История Московского государственного института культуры: время, события, люди. КУЗИЧКИНА Г.А. ФАКТОРЫ АКТУАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ»

  В состав библиографического компонента высшего библиотечно-информационного образования в качестве обязательной его части входит дисциплина «Отраслевые информационные ресурсы». Она конкретизирует положения «Теории библиографии» и «Библиографической деятельности библиотек», формирует у будущих специалистов наглядную картину состояния отраслевых документальных массивов и системы средств их библиографического отражения, определяет формы и методы работы по удовлетворению информационных потребностей пользователей.

  В сложившейся структуре модуля «Отраслевые информационные ресурсы» особое место занимает дисциплина «Информационные ресурсы по художественной литературе и литературоведению». В деятельности общедоступных библиотек сложно найти более востребованный вид текстов, нежели художественные. Огромный массив литературно-художественных изданий нуждается в оценке и осмыслении и в постоянной информационной поддержке.

  Следует отметить, что данная дисциплина имеет достаточно развитое учебно-методическое обеспечение, поскольку является преемницей «Библиографии художественной литературы и литературоведения». В разработке учебных курсов принимали участие такие видные деятели теории и практики библиографии, как Е.И. Рыскин, Б.Я. Бухштаб, Ю.М. Лауфер, Ю.С. Зубов, С.А. Трубников, М.И. Давыдова, Н.А. Сляднева и многие другие. Особо хочется остановиться на вкладе С.А. Трубникова в развитие учебно-методического обеспечения данной отрасли. Ведь именно учебная программа курса «Библиография художественной литературы и литературоведения» (1982) и учебник по курсу (1985), подготовленные на кафедре отраслевой библиографии МГИК под руководством С.А. Трубникова, стали знаменательной вехой, отражением новой библиографоведческой парадигмы, сформировавшейся к 1980-м годам.

 Для создания учебника С.А. Трубников привлек целую плеяду авторов, специалистов отраслевых вузов, что и обеспечило определенную оригинальность, разносторонность и глубину отражения теории и методики библиографии художественной литературы и литературоведения. Многие положения нового учебника обладали яркой концептуальной новизной, еще находились в стадии осмысления библиографоведами. На долгое время учебник вошел в обязательный круг источников для подготовки библиографов, а когда-то новаторские концепции стали каноническими, общепризнанными.

  Однако актуальность учебной литературы имеет ряд ограничений. Наиболее очевидным является естественный фактор времени, который, в совокупности с группой социальных факторов, неизбежно влияет на устаревание информации в учебнике. Что же определяет содержание дисциплины «Информационные ресурсы по художественной литературе и литературоведению» сегодня?

  Процесс интенсивного формирования новых научных парадигм в библиографоведении, литературоведении, культурологии, в синтезе оказывает влияние и на парадигму литературной библиографии, включая проблемное поле теории отрасли и особенности информационных ресурсов. Так, необходимо введение в учебные программы элементов теории эстетической информации, социальных коммуникаций, обоснования гуманитарной природы знания, основ семиотики и др.

  К группе влиятельных социальных факторов можно отнести изменения в идеологии. В постперестроечный период в общественное сознание внедряется разнообразие идеологических концепций. Отход от идеологических принципов тоталитаризма сопровождался внедрением гуманизации как нового общественного идеала, принятием идеи толерантности, общечеловеческих ценностей. В результате распада СССР и образования независимых государств, появилось понятие «литература стран СНГ и Ближнего зарубежья», а такая тема, как «Библиография литературы народов СССР», теперь нуждается в совершенно иной трактовке – как специфическое явление истории литературной библиографии.

  Расширение международных контактов государства изменяет взгляды на оценку мировой литературы. Активнее обновляется рынок переводной литературы, и к читателю приходят новые имена – современные зарубежные авторы, чье творчество также еще предстоит освоить и оценить.

  В то же время - налицо торжество «массовой литературы», мощный расцвет псевдочтения, разрастающегося под влиянием искусных рекламных технологий [1].

  Указанные факторы проявляются и в издательской политике, определяющей читательские ориентиры, вкусы, предпочтения, а следовательно, и в объекте, формах и методах деятельности литературной библиографии.

