ИЗУЧАЕМ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. ПОПОВА Е.Д. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ В ОТНОШЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ И СОВРЕМЕННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (Часть 2)
Продолжение. Начало - http://theoryofculture.ru/issues/114/1365/
Национальные политики стран являются следующим уровнем, который устанавливает основу для взаимоотношений между библиотеками и их пользователями. В цитируемыx Позициях ИФЛА, организация призвала: «Библиотеки должны быть включены в стратегии развития. Поскольку библиотеки играют естественную роль в обеспечении доступа к информационному контенту и связи с людьми и организациями, которые лежат в основе устойчивого развития, политики должны содействовать укреплению и обеспечению библиотек и использовать навыки библиотекарей и других информационных работников для решения проблем развития на уровне сообществ.» Всемирная библиотечная организация «призывает политиков и практиков в области развития использовать эти мощные имеющиеся ресурсы и обеспечить, чтобы любая концепция развития на период после 2015 года:
- - Признает роль доступа к информации в качестве важного элемента, способствующего развитию;
- - Признает роль библиотек и библиотекарей как посредников развития».(1)
Наличие библиотек в стратегических планах государства и в его культурной политике во многом гарантирует его развитие – наличие четкого видения со стороны центральных органов управления; предоставление финансирования в соответствии с необходимостью модернизации и технологической трансформации; внимание к созданию необходимых условий для предоставления человеческих ресурсов отрасли – современное образование, адекватная нормативная база для карьерного роста и возможности для профессионального развития; финансовые и моральные стимулы для работников на местах; поддержка авторитета и престижа библиотечной профессии в обществе.
Некоторые акценты можем показать на примере национальной политики Болгарии. Деятельность Национальной библиотеки «Св. св. Кирилла и Мефодия», сети публичных библиотек – региональных, общественных центров и муниципалитетов, регулируется Законом о публичных библиотеках (ЗПБ). (5) Закон устанавливает функции библиотек, которые могут быть наполнены современным содержанием и адаптированы к требованиям социального развития и потребностям человека. В связи с этим законом был разработан и принят Стандарт библиотечного и информационного обслуживания, который устанавливает минимальные параметры для эффективного библиотечного обслуживания населения, отвечающего некоторым современным требованиям, но прежде всего в соответствии с болгарскими реалиями. Документ является динамичным, подразумевает отслеживание установленных количественных стоимости и предполагает будущее развитие, благодаря которому болгарские публичные библиотеки смогут достичь пропорциональности европейским показателям.
Что касается других типов библиотек, действующих в стране, то в современных нормативных документах отражены только школьные – в Законе о дошкольном и школьном образовании, ст. 178 (1), п.8 и ст. 182, в котором говорится: «Библиотечные и информационные услуги предоставляются через школьную библиотеку и гарантируют бесплатный доступ к информации для учащихся из различных документальных источников и в глобальной сети для формирования навыков чтения и навыков поиска и использования информации». (6)
Просмотр стратегических документов страны в поисках место библиотек в них приводит к следующим результатам:
Национальная программа развития: Болгария 2020 - «... ведущий стратегический и программный документ, который определяет цели и политику развития страны к 2020 году»(2), привлекает внимание к библиотекам в двух из приоритетных задач Приоритета 1. Улучшение доступа и расширение качества образования и обучения и качественных характеристик рабочей силы. В Подприоритете 1.3 «Повышение качества и эффективности научных исследований», область воздействия «Развитие научного потенциала и интеграция в европейское исследовательское пространство», как задание записано: «обеспечивать национальный доступ к электронной инфраструктуре, базам данных и современным библиотечным услугам».(2)
Подприоритет 1.5 «Развитие культуры и искусства, культурной и творческой индустрий, расширение доступа к искусству и повышение культуры населения» в области воздействия «Улучшение условий для развития искусств и культуры» направляет к «использованию образовательных и воспитательных возможностей» учреждений культуры – музеи, галереи, театры, кинотеатры, библиотеки, читалища (общественные центры культуры), чтобы вовлечь все слои населения в творческую деятельность и создать аудиторию с акцентом на детскую и молодежную аудиторию».(2)
Другим стратегическим документом, тесно связанным с предыдущим, является «Трехлетний План действия по реализации Национальной программы развития: Болгария 2020 на период 2017-2019 гг.»(8,с.21). Подприоритет 1.5 «Развитие культуры и искусств, культурных и творческих индустрий, расширение доступа к искусству и повышение культуры населения» содержит текст о библиотеках, в котором указаны конкретные действия, предпринятые Фондом „Глобальные библиотеки“ в 2015 году: «обучения на тему «Развитие потенциала учебных центров и обеспечение их устойчивости» и «поддержка развития инновационных услуг для доступ к информации».
