Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. МОНАСТЫРСКИЙ Д.В., ЛОПАТИНА Н.В., РЫБАКОВА Ю.В. МОДЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ IP-КУЛЬТУРЫ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Вопросы технологической независимости государства требуют повышения инновационной активности населения, объективным показателем которой выступают увеличение коэффициента изобретательской активности – числа отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. человек населения. В числе стратегических ориентиров развития института интеллектуальной собственности – реализация условий, необходимых для эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Анализ актуальных направлений развития сферы интеллектуальной собственности в разных странах демонстрирует целесообразность просвещения широких кругов населения в области интеллектуальной собственности и формирование культуры в сфере интеллектуальной собственности (intellectual property culture, IP-культуры) у различных социальных групп с дифференцированным акцентом на географических, демографических, профессиональных сегментах.

IP-культура – новое понятие, структура и границы которого пока еще не имеют научного обоснования. Общемировая практика, стимулируемая Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), направлена на количественный рост населения, способного к эффективному взаимодействию с национальными институтами интеллектуальной собственности и выполнению базовых операций по её оформлению, охране и обороту. В этой связи основной акцент обычно делается на готовности к осуществлению конкретных правовых и экономических действий. 

Однако, на наш взгляд, речь должна идти не просто о наборе дискретных компетенций, а о комплексной, системной компетентности в сфере интеллектуальной собственности, которая выступает одним из важных условий и мотивирующим фактором интеллектуальной и инновационной деятельности. Специфика такого подхода заключается в расширительном понимании субъекта IP-культуры, которое не ограничивается только инновационно активным населением, создающим новые результаты интеллектуальной деятельности.  IP-культура – ключевое условие деятельности тех, кто создает среду для инновационных разработок, охраны, управления и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, в том числе, представителей органов государственной власти, отраслевого управления, корпоративного менеджмента, цифровой инфраструктуры общества, организации образования и науки, креативных индустрий. Особого внимания требует массовый актор IP-культуры как потребитель инноваций, технологических решений, поднимающих качество повседневной жизни: социальное одобрение интеллектуального труда как фактор влияния определяется, в том числе, представлениями об интеллектуальной собственности, пониманием правовых и экономических аспектов её обращения в современном обществе, готовности к применению этих знаний в правовых и культурных практиках.

Концептуальная сложность понятия IP-культуры определяет целесообразность дифференцированного подхода к её формированию у разнообразных целевых групп, который реализуется системой педагогических моделей. В настоящее время научно-образовательный центр Федерального института промышленной собственности занимается разработкой модельных программ, отражающих шаблонный, научно-обоснованный ответ на вызовы современного мира, связанные с интеллектуальной собственностью.

Одним из разрабатываемых решений выступает модельная программа формирования IP-культуры библиотечных специалистов. Специфика модельной программы формирования IP-культуры библиотекаря определяется особенной ролью данной социально-профессиональной группы в современной экосистеме интеллектуальной собственности. Проект профессионального стандарта [1] включает знание нормативных правовых актов и методических инструктивных документы по защите интеллектуальной собственности в систему закрепляемых необходимых знаний для следующих трудовых функций: «Стационарное, внестационарное и дистанционное обслуживание пользователей», «Библиотечно-информационное обслуживание детей», «Библиотечно-информационное обслуживание лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Организация и проведение библиотечных культурно-просветительских, образовательных и событийных мероприятий», «Ведение библиотечных сайтов/порталов, сетевых социальных сервисов», «Комплектование библиотечного фонда печатными и электронными документами, сетевыми ресурсами», «Учет и обработка библиотечного фонда», «Организация и технология работы с фондом редких и ценных книг, книжных памятников», «Микрокопирование и оцифровка библиотечного фонда», «Аналитико-синтетическая обработка документов», «Организация и ведение электронных/традиционных каталогов», «Справочно-библиографическое обслуживание в стационарном и дистанционном режимах», «Информационное обслуживание в стационарном и дистанционном режимах», «Создание библиографических, аналитических, полнотекстовых, мультимедийных библиотечных информационных продуктов», «Формирование краеведческих библиотечно-информационных ресурсов, создание и продвижение краеведческой библиографической информации», «Библиотечная исследовательская работа», «Библиотечная методическая работа», «Библиотечная проектная деятельность», «Планирование работы структурного подразделения библиотеки», «Руководство работой структурного подразделения библиотеки», «Учёт и контроль работы структурного подразделения библиотеки, отчетность». [1] Работа с объектами интеллектуальной собственности закреплена в качестве трудового действия в рамках трудовой функции «Информационное обслуживание в стационарном и дистанционном режимах в качестве трудового действия»: «Предоставление информационных услуг в помощь научной, творческой, образовательной, инновационной деятельности пользователей библиотеки: регистрация и работа с объектами интеллектуальной собственности …». [1]

