БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. АКИФЬЕВА И.Ю., ОПАРИНА Н.П. ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ДЕТСКИХ И ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА СТАНДАРТ ФГОС ВО 3++ БАКАЛАВРИАТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 51.03.06 БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приобщение детей к чтению как необходимое условие формирования нового поколения российских граждан одно из приоритетных направлений в современной культурной и образовательной политике государства. Ключевым документом стратегического планирования для объединения усилий по поддержке чтения подрастающего поколения является «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» [1], ставшая основой подпрограммы «Детское и юношеское чтение», реализация которой намечена в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [3].

Раздел 6.2 подпрограммы посвящен вопросам развития кадрового потенциала и предусматривает мероприятия, среди которых «открытие в вузах программ высшего образования для специалистов в области поддержки детского и юношеского чтения (в том числе, введение в соответствующие программы бакалавриата и магистратуры профилей «редактор детской литературы», «специалист по медиапродвижению детской литературы», «педагог-библиотекарь» и других)» [3].

«Педагоги-библиотекари» включены в номенклатуру должностей педагогических работников. Вместе с тем, результаты опросов, проведенных Ассоциация школьных библиотек русского мира (РШБА), показывают, что только в каждой шестой образовательной организации страны такая должность введена в штатное расписание [2]. Учитывая востребованность специалистов в данной области, многие образовательные организации, не имеющие прямого отношения к библиотечной сфере,  начали активную деятельность по подготовке кадров. Как правило, это дистанционное обучение. Например,  дистанционно проводят курсы профессиональной переподготовки «Педагог-библиотекарь»  Образовательный центр «Мультиурок» (Смоленск),  Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки» (Ростов-на-Дону) и др. Осуществляют повышение квалификации очно, очно-заочно и дистанционно в Московской академии народного хозяйства и государственной службы и т.п.

В Самарском государственном институте культуры (СГИК) при переходе на стандарт ФГОС ВО 3++ – бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность осуществляется обучение «Педагогов-библиотекарей» в рамках универсального профиля. Разработчики ООП ориентировались на перечень профессиональных стандартов, соотнесенных с федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность, в том числе на профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. [4]. Именно в этом стандарте описаны требования к профессии «Педагог-библиотекарь» и обозначены две базовые группы: ОКПДТ – 20316 (Библиотекарь), ОКСО – 071200 (Библиотечно-информационные ресурсы).

Высшее образование необходимо для выполнения обобщенной трудовой функции «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования», которая предполагает: информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательного процесса; проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры; организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению. То есть, подготовка кадров для школьных библиотек регламентирована принятым профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания».  В тоже время такая регламентация отсутствует применительно к подготовке кадров для детских библиотек.

В «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» отмечается «кризис кадрового обеспечения отрасли, обусловленный несовершенством действующей системы подготовки и переподготовки библиотечных кадров» [1, с.6]. С момента её разработки (2013 г.) ситуация с кадрами в лучшую сторону не изменилась, а скорее стала еще более острой, поскольку повсеместно ощущается дефицит квалифицированных специалистов для библиотек, обслуживающих детей. Необходимость реализации   национального проекта «Культура», предполагающего создание 660 модельных библиотек на территории всей страны, повышает требования к специалистам, готовым работать в новых условиях. Следует подчеркнуть, что среди библиотекарей, которые участвуют в конкурсном отборе, значительное количество представителей специализированных детских библиотек. Так, в Самарской области в 2019 году конкурсный отбор прошли 9 библиотек, из которых 3 – детские библиотеки: Центральная городская детская библиотека МБУК г.о. Самара, центральная городская детская библиотека им. А.С. Макаренко СМБУ ЦБС г.о. Октябрьск и Сергиевская центральная детская библиотека МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека» м.р. Сергиевский Самарской области. Основу кадрового состава этих библиотек составляют специалисты, получившие высшее библиотечное образование в Самарском государственном институте культуры.

          Подготовка специалистов нового формата для детских, юношеских и школьных библиотек в СГИК по ФГОС 3++ «Библиотечно-информационная деятельность» универсального профиля, способных продвигать идею модельной библиотеки, будет проходить в процессе обучения бакалавров в рамках базовых дисциплин, путем включения в их содержание разделов и тем, непосредственно связанных с деятельностью этих библиотек. Так, например, дисциплина «Библиотечно-информационное обслуживание» включает раздел «Библиотечно-информационное обслуживания в общеобразовательных организациях», а дисциплина «Библиотечный фонд» – раздел «Специфика формирования и использования фондов образовательных организаций».

При изучении дисциплин «Педагогика», «Психология», «Библиотечно-информационные технологии», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» и др. предусмотрены задания, нацеленные на решение задач профессиональной деятельности библиотекаря детских и школьных библиотек.

