Специальные библиотеки. Лопатина Н.В. О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ «НА ЯЗЫКЕ» СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Автор посвящает эту статью 45-летию своей Alma mater

Школы № 1250 города Москвы –

с благодарностью и пожеланиями успехов

её педагогам, сотрудникам, ученикам и выпускникам.

 

 

    Волею событий 2017 год привлёк внимание кафедры библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры к школьным библиотекам Москвы. Несмотря на единичные исследования, проводимые нашими педагогами, аспирантами, студентами в разные годы, участие в тематических профессиональных и общественных проектах, наша кафедра не является лидером изучения библиотек данного вида и не может говорить о формировании сколько-нибудь серьёзной научной школы. Однако научная школа специальных библиотек, сформированная на нашей кафедре, не позволяет игнорировать столь значимое направление современного библиотечного дела и проблемы, возникающие в этой области.

    Наукометрические исследования библиотековедения, проводимые нами, позволили выявить ряд сложных моментов в теоретической и практико ориентированной разработке проблем школьных библиотек на современном этапе. Во-первых, мы вынуждены констатировать снижение в последние 5 лет количества публикаций, посвящённых школьным библиотекам, в рецензируемых научных журналах. Это вызывает недоумение, ибо процессы коренных преобразований мира знаний и информации, под влиянием которых находится каждый из нас, затрагивают подавляющее большинство социальных институтов, а образование и библиотека являются теми институтами, которые подвержены наибольшим трансформациям. Во-вторых, контент-анализ публикаций в профессиональной печати, обзоров публичных мероприятий, учебной документации, сопровождающей заочную подготовку в вузе библиотекарей, содержание проведённых экспертных интервью показывают бытующее в современных образовательных практиках отождествление детской и школьной библиотеки, исходя из единства читательской аудитории, и усиливающееся непонимание специфики школьной библиотеки как библиотеки специальной.

     Для тех читателей статьи, которые не разбираются в библиотековедческих тонкостях, необходимо дать небольшое, но чрезвычайно важное пояснение. (Заранее прошу прощение у профессионального библиотечного сообщества за информацию, не обладающую научной новизной J).  

     Библиотековедение доказывает разнообразие структур, реализующих библиотеку как социальный институт при единстве базовой социальной функции. Несмотря на различие подходов к классификации типолого-видового разнообразия библиотек, большинство исследователей дифференцируют библиотеки, способные удовлетворять многообразие типовых информационных потребностей, и библиотеки, удовлетворяющие особенные информационные потребности, вызванные разными сферами деятельности читателя, и формирующие для этой цели универсальный или отраслевой по содержанию и универсальный либо специализированный по форме фонд документов [10,12]. Детские библиотеки: районные, городские, областные – относятся к первой группе. Школьные – ко второй, ибо ключевым направлением их деятельности является не комплексная задача «приобщения детей к чтению» и не организация культурного досуга детей и юношества, а удовлетворение особенных информационных потребностей, возникающих в образовательном процессе, причём у всех его участников: обучающихся, педагогов, родителей, администрации. Решению этой задачи должен соответствовать и фонд школьной библиотеки, и её материально-техническая база, и её кадры. Именно кадры – школьные библиотекари – и стали причиной нашего повышенного внимания к данной проблеме: принятый профессиональный стандарт [3], определяющий трудовые функции и компетенции школьного библиотекаря, обусловил необходимость содержательной, а не формальной модернизации подготовки соответствующих специалистов в рамках направления «Библиотечно-информационная деятельность».  

     В экспликации теории четырёх компонентов образовательного процесса (теоретико-методологические основания, содержание, методика, организационно-педагогические условия) библиотека занимает позиции организационно-педагогического условия современной школы. Следуя современным трактовкам понятия «организационно-педагогические условия», мы предлагаем рассматривать школьную библиотеку как систему, управляющую потенциальными возможностями информационной среды для обеспечения «упорядоченного и направленного эффективного функционирования, а также развития педагогической системы» [7], как систему, организующую и управляющую взаимодействием образовательной среды школы с информационным пространством посредством особых социально-информационных инструментов (библиотечных, библиографических).   

