Шаньгинова Г.А. Особенности преподавания специальных библиотековедческих дисциплин студентам с ОВЗ (на примере регионального вуза культуры)

Вопросы внедрения инклюзивного образования активно обсуждаются в образовательных учреждениях разного уровня. В статье 79 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.  раскрыты особенности обучения лиц  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).  В рамках этой статьи предусмотрено создание вузом специальных условий, которые предполагают наличие  «… специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» [1]. К сожалению,   во многих вузах выполнить вышеперечисленные требования по экономическим причинам невозможно.

Сегодня высшим образованием охвачена лишь малая часть лиц с ограниченными возможностями здоровья.    Одной из  проблем, тормозящих  внедрение инклюзивного образования, выступает  материально-техническая база вузов,  не подготовленная к условиям нормального физического перемещения инвалидов и лиц с ОВЗ. Соответственно, доступ во многие образовательные учреждения им ограничен. Другая, не менее важная проблема – отсутствие методического обеспечения учебного процесса, что накладывает отпечаток на степень усвоения учебных заданий студентами с ОВЗ. Кроме этого,  высшая школа не готова к созданию инклюзивного образовательного пространства в связи с недостаточной подготовленностью преподавателей и общества в целом; недостаточным знанием образовательных потребностей лиц с ОВЗ. 

Кафедра библиотечно-информационных ресурсов    ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирского государственного института культуры» (ВСГИК)  имеет многолетний опыт  подготовки студентов, имеющих  ОВЗ.  Частично данный опыт отражён в публикации   [2].   

В подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы  ведущее место занимает дисциплина «Библиотечный фонд», которая в обязательном порядке изучается студентами, обучающимися по направлению 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата). Согласно  учебным планам кафедры преподавание дисциплины осуществляется на втором и третьем курсе очной формы обучения.

В соответствии с локальными документами, регламентирующими образовательный процесс в ФГБОУ ВО ВСГИК, для студентов с ОВЗ предусмотрены различные адаптированные формы предоставления информации:  

- печатный документ, набранный  увеличенным шрифтом,

- электронный документ,

- аудиофайл,

- устная форма,

- привлечение ассистента/специалиста (при необходимости).

Все они активно используются в учебном процессе и дают возможность студентам с ОВЗ получать своевременный доступ к образовательным ресурсам.

Дисциплина «Библиотечный фонд» относится к базовой части ФГОС ВО.   Программа  дисциплины строится  с учётом знаний, умений и навыков, полученных студентами  в процессе изучения  других дисциплин  базовой и вариативной части.

Студенты с ОВЗ  и здоровые студенты обучаются по одному ФГОС ВО. Учитывая особенности физического  и психологического развития  студентов с ограниченными возможностями здоровья, их нозологию,   структура и содержание преподаваемой дисциплины  были откорректированы в адаптированной образовательной программе. Иными словами, эта программа  представляет индивидуальный подход к изучению студентом с ОВЗ  основных теоретических положений дисциплины, посредством данной программы у преподавателя есть возможность создать специальные условия обучения, указанные в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.   

В рамках курса проводятся все виды учебных занятий: лекции, практические и семинарские. В фондоведческой подготовке студентов лекция по-прежнему остаётся главным видом учебной деятельности.  Из всех типов лекций предпочтение отдаётся информационной. С учётом обучения лиц с особыми образовательными потребностями  изменено содержание  теоретического материала.

Обращение к  конкретным примерам, ситуационным задачам по проблемам формирования   фондов различных библиотек составляет основу  деятельности с учебным материалом для студентов с особыми образовательными потребностями.  Значительную поддержку оказывают ознакомительные экскурсии, которые студенты прошли  на первом курсе.

В лекционных занятиях  акцентируется  внимание на понятийном аппарате темы,  к которому часто возвращаемся, используя метод повтора пройденного материала. Для наилучшего освоения фондоведческой терминологии студентам с ОВЗ рекомендуется вести  небольшой словарик, куда обучающиеся записывают новые термины. Таким образом,  к завершению обучения  студентам легче вспомнить изученный материал.

Для закрепления пройденного в конце лекций  применяется  небольшой опрос, где студенту предлагается  поразмышлять о том, что наиболее всего запомнилось на занятии. В процессе  подобной работы выяснилось, что обучающимся данная форма интересна, они с удовольствием ожидают, какой вопрос  будет задан сегодня.