  Внедрение новых информационных технологий и медиатизация информационной среды – это решающий фактор, приведший к формированию качественно новых информационных ресурсов в сфере художественной культуры. Кажется, уже стихают споры о преимуществах и недостатках электронных изданий художественной литературы – сама практика расставляет приоритеты. Утвердился как особое явление Литературный интернет, и словосочетание «сетевая литература» стало привычным и общепринятым. Возникло особое направление информационной деятельности, направленной на учет и анализ сетевых ресурсов – веблиография [2].

  Происходят изменения и в отраслевой библиографической практике. Как никогда, сложно сейчас составить целостное представление об источниковедческой основе курса литературной библиографии. Многоцентровость, распыленность деятельности, отсутствие достаточных объемов финансирования продолжающихся библиографических проектов, малые тиражи выходящих библиографических изданий (и, как следствие, - почти полная их недоступность для потребителя информации), наконец, кадровые проблемы в отрасли – все это не может не влиять на системность, преемственность, количество и качество подготовки и выпуска библиографической продукции.

  Для литературной библиографии существенное значение имеет и вопрос субъекта отрасли. Традиционно литературная библиография славилась великолепными профессионалами – как теоретиками, так и практиками. Кто приходит на смену славной когорте литературных библиографов? Для подготовки библиографа-отраслевика необходимо, чтобы он хорошо знал изучаемую отрасль, собственно, объект деятельности. Изменения в студенческом контингенте наблюдаются не в лучшую сторону. Падение качества преподавания литературы в средних школах со всей очевидностью отражается на качестве знания и понимания литературы у студентов. Признавать это больно. Литературоцентризм, как одна из составляющих традиционного российского менталитета, ныне утрачивает свои позиции, что, по нашему мнению, негативно сказывается на развитии личности россиянина и общества в целом. Значительно сокращены часы, отводимые на изучение теории литературы в учебных планах направления «Библиотечно-информационная деятельность».

  У многих современных студентов отсутствует четкая ориентация в истории литературы, оценке литературных имен и явлений, не сформированы навыки литературного анализа, наконец, попросту отсутствует желание читать художественную литературу не «по программе». Поэтому перед преподавателем отраслевой библиографии ставится задача влияния на эрудированность студентов, пробуждение интереса и воспитания постоянной потребности в общении с художественной литературой. Такая установка служит основой формирования знаний и умений, связанных с теорией и методикой обработки литературно-художественной информации, ее оценкой, организацией эвристических (поисковых) процессов, ориентацией различных категорий потребителей в отраслевом информационном пространстве [3].

  Отметим, что сравнительно недавно был выпущен учебник по дисциплине «Отраслевые информационные ресурсы», предназначенный для подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности [4]. Однако нам представляется перспективной и актуальной задачей подготовка отдельного учебного пособия, детализирующего проблематику отраслевых информационных ресурсов по художественной литературе и литературоведению.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.     Кузичкина, Г.А. Современные информационные ресурсы по художественной литературе: общая характеристика / Г.А. Кузичкина // «Модернизация культуры: от человека традиции к креативному субъекту», V Междунар. науч.-практ. конф. (2017; Самара). Материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Самара, 2017 г. [Текст]: в 2 ч. / М-во культуры РФ, СГИК; под ред. С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. –Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2017. – Ч. II. – С.9 – 14.

2.     Кузичкина, Г.А. Влияние медиатизации информационной среды на содержание дисциплины «Информационные ресурсы по художественной литературе и литературоведению» / Г.А. Кузичкина // Библиография в современном медиакоммуникационном пространстве: сборник научных статей / ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры», кафедра документоведения и библиографоведения ; под общ. ред. М.Г. Вохрышевой ; редкол.: С.А. Алашеева, О.Л. Бугрова, Е.В. Вохрышева, Л.П. Машенцева. – Самара: Изд-во СГИК, 2016. – С. 131 – 137.

3.     Кузичкина, Г.А. Гуманитарная составляющая образовательной подготовки информационных специалистов социокультурной сферы [Текст] / Г.А.Кузичкина // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: Материалы Второй Всерос.электр.научно-практич.конф. - Самара: Изд-во СГАКИ, 2003. – С. 247 – 253.

4.     Отраслевые информационные ресурсы: учебник [Текст] / ред.: Р.С.Гиляревский, Т.В.Захарчук. – Санкт-Петербург : Профессия, 2015. - 416 с. - (Учебник для бакалавров) (Бакалавр библиотечно-информационной деятельности).

 

    СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кузичкина Галина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры документоведения и библиографоведения Самарского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

Library education, content-analysis

14.08.2018, 85 просмотров.