Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. ЛОПАТИНА Н.В. БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ

Praemonitus, praemunitus

Введение. Сегодняшний мир – мир эпохи метамодерна - показывает нам непредсказуемость жизни. Этот – самый главный – вызов современного этапа истории – ставит перед нами задачу более внимательного отношения к институту науки и тому теоретическому знанию, которое она производит. В русле методологической коммуникации библиотечно-информационные науки строят теоретические модели и сценарии развития, которые позволяют отрасли подготовиться к прогнозируемым изменениям и сменить клишированную фразу: «Мы были не готовы к таким вызовам» на классическую пословицу «Предупрежден – значит вооружен». В этой статье представлены результаты аналитического изучения факторов внешней среды, оказывающих влияние на направленность и содержание библиотечно-информационного образования в настоящее время и на ближайшую перспективу.

   Методологическая база исследования. Проведенное исследование основывается на базовых положениях системного подхода, представляющего возможность рассмотрения каждого объекта научного исследования как целостного комплекса взаимосвязанных элементов и как элемент комплекса высшего уровня. В данной методологической формуле заложен потенциал изучения объекта в ракурсе структуризации мета-системы, что позволяет выявлять и анализировать элементы и связи внешнего окружения исследуемой системы для определения наиболее влияющих на её жизнеспособность.

   Для библиотечно-информационных наук, как и для других наук изучающих социальные процессы и явления, подобное исследование осуществляется в традициях структурного функционализма. В нашем исследовании реализация данного методологического инструмента связана с выявлением подсистем общества, смена состояний которых оказывает воздействие на структуру и функционирование библиотечно-информационного образования как исследуемой системы. Наиболее часто данная методология находит применение в теории управления библиотечно-информационной деятельностью [1] в форме выделения факторов внешней среды «библиотеки как организации» – социальных, технологических, экономических, политических, природных (экологических), культурных / антропологических – классического и универсального приема в теоретических и аналитических исследованиях.

   Применяя ставшее классическим утверждение А.А. Богданова о том, что «только активное использование внешней среды обеспечивает сохранность системы» [2, С. 95.] в предметном поле библиотечно-информационных наук, мы расширяем границы его применения в русле институционального и неоинституционального подходов. Традиционно анализ факторов внешней среды осуществляется в организационном (корпоративном) ракурсе, например, определение и изучение факторов косвенного и прямого воздействия на деятельность библиотеки Н. в ходе создания публичного отчета, разработки стратегических и иных документов планирования деятельности организации в определенный период.  Вместе с тем, в качестве системы, выступающей объектом утверждения А.А. Богданова, в библиотечно-информационном приложении может быть рассмотрена не только «библиотека-организация», но и системы социально-институционального уровня.

    Сложившаяся в современном библиотековедении как социальной науке методологическая традиция концептуализирует в качестве социального института библиотеку, при этом нередко игнорируя положения теорий социальных институтов [3 и др.] и аргументируя институциональную природу только наличием у библиотеки социальных функций. Следует отметить, что эта методологическая ловушка превратилась в опасный капкан библиотечно-информационных наук, ибо наличие и реализация социальных функций не является критерием социального института, но применение данного аргумента снижает качество научных исследований, приводит к ошибочным выводам в стратегической аналитике, формирует предвзятое и неуважительное отношение к триединой научной специальности.

   Это особенно обидно, ибо библиотека действительно является социальным институтом, то есть устойчивым типом/формой социальной практики, посредством которых организуется жизнь общества, существующая в виде формальных и неформальных норм и правил, образцов поведения, совокупностей организаций, которые удовлетворяют общественную потребность.  Более того, в рамках библиотечно-информационных наук такая категоризация может быть осуществлена применительно к чтению [4], к книжной культуре [5], а в русле неоинституционального подхода [6 и др.] – к библиотечной профессии [7].

   Вместе с тем, в рамках данного исследования мы ограничиваемся трактовкой библиотечно-информационного образования как социальной системы, имеющей свои цели, акторов, нормы, условия. Библиотечно-информационное образование не является элементом библиотеки как социальной системы (социального института), но с точки зрения структуризации экономической системы выступает, наряду с наукой и практикой, одним из трех компонентов библиотечного дела как отрасли.  В рамках этой интерпретации мы  определяем и анализируем факторы внешней среды, оказывающие влияние на направленность и содержание библиотечно-информационного образования в настоящее время и на ближайшую перспективу для выработки инструментов стратегического управления и опережающего реагирования, для снижения уязвимости и упреждения ожидаемых рисков.

