Шаньгинова Г.А. Особенности преподавания специальных библиотековедческих дисциплин студентам с ОВЗ (на примере регионального вуза культуры)
Вопросы внедрения инклюзивного образования активно обсуждаются в образовательных учреждениях разного уровня. В статье 79 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. раскрыты особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В рамках этой статьи предусмотрено создание вузом специальных условий, которые предполагают наличие «… специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» [1]. К сожалению, во многих вузах выполнить вышеперечисленные требования по экономическим причинам невозможно.
Сегодня высшим образованием охвачена лишь малая часть лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одной из проблем, тормозящих внедрение инклюзивного образования, выступает материально-техническая база вузов, не подготовленная к условиям нормального физического перемещения инвалидов и лиц с ОВЗ. Соответственно, доступ во многие образовательные учреждения им ограничен. Другая, не менее важная проблема – отсутствие методического обеспечения учебного процесса, что накладывает отпечаток на степень усвоения учебных заданий студентами с ОВЗ. Кроме этого, высшая школа не готова к созданию инклюзивного образовательного пространства в связи с недостаточной подготовленностью преподавателей и общества в целом; недостаточным знанием образовательных потребностей лиц с ОВЗ.
Кафедра библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирского государственного института культуры» (ВСГИК) имеет многолетний опыт подготовки студентов, имеющих ОВЗ. Частично данный опыт отражён в публикации [2].
В подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы ведущее место занимает дисциплина «Библиотечный фонд», которая в обязательном порядке изучается студентами, обучающимися по направлению 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата). Согласно учебным планам кафедры преподавание дисциплины осуществляется на втором и третьем курсе очной формы обучения.
В соответствии с локальными документами, регламентирующими образовательный процесс в ФГБОУ ВО ВСГИК, для студентов с ОВЗ предусмотрены различные адаптированные формы предоставления информации:
- печатный документ, набранный увеличенным шрифтом,
- электронный документ,
- аудиофайл,
- устная форма,
- привлечение ассистента/специалиста (при необходимости).
Все они активно используются в учебном процессе и дают возможность студентам с ОВЗ получать своевременный доступ к образовательным ресурсам.
Дисциплина «Библиотечный фонд» относится к базовой части ФГОС ВО. Программа дисциплины строится с учётом знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе изучения других дисциплин базовой и вариативной части.
Студенты с ОВЗ и здоровые студенты обучаются по одному ФГОС ВО. Учитывая особенности физического и психологического развития студентов с ограниченными возможностями здоровья, их нозологию, структура и содержание преподаваемой дисциплины были откорректированы в адаптированной образовательной программе. Иными словами, эта программа представляет индивидуальный подход к изучению студентом с ОВЗ основных теоретических положений дисциплины, посредством данной программы у преподавателя есть возможность создать специальные условия обучения, указанные в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
В рамках курса проводятся все виды учебных занятий: лекции, практические и семинарские. В фондоведческой подготовке студентов лекция по-прежнему остаётся главным видом учебной деятельности. Из всех типов лекций предпочтение отдаётся информационной. С учётом обучения лиц с особыми образовательными потребностями изменено содержание теоретического материала.
Обращение к конкретным примерам, ситуационным задачам по проблемам формирования фондов различных библиотек составляет основу деятельности с учебным материалом для студентов с особыми образовательными потребностями. Значительную поддержку оказывают ознакомительные экскурсии, которые студенты прошли на первом курсе.
В лекционных занятиях акцентируется внимание на понятийном аппарате темы, к которому часто возвращаемся, используя метод повтора пройденного материала. Для наилучшего освоения фондоведческой терминологии студентам с ОВЗ рекомендуется вести небольшой словарик, куда обучающиеся записывают новые термины. Таким образом, к завершению обучения студентам легче вспомнить изученный материал.
Для закрепления пройденного в конце лекций применяется небольшой опрос, где студенту предлагается поразмышлять о том, что наиболее всего запомнилось на занятии. В процессе подобной работы выяснилось, что обучающимся данная форма интересна, они с удовольствием ожидают, какой вопрос будет задан сегодня.