    На макроуровне именно развивающаяся в ходе информатизации школьная библиотека является условием интеграции школы в цифровую экономику в глобальном её понимании. На мезоуровне обновлённая школьная библиотека выступает условием преодоления социального неравенства в получении доступа к информации, знаниям, культурным ценностям для всего подрастающего поколения. На микроуровне (на уровне отдельной школы или образовательного комплекса) школьная библиотека выступает значимым условием качественного образования в официальной трактовке этого понятия, которое прослеживается в нормативных и иных документах Департамента образования г. Москвы.

    Преобладание интуитивизма и эклектики в библиотечно-информационной деятельности школьных библиотек является не просто показателем дилетантизма тех, в чьих руках находится этот стратегически важный инструмент педагогики и социального управления. Это - недопустимое для современной школы неэффективное использование ресурсов, формируемых государством на деньги налогоплательщиков. Не ставя прямой задачи зарабатыванию внебюджетных средств, мы, тем не менее, предлагаем проанализировать возможности капитализации школьной библиотеки. В этой связи предлагаем поговорить о школьной библиотеке на языке современного московского образования и рассмотреть ключевые направления деятельности библиотеки в контексте рейтинга вклада школ в качественное образование московских учеников.

    Несмотря на то, что эффективность библиотечно-информационной деятельности школы не является критерием рейтинговой оценки, можно с уверенностью говорить о том, что её результативность находит выражение в показателях анализа вклада школ в качественное образование московских школьников, и качество школьных библиотек определяет показатели практических всех блоков рейтинга [4], то есть всех основных направлений образовательной деятельности.

     Анализируя механизмы достижения «показателей эффективности работы образовательной организации по обеспечению качественного массового образования» (Блок 1), необходимо понимать, что эффективность современного педагогического процесса во многом определяется рациональностью системы информационных ресурсов, предлагаемой участникам образовательного процесса. В число характеристик этой системы (фонда школьной библиотеки и информационным ресурсам, к которым библиотека осуществляет доступ, а также мета-информационных инструментов: справочно-поискового аппарата, навигаторов, помогающих пользователю ориентироваться в информационных ресурсах образовательного пространства) должны быть включены не только критерии, обозначенные в п.4 ст.18 Закона об образовании [1], но и соответствие образовательным стандартам и программам, поставленным в них педагогическим и социальным задачам.

     Для достижения показателей эффективности работы образовательной организации по обеспечению качественного массового образования школьная библиотека должна демонстрировать ряд характеристик: полноту фонда и внешних ресурсов, к которым обеспечивается доступ; адекватность системы поставленным педагогическим задачам (результативность и ценность для формирования заложенных во ФГОС компетенций); соответствие системы образовательных информационных ресурсов задачам мотивации к учению; дифференциация к контингенту обучающихся. Эти характеристики были определены в ходе диссертационного исследования В.К. Капранова [9] и представлены в профессиональной печати, однако, к глубокому сожалению прошли мимо внимания значительной части школьных библиотекарей.

    Экспертные интервью, проведённые со школьными библиотекарями, показали недостаточный уровень понимания ими возможностей влияния библиотечно-информационной деятельности на качество образования. Это выражается, в первую очередь, в определённых ими приоритетах культурно-досуговых мероприятий (массовой работы библиотеки) над «back-office» школьной библиотеки – тех видов деятельности, которые не столь видны и понятны широкой публике: управление фондом, библиографическая деятельность, индивидуальное библиотечно-библиографическое взаимодействие с читателем.

   «Я занимаюсь с детьми в рамках дополнительного образования рисованием. Веду кружок. И там я даю им задания сделать иллюстрации к прочитанным книгам. Этим я развиваю чтение школьников», - отвечает один из респондентов, который в ходе уточняющих вопросов продемонстрировал отсутствие представлений о рекомендательной библиографии, недостаточное знание библиотечной педагогики.  «Наша задача – формировать читательские компетенции школьников», - говорит другой респондент, но испытывает трудности при декомпозиции понятия «читательские компетенции» и перечислении этих компетенций в отдельности. «Работа связана с образовательным процессом, потому что библиотека выдаёт учебники. Но мы не можем влиять на учебный процесс, потому что не мы выбираем учебники. За дополнительные образовательные ресурсы мы не отвечаем, потому что у нас нет денег на комплектование. И вообще, это дело учителя. А мы отвечаем за приучение к чтению в общем», - высказывание ещё одного респондента, который переводит зону ответственности школьной библиотеки на внеурочную деятельность и метапредметные компетенции и не видит возможности повышения качества образования посредством организации доступа обучающихся и педагогов к гармоничной и эффективной системе образовательных ресурсов, отбора этих ресурсов на основе специализированных методик.  

