Кучмурукова Е.А., Шаньгинова Г.А. Система непрерывного образования кафедры библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО ВСГИК

Подготовка квалифицированных кадров для библиотек Восточной Сибири, включая Республику Бурятия, началась в 1960 г., когда был создан третий в стране вуз - Восточно-Сибирский библиотечный институт. За более чем 58-летний период функционирования подготовлено свыше 20 тысяч специалистов для разных типов библиотек, которые успешно выполняют свою профессиональную деятельность в различных регионах: Республиках Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Иркутской, Читинской областях, Агинском и Усть-Ордынском национальном округе, Красноярском крае. Много выпускников работает за рубежом - Монголии и Лаосе. По заочной форме обучения ведется подготовка специалистов в филиале ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» (ВСГИК) – Республике Тыва.

В настоящее время кафедрой библиотечно-информационных ресурсов, образованной в результате слияния двух кафедр – библиотековедения и библиографии, регулярно организуется система непрерывного образования библиотекарей, начиная с выявления перспективных для профессии школьников и  заканчивая сотрудниками библиотек разных типов. 

На первом этапе важное внимание уделяется подбору абитуриентов, которые могут стать потенциальными студентами института и в перспективе пополнить ряды квалифицированных кадров библиотек и информационных центров. Одним из мероприятий, реализованных кафедрой в рамках этого направления, является республиканская Олимпиада по информационной культуре, которая проводится с 2010 года. Программа олимпиады систематически меняется с учётом современных условий. С 2017 года Олимпиада приобретает новый формат за счёт участия в ее организации Бурятского республиканского института образовательной политики (БРИОП) [1].
Тематика заданий, предлагаемых учащимся 10-х и 11-х классов общеобразовательных школ, касается предметов: «Информационная культура», «Информатика», «Информационные технологии», «Литература», «Мировая художественная культура». Ежегодно в Олимпиаде принимает участие более 50 человек. По ее окончании каждый участник получает сертификаты, а победители – дипломы. Знакомство с институтом в ходе мероприятия, экскурсия по вузу и встречи с преподавателями кафедры дают возможность школьникам более осознанно приступить к выбору будущей профессии.

Опыт, накопленный нами, свидетельствует, что участие в Олимпиаде стимулирует интерес абитуриентов к поступлению на направление подготовки 51.03.06 "Библиотечно-информационная деятельность", повышает интерес к профессии библиотекаря.

Сегодня в ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» двухуровневая подготовка библиотечных специалистов включает направления программ бакалавриата 51.03.06 и магистратуры 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Программа бакалавриата по ФГОС 3+ предусматривает реализацию следующих профилей - «Информационно-аналитическая деятельность» (очная форма обучения) и «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации» (заочная форма обучения). Преимущество данных профилей обусловлено тем, что усиление информационно-аналитической составляющей в процессе подготовки студентов очной формы обучения даст возможность им наиболее широко реализовать себя на рынке труда. В отличие от очников, студенты заочной формы имеют опыт профессиональной деятельности в библиотеке, соответственно, для них предназначен профиль, позволяющий им посредством получения теоретических знаний углубить и закрепить свои практические навыки.  

Внедрение ФГОС 3+ и впоследствии  ФГОС 3++ продиктовало кафедре необходимость переориентировать учебные планы и внести в них изменения практико-ориентированного характера. С 2016 года для преподавания профессиональных дисциплин в рамках направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» стали привлекаться ведущие специалисты из крупнейших библиотек Республики Бурятия.

В рамках усиления практико-ориентированного подхода в обучении студентов предусмотрено введение дисциплины «Практико-ориентированные подходы в работе библиотек», которая преподаётся со 2-го по 4-й курс. Главный акцент кафедра ставит на том, что опытные сотрудники библиотек сформируют у студентов практические навыки в различных направлениях библиотечно-информационной деятельности: комплектования документных фондов, аналитико-синтетической переработки информации, обслуживания пользователей, культурно-досуговой, научно-исследовательской, инновационно-методической, краеведческой, проектной. Основной особенностью курса является возможность изменения его содержательного наполнения с учетом требований профессиональных стандартов практики. Считаем, что данная форма сочетания теоретических и практических аспектов в обучении усилит практический сегмент образовательного процесса.

Кроме указанного предмета, в учебный план введены и другие дисциплины практической направленности, в частности «Библиотерапия» и «Библиотечная статистика», преподаванием которых занимаются квалифицированные специалисты библиотек. Перечень предметов может изменяться и дополняться.

Важное место в подготовке бакалавров и магистров отводится организации разных видов практик. ФГОС 3++ предполагает увеличение сроков ее прохождения по сравнению с ФГОС 3+, что позитивно отразится на подготовке студентов к будущей практической деятельности и позволит сформировать их профессиональные компетенции.  Однако сегодня остро ощущается недостаток времени, отведённого на нее. Если ранее практика для студентов очного отделения проводилась на каждом курсе, то сегодня полноценно поработать в библиотеке студенты могут лишь в 6 семестре. Поменялся и набор баз практик, предлагаемых студентам профиля подготовки «Информационно-аналитическая деятельность». Отсутствие достаточного времени на практику заставило временно отказаться от использования в качестве баз практик информационно-аналитических служб при организациях и предприятиях Республики Бурятия и сосредоточить внимание только на библиотеках.