Декомпозируя в этом регламентирующем поле IP-культуру библиотекаря, можно выделить следующие её компоненты:

  • - владение базовыми знаниями в сфере интеллектуальной собственности как элемент общего кругозора, как компонент пересечения с правовой и экономической культурой современного человека («ядро IP-культуры»);
  • - понимание и соблюдение норм правовой охраны объектов интеллектуальной собственности в профессиональной деятельности по организации оборота информации в обществе в рамках обозначенных трудовых функций (профессиональная IP-культура, базовый компонент культуры профессионального потребления информационного работника);
  • - готовность к осуществлению трудовых действий, направленных на охраняемые и потенциально объекты интеллектуальной собственности; на создание, получение, аналитику и распространение патентной информации; на оказание информационно-аналитических услуг в сфере интеллектуальной собственности (профессиональные компетенции библиотечно-информационного специалиста в области интеллектуальной собственности). Компетентностная (профессионально-компетентностная) модель библиотекаря в аспекте участия в сфере интеллектуальной собственности разработана О.П. Неретиным и Н.В. Лопатиной и апробирована в образовательных программах Московского государственного института культуры (направление подготовки 51.04.06 – Библиотечно-информационная деятельность, программа / профиль – Теория и методология информационно-аналитической деятельности, дисциплина «Интеллектуальная собственность в библиотеке»). [2,3]
  • - осознание социальной значимости просвещения в области интеллектуальной собственности и формирования IP-культуры у широких кругов населения, понимание возможности библиотеки как актора этого процесса, готовность к активным действиям в данном направлении (активная просветительская позиция в сфере интеллектуальной собственности, стейкхолдинг). Актуальная задача библиотеки состоит в создании и поддержании особого сектора инновационно ориентированной среды, формирующей потребности массового актора в инновационной деятельности, в охране и реализации прав на результаты собственной интеллектуальной деятельности, в соблюдении прав на результаты интеллектуальной деятельности других создателей, в развитие механизмов стейкхолдинга как условия системной интеграции экосистемы интеллектуальной собственности.
  • - понимание возможностей исследований и разработок в библиотечно-информационной сфере, результат которых обладает потенциалом для охраны в качестве объекта интеллектуальной собственности и возможностью их коммерциализации (интеллектуальная активность библиотечно-информационного специалиста). В данном случае акцентируется тот аспект инновационной культуры, который связан именно с созданием нового интеллектуального продукта самим библиотечно-информационным специалистом и его значением для практики. В первую очередь, речь идёт о таких результатах интеллектуальной деятельности, как программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, географические указания и наименований мест происхождения товаров, которые могут быть получены в рамках реализации следующих трудовых функций «Создание библиографических, аналитических, полнотекстовых, мультимедийных библиотечных информационных продуктов», «Формирование краеведческих библиотечно-информационных ресурсов, создание и продвижение краеведческой библиографической информации» (в том числе, в таких востребованных направлениях, как документирование объектов культуры, традиционных знаний и выражений культур; формирование территориальных брендов); «Библиотечная исследовательская работа». Особое значение в данном контексте имеет понимание возможностей коммерциализации прав на охраняемые объекты интеллектуальной собственности, закрепленными за библиотекой (компетенции в области управления интеллектуальной собственностью библиотеки).  

