БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. МЕДВЕДЕВА О.В. ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТГУ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА)
Высшее библиотечное образование в настоящее время находится в очень сложных условиях. Сокращается число вузов, ведущих подготовку библиотекарей, уменьшается количество бюджетных мест, падает уровень подготовки абитуриентов и выпускников. Ведущие ученые библиотечно-информационной сферы на протяжении последних 10-15 лет говорят о кризисе, вызванном отсутствием государственной политики в области подготовки библиотечных кадров [1, с. 21].
Рассмотрим некоторые вопросы подготовки кадров на кафедре библиотечно-информационных ресурсов Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина, которая готовит специалистов по программам бакалавриата и магистратуры, по очной и заочной формам обучения.
В первую очередь следует отметить изменения в нормативной базе. В 2019 году в ТГУ был осуществлен перевод студентов 3 курса бакалавриата (1 и 2 курсов бакалавров нет) на обучение по новому федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО 3++). Внедрение нового образовательного стандарта сопровождалось рядом проблем. Одна из наиболее значимых – это отсутствие профессионального стандарта по библиотечно-информационной деятельности. ФГОС предлагает ориентироваться на профстандарты по педагогической деятельности, организационному и документационному обеспечению управления организацией, которые не отражают специфику деятельности библиотеки [2; 3]. В ТГУ обучение бакалавров библиотечно-информационной деятельности строится с учетом профстандартов 06.013 «Специалист по информационным ресурсам» и 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» и направлено на освоение технологического и информационно-аналитического типов задач. В качестве профессиональных компетенций, на освоение которых направлена образовательная программа, выбраны следующие:
- - готов к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при проведении прикладных библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований (ПК-1);
- - готов к выявлению и изучению информационных потребностей пользователей услуг в процессе библиотечно-информационного обслуживания (ПК-2);
- - готов к участию в научно-методическом сопровождении, координации и интеграции профессиональной деятельности в библиотечно-информационной сфере (ПК-3);
- - готов к реализации технологических процессов библиотечно-информационной деятельности (ПК-4);
- - готов к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ПК-5);
- - готов к аналитико-синтетической переработке информации в процессе создания библиотечно-информационных продуктов и услуг (ПК-6);
- - способен к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества (ПК-7);
- - готов к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов (ПК-8).
Для бакалавров определен профиль «Информационно-аналитическая деятельность», и учебный план содержит целый ряд дисциплин, направленных на освоение необходимых компетенций: «Организация информационно-аналитической деятельности», «Информационно-аналитические продукты и услуги», «Информационно-аналитические технологии», «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Отраслевые информационные ресурсы». Предусмотрены ознакомительная, технологическая и преддипломная практики.
Магистры же готовятся по магистерской программе «Инновационный менеджмент в библиотечно-информационной сфере», направленной на освоение научно-исследовательского и организационно-управленческого типа задач, т.к. в магистратуру поступают главным образом библиотекари-практики, изначально ориентированные на карьерный рост, но зачастую не имеющие профильного высшего образования. Образовательная программа ориентирована на формирование следующих профессиональных компетенций:
- - готов к разработке, организации и проведению комплексных исследований по конкретным направлениям и проблемам библиотечно-информационной деятельности (ПК-1);
- - готов к научно-методическому обеспечению библиотечно-информационной деятельности и организации системы повышения квалификации сотрудников библиотек (ПК-2);
- - готов к стратегическому планированию, организации, проектированию, оптимизации, модернизации и нормативно-правовому обеспечению библиотечно-информационной деятельности (ПК-3);
- - способен к постановке долгосрочных целей и задач, разработке эффективных стратегий и проектированию оптимальной организационной структуры библиотечно-информационных учреждений (ПК-4);
- - готов к стратегическому управлению развитием кадровых, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, внедрению инноваций в библиотечно-информационную практику (ПК-5).
В соответствии с направленностью магистерской программы формировался и учебный план, включающий такие дисциплины, как «Корпоративный менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Инновационный менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Менеджмент качества в библиотеке» и др. К сожалению, на подготовку магистров управленческого профиля не ориентирован ни один профессиональный стандарт, рекомендованный ФГОС ВО 3++, в связи с чем образовательная программа с профстандартами согласована лишь формально.
Отсутствие профильного профстандарта – не единственная проблема высшего библиотечного образования. На знакомых всем материально-технических и кадровых проблемах не стоит останавливаться подробно, так как в ТГУ первые решаются за счет привлечения ресурсов областных библиотек, а вторые – путем привлечения к преподаванию профессиональных дисциплин директоров библиотек, среди которых – известные ученые доктор философских наук Л.А. Пронина и доктор социологических наук Н.А. Стефановская, выступающие в роли представителей работодателей.