Кафедра находится в постоянном поиске путей совершенствования организации разных видов практик. Так, студенты-заочники имеют возможность ее прохождения за пределами республики – в библиотеках Республики Тыва, Забайкальском, Красноярском крае, Иркутской области. Обучающиеся на очном отделении студенты большей частью проходят практику в республике, однако имеются случаи, когда студенты переезжают  по месту своего постоянного пребывания, в частности в Республику Тыва, где имеют возможность ее пройти. Несомненным достоинством проведения практик является знакомство студентов с  библиотечно-информационной деятельностью изнутри. Выполняя учебные задания, обучающиеся наравне с опытными практиками включаются в библиотечно-библиографические процессы, тем самым имея возможность зарекомендовать себя с лучшей стороны и получить в будущем гарантированное место работы. В целях наиболее полного информирования студентов о  производственной (преддипломной) практике кафедрой была разработана  «Программа производственной (преддипломной) практики: методические рекомендации
для студентов, обучающихся по направлению подготовки
51.03.06. «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата). - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГИК, 2017. - 43 с. [2].  

По окончании вуза многие выпускники трудоустраиваются в библиотеки, однако по разным причинам в отрасли наблюдается отсев молодых специалистов. Учитывая трансформацию роли библиотек в современном обществе, идя навстречу меняющимся потребностям общества, кафедра существенно меняет практико-ориентированные подходы в подготовке сотрудников библиотек с профильным образованием, и не имеющим его.

Для первой категории кафедрой разработаны курсы повышения квалификации. В частности, с 2018 года библиотекари имеют возможность повысить свою квалификацию в рамках курсов "Пространственная модернизация современной библиотеки" (руководитель: профессор  Езова С.А.). К реализации курсов будут привлечены опытные сотрудники библиотек Республики Бурятия.

Выход на международный уровень предполагает деятельность кафедры БИР по разработке совместных научных образовательных проектов с зарубежными коллегами. Так, в декабре 2017 г. организованы и проведены для преподавателей кафедры библиотековедения Института Культуры Монгольского ГУКИ, директоров, сотрудников Национальной библиотеки Монголии, вузовских, детских, Центральной городской библиотеки курсы повышения квалификации «Библиотека как социокультурный институт». Слушатели проявили значительный интерес к насыщенному учебному плану, ознакомительным экскурсиям по крупным библиотекам Республики Бурятия. В результате совместной работы на лекциях и практических занятиях состоялись дискуссии по актуальным проблемам библиотечно-информационной деятельности, были намечены перспективы совместного сотрудничества.

Подобная программа будет предложена и для специалистов библиотечной сферы из Республики Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края. Тематика курсов максимально ориентирована на практическую деятельность и включает наиболее актуальные вопросы, с которыми сталкиваются практики в своей работе.     

В условиях внедрения профессиональных стандартов кафедра БИР несколько лет реализует систему непрерывного образования для специалистов библиотек без высшего профильного образования, в частности им предназначена программа профессиональной переподготовки «Библиотековедение и библиографоведение», рассчитанная на 500 часов. Согласно учебному плану в процессе обучения слушатели формируют общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Дистанционные образовательные технологии, привлечение специалистов-практиков со значительным опытом работы позволяют на высоком теоретическом и практическом уровне проводить занятия. Выпускные аттестационные работы тесно связаны с практической деятельностью слушателя и представляют собой анализ определённых направлений библиотечно-информационной деятельности. На основе отзывов, полученных от слушателей, констатируем профессиональный рост, мотивацию трудовой деятельности.

В настоящее время осуществлён выпуск групп в городах Иркутск, Улан-Удэ. Преподаватели расширяют границы предоставляемых образовательных услуг. С апреля 2018 г. планируется организация подобной программы в городе Черемхово Иркутской области.

Таким образом, кафедра БИР расширяет спектр образовательных услуг, предлагаемый специалистам библиотечной сферы. Занимаясь подготовкой бакалавров и магистров, преподавателями осуществляется поиск новых форм сотрудничества с библиотеками региона в области обучения квалифицированных специалистов. Совместная работа с Национальной библиотекой РБ, Иркутской областной государственной универсальной научной библиотекой и другими позволяет кафедре играть важную роль в решении проблем недостатка молодых библиотечных кадров с профильным образованием. 

 Список источников

 1. Итоги олимпиады по информационной культуре среди старшеклассников [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vsgaki.ru/news/detail-3238/ (дата обращения: 22.04.2017).

  1. 2. Кучмурукова Е.А. Программа производственной (преддипломной) практики : метод. рекомендации для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата) /  Е.А. Кучмурукова, Ю.С. Ринчинова, Г.А. Шаньгинова. - Улан-Удэ: Издат.-полиграф. комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2017. (1 п.л.).

Сведения об авторах

Кучмурукова Екатерина Александровна - декан Гуманитарно-информационного факультета ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры», кандидат исторических наук

kuchmurukova@mail.ru

Шаньгинова Галина Алексеевна - доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры»,  кандидат педагогических наук

К оглавлению выпуска

библиотековедение, Библиотечное образование, Library education, информационная культура, мероприятия

22.05.2018, 1578 просмотров.