ДАНЬЯРО УСМАН ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УНИВЕРСИТЕТСКИХ БИБЛИОТЕКАХ НИГЕРИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

   Система университетского образования Нигерии в настоящее время включает 128 университетов и представлена федеральными университетами (40), университетами штатов (38) и частными (51); соответственно столько же имеется университетских библиотек. Все университеты признаны Национальной Комиссией Университетов (NUC – The National Universities Commission) – правительственной организацией, которая занимается вопросами управления высшим образованием в Нигерии, в т.ч. утверждает и аккредитует все университетские программы [1]. Сорок федеральных университетов и десятки колледжей находятся под непосредственным управлением этой комиссии. Кроме того, в Нигерии действует 59 федеральных политехнических колледжей, находящихся в подчинении правительств штатов. Они были созданы для подготовки технических специалистов и учителей. Политехнические колледжи и их библиотеки курирует Национальный совет по техническому образованию (NBTE) и Национальная комиссия по колледжам.

   В период перехода от информационного общества к обществу знаний главным капиталом информационной цивилизации становится интеллект, знания и профессионализм, а общим инструментом их развития и взаимодействия – информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В этих условиях происходит активная модернизация системы высшего образования, в которой решающая роль в информационном обеспечении и поддержке научно-исследовательской деятельности и образовательного процесса в учреждениях высшего образования принадлежит университетским библиотекам [2, с. 16]. Главными компонентами информационно-технологической среды, которые заставляют университетские библиотеки жить по правилам этой среды и максимально быстро адаптироваться к ней, являются: «веб-платформы нового поколения, в частности, интернет-сервисы, развивающие возможности веб 2.0 и других приложений; открытые мобильные платформы и мобильные коммуникации; современные средства и системы организации и хранения данных, а также доступ к ним, включая «вычислительные облака» и семантический поиск; электронные ресурсы, включая электронные полнотекстовые коллекции и электронные библиотеки» [3, с. 32].

   Таким образом, библиотечно-информационные услуги университетских библиотек в XXI веке становятся уникальными, поскольку происходит расширение библиотечной работы и библиотечных сервисов, в том числе: «использование мультиформатной медиасреды и предоставление пользователям документов на различных носителях формах (интернет-раздел, фильм, звуковая запись, микрофиша и др.); работа в унифицированных системах потока информации в разных библиотеках и информационных системах, в т.ч. организация поиска с помощью нового класса систем типа «Discovery»; обеспечение автоматизированного перевода, особенно с учетом расширяющегося англоязычного контента (полнотекстовые подписки) и др.» [3, с. 46].

   В этих условиях университетские библиотеки Нигерии вынуждены решать ряд проблем, связанных, прежде всего, с сокращением финансирования на разных уровнях власти – федеральном, региональном и местном, что, на наш взгляд, препятствует эффективному развитию всей системы высшего образования страны. Финансовые ограничения приводят к недостаточному комплектованию фондов университетских библиотек, слабой оснащенности учреждений высшего образования информационными и компьютерными средствами, а учебных мест и научно-исследовательских центров – современными техническими средствами обучения. Всё это, безусловно, отражается на качестве знаний студентов, поступающих в нигерийские университеты; препятствует развитию научно-исследовательской деятельности в университетах; приводит, наконец, к снижению мотивации профессорско-преподавательского состава университетов Нигерии к добросовестной и творчески-ориентированной учебной, организационно-методической, научно-исследовательской деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию.

   По сравнению с библиотеками других типов и видов, только университетские библиотеки Нигерии имеют четко определенную политику финансирования, поскольку, кроме средств, получаемых от правительства (федерального и государственного), ежегодно им выделяется 10% от годового бюджета университета. Вместе с тем, как показывает практика, часто эти средства не поступают в бюджет библиотеки, – большинство ректоров университетов игнорируют данное распоряжение правительства страны [4; 5].

   Финансирование частных университетов и библиотек находится в аналогичной ситуации. Специалисты отмечают, что в частных университетах Нигерии, как правило, учредитель и Попечительский совет определяют долю бюджета университетской библиотеки, которая в большинстве случаев не является достаточной для её эффективной работы [5]. 

   Безусловно, несмотря на проблемы финансирования, университетские библиотеки Нигерии предпринимают определенные действия по внедрению современных информационно-коммуникационных (в т.ч. сетевых) технологий для повышения качества предоставляемых пользователям услуг [6; 7; 8]. Хотя, несмотря на предпринимаемые усилия, успех университетских библиотек незначителен; многое ещё предстоит сделать…

   Предоставление со стороны университетской библиотеки востребованных академическим сообществом информационных услуг требует внедрения передовых, порой инновационных технологий [7]. Вместе с тем, развитие большинства университетских библиотек в Нигерии серьезно сдерживается рядом факторов, непосредственно связанных с низким финансированием их деятельности, среди которых: неустойчивые интернет-услуги, отсутствие современного аппаратного и программного обеспечения, а также в большинстве случаев отсутствие указанных информационно-коммуникационных технологий в университетских библиотеках.

   Имеются трудности в импорте книг и журналов из-за рубежа в связи с их высокой стоимостью в иностранной валюте. Это сдерживает многие университетские библиотеки от приобретения научных периодических изданий и книг, которые необходимы для информационного обеспечения учебного процесса, научно-исследовательской деятельности, поддержки различных дополнительных образовательных программ в университетах Нигерии. Таким образом, усилия большинства научных / университетских библиотек по предоставлению современных информационных услуг своим пользователям сдерживаются недостаточным их финансированием.

