливостью проявляется в исследованиях сетевого социокультурного пространства. В этом контексте следует воспринимать появление нового исследовательского инструментария в виде социально-информационных технологий, которые в большинстве своем строятся на получении эмпирических данных и их интерпретации. Их главная задача - обеспечить фактами теоретические построения, так как не подтвержденные анализом фактических данных теоретические учения обедняют процесс познания социокультурной реальности.
Как отмечают специалисты в области теории познания, эмпирические данные имеют прямое отношение к объяснению теоретических построений, в том числе:
- наличие их в арсенале исследователя способствует выработке более богатых мыслительных образов соответствующих объектов;
- они позволяют представить составные части и основные характеристики изучаемого объекта,
- помогают вводить в научный оборот новые, часто междисциплинарные понятия,
- оперирование фактическими количественными сведениями позволяет двигаться в познании от конкретных проявлений к сущности и от сущности к ее частным случаям,
- данные, полученные эмпирическим путем, дискредитируют чисто спекулятивный подход,
- использование фактических данных позволяет добиваться согласованности теорий с массой накопленных фактов,
- методики получения фактических данных вносят вклад в правила и процедуры исследования,
- показатели, шкалы, рейтинги, в частности являющиеся инструментарием мониторинга, могут иметь собственное теоретическое и практическое значение.
Оперирование эмпирическими данными социокультурного характера имеет особенности, связанные, прежде всего, со спецификой среды: социокультурные объекты отличаются более низкой степенью формализации и непредсказуемостью вектора связей социальных взаимодействий. Измерение объектов социальной среды принципиально отличается от объектов природной и техногенной сферы тем, что проводится не с помощью специальных приборов, а часто с помощью самих респондентов, фиксации их отношения к определенному факту. Повторение естественнонаучного эксперимента – непременное условие его достоверности, в то время как повторение социального эксперимента может быть разрушительным для среды. В процессе измерения объект социальной среды меняется, но так же меняется и инструмент измерения.
Важнейшей процедурой измерения является выбор индикаторов, т.е. осмысленного числового выражения, в основе которого лежит концепция, характеризующая состояние и тенденции развития наблюдаемого объекта. Не всегда массовые индикаторы, разработанные государственными организациями, могут подойти для фиксации изменений наблюдаемого объекта среды. Для этих случаев исследователи специально разрабатывают параметры, определяющие своеобразие объекта наблюдения. Параметры (индикаторы) могут быть представлены в виде вопросов, характеризующих отношение к какому-либо явлению, процессу, персоне или отражать новые не осмысленные обществом качества наблюдаемого предмета. Для того чтобы такие качества были понятны, основу измеряемых параметров должны составлять элементарные, узнаваемые характеристики, паттерны: они могут выражаться не только словами, но и графическими способами оценки (например, лайками). Часто для измерений социальных объектов строятся шкалы, основанные на установленных отношениях между наблюдаемыми объектами: старше - моложе, лучше - хуже, больше - меньше. Построение измерений при этом имеет целью описание латентных, интуитивно воспринимаемых переменных.
В целом измерение социальных объектов помогает сформулировать эмпирическую систему отношений между наблюдаемыми объектами, чтобы установить причинно-следственную связь явлений социальной (в том числе виртуальной) среды и построить прогноз развития этих отношений.
Большинство исследователей, изучающих цифровую культурную среду, останавливаются на измерении состояния системы культурных артефактов в виртуальном пространстве. Это позволяет оценить вклад государства, общественных объединений, частной инициативы в развитие гуманитарного и культурного просвещения в Интернет. Однако подобные исследования дают процессуальную констатацию, но не показывают результативность сделанных усилий. Вместе с тем, именно данный момент является принципиально важным для аналитики цифровой культурной среды как инструмента управления ею.
Оценка результативности цифровой культурной среды как артефакта сложной структуры и генезиса предполагает создание многокомпонентной системы индикаторов, основным содержанием которой выступает изучение уровня соответствия функционирующих Интернет-ресурсов их целевому назначению. Декомпозиция основного содержания проводится нами по линии разделения индикаторов, характеризующих, с одной стороны, уровень доступности ресурсов целевой аудитории (преодоление цифрового неравенства и т.п.), и, с другой стороны, результативность непосредственно цифрового контента. Второе направление развивается катастрофически медленно, усиливая риски влияния антигуманистических сил на современную личность. Мы предлагаем остановить внимание именно на втором направлении и поставить задачу разработки нового научно обоснованного инструментария аналитики цифровой социокультурной среды.
Цифровой контент, наряду со специальной инфраструктурой, которая транслирует его массам, выступает основным элементом социально-информационных технологий - совокупности методов и средств информационного воздействия на общество с целью получения определенного социального результата. Интернет-проекты культурного и гуманитарного просвещения, создающие цифровую культурную среду, используют цифровой контент, во-первых, с преобразующими целями, целями развития личности (художественное, эмоциональное, эстетическое, духовное, интеллектуальное развитие), во-вторых, для изменения социального поведения (оптация, коррекция и т.д.).
Исходя из этого, объектом изучения выступает человек, потребитель, а предметом – его личностные характеристики, общекультурные компетенции и поведение (как результат воплощения в социальных практиках особенностей личности и компетенций) в динамике, под влиянием цифрового контента в области культуры и искусства.
Антропологические исследования цифровой культурной среды требуют отбора исследуемой группы в зависимости от содержательной и целевой специфики цифрового контента. При этом сама цифровая среда позволяет в исследовательском процессе моделировать уровни воздействия на аудиторию: полный охват целевой аудитории, дифференциация и многоаспектная сегментация (по демографическим и психографическим признакам), проникновение на микро-уровень (уровень отдельной личности) – и изучать компетентностную и поведенческую динамику на всех этих уровнях. Это ставит задачу выработки коллективных и индивидуальных индикаторов.
Система индикаторов включает набор фиксируемых реакций на цифровой контент и их последовательное применение для анализа аудитории. Например, количество лайков и перепостов у конкретной публикации рассматривается как основа выборки и «точка отсчёта»: выявляется контингент отметивших публикацию и изучается их дальнейшее поведение в рамках Интернет-проект и в зоне его пересечения с реальностью. В их числе
- фиксирование обращения к другим публикациям и анализ их круга с точки зрения повышения сложности, расширения тематического круга, системности выбора и т.п.;
- анализ комментариев по ряду критериев;
- фиксирование форм реальной и виртуальной активности в области культуры и искусства (публикации, комментарии, фотографии, блоги и т.д.).
Система индивидуальных индикаторов включает критерии и показатели (например, высокий, средний, низкий, нулевой) оценки уровня развитости ряда компетенций (готовность личности использовать цифровой художественный контент, способность к ценностно-ориентировочной деятельности, запас художественных знаний, тезаурус, сформированность мотивационных предпочтений и т.д.) и характеристик поведения в цифровой художественной среде (интенсивность, творческая активность, системность, самостоятельность, рефлексивность, резистентность и т.д.).
Сведения об авторах
-
ЛОПАТИНА Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры;
-
СЛАДКОВА Ольга Борисовна, доктор культурологии, профессор кафедры педагогики и психологии РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева
проекты, information environment
23.04.2016, 2001 просмотр.