   Методическая база исследования. Для решения поставленной научной задачи применялись методы моделирования, в том числе, методы исследования социальных явлений и процессов внешней и внутренней среды библиотеки, библиотечного дела (как отрасли), библиотечно-информационного образования на их моделях, построенных различными учёными. Для выявления ряда проблемных ситуаций применялись традиционные методы социального моделирования, анализ и метанализ данных о состоянии библиотечно-информационного образования и его позициях в современной социальной структуре. Вместе с тем, в данной статье представлены лишь основные выводы, позволяющие описать актуальное состояние вещений. Промежуточные и вспомогательные результаты, опыт их применения в ходе социокультурного проектирования будут представлены в других публикациях.

Геополитические и экономические вызовы. Данная группа факторов включает:

- переход к многополярному миру и перераспределение поля сил в определении будущего библиотечного мира;

- новые экономические модели [8], которые изменяют общую архитектуру экономики и архитектуру отдельных отраслей, в том числе, библиотечной отрасли в целом и библиотечно-информационного образования в частности. В этом контексте мы говорим о новых системах производства (в том числе, интеллектуального и информационного), о новых механизмах распределения, трансформации системы производственных отношениях как основе любой экономике. В ближайшие годы мы прогнозируем трансфер как в библиотечные практики, так и в библиотечно-информационное образование идеологии платформенной экономики — экономической деятельности, основанной на онлайн системах, предоставляющих комплексные типовые решения для взаимодействия между участниками, построение новой технологической среды профессиональной и образовательной деятельности [данный вопрос рассматривался в 9].

   В этих условиях трансформации профессиональной структуры общества ожидаемы, прогнозируемы и неизбежны, но они связаны не только с перестройкой технологического арсенала современной библиотеки и, соответственно, с формированием новых ИТ-компетенций у будущих специалистов библиотечно-информационной деятельности. Платформенные решения – это вопрос более масштабных аудиторий, это вопрос сетевого эффекта двустороннего взаимодействия – к которому мы привыкли в библиотечном деле, и который сегодня на уровне государственных решений обретает очень четкое оформление. Это - вопросы экстерриториальности, которые чрезвычайно важны для России как страны с большими территориями. Нас ожидает новая архитектура информационной отрасли, новые механизмы отраслевой интеграции, причем стимуляторами роста в данном случае выступает не только научно-технический прогресс, но и социальные задачи, которые его обуславливают. Сегодняшние социальные, социально-экономические и социально-политические задачи слишком серьёзны, чтобы продолжать реализовывать модель догоняющей модернизации. Все это ставит задачу выработки новых инструментов библиотечной работы и очень быстрого их включения в организацию библиотечно-информационного образования и содержание обучения наших студентов.

 - технологическая независимость и интеллектуальный суверенитет [10]. Необходимость создания собственного технологического пространства – задача, которые сегодня прорабатывают признанные лидеры информатизации библиотечного мира, ведущие игроки этого сектора информационного рынка [11, 12 и др.]. Вместе с тем, за пределами сегодняшней системы приоритетов остается разработка механизмов обеспечения интеллектуального суверенитета в социокультурной сфере, в гуманитарной подсистеме библиотечного дела, что представляет особую важность для отраслевого образования.

- экономика образования в условиях мобилизации ресурсов и потенциала для достижения приоритетных национальных целей. Ожидаемые изменения идеологии и архитектуры высшего образования связаны с закладывающими основами единого образовательного пространства. Для отечественного библиотечно-информационного образования эта модель развития реальна, реализуема, экономически выгодна, в особенности, учитывая большие территории, эффективна с точки зрения социальных лифтов. Вместе с тем, требуется продуманная система управления таким масштабным проектом, ибо уже сегодня можно оценить вероятность различных сценариев, в том числе, сценария «Зима» после высоких темпов цифрового развития – неблагоприятного сценария для поддержания кадрового ресурса библиотечно-информационного образования.