      Эти же моменты нашли отражение в названных участниками экспертных интервью (N=23) темах проектных работ, которые представляются им наиболее актуальными и значимыми для практики. К глубокому сожалению, все предложения оказались не связанными с ФГОС, дополнительные вопросы показали крайне слабые представления о поставленных ФГОС задачах и содержании ООП тех образовательных организаций, в которых работают респонденты. У ряда библиотекарей затруднения вызвал даже вопрос о нормах обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (п.2 ст.18 Закона об образовании [1]).

      Почему сегодняшний школьный библиотекарь рассматривает внеурочную деятельность в отрыве от основного образовательного процесса? Почему, манипулируя модными терминами типа «метапредметные результаты», школьный библиотекарь не связывает процесс чтения (как универсальный и фундаментальный процесс получения информации) с учебными действиями, с индивидуальными образовательными траекториями, с необходимостью помощи библиотеке в самостоятельной работе обучающимся? Почему мы часто забываем говорить о том, что результат ЕГЭ – это результат работы не только учителя в классе, но и многочасовых самостоятельных занятий, отработки самим учеников навыков выполнения заданий – и не только учитель, но и школьный библиотекарь, должен хотя бы элементарно помочь в подборе этих заданий, вариантов, тестов, сориентировать в разнообразии Интернет-ресурсов, представляющих учебные материалы разного качества? Эти вопросы становятся намного острее и актуальнее, если мы говорим не о московских школьниках, а об их сверстниках из сельской местности, где нет возможности в ближайшем книжном магазине купить необходимые учебно-методические пособия, рабочие тетради, задачники и т.д. Создание соответствующей тренинговой базы, организация доступа к материалам для самостоятельной работы, к диагностическим материалам, которые будут использоваться для самоконтроля знаний  – это важная задача школьного библиотекаря, для решения которой уже разработаны и апробированы эффективные инструменты, например, сетевое взаимодействие, корпоративные системы электронных образовательных ресурсов. [9, 11]

     Не менее значимым является вопрос об информационном обеспечении профессиональной деятельности педагогов. Насколько часто школьные библиотеки ставят и решают задачу библиотечно-информационного обслуживания этой группы участников образовательного процесса? Проведённые нами исследования показывают, что в большинстве случаев учителя не получают библиографической помощи школьного библиотекаря и самостоятельно осуществляют поиск и отбор образовательных ресурсов, дополняющих основные учебно-методические комплексы, а также информационных ресурсов по теории и методике преподавания, информационных ресурсов, позволяющих усиливать содержание педагогического процесса, овладевать инновационными инструментами преподавания, встраиваться в современные системы профессиональных коммуникаций со свойственными им обратной связью, полилогом, трансляцией смыслов и опыта.

     Профессиональный стандарт педагога-библиотекаря (библиотечно-педагогическая деятельность в начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), введённый в действие в 2017 году [3], нацеливает школьных библиотекарей на решение этих проблем, ставя во главу угла библиотечно-педагогическое обеспечение основных общеобразовательных программ образовательных организаций. Система образовательных информационных ресурсов должна строится и систематически обновляться с учётом отраслевых особенностей информационных массивов по различным предметным областям и группам, межтематических и междисциплинарных связей. Но для реального вклада в качество московского образования школьная библиотека должна строить свою деятельность, ориентируясь на целевые дидактические показатели, дифференцируя систему образовательных информационных ресурсов по различным уровням сложности с позиций индивидуального подхода к усвоению и обученности, обеспечивая материалами всё разнообразие учебных задач. Условием качества образования выступает возможность получения каждым школьником таких информационных образовательных ресурсов, которые при едином контенте отвечают его индивидуальным особенностям усвоения и осознания.

   Сложно переоценить роль школьной библиотеки в обеспечении показателей эффективности работы образовательной организации по созданию условий по развитию талантов максимального количества обучающихся, в подготовке учащихся к результативному участию во Всероссийской и Московской олимпиадах школьников (блок 2 рейтинга [4]). Кто, как ни библиотекарь должен предоставить все возможности для выхода за границы учебника?