   Кроме того, следует отметить, что в большинстве библиотек Нигерии уровень информационной и компьютерной грамотности среди библиотекарей, а также среди преподавательского состава университетов все еще находится на достаточно низком уровне. Безусловно, современное высшее образование невозможно без должного развития информационных технологий и технологий обучения. Работодатели в первую очередь набирают выпускников, владеющих новыми технологиями. Многие нигерийские университеты предлагают программы по обучению информационно-коммуникационным технологиям. Вопрос заключается в том, насколько эти университеты обеспечены базовой инфраструктурой для осуществления той или иной программы. Университеты и политехнические институты, предлагая курсы по информатике, информационным технологиям, не имеют при этом компьютерных лабораторий, а иногда и возможности подключения к Интернету. В большинстве университетов даже аспиранты не касаются компьютера. Высоким уровнем информационной и компьютерной грамотности обладают лишь те аспиранты, сотрудники университетских библиотек и преподаватели университетов, кто получил высшее образование и/или академическую степень за рубежом (в т.ч. в Москве, Санкт-Петербурге, Минске).

   Тем не менее, недавнее (2010) создание цифровых (электронных) библиотек в трех университетах Нигерии (Университет Ахмаду Белло (АБУ); Университет Лагоса; Университет Нигерии в Нсукке (УНН)) можно рассматривать как достойный трамплин к предоставлению эффективных библиотечно-информационных услуг, которые необходимы современной Нигерии.

   Таким образом, чтобы обеспечить необходимый уровень информационных услуг своим пользователям (студентам, аспирантам, профессорско-преподавательскому составу) и соответствовать требованиям XXI века, университетские библиотеки Нигерии должны направить свои усилия на реализацию следующих видов деятельности:

  • - изучение возможности привлечения альтернативных источников финансирования, поскольку чрезмерная зависимость от политики правительства, часто не выделяющего необходимые денежные средства, не может обеспечить реализацию инициатив университетской библиотеки;

  • - внедрение в практику работы университетских библиотек консультационных услуг всем группам пользователей, эффективных форм маркетинга информационных продуктов и услуг, приносящих доход, и др.;

  • - создание Ассоциации библиотек Нигерии и соответствующих комитетов, объединяющих сотрудников библиотек университетов и политехнических колледжей; разработка и реализация разнообразных образовательных программ под эгидой общественной библиотечной организации (подобно тому, как это делает Белорусская библиотечная ассоциация);

  • - обеспечение интерактивного доступа пользователей университетских библиотек к образовательным и научным электронным ресурсам (OPAC, электронные архивы научной периодики, электронные библиотеки книг, университетские репозитории и др.) и предоставление сетевых информационных услуг;

  • - улучшение качества ИКТ – аппаратного и программного обеспечения деятельности университетских библиотек, Интернет- и Интранет-технологий и др.;

  • - обеспечение хорошей правовой грамотности сотрудников и пользователей университетских библиотек в отношении современного положения в области защиты авторских прав (копирайта); 

  • - формирование информационной грамотности студентов, аспирантов и преподавателей университетов Нигерии посредством специальных образовательных программ, разработанных и реализуемых руководителями и специалистами университетских библиотек;

  • - позиционирование университетских библиотек как социально значимых и востребованных организаций, предоставляющих услуги высокого качества для образования и эффективной научно-исследовательской деятельности, в целях формирования устойчивого представления о центральной роли университетских библиотек в национальном развитии, требующего выделения со стороны правительства дополнительного финансирования.

    СПИСОК литературы:

  1. 1. Lawal, O. O. Standards for Library and Information Science Programs in Nigerian Universities : A lead Paper presented at the conference of the National Association of Library and Information Science Educators (NALISE), Nigeria held at Imo State University / O. O. Lawal. – Owerri, 2007. – P. 4.

  2. 2. Etim, F. E. Resource sharing in the Digital Age: Prospects and problems in African Universities / F. E. Etim // Library Philosophy and Practice. – 2006. – № 9(1). – P. 13–18.

  3. 3. Шрайберг, Я. Л. Современные библиотеки под информационно-технологическим прессингом на тернистом пути в будущее: история «борьбы» с книгой и перспективы ее выживания» : ежегодный доклад Конференции «Крым», год 2015 / Я. Л. Шрайберг. – М. : ГПНТБ России, 2015. – 65 с.

  4. 4. Okiy, R. B. Funding Nigerian Libraries in the 21st century: will funding from alternative sources suffice? / R. B. Okiy // The Bottom Line: Managing Library Finances. – 2005. – № 18 (2). – Р. 71–77.

  5. 5. Yetunde, Z. A. A study of internally generated revenue (IGR) by University Libraries in Nigeria / Z. A. Yetunde // Borno Library, Archival and Information Science Journal. – 2008. – № 7 (1). – Р. 1–14.

  6. 6. Womboh, B. S. H. The state of Information and Communication Technology (ICT) in Nigerian University Libraries: the Experience of Ibrahim Babangida Library, Federal University of Technology, Yola [Electronic resource] / B. S. H. Womboh, T. Abba // Library Philosophy and Practice. – 2008. – Mode of access: http://unllib.unl.edu/LPP/womboh.htm. – Date of access: 18.02.2016.

  7. 7. Fatoki, O. C. Prospects of GSM technology for academic library services / O. C. Fatoki // The Electronic Library. – 2005. – № 23 (3). – Р. 266–273.

  8. 8. Adoption of Information and Communication Technology in Academic Libraries: A strategy for Library networking in Nigeria / J. Ani [etc.] // The Electronic Library. – 2005. – № 23 (6). – Р. 701–708.

  9. Сведения об авторе

    1. ДАНЬЯРО УСМАН, аспирант Белорусского государственного университета культуры и искусств (Нигерия, Белорусь)

К оглавлению выпуска

Год литературы, конференции, Library education

23.04.2016, 665 просмотров.