Особое значение имеет включенная в учебный план дисциплина «Библиотечная работа с детьми и юношеством», в рамках которой происходит формирование компетенций, включающих готовность к эффективному общению с различными группами пользователей на основе применения психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании» и участию в педагогическом проектировании читательского развития личности средствами библиотечно-информационной деятельности. В процессе обучения студент должен научиться применять адаптированные психолого-педагогические методики в библиотечно-информационном обслуживании различных категорий пользователей; знать пути формирования информационной, библиографической и медийной культуры; содействовать самообразованию и участвовать в процессах социализации личности средствами библиотеки.

Ряд компетенций наиболее успешно будут сформированы в процессе изучения профессиональных дисциплин, таких как «Культурно-просветительская деятельность общедоступных библиотек», «Социология и психология чтения, «Программно-проектная деятельность библиотек»».   Более глубокое изучение данных предметов даст знания в области социологических аспектов читательского развития разных категорий читателей, разовьет способность осуществлять психологическую диагностику умений и навыков читательской деятельности, научит организации и проведению широкого спектра культурно-просветительских, образовательных и досуговых библиотечных мероприятий, разрабатывать и внедрять социально-культурные проекты в библиотечно-информационной деятельности.

Перспективным можно считать обеспечение подготовки кадров к работе в специализированной детской библиотеке или в должности «Педагог-библиотекарь» в школе в рамках системы дополнительного профессионального образования. В настоящее время для слушателей ФДО СГИК разрабатывается программа переподготовки библиотечных специалистов «Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества в библиотеке» (общим объемом 260 часов). Программа включает ряд дисциплин, обеспечивающих более глубокое изучения проблем библиотечной работы и юными читателями: «Литература для детей и юношества», «Педагогика детского чтения», «Социология и психология чтения», «Организация деятельности детской и школьной библиотеки», «Инновационные формы работы с детьми и юношеством» и др.

Разработка и реализация программ повышения квалификации библиотекарей, работающих в детских и школьных библиотеках, в условиях стремительного развития современных технологий и необходимости их адаптации для повышения эффективности библиотечных услуг в школах крайне важна. Манифест школьных библиотек UNESCO/IFLA гласит: «Во все более развивающейся сетевой среде школьные библиотекари должны быть компетентны в вопросах преподавания навыков обработки информации как учителям, так и ученикам. Поэтому им необходимо продолжать собственное профессиональное обучение и повышение квалификации» (5). Как отмечали еще в 2013 году индийские коллеги в своей статье «Основные компетенции школьных библиотекарей Индии в эпоху цифровых технологий: Исследование» именно «участие в программах повышения профессиональной квалификации дает им возможность узнать о трендах и новейших технологиях для последующего предоставления продуманных и эффективных услуг в школьных библиотеках. Компетентность и сотрудничество – вот ключевые факторы, которые могут способствовать профессиональному росту и дальнейшим достижениям» (6).

Таким образом, стандарт ФГОС ВО 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (2017) открывает новые возможности для подготовки кадров для детских, юношеских и школьных библиотек даже при выборе универсального профиля подготовки.

Список источников

  1. 1. Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 гг.: принята конференцией Российской библиотечной ассоциации, ХIХ Ежегодной сессии 22 мая 2014 г. / Российская государственная детская библиотека — Москва: ООО «Формат-М», 2014. – 20 с. – Текст: непосредственный.
  2. 2. Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров : [приказ Минобрнауки России № 715 «Об утверждении Концепции библиотечной ассоциации, XIX Ежегодная развития школьных информационно-библиотечных центров» от 15 июня 2016 г. – URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-15.06.2016-N-715/ (дата обращения: 5.02.2020). – Текст: электронный.
  3. 3. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». Подпрограмма «Детское и юношеское чтение»: Проект постановления Российской Федерации. – URL: hhttp://d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/03/detskoe_chtenie.pdf - (дата обращения: 5.02.2020). – Текст: электронный.
  4. 4. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания». - URL: https://classinform.ru/profstandarty/01.005-spetcialist-v-oblasti-vospitaniia.html. – (дата обращения: 4.02.2020). – Текст: электронный.
  5. 5. IFLA UNESCO School Library Guidelines. Retrieved May 17, 2013, from. – URL: http://www.ifla.org/files/assets/school-libraries-resource-centers/publications/schoollibrary-guidelines/school-library-guidelines.pdf. – (дата обращения: 12.02.2020). – Текст: электронный.
  6. 6. Рашми Кумбар. Основные компетенции школьных библиотекарей Индии в эпоху цифровых технологий: Исследование/ Рашми Кумбар, Дипти Паттаншетти. – URL:  http://library.ifla.org/88/13/105-kumbar-ru.pdf. – (дата обращения: 12.02.2020). – Текст: электронный.

 Сведения об авторах

  1. Акифьева Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой библиотековедения Самарского государственного института культуры, Почетный работник высшего профессионального образования

akifyeva@smrgaki.ru

  1. Опарина Надежда Прокопьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения Самарского государственного института культуры

oparinanp@mail.ru

К оглавлению выпуска

Библиотечное образование, образовательный стандарт, Library education, информационная культура, мероприятия, проекты, чтение

13.02.2020, 883 просмотра.