   Библиотекари школ нередко искусственно ограничивают образовательное пространство своих читателей стенами школьной библиотеки, разрушая идею образовательного пространства концентрацией только на локальных, дискретных коллекциях. Сегодняшний школьный библиотекарь не должен смотреть на библиотеку с позиций уходящей эпохи. Школьная библиотека не может быть местом, в котором за стенами школьник прячется от реальности и создаёт маленький мир. Школьная библиотека как некая точка, «портал», через которой для обучающегося открывает весь мир разума, интеллекта, знания, эмоций, эстетического наслаждения, мир с расставленными ориентирами, по которым он осваивает это глобальное пространство, следуя своему, особенному маршруту.

     В ходе проводимых нами экспертных интервью и опросов родителей учеников московских школ мы поинтересовались, кто из учителей-предметников готовит и даёт список дополнительной литературы для чтения обучающимися в каникулярное время. К глубокому сожалению, мы получили единый ответ: «Учителя русского языка и литературы», видимо, очень редки, единичны случаи разработки рекомендательных списков, выводящими за страницы учебника, формирующих живой интерес и любовь к предмету, учителями математики, физики, химии, биологии, географии. Лишь отдельные педагоги-энтузиасты используют возможности специализированных журналов для детей и юношества, дающих самую актуальную, адаптированную под образовательный уровень школьника научную информацию.

    Можно ли говорить о возможности достижения результатов Олимпиад, если у ребёнка не формируется желание постигать дисциплину глубже и дальше, находить в ней аспекты, темы, проблемы, которые стимулируют не только познавательную, но и преобразующую активность? Почему говоря о снижении интереса к чтению, мы не концентрируемся только на художественной литературе, забывая литературу научно-популярную, книги по истории науки, искусства, техники?

     Экспертные интервью педагогов показали, что они недостаточно уделяют внимания этому вопросу вследствие большой занятости, но считают необходимым и возможным для поручения это направления школьному библиотекарю. Школьные библиотекари в ходе интервью ссылались на финансовые проблемы, выступающие барьерами рационального комплектования. К сожалению, подавляющее большинство специалистов, выступивших респондентами, не осведомлены о доступности данного контента в Интернет либо, выдвигая приоритет типа ресурса над содержанием, считают, что электронные ресурсы, в первую очередь, Интернет-ресурсы, не могут быть результативными в интеллектуальном развитии личности. 

     На пресс-конференции Президента России В.В. Путина 23 декабря 2016 года [2], отвечая на вопрос о роли детских журналов, их значения для регулярного чтения и возвращении детских журналов в библиотеки, ориентировал на электронные формы, которые, действительно, сегодня демонстрируют достаточную доступность, но главный акцент был сделан на то, что «нам нужно добиться, чтобы и на современных носителях был нужный контент, который был бы востребован особенно при воспитании молодого поколения, при воздействии на душу детей, при формировании их взглядов, отношения к жизни.» [2]

    Понимание Президентом роли научно-популярных журналов для детей и молодёжи не случайно, ибо поколения родителей, бабушек и дедушек современных школьников действительно росли вместе с этими журналами, с радостным биением сердца открывая почтовый ящик и читая «от корки до корки» «Техника – молодёжи», «Юный натуралист», «Квант», «Юный техник». Увы, многие школьные библиотекари и библиотекари детских библиотек сетуют, что нет денег на подписку этих журналов, и забывают о том, что сегодня доступ к новому знанию даёт привычная для современных ребят информационная среда – Интернет: все перечисленные журналы есть в открытом доступе. [14,15,16,17,18 и др.] Задача библиотекаря – создать тематические и индивидуальные навигаторы (программы чтения) и показать пути доступа, используя библиографический инструментарий. Забота директора – создание материально-технической базы для такой работы, постановка профессиональной задачи перед специалистом и закрепление этой функции в должностных инструкциях, предоставление возможности быстрого и бесплатного доступа к электронным информационным ресурсам и библиотекаря, и ребёнка.