Экологические вызовы. Сегодня экологические вызовы представляются фантастическими и оторванными от жизни, однако, даже уже сейчас некоторые из них могут быть рассмотрены в качестве факторов, изменяющих конфигурацию отрасли:

- проблема истощения природных ресурсов, которая предполагает отказ от топлива из ископаемого сырья; разумный подход к потреблению товаров и услуг; экономию воды и электричества в быту, в рамках нашей отрасли связана с удорожанием стоимости как производства бумажной книги, так и хранения лавинообразно растущих цифровых массивы данных и ресурсов.

- проблема перенаселения и урбанизация как фактор изменения структуры пользовательских сообществ. Концентрация населения в больших городах предполагает совершенствования традиционных моделей организации библиотечного дела в мегаполисах и гармонизацию решений, касающихся количественных показателей сети сельских библиотек в русле гуманитарного, но не демографического подхода. Проекция данной проблемы на библиотечно-информационное образование связана с организационными задачами равномерного распределения кадрового ресурса в географическом пространстве,  с направленностью и профилизацией в реализации трудовых функций, что обуславливает совершенствование аналитических методик расчета контрольных цифр приема и определения мера социальной поддержки выпускников.

- приоритет экологической культуры, ориентация на сохранение нематериального этнокультурного достояния,  традиционных знаний и традиционных выражений культуры как апробированных к условиям определенной экосистемы, к природному наследию способов жизнедеятельности, быта, творчества [13] формируют дополнительные ориентиры компетентностного проектирования библиотекарей.

- здровьесберегающие технологии в библиотечно-информационной деятельности. [14]

Информационные вызовы и вызовы социального управления. Прогнозируемые информационные вызовы, представляющие особое значение для библиотечно-информационного образования, – это:

- перенасыщенность информационного пространства;

- увеличение темпов и масштабируемость распространения контента различных типов и видов;

- совершенствование информационно-аналитических инструментов;

- привычность информационных практик в режиме реального времени;

- доступность информационного инструментария, в том числе, информационных технологий социальной интеграции.

  Данные вызовы лежат в основе явлений, выводящих библиотеку из повседневных информационных практик современного человека, снижающих социальный статус и популярность библиотечной профессии, определяющих необходимость регулируемого развития самой профессии.

   В числе новых вызовов группы информационных вызовов – явления в сфере массовых коммуникаций и повседневных сетевых коммуникативных практик:  

- усиление доли информационных потоков, в которых объективные факты нейтрализуются или усиливаются субъективными оценками и интерпретациями. Данное глобальное явление получило название «распад истины», увеличение влияния мнения на факт.

- политическое соперничество в сфере производства цифрового контента;

- информационно-психологическое противостояние в повседневных информационных практиках;

- информационно-технологическое противостояние;

- информационная конфронтация как инструмент «гибридных войн».

Это определяет необходимость актуализации арсенала технологий социального управления, в частности того, социально-информационных технологий как «технологий двойного назначения» [15,16,17 и др.], а также активизацию разработок в области информационной культуры как средства противодействия информационным и гибридным войнам [18,19]. Важно понимать, что библиотечное дело тоже является социально-информационной технологией институциональных масштабов, направленной на продвижение смыслов, идей, культурных кодов, ценностей и мнений в рамках заданных социальных функций и форм воздействия на человека. Вместе с тем, необходимо уточнение целей и задач, направлений социального управления личностью посредством библиотечного дела, определения содержания и технологий социального воздействия и формирования соответствующих компетенций у будущих библиотечных специалистов. 

   Анализ современных практик библиотечно-информационного обслуживания как вида трудовой деятельности, занимающей наибольшую долю библиотечной отрасли,  показывает, что, к сожалению, многие из специалистов не осознают, что большинство выполняемых ими трудовых действий – создание информационного объекта. При этом любой информационный объект в коммуникативной системе оставляет след. Даже если он не стал документом или цифровым следом, это – след в чьей-то душе, памяти, интеллекте. А если такой след не остается, что встает вопрос о целесообразности бюджетного финансирования библиотек, об эффективности их функционирования.  «Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется», - широко известные слова полтора века назад Ф.И. Тютчев мог говорить это в риторическом ключе, но в ХХI веке такой роскоши быть не может для многих профессий, в том числе, и для библиотекаря. В этой связи в содержании библиотечного образования – четкое понимание целеполагания, точное словоупотребление и социальная ответственность.

