Е.В. БРУЙ, Е.В. СОЛОВЬЕВА КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА БИБЛИОТЕЧНЫХ СОТРУДНИКОВ ВУЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЙ В БИБЛИОТЕКЕ НИУ ВШЭ)

    Сегодня понимание роли  библиотекаря  и самой библиотеки в контексте общественных преобразований находится среди проблемных ситуаций библиотечной науки. В связи с изменениями приоритетов в требованиях к новому профессиональному облику библиотекаря возникает необходимость в модификации составляющих профессиональной культуры библиотечных специалистов, повышении ее уровня.  

    В полном объеме это относится к сотрудникам вузовских библиотек. Особенностью библиотек высших учебных заведений является детерминированность их деятельности целями и задачами этих образовательных учреждений.

   Перманентно  возрастающий объем, изменяющееся содержание знаний, умений и навыков, обусловливающих  конкурентоспособность выпускников высшей школы  на рынке труда, подразумевают иные подходы к реализации образовательных услуг, в том числе и библиотечных.

    Уровень библиотечно-информационного обслуживания читателей – профессорско-преподавательского состава, различных категорий обучающихся,  учебно-вспомогательного персонала – оказывает влияние на качество учебно-образовательного процесса, научной и воспитательной деятельности. Своевременное  предоставление релевантной информации  – значительная помощь в подготовке к лекциям, докладам, экзаменам, зачетам, организации учебной деятельности.

    Библиотека НИУ ВШЭ стремится соответствовать самым высоким требованиям: обширный фонд, способный удовлетворить самые разнообразные потребности ученых, преподавателей, студентов; систематизация и каталогизация, осуществляемая в соответствии с самыми современными достижениями библиотечной науки; широкое использование ИКТ и т.д. Большое внимание уделяется информационной компетентности персонала библиотеки.

   Ведь, прежде всего, современный библиотекарь представляется профессионалом, владеющим необходимыми знаниями и умениями для осуществления эффективного поиска, хранения и предоставления информации, ее трансформации, работы с разнообразными носителями информации (печатными изданиями, видео- и аудиоматериалами, компьютерными программами и др.), использования современных информационных технологий.

    Однако при всей актуальности развития  информационной компетентности библиотекарей не остаются в  тени и другие,  не менее важные компоненты профессиональной культуры специалистов  библиотечного дела.

   Так,  библиотечное обслуживание предполагает эффективное взаимодействие между библиотечными специалистами и пользователями, поэтому стоит говорить не только об информационной составляющей профессиональной компетентности специалистов библиотечно-информационной сферы, но и о тех требованиях, которые предъявляет современное общество к качеству их взаимоотношений  с потребителями информации. Для продуктивного функционирования библиотеки учебного заведения необходимы высококвалифицированные библиотечно-информационные кадры, обладающие не только сугубо специфическими профессиональными знаниями, умениями и навыками по комплектованию фонда, систематизации документов, каталогизации и т.д., но и являющиеся  компетентными коммуникаторами, ведь основной атрибут библиотечно-информационного обслуживания – общение. Поэтому непременным условием успешности современного профессионала в библиотечном деле признается высокий культурный уровень, профессиональная компетентность и коммуникативное мастерство.

    Профессиональная коммуникативная культура находится на стыке общей и профессиональной культуры. Она как своеобразный «синапс» обеспечивает взаимозависимость знаний и опыта как общекультурного характера, так и специального, профессионального, а также их взаимообмен. Особое значение для общей,  профессиональной и коммуникативной  культуры имеет творческая составляющая, имеющая вектор развития в направлении будущего, создающая  новые ценности, определяющая прогресс в профессиональной сфере.

   Для библиотекарей обязательны  умения дифференцированно подходить к людям,  владеть навыками понимания участников библиотечного общения.

   Поэтому важнейшим компонентом профессиональной культуры библиотекаря является социально-перцептивная компетентность, развитие способности к пониманию невербального поведенческого репертуара партнеров по общению, а также умение использовать невербальные проявления собственного экспрессивного поведения для обеспечения эффективной коммуникации. Необходимы навыки корректного ведения беседы – эффективное слушание и аргументированное доведение нужной информации до партнера. Высокого уровня библиотечного обслуживания позволяют достигнуть такие составляющие коммуникативного мастерства, как выбор наиболее приемлемой формы общения с учетом индивидуальных особенностей собеседника;  толерантность к его поведенческим особенностям (если они не нарушают правовые и моральные нормы); уважение к иной  точке зрения;  владение коммуникативными техниками; гибкий стиль взаимодействия в ситуациях конфликта; способность осуществлять контроль за ходом коммуникации и др.  

   Библиотека НИУ ВШЭ провела исследование коммуникативной культуры своих сотрудников с целью выявления условий и факторов, влияющих на успешность их коммуникативной деятельности.  Использовался метод опроса (анкетирование) как способ целевого получения информации от респондентов посредством анкеты, составленной и оформленной в соответствии с целями исследования.  Анкета содержала пять блоков вопросов, каждый из которых раскрывал одну из сторон коммуникативной культуры: личностный потенциал, коммуникативную компетентность, эмоциональную ее составляющую, ценностные ориентиры.