        Рассматривая блок 3 рейтинга вклада школ в качественное московское образование [4], связанный с показателями результативности работы дошкольных групп, хотелось бы обратить особое внимание школьных библиотекарей на необходимость внимания к информационному обеспечению программ дошкольного образования, о котором говорится в П.3 ст. 18 Закона об образовании: «Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования». [1] Это направление деятельности школьных библиотек недостаточно развито в силу того, что такая задача не стояла до создания образовательных комплексов. Вместе с тем, при объединении школ и детских садов не был расширен читательский контингент, не изучены особенные потребности новых пользователей, не скорректирован фонд. И мы рекомендуем эту проблему для курсового и дипломного проектирования для студентов библиотечного направления подготовки.   

       Несомненный вклад школьная библиотека может вносить в работу образовательной организации по профилактике правонарушений (блок 4 рейтинга [4]).  Многие школьные библиотекари с гордостью рассказывают о массовых мероприятиях по данной тематике, которые проводится ими для обучающихся. Но необходимо помнить о том, что вклад школы по этому блоку представляется не количеством мероприятий, а непосредственным результатом – отсутствием правонарушений, что повышает уровень социальной ответственности тех специалистов, которые взяли на себя соответствующие функции.

     Предлагая свои рекомендации, мы хотели бы обратить внимание на два момента. Во-первых, на необходимость системной деятельности библиотеки по формированию правовой культуры, по профилактике правонарушений, по воспитанию правосознания и правового поведения. В ряду современных предлагаемых в данном направлении инструментов – разработки краснодарской научной школы библиотечной работы с детьми под руководством Н.Л. Голубевой (Н.Л. Голубева, Д.А. Баширов и др.): модель системы «правовое просвещение – правовое образование – правовое воспитание», реализация которой на практике эффективна посредством организации проектной деятельности. Педагогическим результатом предлагаемого решения выступает правовая культура подростков в триединстве её когнитивно-познавательного, эмоционально-ценностного и деятельностно-практического компонента. [5,6]     

    Второе направление, на котором мы рекомендуем сконцентрировать усилия, - это руководство информационным поведением школьников – расстановка ориентиров в мире информации. Если перед школьной библиотекой встаёт задача профилактики правонарушений, то стоит вспомнить о проверенной и очень эффективной форме досуга – чтении, которое захватывает, позволяет увести от разрушающих мыслей, сконцентрировать на позитивной преобразующей деятельности. Необходимо сделать Интернет инструментом обучения, воспитания и развития через чтение.

Сегодня широко обсуждается вопрос о слежении за действиями школьников в социальных сетях. Но нужно не следить за ними, а занимать и направлять. Сегодня школьные библиотеки уже опоздали, и ниша занята далеко не теми, кто владеет библиотечной педагогикой, движим идеей культурного, гуманитарного и духовного просвещения, но тем не менее влияет на сознание, духовный мир, эмоциональное поле. Вот как интересно описала этот феномен Н.А. Сляднева ещё в 2012 году: «их [лидеров Интернет-общения] диапазон широк: от конкретных пассионарных личностей до социальных структур, институтов; от реальных персон, организаций до виртуальных субъектов; от социальных авторитетов, лидеров общественного мнения до рядовых граждан, носителей тех или иных инициатив; от открытых инициаторов тех или иных акций до «серых кардиналов» социальной киберпедагогики, закулисных манипуляторов; от профессиональных социальных технологов до одаренных или удачливых дилетантов; наконец, от персонифицированных или социально организованных субъектов до неперсонифицированных информационных моделей (идей, образцов и интегральных моделей поведения)» [13].   Крайне много среди них тех, кто одержим коммерческими идеями, склонен к ассоциальному, в том числе экстремистскому поведению, или тех, кто, просто не обладая самокритикой, вносит информационный шум и отрицательно влияет на пользователей, чей жизненный и духовный опыт ещё находится в процессе становления, а читательский вкус ещё не сформирован.

    Современному школьному библиотекарю необходимо вспомнить теоретические и прикладные инструменты рекомендательной библиографии, познакомиться с новыми разработками по руководству чтением в социальных сетях С.В. Дорохиной (Бонч-Бруевич) [8], с сетевыми библиотечными образовательными проектами Е.В. Качевой [11] и т.д. Если нет времени и желания придумывать что-то новое самому, эти новации могут быть легко адаптируемыми и эффективными.