Технологические вызовы.  Принципиальное значение для прогнозирования будущего библиотечной профессии и, следовательно, библиотечно-информационного образования имеют

- разработка новых механизмов интеграции информационных ресурсов в единое пространство; построение распределенных систем информационных систем;

- совершенствование технических средств накопления и оптимального использования информационных ресурсов;

- совершенствование методов цифровой обработки и автоматического интеллектуального анализа данных, текстов, изображений, видео контента;

- реализация моделей баз знаний;

- применение нейросетей в решении задач информационного свертывания и «развертывания», аннотирования и реферирования, поиска и выявления текстовых фрагментов по заданным параметрам; диффузия «генеративных агентов» и «цифровых двойников» в цифровые библиотечные практики;

  Данные процессы, стимулируемые и реализуемые информационной наукой и практикой, позволяют прогнозировать трансформации профессиональной структуры библиотечной отрасли как непосредственно – под влиянием новых решений, так и опосредованно – под влиянием изменений конфигурации библиотечного мира на стыке ответов на геополитические и технологические вызовы. Поставленные обществом стратегические ориентиры требуют эффективной национальной системы информационных ресурсов, способной  в многополярном мире быть крепким игроком и одним из определяющих участников мировой информационной инфраструктуры.

   Пути к реализации этого целевого ориентира обозначены в «Стратегии развития библиотечного дела на период до 2030 года» [20], которая ставит задачу создания национального библиографического ресурса как информационной системы, интегрирующей ресурсы, документы, данные, фонды на принципиально новой технологической основе. Данный фактор вписан в нормативный контур, что определяет его трансформационный потенциал для библиотечной профессии, новые точки для профилирования, новые  уровни организационной диффузии библиотечной и библиографической деятельности.

   Ожидаемые изменения профессиональной структуры отрасли связаны с востребованностью, во-первых, специалистов, способных формировать, обслуживать, обеспечивать сохранность и функционирование ресурса иного масштаба и уровня в условиях потока изменяющихся технологических решений; во-вторых, специалистов, эксплуатирующих такие информационные системы в интересах конечных пользователей, формируя на их основе малые, индивидуальные «информационные пространства»; создавая информационно-аналитические продукты разного уровня: от сторителлинга данных, аннотаций, тифлокомментариев до визуализаций и дашбордов, выводного знания, смысловой редукции в соответствие с возрастом или иными критериями и перевода в иные знаковые системы, разных форм data mining. Вместе с тем, технологическое развитие создает условия для эффективного применения искусственного интеллекта в решении этих задач, что ставит вопрос о социальных последствиях диффузии новых информационных технологий для отдельных библиотечно-информационных специальностей.

Антропологические вызовы. Антропологические вызовы связаны с изменениями габитусов, типовых моделей поведения, повседневных информационных и культурных практик [21], накопление которых стимулирует социальные трансформации. В ракурсе поставленной научной задачи это:

- масштабность отраслевого преломления тенденций развития профессиональных ресурсов общества: «инфляция профессионализма» и уровень профессиональной миграции; установившийся приоритет гибкими навыков над жесткими навыками; снижение уровня владения профессиональным тезаурусом и трансформация содержания профессиональных коммуникаций в сторону общекультурной риторики и их редукция; изменение механизмов формирования и поддержания профессиональной идентичности; «профессиональные варяги как агенты влияния», «модельные акторы библиотечного дела», «инновационные клише» и «кризис креатива» как новые явления, влияющие на библиотечную профессию и её статус в отраслевых кластерах.  

- управляемые механизмы взаимодействия представителей отраслевой практики и системы образования: внедрение новых инструментов, гармонизирующих интересы институтов профессии и образования (стратегическая повестка [20], профессиональный стандарт [22], целевое обучение и др.); апробированные механизмы реагирования направленности и содержания обучения на состояние рынка труда в отрасли и конкретном регионе; переход от «proxy-общения» (через социальные сети и пикирование публикациями) в сторону конструктивных форматов взаимодействия.  «Управляемые механизмы», пришедшие на смену неспецифического, встроенного в общеотраслевой контекст, взаимодействия библиотечной практики, образования и управления, в случае сохранения сценария данного сценария способны «растянуть» жизненный цикл сегодняшней системы библиотечно-информационного образования минимум на 5-7 лет посредством проактивного регулирования перехода к новому этапу развития профессии и упреждения рисков кризисов профессиональной сферы.