   В ходе опроса было выяснено, что персонал библиотеки отличается высоким образовательным статусом (81,6% сотрудников имеют высшее образование), также опытом работы: стаж профессиональной деятельности 45% опрошенных – от 5 до 15 лет, 21% – больше 30 лет,  18% – свыше 15 лет, 5% – до  5 лет.

   Определенные свойства личности оказывают значительное влияние на продуктивность коммуникативного процесса. Некоторые содействуют его успешности, другие же – наоборот, препятствуют установлению контакта между  общающимися. Респонденты отметили присущие им и их коллегам свойства.  84,2% опрошенных библиотекарей считают, что их коллегам присуща вежливость; 78,9% полагают, что библиотечные сотрудники характеризуются как общительные люди; 65,8% отмечают уверенность своих сотрудников; 55,3% убеждены в искренности коллег; 52,6% замечают в поведении и поступках сослуживцев проявление достоинства; 44,7% – толерантности; 31,8% – скромности. Несколько отличаются оценки собственных качеств. Вежливыми себя считают 76,3% библиотечных специалистов, заполнивших анкету; общительными – 73,7%; испытывающими чувство собственного достоинства – 55,2%; искренними – 47,4%; толерантными – 44,7%; скромными – 39,5%.

   Качества личности, затрудняющие коммуникативное взаимодействие, оказались не представленными в характеристиках коллег (застенчивость), в то же время 13,2% респондентов признали наличие застенчивости  у себя;  агрессивность отметили 5,3% (никто не нашел агрессивности в своем характере); конфликтность – 10,5% (также никто  не оценил себя как конфликтную личность); обидчивость – 13,2% (обидчивым назвал себя только один человек); нетерпимость – 7,9% (отсутствие нетерпимости в своей позиции отметили все опрошенные).

   Среди компетенций, необходимых библиотекарю для обеспечения успешного взаимодействия, были выделены ориентация на читателя (68,4% опрошенных считают, что библиотечные специалисты занимают читателеориентированную позицию);  слушание (47,4%уверены в готовности и способности своих коллег слушать); воздействие и влияние на партнеров по общению (57,9% придерживаются мнения, что сотрудники библиотек умеют воздействовать и влиять на своих собеседников); наличие личных и профессиональных ценностей (55,3% отметили данную компетентность); владение искусством речевого взаимодействия (50%); использование невербальных средств общения доступно библиотечным специалистам – так считают 23,7% респондентов, а также  преодоление барьеров общения (39,5%).

   Библиотечные специалисты в ответах анкеты выделили среди испытываемых ими эмоций, сопровождающих коммуникативную деятельность,   долговременный интерес как основную в их профессиональном общении (71,1%). Увлеченность была отмечена 57,9% респондентов. Скуку испытывают лишь 3,6% опрошенных библиотекарей, а замечают ее у сослуживцев 7,9%. 5,3% сотрудников библиотек признались, что для их отношения к работе, профессиональным коммуникациям характерно равнодушие. По мнению участников опроса (18,4%), их коллеги проявляют эту эмоцию в своей деятельности. Удовольствие от своей профессиональной деятельности, общения постоянно испытывают 44,7% библиотечных сотрудников, принявших участие в опросе. 28,9% респондентов замечают проявление этой эмоции у своих коллег. Радость называют среди часто переживаемых эмоций 28,9% библиотекарей. 36,8% экспертов отметили демонстрацию радости другими сотрудниками  библиотек. 34,2% респондентов сообщили, что часто испытывают вдохновение –  состояние, характеризующееся эмоциональным подъемом, творческим настроем, ощущением удовольствия и воодушевления от процесса деятельности. Состояние вдохновения, по мнению участников исследования (28,3%), переживают и их коллеги. Библиотекари (26,3%) часто испытывают чувство беспокойство, опасения. 21% респондентов наблюдают признаки этих эмоций у своих коллег.

   Страх часто переживают 5,3% библиотечных сотрудников. Беспомощность как следствие страха неудачи  отметили у себя 13,2% участников опроса и 13,2% – у своих сотрудников.

   В деятельности библиотекаря проявление гнева любой степени интенсивности не допустимо. Поэтому только 2,6% библиотечных специалистов признались, что это часто переживаемая ими эмоция. У своих сослуживцев проявления раздражения, гнева отметили только 5,2% участников опроса.

   Стыд – важнейшая эмоция, которая обусловливает поведение индивида, препятствует нарушению им моральных норм, действующих в обществе. Только 10,5% библиотекарей-респондентов отметили стыд как часто переживаемое состояние. Видимо, отсутствие каузаторов стыда позволило получить такой оптимистичный результат. Возможно и желание респондентов показать себя с лучшей стороны. Скорее всего,  актуальны оба варианта.