Идеи инклюзивного образования, которые достаточно результативно реализованы в современных педагогических практиках, требуют качественно новых направлений работы школьной библиотеки. Готовность родителей особенного ребёнка к интеграции в систему инклюзивного образования всегда определяется способностью образовательного учреждения создать необходимые организационно-педагогические условия, в том числе – от возможности школьной библиотеки обеспечить ребёнка учебниками, учебно-методическими материалами, справочными ресурсами, художественной и научно-популярной литературой.

Это – одна из наиболее сложных проблем, особенно если дело касается, например, незрячих и слабовидящих детей, в том числе обучающихся, лишившихся возможности читать в результате угроз современного мира (аварии, болезни, травмы, военные действия и террористические акты). Мы столкнулись с этой проблемой в 2015 году, когда пытались организовать обучение десятиклассника, потерявшего на несколько месяцев зрение в результате травмы. Чем старше ребёнок, тем сложнее подобрать для него аудиоресурсы, в том числе аудио учебники соответствующего уровня образования и профиля обучения, чтобы ситуативно поддержать учебную деятельность, не прекращать её, укреплять особенного обучающегося в собственных силах, мотивировать на преодоление. Рассматривая возможности влияния школьной библиотеки на показатели эффективности работы образовательной организации по работе с обучающимися, имеющие особые образовательные потребности (блок 5 рейтинга [4]), мы говорим, в первую очередь, о необходимости государственной поддержки издания учебной и иной литературы для незрячих и слабовидящих, обучающихся по ФГОС (со шрифтом Брайля, аудио версий, изданий с крупным шрифтом). Во-вторых, хотелось бы напомнить школьным библиотекарям о возможностях обменных фондов, о межбиблиотечном абонементе, а также о новых инструментах управления фондами школьных библиотек, опирающихся на открытые ресурсы, на возможности сетевого добровольного взаимодействия в форме профессиональной социальной сети, объединяющей школьных библиотекарей, методистов, педагогов, родительскую общественность и школьников по поиску, отбору, созданию, адаптации и распространению электронных образовательных ресурсов. [9] 

      Особую роль школьные библиотеки должны сыграть в достижении показателей, включённых в блок 6 «Показатели результативности работы образовательной организации по использованию социо-культурных ресурсов города в обучении» [орфография оригинала сохранена]. Успешность большинства реализуемых городом проектов зависит сегодня от активности и мотивированности родителей. Проведённые глубинные интервью родителей выявили отсутствие участия школьных библиотекарей в помощи детям. Между тем, только эффективная помощь (библиотечно-библиографическое краеведение, создание аналитических информационных продуктов, справочная работа и т.д.) даёт результативное участие в освоении истории своего города, постижении культурных благ, в приобщении к традициям. Мы надеемся, что в число городских Олимпиад войдут и новые коллективные и индивидуальные проекты, площадки, связанные с чтением, знанием, информацией, интеллектуальной собственностью. 

     Новые задачи встают перед школьными библиотекарями в русле развития профессиональных умений и профессионального мастерства (Блок 7 [4]). Сегодня в число компетенций Juniorskills [19] включена мультимедийная журналистика, и это может быть интересно в русле проектов поддержки чтения самими обучающимися, научить которым могут школьные библиотекари (ещё раз обращаю внимание на упомянутые выше разработки С.В. Дорохиной и Е.В. Качевой).  Внеурочная педагогическая деятельность школьного библиотекаря может быть эффективно направлена на формирование компетенций Juniorskills под названием «Интернет вещей». В школьной библиотеке можно освоить RFID-технологии, другие средства автоматической идентификации, в том числе QR-коды для создания доступа  к полнотекстовым коллекциям, электронным справочникам и энциклопедиям, сайтам периодических изданий, библиотек, музеев. Например, возможность перехода в статью энциклопедии, посвящённой писателю или учёному, чей портрет висит в классе или коридоре – формируется полезное профессиональное умение и одновременно создаётся школьная библиотека нового типа, выводящая за пределы небольшой комнаты, в открытое и бескрайнее информационное, образовательное и культурное пространство, создающая массу возможностей для занятий на перемене, для быстрого повторения урока или немедленного получения справки.