Библиотеки также отражены в правительственном документе «Программа правительства Республики Болгария для управления в периоде 2017-2021 гг.» В основном разделе «Культура», Приоритет 37 «Развитие искусств, культурных и творческих индустрий, культурного наследия и культурного туризма» содержит:
Цель 131 Улучшение условий и мер, направленных на предоставление дополнительных государственных и альтернативных средств для модернизации сети учреждений культуры, читален (общественных центров) и библиотек в стране. (Мера 501-502)
и
Цель 132 Расширить деятельность читален (общeственных центров) и библиотек в стране с учетом новых условий для развития, разработки и внедрения новых механизмов финансирования. (Мера 503-509) (4, с.61-62)
Мера 503 предусматривает «Разработка стратегии развития читален и библиотечных сетей». Мера 506 гласит: «читален действующего законодательства с целью улучшения деятельности читален и библиотек в новых условиях развития». Содержание предусмотренных мер направляет будущие шаги в развитии болгарских библиотек.
Публичные библиотеки провели исследования о влиянии библиотек на общество и граждан. Проект «Болгарские библиотеки – место для доступа до информации и коммуникации для всех», реализуемый в период с 2009 по 2013 год и финансируемый главным образом Фондом «Бил и Мелинда Гейтс», охватывает большинство публичных библиотек в стране. Для нужд проекта были проведены измерения воздействия «Программы «Глобальные библиотеки – Болгария» на население страны в связи с изменением возможностей библиотек с точки зрения их технологического обеспечения и проведенных курсах по подготовки персонала библиотеки.
В 2017 году Фондом «Глобальные библиотеки – Болгария», являющийся приемником и продолжателем Программы, вновь поручил «Обзор текущего состояния публичных библиотек» (7), который включает анализ воздействия библиотек на сообщества и граждан. В итоговом докладе подробно анализируется текущее состояние публичных библиотек и определяющие его факторы, а также масштабы их воздействия. Результаты впечатляют, чрезвычайно полезны и интересны, а анализы точны и профессиональны. Что касается пользователей, то в специальном разделе документа говорится: «Хотя пользователи и не-пользователи библиотечных услуг считают, что публичная библиотека в нашей стране серьезно ограничена, посещения библиотек на национальном уровне почти удвоились с 2008 года (рост 86%). Однако в последние три года рост замедлился – всего 2% в 2014-2016 гг. Увеличение посещаемости в основном за счет региональных библиотек, где увеличение количества посещений за период 2008-2016 гг. составляет почти 73%. Региональные библиотеки реализуют рост в последних трех годах (7%), в результате нарастания виртуальных посещений. Это индицирует, что обеспечивание современных услуг – правильный путь к развитию болгарской публичной библиотеки. Структура читателей по социально-демографским показателям почти не изменилась в годах.» (7, с.44-45)
Данные в приведенном выше докладе являются одним из немногих примеров организации исследовательской работы, ориентированной к потребителям. В теоретической литературе в области библиотековедения – болгарской и зарубежной, до сих пор нет общего понимания процессов исследования пользователей. В международных документах и анализах рассматриваются общие тенденции развития аудитории пользователей для систем общественной информации, в т.ч. библиотеки. Отмеченные тенденции в поведении и потребностях виртуального человека (3) в источниках с начала этого столетия хороши, но являются лишь общей основой для детальных и специализированных исследований пользователей библиотек.
В рамках представленной передовой практики использования библиотек в публикациях, на их сайтах и на различных профессиональных форумах демонстрируется внимание к пользователям, их отношение к библиотекам и их удовлетворенность предлагаемыми библиотечно-информационными услугами. Однако подходы и критерии для систематических опросов потребительской аудитории еще не разработаны. Следует отметить, что в практике университетских библиотек существует традиция и приняты эффективные модели исследования их аудитории с целью повышения качества предоставляемых услуг. Российская библиотечная практика делает исключение с ее богатыми традициями в этом направлении. Сегодня русские библиотеки продолжают проводить систематические, масштабные (хронологический охват, критерии применения) опросы пользователей отдельных библиотек, а также на уровне территориальных и сетевых типов.
- Отношения между библиотеками и пользователями требуют лучшего покрытия в области исследований для библиотек. Задача адекватного реагирования на современные потребности требует полной и последовательной картины динамики потока пользователей на нескольких уровнях:
- - Общие тенденции развития потребностей общества и личности в современную цифровую эпоху. Они дают возможность для общей базы исследований на следующих уровней. Национальные особенности населения, статус и развитие потребительских сообществ. Надежной основой для таких обследований является официальная статистика, где библиотеки и их пользователи следует анализировать по критериям, соответствующим общих тенденций.