Положительное воздействие  диалоговой  формы на обучающихся в ходе лекционного занятия несомненно, а в нашем случае её эффективность возрастает вдвойне.  Некоторые студенты проявляли повышенную заинтересованность   к темам, где раскрывались вопросы снабжения библиотек с помощью книжных магазинов, социальным аспектам хранения  документных фондов библиотек и т.п. Обучающиеся с оживлением рассказывали  свои личные примеры из практической деятельности – покупка книг в домашнюю библиотеку,  утеря и возмещение книги в общественной библиотеке.

Содержание  практических работ тесно связано с лекционными занятиями.  В процессе  их выполнения студенты изучали различные документные фонды на основе  web-сайта или библиотечных порталов.  Преимущественно данное занятие носит ознакомительный характер, сложностей в выполнении не представляет. У студента формируется представление о многообразии документных фондов библиотек по составу, содержанию, структуре  и другим критериям. Поиск информации на web-сайте, анализ библиотечных фондов  способствует формированию  у  обучающихся  умений, навыков работы с автоматизированной технологией.

Задания по теме «Первичный отбор» студенты с ОВЗ выполняли на основе изучения прайс-листов, темпланов, проспектов издательских организаций. Каждому обучающемуся предстояло наметить к приобретению определённые книги, дать им оценку и сравнить. Совместное обсуждение с преподавателем  позволило  уточнить данные о каждом издании, студенты достаточно активно включились в выполнение практической работы.  В качестве библиотеки, для которой отбирались документы, была выбрана личная (домашняя).  Изучая документопоток издательств, студенты пришли к выводу о сложности данного процесса.  В целом на практических занятиях  использовались методы коллективной и индивидуальной работы.

В процессе изучения дисциплины «Библиотечный фонд» значительное внимание придаётся самостоятельной работе студентов. СРС включает  проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе, словарям, справочникам), подготовку к  зачётам и экзаменам.  Отметим, что учебно-методическая обеспеченность находится на высоком уровне, вузовская библиотека в достаточном количестве снабжена  всеми необходимыми изданиями. 

Основательную поддержку обучающимся  в освоении курса  представляет  Центр дистанционного обучения ВСГИК (http://cdo.vsgaki.ru/), который содержит все дисциплины  по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность»,  в том числе и «Библиотечный фонд». Это  даёт возможность  самостоятельно овладеть  теоретическим материалом, детальнее изучить отдельные темы.

В целом большинству студентов с ОВЗ свойственны эмоциональность,  непосредственность, высокая степень  самовыражения, что,  безусловно отражается на процессе обучения. Во время занятия многие требуют к себе внимания,  ждут поощрения, поддержки у преподавателя. 

Таким образом, в процессе обучения   студентов с ОВЗ  у них отмечаются положительные сдвиги в  индивидуальном, личностном росте.  Налицо плюсы социализации  и адаптации обучающихся, включение их в общественную жизнь вуза, участие в разного рода мероприятиях. Многие наши студенты сегодня успешно занимаются волонтёрской деятельностью.

Одна из  выпускниц нашей кафедры (в настоящее время обучается  в очной магистратуре) возглавляет  общественную организацию молодых инвалидов, что позволяет ей объединить лиц с ОВЗ, совместно решать различные проблемы.

 

Список источников

1.КонсультантПлюс [Электронный ресурс].  – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/708566b2fd52d51c70e2f0c8e02abb2d81a6c22e/(дата обращения: 22.02.2018).

  1. 2. Шаньгинова Г.А.  Использование эссе в работе со студентами с ОВЗ (из опыта преподавания специальных дисциплин в ФГБОУ ВО ВСГИК) // Организация инклюзивного образовательного пространства : состояние и перспективы: материалы междунар. науч.-практ.  конф., 13-15 июня 2017 г.,  Республика Бурятия, г. Улан-Удэ – оз. Байкал / отв. ред. Е.Ю. Перова. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2017. – С. 129-131.

 

 Сведения об авторах

Шаньгинова Галина Алексеевна - доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры», кандидат педагогических наук

gala_shanginova@mail.ru

К оглавлению выпуска

Library education

22.05.2018, 1239 просмотров.