    Оценивая новые задачи школьной библиотеки, мы предлагаем обсудить перспективность подготовки кадров для школьных библиотек в магистратуре, ибо только этот уровень образования гарантирует выпуск специалиста, способного к реализации функций школьной библиотеки на качественно новом уровне самостоятельной деятельности.

   Вместе с тем, особенности школьной библиотеки как специальной библиотеки заключаются и в её встроенности в структуру школы, и в системе управления. Значимым фактором является личность директора образовательной организации, его компетентность, педагогические и экономические взгляды, информационная культура, понимание актуальных направлений развития информационной среды, читательский опыт, представления о повседневных практиках современных школьников.

    Общение с рядом директоров московских школ осенью 2017 года показало их неосведомлённость о принятии приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [3]. Основная задача школьной библиотеки, исходя из понимания эффективного менеджера, но, увы, не мастера педагогики, может быть выражена следующей фразой: «Библиотека должна быть открытой, потому что ребенок может захотеть туда зайти».

   Современный директор школы должен понимать, что вне зависимости от того, посещает или не посещает обучающийся школьную библиотеку, входит в соответствующее помещение или нет, он обязательно является потребителем её деятельности. Игнорирование потенциала школьной библиотеки – это не просто упущение возможностей, но и расточительное отношение к бюджетным тратам, что особенно заметно в общегородском масштабе.  Но чем рациональнее директор использует и развивает вверенные ему ресурсы школьной библиотеки, тем более высокие показатели эффективности покажет его школа.   В этом случае мы действительно можем говорить о капитализации школьной библиотеки как системы, объединяющей ресурсы разной природы – информационные, материальные, человеческие.

    Сегодня мы должны вести речь:

1) о мобильной школьной библиотеке, выводящей обучающегося за пределы информационного пространства школы, и активном использовании специализированных мобильных приложений, о школе как коллективном подписчике на электронные коллекции, библиотеки, издания для всех участников образовательного процесса. Следует понимать, что электронная библиотека, доступная с помощью мобильных приложений – это альтернатива бумажной книге, традиционному учебнику, это – возможность выбирать из разнообразия предложенных информационно-коммуникативных форматов тот, который наиболее удобен в данный момент. Задача школьной библиотеки предоставить это разнообразие. 

2) о знакомстве с новым источниками формирования фондов, с краудфандингом и фандрайзингом, с использованием открытых источников, Национальной электронной библиотеки. Здесь необходимо понимания всех «за и против», знание правовых оснований и рисков, умения рационально действовать на информационном рынке.

3) о самостоятельном создании школой электронных образовательных ресурсов и электронных информационных ресурсов интеллектуального и духовного развития, об умении закреплять права на эти ресурсы, публиковать их. Не стоит забывать, что именно эти результаты интеллектуальной деятельности педагогов – один из новых источников доходов школы и сотрудников.

4) о корпоративном взаимодействии школьных библиотек, универсальных библиотек (детских и взрослых) и специальных (в том числе, научных, вузовских, патентных библиотек), позволяющих оказывать помощь одарённым детям, детям с чёткой образовательной траекторией и повышенной мотивацией, особенным детям. Сегодня важно умение строить это взаимодействие, участвовать в корпоративных библиотечных проектах.

    Подводя итог выше сказанному, хочется обратить внимание руководителей московского образования и, прежде всего, И.И. Калины, на эти значимые для сегодняшнего периода факторы повышения качества московского образования посредством совершенствования управления школами, модернизации образовательной среды, эффективного использования ресурсов школы во благо подрастающего поколения. В ходе проводимого нами исследования мы выборочно просмотрели видео записи заседаний Аттестационной комиссии Департамента образования г. Москвы. К глубокому сожалению, в числе вопросов, задаваемых аттестуемым руководителям и кандидатам в руководители государственных образовательных организаций, мы не услышали вопросов, касающихся библиотечно-информационных ресурсов московских школ, при том что в Федеральном законе об образовании данный предмет регулирования (печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы) рассмотрен в основополагающей главе.

    Мы надеемся, что этот недочёт будет обязательно скорректирован при обновлении аттестационной программы, потому что именно через готовность к стратегически ориентированным, комплексным действиям по созданию информационно-образовательной среды в школе можно оценивать способность действующего или будущего руководителя к системной, рациональной и эффективной взаимосвязи имущественного комплекса, финансовых, кадровых, информационных ресурсов, интеллектуальной собственности школы с образовательным процессом. Понимая важность данной компетенции директоров для интеграции московского образования в цифровую экономику, мы активно работаем над системой критериев и показателей оценки результативности деятельности и выявления потенциальных возможностей кандидатов.      

