Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. КЛЮЕВ В.К. НОВОЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И НОРМАТИВНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

  В феврале 2022 г. приказом Минобрнауки России был утверждён (в марте 2022 г. приказ зарегистрирован Минюстом России) новый Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки [1]. Этому предшествовали бурные общественно-профессиональные обсуждения и споры, поскольку разработчики  Перечня следовали установки на укрупнение групп направлений и специальностей (УГНС), в том числе  за счёт их объединения. При этом основой для объединения направлений подготовки в одну  укрупнённую группу послужили такие базовые параметры, как наличие общего предметного (содержательного) ряда и исходные условия реализации образовательных программ (материально-технические, финансовые и др.).

    Первоначальный проект Перечня фактически упразднял самостоятельность (автономию) нашей действующей УГНС «Культуроведение и социокультурные проекты», предполагая  соединить её с другими и назвать «Искусствознание, культуроведение и социокультурные проекты». Однако корпоративными усилиями нашего базового Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) и входящих в него отраслевых учебно-методических советов (УМС), в том числе активно участвующего в дискуссии УМС по образованию в области библиотечно-информационной деятельности, удалось экспертно обосновать и доказать неправомерность такого «образовательного конгломерата». Наша УГНС осталась в новом Перечне самостоятельной и, более того, получилось добиться даже адекватного уточнения её наименования – теперь это «Культурология и социокультурные практики». Успешно сохранены все семь прежних направлений подготовки (с профильными квалификациями выпускников): культурология; музеология и охрана объектов культурного и природного наследия; библиотечно-информационная деятельность; социально-культурная деятельность; народная художественная культура; режиссура театрализованных представлений и праздников; звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ. В рамках подготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» предусмотрены две квалификации: бакалавр библиотечно-информационной деятельности и магистр библиотечно-информационной деятельности.

    Новый Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования вступит в силу с 1 сентября 2024 г., но уже сейчас он дал старт началу разработки федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования четвёртого поколения (ФГОС ВО-4). Рассматривается вопрос о преемственности всех уровней образования, поэтому в линейку ФГОС предполагается включить и стандарты среднего профессионального образования. Концепция будущего ФГОСа предполагает [2] сохранение компетентностного подхода к результатам освоения образовательных программ, единых требований к качественным параметрам обучения, усиливается рамочный характер и широкая самостоятельность действий для вузов. Одновременно вводится фактически революционное положение, предусматривающее выбор абитуриентами, а затем и студентами бакалавриата конкретного направления подготовки только с третьего курса, поступая изначально обучаться на УГНС. При этом, стандартом будут заданы единые для каждого уровня образования универсальные компетенции и общие для конкретной УГНС общепрофессиональные (профессиональное ядро подготовки), то есть предполагается одинаковое предметное содержание первых лет обучения. В данном контексте Минобрнауки России запустило подготовку нового макета единого ФГОС ВО на УГНС (в нашем случае – на все семь направлений подготовки).

   Таким образом, ключевым принципом обучения бакалавров станет схема 2+2, при которой в базовой части ФГОС ВО будут регламентированы только общие требования к результатам освоения образовательной программы, а профессиональные компетенции по направлениям подготовки станут отражаться в его вариативных частях – приложениях (своеобразный аналог прежних Примерных основных образовательных программ), что позволит мобильно реагировать на изменения требований к кадрам, не меняя сам ФГОС ВО. В свою очередь, специфика требований регионального рынка труда и возможности образовательного учреждения  смогут учитываться при формулировании дополнительных профессиональных компетенций, отражаемых в  основных образовательных программах (ООПах) по каждому направлению обучения в конкретном вузе.

    Выбор траектории обучения с третьего курса уже был «пилотно» предусмотрен в 2021 г. после утверждения в августе 2020 г. приказом Минобнауки России «Порядка приёма на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [3]. Введено понятие «многопрофильный конкурс», то есть приём абитуриентов (при наличии установленных контрольных цифр) на общую укрупненную группу (УГНС) - с единым количеством проходных баллов для нескольких направлений подготовки. Очевидно, что организация обучения в таком формате предполагает соответствующий пересмотр основных образовательных программ и рабочих учебных планов, перевод изучения фактически всех профессиональных дисциплин на старшие курсы, а следовательно – их комплексирование или укрупнение.

   В числе преимуществ от введения в бакалавриате системы 2+2 ожидается, что студент сможет более осознанно выбрать будущую специальность после двух лет обучения, так как в школе однозначно определиться с выбором конкретной профессии трудно. Предполагается на первых двух курсах давать больше единой фундаментальной подготовки, а лекции  по общеобразовательным и общепрофессиональным  дисциплинам читать в более многочисленных студенческих потоках, от чего  выигрывает  экономика вузов.