   Основными стрессорами в работе были признаны материальное положение (52,6%) и отсутствие стабильности – 47,4%.

   Наиболее значимыми для участников опроса оказались такие  терминальные ценности в системе личных ценностных ориентиров, как семья, любовь и здоровье. В системе профессиональных ценностей  были названы в основном инструментальные, как-то:  компетентность и профессионализм, честность, ответственность, трудолюбие, коммуникабельность.

   Надо отметить, что результаты опроса показали наличие доброжелательного, благополучного психологического климата в коллективе библиотеки, интереса к своей деятельности, ответственности перед пользователями.

   Однако многие личностные свойства требуют актуализации (уверенность, аутентичность, артистизм и др.), необходимо также и совершенствование речевой культуры, невербальной компетентности, развитие компетенции воздействия и влияния и т.д.

   Потребность повышать  общекультурную и профессиональную эрудицию обусловлена спецификой профессии. Знания, полученные в процессе обучения в школе и вузе, стремительно устаревают. Образованность библиотекаря требует постоянной «подпитки».

   Процесс совершенствования коммуникативной культуры библиотечно-информационного специалиста должен предусматривать не только использование многообразного дидактического инструментария в учебном процессе вуза или института, повышения квалификации библиотечных работников, но возможностей библиотеки как самообучающейся организации. Это обусловит максимальную нацеленность на конкретные аспекты личной коммуникативной культуры, требующие коррекции или развития. Сотрудники имеют возможность выбрать наиболее приемлемые и комфортные для них способы повышения своей компетентности, развития требуемых качеств – это могут быть формы индивидуальной работы или обучения в группах [3]. Большое значение  имеет теоретически осмысленный, обобщенный опыт расширения кругозора и развития культуры поведения специалистов.  Деятельность наставников, отличаясь фасилитативным характером, способствует непрерывности данного процесса. Андрагогические методы обучения характеризуются обращением к перцепции как пониманию других людей, рефлексии как познания самого  себя. Это методы интерактивного обучения – наиболее эффективного при образовании взрослых. Согласно андрагогическому подходу, в практике самообучающейся организации предполагается обращение к жизненному и профессиональному опыту  библиотекарей; активное использование современных андрогогических технологий; приоритет субъект-субъектного стиля взаимодействия.

   В библиотеке как самообучающейся организации актуальным становится индивидуальное обучение руководящих работников и специалистов, которое реализуется в разнообразных формах: наставничество, коучинг, личное тренерство. Организаторами работы по развитию коммуникативной культуры могут быть руководители или внешние консультанты. Технологиями и навыками такого обучения должны владеть руководители отделов.

   Значимость непрерывного обучения повышает потребность в высоком уровне и качестве обучающих программ и их компонентов. Каждое занятие приобретает особое значение, его успешность обусловлена, прежде всего, целями и задачами этого учебного мероприятия, учетом специфики обучающейся аудитории, стилем преподавательской деятельности и т.д.  Выделяют следующие типы этих целей [2]:

• обеспечение обучающихся знаниями;

• развитие потенциала слушателей, формирование необходимых умений.

    Отсюда следует, что существуют кумулирующие, сохраняющие знания программы и программы инновационного типа – развивающие личность обучаемого. Первый тип программ нацелен на приобретение слушателями новых знаний, соответствующих запросам их профессиональной деятельности, поддерживающих сложившуюся систему труда, статус-кво в их профессии, работе, обязанностях.

   Ориентир на будущее в инновационном, развивающем обучении, которое ставит перед собой задачу научить решать возникающие проблемы, проявлять адекватные поведенческие реакции на непредвиденные ситуации, прогнозировать ход профессионального развития, адаптироваться к изменяющимся социальным и экономическим условиям. Библиотечному работнику эти умения жизненно необходимы, поэтому инновационный путь в обучении будущих и уже состоявшихся специалистов библиотечному делу в целом  и коммуникативному мастерству в частности, представляется предпочтительным. Таков выбор руководства и коллектива библиотеки Высшей школы экономики. Сделанные шаги в данном направлении продемонстрировали положительные  результаты.

Список литературы

  1. 1. Бруй Е.В. Развитие социально-перцептивной компетентности библиотечных сотрудников вузов. – М., 2011.  

  2. 2. Методы эффективного обучения взрослых. – М. – Берлин, 1999.

  3. 3. Ярычев Н.У. Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Челябинск, 2011.

  4. Сведения об авторах

  5. Бруй Елена Владиславовна, кандидат психологических наук, докторант кафедры библиотековедения и книговедения  социально-гуманитарного факультета МГИК.

    e-mail: elena_bruy@bk.ru 

    Соловьева Екатерина Вадимовна, заведующая справочно-библиографическим отделом библиотеки НИУ ВШЭ.

    e-mail: solovyeva@hse.ru

К оглавлению выпуска

Челябинск, мероприятия, Library education, Библиотечное образование

24.08.2016, 2535 просмотров.