    Пока мы рассуждаем об этом в гипотетическом ключе, но надеюсь, что эти стратегические рекомендации позволят немного сориентироваться директорам школ и школьным библиотекарям в реалиях и перспективах развития информационных ресурсов школы и сформировать программы развития школьной библиотеки.

Список используемых источников

  1. 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Дата обращения: 05 октября 2017 года

  2. 2. Большая пресс-конференция Владимира Путина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53573 Дата обращения: 05 октября 2017 года

  3. 3. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»: Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года N 10н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420390300. Дата обращения: 29 октября 2017 года.
  4. 4. Департамент образования города Москвы: Развитие и методика рейтинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mos.ru/dogm/function/ratings-vklada-school/rating-i-metodika-reytinga/
  5. 5. Баширов, Д. А. Актуализация проектной деятельности библиотек по формированию правовой культуры подростков / Д. А. Баширов // Культурная жизнь Юга России. – 2015. – № 4. – С. 132-136.
  6. 6. Баширов, Д. А. Вопросы развития проектной деятельности библиотек в контексте задач формирования правовой культуры подростков / Д. А. Баширов, Н. Л. Голубева // Библиотечное дело – 2016: Библиотечно-информационные коммуникации в поликультурном пространстве: материалы двадцать первой междунар. науч. конф. (г. Москва, 27 - 28 апр. 2016 г) / сост. и науч. ред. Л. И Сальникова. – Москва: МГИК, 2016. – С. 226-229.
    1. 7. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. – №2. - С.143-152.
    2. 8. Дорохина С.В. Интернет-руководство чтением молодёжи как средство развития и поддержки чтения в информационном обществе: дис… канд. пед. наук: 05.25.03. - Москва, 2014.
    3. 9. Капранов В.К. Сетевое взаимодействие школьных библиотек как средство совершенствования информационного обеспечения образовательного процесса: дис… канд. пед. наук: 05.25.03.- Казань, 2012.
    4. 10. Карташов, Н. С. Общее библиотековедение / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов: Учебник. В 2 ч. - М.: Изд-во МГУК: Либерея, 1996. 
    5. 11. Качева Е.В. Сетевые образовательные библиотечные проекты как инструмент активизации педагогической деятельности школьной библиотеки: дис… канд. пед. наук: 05.25.03. – Челябинск, 2017. – 195 с. Режим доступа: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/3-dissovet/Kacheva_txt_disser.pdf. Дата обращения: 25 октября 2017 г.
    6. 12. Мотульский Р.С. Библиотека как социальный институт. – Минск: Белорусский гос. ун-т культуры, 2002.
      1.  13. Сляднева, Н.А. Социальная киберпедагогика// Вестник МГУКИ. – 2012. - №3. – С.148-153.
      2. 14. Квант: научно-популярный физико-математический журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kvant.ras.ru/ Дата обращения: 25 октября 2017 г.
      3. 15. Квантик [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kvantik.com/ Дата обращения: 25 октября 2017 г.
      4. 16. Техника – молодёжи: официальный сайт журнала [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://technicamolodezhi.ru/ Дата обращения: 25 октября 2017 г.
      5. 17. Юный натуралист: научно-популярный журнал для детей и юношества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unnaturalist.ru/ Дата обращения: 25 октября 2017 г.
      6. 18. Юный техник: официальный сайт журнала [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://журнал-юный-техник.рф.  Дата обращения: 25 октября 2017 г.
      7. 19. Juniorskills: профессионалы будущего: Официальный сайт программы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://juniorskills.ru/ Дата обращения: 25 октября 2017 г.

 

Сведения об авторе

Лопатина Наталья Викторовна - доктор педагогических наук, заведующий кафедрой библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры

dreitser@yandex.ru

Любое использование данного материала или его фрагмента без ссылки на автора, Н.В. Лопатину, и журнал «Культура: теория и практика» запрещены и будут обжалованы в судебном порядке.

К оглавлению выпуска

Library education

08.12.2017, 392 просмотра.