- проблемы воспроизводства педагогических кадров в системе библиотечно-информационного образования: отсутствие должной системы финансовой поддержки и иных инструментов мотивации молодых педагогов высшей школы; неразработанность механизмов создания кадрового резерва во взаимодействии с отраслевой практикой; неразработанность критериев соответствия трудовым функциям педагога высшего библиотечно-информационного образования и риски участия «случайных людей» в образовательном процессе; отсутствие генерации педагогов среднего возраста как следствие кризиса библиотечной отрасли 1990-начала 2000-х годов.

- поколенческий разрыв в библиотечно-информационном образовании. Отличие сегодняшнего поколения студентов, которое станет основой кадрового ресурса «библиотеки будущего», состоит в высоком уровне их адаптивности к изменяющимся условиям; в отсутствии ограничений в целеполагании; рациональность; в новых, перспективных механизмах горизонтальной идентичности и взаимодействия с предыдущим поколением. Педагогическая работа с новым поколением библиотекарей требует отказа от жестких рамок «унаследованных» систем библиотечного образования (устаревших схемах и стереотипах, которые пока не могут быть выведены в силу экономических причин и недостаточного уровня административного реагирования на сложившуюся ситуацию). Необходимо применение опережающего и коэволюционного [7] подходов в подготовке библиотечно-информационных специалистов.

Основные выводы. Рассматривая библиотечно-информационное образование как особую социальную систему, можно сделать вывод о высоком уровне его зависимости от факторов внешней среды. Невозможность выделения главной детерминанты позволяет говорить о мультимодальности внешней среды, когда общество как мета-система через множество своих подсистем определяет комплекс условий функционирования  библиотечно-информационного образования. Результатом проведенного исследования выступает описательная модель, качество которой определяется степенью доверия феноменологии и событиям, выдвинутым на уровень факторов влияния, и может измениться в случае появления новых технологических и управленческих решений. Критичность в отношении представленной модели внешней среды библиотечно-информационного образования зависит от состояния управленческой системы в части быстроты реагирования на процессы развития значимых социальных подсистем.

Применение результатов. Полученная в ходе исследования описательная модель применяется в компетентностном проектировании библиотечно-информационного специалиста в рамках коллективной работы над проектом образовательного стандарта нового поколения, в разработке основных профессиональных образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования в части содержания и методики обучения. Целесообразно применение результатов данного исследования в стратегическом управлении библиотечно-информационным образованием как социальным институтом и метакорпоративным объектом.

 