Одна из самых серьезных проблем – это уровень абитуриентов. Ни для кого не секрет, что выпускники школ в условиях обширного выбора направлений подготовки выбирают более конкурентоспособные специальности, и на бакалавриат по библиотечно-информационной деятельности поступают абитуриенты с довольно низкими баллами ЕГЭ и с отсутствием соответствующей мотивации. Надо отдать должное преподавателям, так как в процессе обучения интерес к профессии все-таки появляется, и зачастую до 50% студентов приходят работать в библиотеки уже на 3-4 курсах. Однако большая часть выпускников бакалавриата, даже получив опыт работы в библиотеке, в итоге там не остаются, выбирая более высокооплачиваемую работу. По данным директора Фундаментальной библиотеки ТГУ имени Г.Р.Державина доля молодых специалистов, оставшихся работать в библиотеке, составляет всего 30% [4, с. 170].
За два прошлых года в Тамбове выпустилось 26 бакалавров и 20 магистров, в 2020 и 2021 гг. ожидается 17 выпускников бакалавриата и четырех – магистратуры. В связи с отсутствием бюджетных мест в 2018 и 2019 гг. не будет выпуска бакалавров в 2023 г., а в 2022 г. ожидается выпуск всего шести студентов заочной формы обучения (2017 год набора). В общем количестве выпускников последних двух лет более 21% выпускников составляют библиотекари из Воронежской области, в 2018 г. также выпустились два магистра-иностранца. Очевидно, что количество выпускников совсем невелико, учитывая кадровый голод во многих библиотеках, особенно в районных и сельских муниципальных библиотеках Тамбовской области.
В связи с этим возникает необходимость обучения библиотекарей, не имеющих профессионального образования, что возможно либо с использованием заочной формы бакалавриата/магистратуры, либо путем организации курсов профессиональной переподготовки. Учитывая отсутствие бюджетных мест на заочной форме обучения и более длительный срок обучения, практики выбирают второй вариант. В 2018 г. кафедрой библиотечно-информационных ресурсов была разработана программа профессиональной переподготовки «Библиотечно-информационная деятельность», подготовленная с учетом профессиональных стандартов 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» и 01.005 «Специалист в области воспитания» и рассчитанная на 252 часа. В программу вошли 6 основных модулей: «Введение в библиотечно-информационную деятельность», «Информационные ресурсы библиотеки», «Информационно-аналитические технологии в библиотечно-информационной деятельности», «Библиографическая деятельность библиотеки», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Управление библиотечно-информационной деятельностью».
Программа позволяет библиотекарям получить целостное представление о деятельности библиотеки, изучить работу с библиотечными фондами, библиографические процессы, познакомиться с технологиями проектной деятельности и вопросами управления библиотекой. В 2018-2019 учебном году обучение по программе успешно прошли 14 человек, в 2019-2020 году набрана группа из 27 библиотекарей – сотрудников областных и муниципальных библиотек, а также Фундаментальной библиотеки ТГУ.
Начиная с 2018 г., кафедра библиотечно-информационных ресурсов реализует также курсы повышения квалификации с применением дистанционных технологий на базе электронной образовательной среды MOODLE, которая позволяет организовать работу с разными вариантами текстовых, аудио- и видеолекций, а также разных форматов заданий. Библиотекарям предлагается несколько программ: «Современные тенденции в библиотечном менеджменте», «Технологическая культура библиотечного специалиста», «Организация библиотечного обслуживания, в том числе лиц с ограниченными возможностями и инвалидов», «Инновационно-методическая работа библиотеки». Программы рассчитаны на 72 часа. Дистанционный формат курсов привлек представителей библиотек разных регионов: всего за 2018 и 2019 годы было обучено около 200 библиотекарей Тамбовской (57% от общего числа слушателей), Липецкой (3%), Рязанской (4%), Воронежской (22%), Псковской (5%), Мурманской (9%) областей.
Непосредственная работа с практиками ведется и очно. Краткосрочные курсы в форме семинаров-тренингов проходят на кафедре библиотечно-информационных ресурсов раз в один-два года. В 2019 г. были проведены курсы по одному из наиболее востребованных направлений – «Создание инклюзивного пространства в библиотеке».
Таким образом, реализация курсов профессиональной переподготовки и дополнительного профессионального образования позволяет частично решать кадровые проблемы библиотек. Однако низкий престиж профессии библиотекаря, демотивирующий абитуриентов и студентов, наряду с сокращением бюджетных мест, обостряет проблему подготовки кадров и вынуждает искать новые пути ее решения.
Список источников
- 1. Мазурицкий А.М. Кризис библиотечно-информационного образования, или По ком звонит колокол // Научные и технические библиотеки. – 2018. – № 5. – С. 14-23.
- 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1182 от 06.12.2017 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность"
- 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1188 от 06.12.2017 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – магистратура по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность"
- 4. Стефановская Н.А. Региональные тренды подготовки библиотечных кадров // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2018. - № 13-1. - С. 166-174.
Сведения об авторе
Медведева Ольга Владимировна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», заведующая кафедрой библиотечно-информационных ресурсов, кандидат исторических наук, доцент
Рецензент
Мазурицкий А.М., доктор педагогических наук, профессор МГЛУ
Библиотечное образование, магистратура, образовательный стандарт, Library education, информационная культура, библиографическая культура, библиотечные продукты и услуги.
19.12.2020, 976 просмотров.