Шадрина В.Н., Сагитова Л.К. БГИИК – региональный центр подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров

С открытием в 2000 году Белгородского государственного института культуры на базе Белгородского колледжа культуры и искусств с 40-летним опытом подготовки библиотечных кадров среднего звена, в институте стала осуществляться вертикальная интеграция, обеспечивающая преемственность образовательных программ разного уровня. Подготовка студентов по специальности «Библиотековедение» (училище, колледж) в Белгородской области с 1962 года позволила к середине 90-х годов обеспечить библиотеки области специалистами со средним специальным образованием на более чем на 80 %. Опыт системы «колледж-вуз», выстроенной вначале с Орловским государственным институтом искусств и культуры, а затем на собственной базе Белгородского государственного института искусств и культуры (БГИИК), оказался удачным. Выпускники колледжа имели возможность продолжить обучение и получить высшее библиотечное образование на условиях с сокращённым сроком обучения. Этому способствовало постановление правительства Белгородской области от 29 июля 2005 г. № 163-пп «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием из числа выпускников образовательных учреждений сельских районов области» [1]. В соответствии с принятым документом заключался договор, на основании которого абитуриент направлялся на учёбу в вуз. Учредителем оплачивалось его обучение за каждый учебный год и гарантировалось трудоустройство выпускника по завершению учёбы. Эти меры дали возможность всем заинтересованным сторонам на равных участвовать в вопросах набора, образования, трудоустройства.

В первые пять лет подготовки библиотечных специалистов в вузе  конкурс абитуриентов составлял 3-4 человека на место, количественные показатели приёма на бюджетную и договорную основу обучения составляли ежегодно 20-30 человек по очной и столько же по заочной формам обучения. Эти показатели интереса к вузу и нашей профессии сказались и на кадровом состоянии библиотек. Уже в 2007 году специалистов с высшим образованием стало 37,15 % (на 14 % больше, чем в 2000 году), в то время как со средним специальным образованием 59,3 % (на 16 % меньше, чем в 2000 году) [2, с.24]. До 2011 года специалистов с высшим библиотечным образованием ежегодно становилось на 3-4 % больше, а специалистов со средним специальным образованием на 3-4 % меньше. Это означало в первую очередь то, что выпускники колледжа прошлых лет выпуска более чётко были сориентированы на овладение профессией и сумели продолжить образование в вузе в системе «колледж-вуз». У абитуриентов появилось больше шансов поступить сразу в вуз, минуя подготовку в среднем профессиональном звене, что повлияло на цифру приёма по специальности «Библиотековедение» и естественным образом приём в колледж был прекращен, но к нему возвратились снова последние шесть лет. При этом число абитуриентов по конкурсу аттестатов на получение квалификации «библиотекарь» по программе подготовки специалистов  среднего звена 51.02.03 «Библиотековедение» ежегодно  растет. При плановой цифре набора – 5 человек, их число в последние годы растёт и составляет 15-20 человек. Получив образование в среднем звене, выпускники осознано продолжают обучение в вузе, переходя на новую ступень «бакалавр», что естественно отдаляет время прихода их в библиотечную практику и не восполняет группу «молодые специалисты до 30 лет» (11,9%, вместо полагающихся 30-35%). Выпускники вуза  востребованы  библиотеками области. К сожалению, при таких условия,  библиотеки не скоро получат  себе молодое пополнение. В настоящее время специалист среднего звена, к сожалению, лишился возможности  продолжить  обучения  на сокращённых условиях. Это означает ещё и то, что в одной группе осваивают программу высшего образования (бакалавриат), выпускник  школы и специалист среднего звена. Это по многим позициям  создает проблемы в вопросах организации  образовательного процесса, его  содержания, сроков обучения, учебно-методического  обеспечения и др.

БГИИК сегодня имеет возможность реализовать современную многоуровневую модель подготовки библиотечных кадров на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), представленную средним профессиональным образованием, высшим образованием (вуз) с тремя уровнями: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Направление подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность предусматривает профили «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Информационно аналитическая деятельность» и «Технолог автоматизированных информационных ресурсов». В магистратуре реализуется профиль «Теория и методология управления библиотечно-информационной деятельностью».

Следует заметить, что непродолжительное время в начале XXI века в процессе подготовки библиотекарей участвовал и Белгородский государственный университет (филологический факультет, специализация «Библиотековедение, библиография»), но с открытием БГИИК необходимость в этом отпала.

Для  осуществления подготовки библиотечных кадров, успешного  осуществления подготовки, важны партнёрские отношения  со всеми заинтересованными  сторонами, что позволит  формировать  кадровый библиотечный рынок  региона  с учетом  изменений, происходящих в библиотеках.

Пересмотр учебных планов и программ в сторону актуализации содержания читаемых курсов, введения и разработки новых дисциплин, оперативно отражающих требования библиотечно-информационной практики, проведение занятий на базе библиотек, участие библиотек-баз практик в итоговой конференции по результатам практик и др. в рамках реализации вузом концепции дуального обучения, – позволяют формировать модель специалиста-выпускника, востребованного на рынке труда, а также определяет стратегию дальнейшего развития вуза, адекватно увязанную с содержанием практической деятельности. В БГИИК сохранилась практика направления выпускников на работу по заявкам работодателей и на преддипломную практику, что помогает студенту определиться с будущим местами работы. На протяжении  всех лет  сохраняется  распределение  выпускников на рабочие места.