   Однако очевидны и будущие проблемы. Возникает вопрос с предметным профессиональным погружением, профессионализацией студентов, которые обычно активно осуществляются в вузе именно на первых годах обучения. Предвидится также сложность «добровольного выбора» направлений подготовки с 3-го курса обучения, поскольку очевиден «перекос» подачи заявлений на более «престижные» и однозначно придётся прибегать к конкурсным процедурам.

   Важным современным требованием к постановке специального образования является сопряжение его содержания с отраслевым профессиональным стандартом. Как известно, разработка проекта Профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» успешно завершена, он прошёл все необходимые стадии обсуждения и согласования, и в настоящее время ожидается его утверждение Минтрудом России [4]. ФГОС ВО-4 по подходам устремлён в будущее и он рамочный, а Профессиональный стандарт фиксирует текущий срез практики (то есть стратегия и тактика). Изначально ФГОС ВО оперирует компетенциями, а профессиональный стандарт объективно отражает трудовые функции – первые шире последних, поэтому предметное сопряжение логично просматривается на уровне отдельной профилированной вузовской основной образовательной программы.

  Очевидным трендом профессионального образования становится  освоение нескольких «образовательных модулей»: как дополнительных  профилей внутри конкретного направления подготовки, так и новых направлений подготовки. В новой действующей редакции ст. 12 Федерального закона «Об образовании» (2012, с послед. изм. и доп.) [5] предусмотрена возможность «одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций». Следовательно, данная норма – получение по индивидуальному запросу дополнительного образования внутри основного обучения обязательно отразится во ФГОС ВО-4, что создаст непростые организационно-управленческие условия для реализации учебного процесса. В этой связи предполагается чёткая регламентация в будущих новых образовательных стандартах одновременного получения второй квалификации: для бакалавриата только в рамках той же УГСН (у нас – «Культурология и социокультурные практики»), а в магистратуре возможно и по направлениям смежных УГСН (например – педагог).

  В заключение отметим некоторые общие характерные особенности современного этапа реализации образовательного процесса в вузе, которые, полагаю, наряду с другими, найдут отражение в проектируемых ФГОС ВО-4 отраслевых бакалавриата и магистратуры: системность получаемых знаний, умений и навыков, трансформирующихся у выпускников в необходимые (нормативные) компетенции; преемственность содержания разноуровневой (профессионалитета, бакалавриата и магистратуры) специальной подготовки; индивидуализация обучения, возможность студенту сформировать свою образовательную траекторию; значительное расширение дистанционных форм, развитие смешанных (гибридных) форматов профессионального образования; увеличение в рамках специальной подготовки студентов цикла мобильных курсов по выбору и актуальных (с опережением) факультативов; реализация вариативных учебных планов магистерских программ с учётом профиля базового образования студентов; расширение заочной формы организации учебного процесса с ориентацией на привлечение для обучения закрепившихся в профессии практиков.

 список источников

  1. 1. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки: утверждён приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.02.2022 № 89. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://fgosvo.ru/uploadfiles//npo/Pr_MON_89_01022022.pdf. Дата обращения 04.22.
  2. 2. Рудской А.И. Концепция ФГОС ВО нового поколения (ФГОС 4) и мероприятия по его реализации /А.И. Рудской. Электронный ресурс.– Режим доступа: https://goo.su/XIVj. Дата обращения 22.04.22.
  3. 3. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования- программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21.08.2020 № 1076. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009140014. Дата обращения 22.04.22.
  4. 4. Специалист по библиотечно-информационной деятельности: Профессиональный стандарт: проект. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://goo.su/2m3BQ. Дата обращения 22.04.22.
  5. 5. Об образовании: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/38e6fc208f73b94f1595dbebf3aafb62c3f41281/. Дата обращения 22.04.22.

Сведения об авторе

Клюев Владимир Константинович - профессор кафедры библиотечно-информационных наук МГИК; приглашённый профессор кафедры информационно-аналитической деятельности МГЛУ; председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Российской библиотечной ассоциации; Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Рецензент

Сладкова Ольга Борисовна - доктор культурологии, профессор кафедры педагогики и психологии Российского государственного аграрного университета - МСХА им.К.А. Тимирязева

К оглавлению выпуска

магистратура, образовательный стандарт, Library education, информационная культура, мероприятия, проекты

30.04.2022, 535 просмотров.