Список источников

  1. 1. Клюев В.К. Управленческая экономика российской библиотеки: Тематический сборник избранных работ / Международная Академия информатизации. Отделение библиотековедения; Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Центр. гор. б-ка мемориал. центр «Дом Гоголя»; Авт. вступ. ст. Ю.А. Горшков.- Москва: ФАИР, 2007. – 256 с.
  2. 2. Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. В 2-х кн. Кн. 1 / Редкол. Л.И. Абалкин (отв. ред.) и др.; Отд-ние экономики АН СССР. Ин-т экономики АН СССР. — Москва: Экономика, 1989. - 304 с.
  3. 3. Заславская Т.И. Современное российское общество: социальные механизм трансформации.- Москва: Дело, 2004.- 400 с.
  4. 4. Лопатина Н.В. Чтение в цифровом мире: от методологических новаций к практикам направленного развития / Н. В. Лопатина // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : Материалы X Международного научного семинара и ХI Белорусско-Российского научного семинара, Москва, 12 сентября – 09 2019 года / Составители: Л.А. Авгуль, Н.Ю. Дмитриева. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр "Наука" Российской академии наук, 2019. – С. 97-104.
  5. 5. Лопатина Н.В. Книжная культура информационного общества. Текст: электронный / Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика. – 2016. – № 5-6(14-15). – С. 8. URL: http://theoryofculture.ru/issues/69/898/ Дата обращения: 12 февраля 2023 года
  6. 6. DiMaggio P., Powell W. The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality // American Sociological Review. - 1983. - Vol. 48, № 2. - P. 147-160.
  7. 7. Лопатина Н. В. Библиотекарь в профессиональной структуре общества (теоретико-методологический анализ) : специальность 05.25.03 "Библиотековедение, библиографоведение и книговедение" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Москва, 2015. – 22 с.
  8. 8. Родионов И.И. Неоинформационная экономика и ее общество: тенденции развития / И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова; М-во науки и высшего образ. РФ, Всерос. ин-т научн. и техн. информации. – Москва, 2021. – 391 с.
  9. 9. Шрайберг, Я. Л. Яков Шрайберг: "Будущее библиотечного дела - с перспективой" [интервью главного редактора журнала "Культура: теория и практика" Н.В.Лопатиной с членом-корреспондентом РАО, научным руководителем ГПНТБ России Я.Л. Шрайбергом]. Текст: электронный / Я. Л. Шрайберг, Н. В. Лопатина // Культура: теория и практика. – 2022. – № 5(50). URL: http://theoryofculture.ru/issues/127/1567/ Дата обращения: 12 февраля 2023 года.
  10. 10. Неретин, О. П. Интеллектуальный суверенитет экономики России / О. П. Неретин ; Федеральный институт промышленной собственности. – Москва : Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности», 2022. – 166 с.
  11. 11. Шрайберг Я.Л. Импортозамещение в библиотеке: с чего начать и что делать? [Доклад на Ежегодном совещание руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России,
    16-17 ноября 2022 г.]. Изображение: электронное // Ежегодное совещание руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России. День 1. / nlrvideo [канал Российской национальной библиотеки]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ii4WZP4lHv4 [Временной код: 2:55:54 – 3:15:40] Дата обращения: 12 февраля 2023 года.
  12. 12. Племнек А.И.Обеспечение доступности информационных ресурсов в российских библиотеках в условиях действующих ограничений [Доклад на Ежегодном совещание руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России,
    16-17 ноября 2022 г.]. Изображение: электронное // Ежегодное совещание руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России. День 1. / nlrvideo [канал Российской национальной библиотеки]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ii4WZP4lHv4 [Временной код: 3:32:00 – 3:53:21] Дата обращения: 12 февраля 2023 года.
  13. 13. Федеральный закон от 20 октября 2022 г. № 402-ФЗ "О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации". Текст: электронный // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». – 2022, 21 октября. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405406217/ Дата обращения: 10 февраля 2023 года.
  14. 14. Савич, Л. Е. Здоровье библиотечного специалиста: проблема нуждается в исследовании / Л. Е. Савич // Библиосфера. – 2011. – № 2. – С. 85-90.
  15. 15. Сляднева, Н. А. Россия в многополярном мире: социально-информационный аспект / Н. А. Сляднева // Информационные ресурсы России. – 2009. – № 6(112). – С. 5-7.
  16. 16. Сляднева Н.А. Эффективно­сть культурной­ политики: проблема технологиз­ации управленче­ских решений   // Культурная­ политика: современны­е реалии: Материалы международной конференции –Москва, Информацио­логия, 2006. – С. 54-62.
  17. 17. Сляднева, Н. А. Международный терроризм как социально-инфомационная технология: проблемы добровольного пиара и антипиара / Н. А. Сляднева Текст: электронный // Культура: теория и практика. – 2017. – № 2(17). – С. 8. URL: http://theoryofculture.ru/issues/73/931/ Дата обращения: 27 января 2023 года
  18. 18. Лопатина, Н. В. Современная информационная культура и информационные войны / Н. В. Лопатина // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. – 2014. – № 7. – С. 1-4.
  19. 19. Мун, Д. В. "From fake to deepfake": угрозы и риски развития и распространения технологий искажения реальности в глобальном информационном пространстве / Д. В. Мун, В. В. Попета Текст: электронный // Культура: теория и практика. – 2020. – № 1(34). – С. 4. URL: http://theoryofculture.ru/issues/112/1320/ Дата обращения: 27 января 2023 года
  20. 20. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года № 608-Р. Текст: электронный. URL: http://static.government.ru/media/files/NFWPpXpAAAEbPW60HiZiDvdZZ 8AcSNuu.pdf . Дата обращения: 28 января 2023 года
  21. 21. Сляднева Н.А. Информационная антропология нового мира: проблемы интеллектуальной эволюции человека информационной эпохи // Культура и образование в информационном обществе: Материалы международной конференции. - Краснодар, 2003.- С.40-45.
  22. 22. Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2022 № 527. Текст: электронный. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=116630. Дата обращения: 28 января 2023 года

 

Сведения об авторе

Лопатина Наталья Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

Библиотечное образование, библиотековедение, Library education, информационная культура, конференции, чтение

02.04.2023, 226 просмотров.