В целях качественного формирования контингента студентов, оказания помощи молодёжи в профессиональном определении и становлении, максимального содействия трудоустройству выпускников и занятости студентов в свободное от учёбы время в вузе образован Центр профориентации и содействия трудоустройству выпускников. Центр обеспечивает также довузовскую подготовку для абитуриентов, формирует и согласовывает с департаментом внутренней и кадровой политики Белгородской области заявки по целевому приёму для организаций культуры и искусств. В настоящее время Центр профориентации создаёт справочную базу данных по трудоустройству и занятости выпускников.

Участниками образовательного процесса в регионе в настоящее время является также Региональный центр дополнительного профессионального образования (до недавнего времени областные курсы повышения квалификации и переподготовки работников культуры и искусства), вошедший в структуру БГИИК в 2009 г. Ежегодно в центре обучается в среднем до 500 библиотекарей, это примерно треть от общего количества библиотечных специалистов.

Сведения по муниципальным  библиотекам Белгородской области дает нам основания  прогнозировать  образовательную деятельность БГИИК, как  перспективную и востребованную  работодателями. Мониторинг состояния кадров муниципальных библиотек Белгородской области осуществляет БГУНБ. Приведём данные по состоянию на 01.01.2017 г. Из 1 375 библиотечных специалистов муниципальных библиотек высшее образование имеют 55,7 % человек; высшее библиотечное образование – 26,7 %; среднее специальное образование – 38,0 %. В сравнении с предыдущим годом эти показатели уменьшаются. По возрасту старше 55 лет от общего количества библиотечных специалистов составляет 19,3%; молодые специалисты до 30 лет составляют только 11,9 %; большую часть составляет возрастная группа от 30 до 55 лет – 68,8% [3, с.40].

Последовательность в укреплении партнёрских связей в едином культурно-образовательном пространстве региона, взаимосвязь образования и библиотечной практики, совместное определение потребности в кадрах дают возможность определять и корректировать профили, планы набора. Преемственность образовательных звеньев среднего профессионального образования и высшего образования и уровней высшего образования предоставляют уникальную возможность попытаться разграничить и выбрать профессиональные компетенции, формируемые на разных уровнях образования, тем более, что ФГОС 3++ такую возможность вузам предоставляют.

Для БГИИК объектом мониторинга являются образовательные услуги, направления подготовки и профили подготовки библиотечно-информационных специалистов, показатели академической мобильности: присутствие в числе обучаемых лиц, приехавших за получением образования из разных районов Белгородской области, других регионов страны, процент трудоустроенных по специальности выпускников, динамика численности потенциальных потребителей образовательных услуг. Целью мониторинга служит диагностирование востребованности образовательных услуг и, как результат, системы профессиональной подготовки библиотечных специалистов в регионе, повышение качества образования на основе совершенствования формирующих его компонентов.

Возрос интерес у сотрудников библиотек, имеющих «иное» высшее образование, в получении профессионального образования. Если первые 4 года в магистратуру при плановой цифре 1-2 человека по очной и заочной формам на платной основе обучалось 2-3 человека, то сегодня  их число увеличилось до 15 человек в группе, что положительно скажется на кадровом состоянии муниципальных библиотек Белгородской области.

Кадровые проблемы библиотек Белгородчины, библиотечное образования нашли отражение в диссертационных исследованиях преподавателей  БГИИК разных лет  и сотрудников библиотек (Т. В. Зинченко, И. С. Кильпяковой, Л.В. Грековой, Е.В. Мирошниченко, Е.А. Скляровой,  Н.Т. Чуприной, В. Н. Марковой, В. В. Перепелица). Ощущая потребность в преподавательских кадрах, в 2005 году в институте была открыта аспирантура по научной специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Вузу требуется обеспечить  адекватность  образования  требованиям современного рынка, который  меняется и нуждается не только в том, чтобы образование адаптировалось к настоящему, но и в том, чтобы оно  предвосхищала будущее.

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ

 

1. Постановление правительства Белгородской области от 29 июля 2005 г. № 163-пп «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием из числа выпускников образовательных учреждений сельских районов области» [Электр. ресурс]. – URL: http://zakon-region. ru/belgorodskaya-oblast/16053/

2. Дроздова О. Н. Кадровые резервы библиотек Белгородской области // Молодые в библиотечном деле. – 2009. – № 10. – С. 22-30.

3. Дучак Ю. А. Анализ кадровой политики муниципальных библиотек Белгородской области // Муниципальные библиотеки Белгородской области в 2016 году: аналитический обзор / Белгор. гос. универс. науч. б-ка; Науч.-метод. отдел; ред.-сост. И. А. Егорова. – Белгород: ИЦ БГУНБ, 2017. – С. 37-50.

Сведения об авторах

Шадрина В.Н. - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры

e-mail: shadrinav@yandex.ru

Сагитова Лилия Кутузовна - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры

e-mail: klsagitova@mail.ru

К оглавлению выпуска

библиотековедение, Библиотечное образование, магистратура, Library education, муниципальные библиотеки, конференции

22.05.2018, 55 просмотров.