Положительное воздействие диалоговой формы на обучающихся в ходе лекционного занятия несомненно, а в нашем случае её эффективность возрастает вдвойне. Некоторые студенты проявляли повышенную заинтересованность к темам, где раскрывались вопросы снабжения библиотек с помощью книжных магазинов, социальным аспектам хранения документных фондов библиотек и т.п. Обучающиеся с оживлением рассказывали свои личные примеры из практической деятельности – покупка книг в домашнюю библиотеку, утеря и возмещение книги в общественной библиотеке.
Содержание практических работ тесно связано с лекционными занятиями. В процессе их выполнения студенты изучали различные документные фонды на основе web-сайта или библиотечных порталов. Преимущественно данное занятие носит ознакомительный характер, сложностей в выполнении не представляет. У студента формируется представление о многообразии документных фондов библиотек по составу, содержанию, структуре и другим критериям. Поиск информации на web-сайте, анализ библиотечных фондов способствует формированию у обучающихся умений, навыков работы с автоматизированной технологией.
Задания по теме «Первичный отбор» студенты с ОВЗ выполняли на основе изучения прайс-листов, темпланов, проспектов издательских организаций. Каждому обучающемуся предстояло наметить к приобретению определённые книги, дать им оценку и сравнить. Совместное обсуждение с преподавателем позволило уточнить данные о каждом издании, студенты достаточно активно включились в выполнение практической работы. В качестве библиотеки, для которой отбирались документы, была выбрана личная (домашняя). Изучая документопоток издательств, студенты пришли к выводу о сложности данного процесса. В целом на практических занятиях использовались методы коллективной и индивидуальной работы.
В процессе изучения дисциплины «Библиотечный фонд» значительное внимание придаётся самостоятельной работе студентов. СРС включает проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе, словарям, справочникам), подготовку к зачётам и экзаменам. Отметим, что учебно-методическая обеспеченность находится на высоком уровне, вузовская библиотека в достаточном количестве снабжена всеми необходимыми изданиями.
Основательную поддержку обучающимся в освоении курса представляет Центр дистанционного обучения ВСГИК (http://cdo.vsgaki.ru/), который содержит все дисциплины по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», в том числе и «Библиотечный фонд». Это даёт возможность самостоятельно овладеть теоретическим материалом, детальнее изучить отдельные темы.
В целом большинству студентов с ОВЗ свойственны эмоциональность, непосредственность, высокая степень самовыражения, что, безусловно отражается на процессе обучения. Во время занятия многие требуют к себе внимания, ждут поощрения, поддержки у преподавателя.
Таким образом, в процессе обучения студентов с ОВЗ у них отмечаются положительные сдвиги в индивидуальном, личностном росте. Налицо плюсы социализации и адаптации обучающихся, включение их в общественную жизнь вуза, участие в разного рода мероприятиях. Многие наши студенты сегодня успешно занимаются волонтёрской деятельностью.
Одна из выпускниц нашей кафедры (в настоящее время обучается в очной магистратуре) возглавляет общественную организацию молодых инвалидов, что позволяет ей объединить лиц с ОВЗ, совместно решать различные проблемы.
Список источников
1.КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/708566b2fd52d51c70e2f0c8e02abb2d81a6c22e/(дата обращения: 22.02.2018).
-
2. Шаньгинова Г.А. Использование эссе в работе со студентами с ОВЗ (из опыта преподавания специальных дисциплин в ФГБОУ ВО ВСГИК) // Организация инклюзивного образовательного пространства : состояние и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., 13-15 июня 2017 г., Республика Бурятия, г. Улан-Удэ – оз. Байкал / отв. ред. Е.Ю. Перова. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2017. – С. 129-131.
Сведения об авторах
Шаньгинова Галина Алексеевна - доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры», кандидат педагогических наук
gala_shanginova@mail.ru
22.05.2018, 1348 просмотров.