Таким образом, эти ориентиры определяют направленность, содержание и методики, составляющие модельную программу формирования IP-культуры библиотечно-информационного специалиста.

Модельная программа создаётся для реализации в дополнительном профессиональном образовании и самообразовании, однако, её принципиальные положения, концептуальная и содержательная основы целесообразны для системы подготовки библиотечно-информационных кадров в системе высшего образования. Следует обратить внимание, что направленность программы не ограничивается формированием и развитием конкретных профессиональных компетенций у одного специалиста, а ориентирована на построение системы отношений между отдельными элементами социума, которая бы максимально способствовала созданию инновационной среды в широком понимании данного явления. Это определяет интерактивный и проактивный характер применяемых инструментов – методик педагогического, андрогогического, просветительского характера, психологических техник, приемов социального и кадрового управления, направленных на формирование профессиональной мотивации и т.д.

Содержательная специфика модельной программы формирования IP-культуры библиотечно-информационного специалиста заключается в расширении спектра поставленных задач развития социально-профессиональной группы. Тематическое наполнение дисциплины «Интеллектуальная собственность в библиотеке» или аналогичных дисциплин ориентировано, в первую очередь, на выработку практико-ориентированных умений осуществлять трудовые действия библиотекаря сервисного, аналитического, эвристического, вспомогательного характера. Вместе с тем, особенность содержания заключается и в формировании знаниевого компонента, который не только создаёт теоретическую базу, необходимую для практической деятельности библиотекаря в рамках обозначенных в профстандарте трудовых функций. Полученного в ходе обучения знания об интеллектуальной собственности должно быть достаточно для ретрансляции в рамках просветительских мероприятий, минимальный потребительский результат которых должен быть не ниже    порогового значения «ядро IP-культуры», раскрытого в этой работе.

Согласно предложенной нами учебной программы эти задачи решаются следующими тематическими блоками: «Раздел 1. Интеллектуальная собственность как элемент  правовой системы библиотечно-информационной деятельности. Раздел 2. Патентная информация в структуре современных информационных ресурсов (патентные документы, информационные ресурсы патентной информации, Государственный патентный фонд, информационные системы патентной информации и патентной аналитики, организация информационных ресурсов патентной информации, информационные ресурсы патентной информации в фондах библиотек и центров научно-технической информации). Раздел 3. Патентная информация в информационном обслуживании специалистов. Раздел 4. IP-культура и просветительская деятельность библиотек в сфере интеллектуальной собственности». [2]

Вместе с тем, IP-культура как более широкая характеристика библиотечно-информационного специалиста требует расширения границ компетентностного проектирования и тематического наполнения модельной программы. Целевой ориентир этих разделов заключается в формировании особых качеств личности, кумуляционный эффект которых выступает фактором инновационной активности: ценности, убежденность, социальные чувства, активность индивидуальной продуктивной деятельности в профессиональной библиотечно-информационной сфере и т.д. В данном случае гармонизация содержательного и методического компонентов этого раздела модельной программы требует особых схем трансфера знания на личностном уровне: (1) от освоения теоретического знания – (2) к интеллектуальной деятельности и (3) убеждений относительно необходимости организации включения её результатов в правовое поле интеллектуальной собственности, (4) а затем – в систему экономических отношений микро и мезоуровня, (5) обретение на этой основе ощущения устойчивости своего положения как субъекта интеллектуальной собственности, что, в свою очередь, подразумевает, (6) самостоятельную выработку модели жизненной и профессиональной ситуации, которая включается в индивидуальный набор типовых моделей, составляющих основу (7) систематической активной инновационной позиции и интеллектуального поиска.