Практика на этом уровне исследований зависит от устоявшихся в стране традиций, от отношения современного управления и общества к библиотечному сектору, завоеванного авторитета библиотечного сообщества и библиотечной профессии. Для Болгарии эти показатели низкие во всех перечисленных компонентах. Библиотеки не представлены и их пользователи тоже не представлены в соответствии с потребностями библиотечной науки и практики, они не синхронизированы со современными требованиями передового опыта. Преимущества этих исследовании заключаются во возможностях актуального и целенаправленного активного введения библиотек в стратегических целях и задач государства; в создании действенных, соответственно ориентированных и защитимых политик по отношению библиотек, их современных функции и способов воздействия.
- Исследования на уровне библиотечных сетей касаются наличия
- исследований и полученных результатов для функционирования определенных групп пользователей – ученики (школьные библиотеки), студенты (университетские библиотеки), отраслевых специалистов (специальные библиотеки), состава и характеристик сообщества (публичные библиотеки) и т. д.
На отраслевом уровне создаются возможности для обеспечения более эффективного функционирования библиотек при решении конкретных задач, а также реального освоения ключевых компетенций для развития человеческого потенциала в отрасли. Потребительский поток в таких опросах имеет четкие специфические характеристики, которые могут быть дополнены конкретными особенностями, относящимися к следующему уровню:
- - Пользователи – реальные и потенциальные, в определенной конкретной библиотеке.
Применение различных форм исследований сообщества, обслуживаемых конкретной библиотекой, дает возможность получать как можно более точную информацию для реальных и потенциальных пользователей. Таким образом, библиотека может ориентироваться на виды деятельности и услуги, представляющие большой интерес для населения, которые необходимо искать, и максимизировать эффективность библиотеки, такие как ресурсы и финансовые вложения. Этот уровень играет важнейшую роль в привлечении потенциальных пользователей и расширении активного пространства библиотеки.
Исследования потребителей в рамках самостоятельной области исследований, оснащенной соответствующими научными инструментами и методологией, имеют решающее значение для отслеживания развития, динамики и качества взаимоотношений библиотеки и пользователя. Принципы, на которых следует развивать исследования, чтобы они были наиболее полезными: систематические, научные (применение научных методов и методологии, научные инструменты для проведения и интерпретации результатов), сопоставимость (возможность сравнения установленных критериев и полученных результатов) надежность, пропорциональность и пр.
Достижение высокого уровня удовлетворенности потребителей качеством библиотечных услуг – это путь к завоеванию престижа библиотек в современном обществе и среди современных пользователей. Он выражает ценность современной библиотеки и фактическую полезность современного учреждения для потребностей его современных пользователей. Внедрение этих показателей и их применение в определении эффективности современной библиотеки является шагом к тому, чтобы установить ее в качестве важного фактора среди информационных структур и учреждений, ориентированного на цифровое будущее мира.
Список источников к второй части
1. ИФЛА. Становище на ИФЛА относно библиотеките и развитието [онлайн]. [Прегледано на 3.09.2018]. Достъпно от: https://www.lib.bg/consult/Полезни-документи/Документи-на-ИФЛА/Манифести/45-Становище-на-ИФЛА-относно-библиотеките-и-развитието/
- 2. Национална програма за развитие: България 2020. В: Министерски съвет. Портал за обществени консултации. [онлайн]. [Прегледан на 3.09.2018]. Достъпно от: file:///C:/Users/user/Downloads/NDP_BG2020_12_2012-bg.pdf
- 3. Попова, Мария. Виртуалният човек. Социално-комуникационни особености на Интернет потребителя. София, 2005. 219 с.
- 4. Програма за управление на Правителството на Република България за периода 2017-2021 г. В: Министерски съвет. Портал за обществени консултации. [онлайн]. [Прегледан на 30.05.2018]. Достъпно от: http://www.strategy.bg/StrategicDocuments/View.aspx?lang=bg-BG&Id=1240, с. 61-62
- 5. Република България. Министерство на културата. Закон за обществените библиотеки.[онлайн]. [Прегледано на 3.09.2018]. Достъпно от: http://mc.government.bg/page.php?p=141&s=142&sp=0&t=0&z=0
- 6. Република България. Министерство науката и образованието. Закон за училищното и предучилищното образование [онлайн]. [Прегледано на 3.09.2018]. Достъпно от: file:///C:/Users/user/Downloads/zkn_PedUchObrazovanie_160318.pdf
- 7. Тригодишен план за действие за изпълнението на Националната програма за развитие: България 2020 в периода 2017-2019. В: Министерски съвет. Портал за обществени консултации. [онлайн]. [Прегледан на 3.09.2018]. Достъпно от: file:///C:/Users/user/Downloads/Bulgaria2020_2017-2019.pdf, с. 21
Сведения об авторе
Попова, Ели Драганова - доктор наук, доцент кафедры „Библиотековедения, научная информация и культурная политика“, философский факультет, Софийский университет им. Св. Климента Охридского, г. София, Болгария
e_popova@phls.uni-sofia.bg
information environment, библиотеки музеи
26.06.2020, 1017 просмотров.