Эта «лестница IP-культуры» на сегодняшний день слабо реализуема в библиотечно-информационной сфере, несмотря на интенсивный и глубинный характер трансформаций, происходящих в ней в современных условиях (цифровизация, интеллектуализация, импортозамещение на информационном рынке и т.д.). Подобный вывод позволяют сделать промежуточные результаты НИР «Совершенствование непрерывного образования в системе подготовки кадров в сфере интеллектуальной собственности на современном этапе» [4], а также  изучение массива данных об объектах интеллектуальной собственности в библиотечно-информационной сфере. Глубинные интервью показывают низкий уровень представлений библиотекарей о своем потенциале в качестве субъектов интеллектуальной собственности – не только на уровне востребованных отраслью и обслуживаемых ею сферах технологических разработок, но и на уровне крупных отраслевых проектов, например, «Гений места» и конструируемой в нём средой формирования локальной идентичности. Это определяет необходимость связи мотивационных техник с ключевыми ориентирами практической деятельности, регулярной актуализации содержания как условия эффективности модельной программы в данной сфере.

Одной из наиболее значимых задач модельной программы выступает выработка соответствующих аспектов экономического мировоззрения, включающих осознание возможностей коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в библиотечно-информационной сфере. В этой связи особое значение приобретает включение этих качеств в структуру библиотечного менеджмента и отражение их в модельной программе.

Таким образом, модельная программа формирования IP-культуры библиотечно-информационного специалиста представляет собой шаблон для разработчиков просветительских, образовательных, развивающих программ, определяющий её направленность, составляющие её содержание и методики, отвечающих специфике деятельности, связанной с интеллектуальной собственностью, конкретной социальной (социально-профессиональной) группы. IP-культура библиотечно-информационного специалиста – комплексная характеристика, включающая знаниевый компонент («ядро IP-культуры»);  компетентностные компоненты профессиональной и универсальной направленности – умения и навыки, позволяющие осуществлять конкретные виды деятельности (профессиональные компетенции библиотечно-информационного специалиста в области интеллектуальной собственности; компетенции в области управления интеллектуальной собственностью библиотеки); система сформированных качеств личности, включающих убеждения, ценности, социальные чувства, активность индивидуальной продуктивной деятельности (интеллектуальная активность библиотечно-информационного специалиста, активная просветительская позиция в сфере интеллектуальной собственности, стейкхолдинг).  На основе декомпозиционного анализа IP-культура библиотечно-информационного специалиста и инструмента социально-информационного проектирования «лестница IP-культуры», отражающего поэтапный и поступательный характер развития личности определяются содержательно-тематическое наполнение и методический инструментарий  (педагогического, андрогогического, просветительского характера, психологические техники, приемы социального и кадрового управления). Ожидаемый результат от внедрения модельного шаблона программ развития IP-культуры библиотечно-информационного специалиста связан с повышением эффективности реализацией его активной интеллектуальной и вспомогательной роли в инновационном развитии экономики.

Список источников

  1. 1. Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»: Проект. Текст: электронный. URL: https://rgub.ru/files/profstandart_project-970-2.pdf Дата обращения: 07.12.2021
  2. 2. Неретин, О. П. Компетенции в сфере интеллектуальной собственности – направление совершенствования библиотечных кадров / О.П. Неретин // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : Cборник докладов двадцать четвертой Международной конференции «LIBCOM-2020», Москва, 24–27 ноября 2020 года. – Москва: Государственная публичная научно-техническая библиотека России, 2020. – С. 97-100.
  3. 3. Методические материалы для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Интеллектуальная собственность». 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» / Московский государственный институт культуры. – М., 2020. URL: http://www.mgik.org/upload/iblock/113/metod_is_510406_31.10.17.pdf
  4. 4. Совершенствование непрерывного образования в системе подготовки кадров в сфере интеллектуальной собственности на современном этапе: Отчет о научно-исследовательской работе / ФИПС, науч.рук. О.П. Неретин – Москва, 2021. – 293 с.

Сведения об авторах

Монастырский Денис Викторович – кандидат педагогических наук, начальник научно-образовательного центра Федерального института промышленной собственности

Лопатина Наталья Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра Федерального института промышленной собственности

Рыбакова Юлия Валерьевна – заместитель начальник научно-образовательного центра Федерального института промышленной собственности, соискатель кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

интервью, цифровизация науки, научно-исследовательская работа, конференции, информационная культура, Library education, образовательный стандарт

25.07.2022, 411 просмотров.