Рецензии и обзоры. САЗОНОВА О.В. КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БИБЛИОТЕК РОССИИ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

  Библиотечная профессия, библиотечно-информационное образование, кадровое старение, кадровый голод, молодёжь в библиотечном деле – проблемы кадровой составляющей библиотечной сферы никогда не утратят своей актуальности. Эти темы неоднократно поднимали такие знаковые отечественные библиотековеды, как Э.Р. Сукиасян, Т.Я. Кузнецова, Е.Н. Гусева, В.К. Клюев, М.П. Захаренко, и многие другие. Практический опыт регулярно освещают и специалисты на местах – сотрудники федеральных, региональных и муниципальных библиотек порой даже самых отдалённых регионов России. Литературный поток по этой теме весьма обширен и многогранен, а хронология его уходит вглубь десятилетий. Несмотря на то, что многие из публикаций десяти- и даже двадцатилетней давности по-прежнему сохраняют свою научно-практическую значимость, наибольший интерес представляют работы, затрагивающие различные аспекты современного состояния библиотечной кадровой сферы. Как правило, это литература за последние пять лет, однако ввиду своей актуальности и содержательной ценности в обзор вошли также труды, опубликованные в 2017 году. Представленные ниже работы могут представлять интерес для специалистов библиотечного дела, которых волнуют вопросы текущего библиотечного законодательства, кадровой ситуации в регионах и в целом по стране, образовательных практик, работы с молодёжью, а также профессии библиотечного методиста.  

 1 марта 2023 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по библиотечно-информационной деятельности”» –долгожданное для всего российского библиотечного сообщества событие. Стандарт является основополагающим документом библиотечной отрасли культуры, определяющим требования к квалификации, профилю и уровням образования библиотечных работников. Полный текст профессионального стандарта представлен в выпуске № 54 журнала-справочника «Библиотека и закон» [1]. Автором вступительной статьи выступила О.П. Мезенцева, кандидат педагогических наук, руководитель проектного офиса по разработке стандарта, заместитель директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки (РГДБ). Автор подчёркивает широту возможностей применения документа: от использования его работодателями в управлении, формирования Федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ до профориентации молодых людей [2, с. 4].

 В рамках реализации государственной культурной политики специалистами Центра мониторинга образовательных программ Российской государственной библиотеки (РГБ) был проведён I промежуточный этап (2021-2022 годы) Всероссийского мониторинга кадровой потребности в библиотечной сфере. Первыми результатами создания карты развития профессии поделилась Е.Н. Гусева, кандидат педагогических наук, директор Департамента научно-образовательной деятельности РГБ. Участие в мониторинге приняли библиотеки, находящиеся в ведении региональных или муниципальных органов управления культурой субъектов Российской Федерации. Согласно основным результатам мониторинга, доля специалистов библиотек с высшим образованием составляет 54,7 %, со средним профессиональным образованием – 40,3 %, с общим – около 5 %. Удручающе выглядит картина с молодёжью в возрасте до 29 лет: всего лишь 7,2 %. Полученные данные позволяют не только оценить состояние кадровой ситуации в библиотеках России и спрогнозировать её развитие, но также создать дорожную карту развития системы библиотечного образования и эволюцию отрасли [3, с. 23–27]. Краткий аналитический отчёт по основным результатам мониторинга опубликован на сайте РГБ [4]. В настоящее время работа над мониторингом активно продолжается.

 Значительный объём литературы посвящён различным аспектам библиотечно-информационного образования: базовому образованию, дополнительному профессиональному образованию и повышению квалификации, профессиональной переподготовке и самообразованию.

 Высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку профильных специалистов, являются основными поставщиками молодых квалифицированных сотрудников в библиотеки. Ввиду того, что в целом по стране наблюдается старение, стагнация и миграция библиотечных кадров в другие сферы деятельности, а также стабильно низкий имидж профессии, вузы активно развивают различные направления сотрудничества с работодателями. Векторы взаимодействия вуза и библиотек приводятся в статье Е.А. Кучмуруковой, кандидата исторических наук, доцента, декана гуманитарно-информационного факультета Восточно-Сибирского государственного института культуры. Среди них – участие работодателей в процедуре государственной итоговой аттестации (ГИА) и подборе абитуриентов, вовлечение работодателей в образовательный процесс, организация на базе библиотек различных видов практик и коллаборация в реализации программ профессиональной переподготовки. В последние годы всё больше библиотекарей без профильного образования привлекаются к обучению в очной магистратуре «без отрыва от производства», что благоприятно сказывается на их профессиональном опыте и одновременно предоставляет возможность углубиться в конкретное направление в рамках написания выпускной квалификационной работы [5, с. 136–138].

 Интересен опыт организации профессиональной переподготовки библиотекарей в Казанском государственном институте культуры (КазГИК), которым поделились профессоры кафедры библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем Г.М. Кормишина, доктор педагогических наук, доцент, и Л.Е. Савич, доктор педагогических наук, профессор. Специалисты кафедры выяснили, что далеко не все библиотекари Татарстана заинтересованы в получении бесплатного профильного образования очно, ведь оно подразумевает отрыв от работы, семьи, хозяйства, а за пребывание во время обучения в столице региона (Казань – город недешёвый!) придётся выложить немалую сумму. Несмотря на небольшие зарплаты, библиотекари были готовы оплачивать своё обучение при условии, что весь его период будут оставаться дома. Учитывая пожелания коллег, специалисты КазГИК разработали очно-заочную программу переподготовки «Библиотечно-информационная деятельность», рассчитанную на 510 часов, с организацией выездных сессий на базе ЦБС городов и районов республики. С 2016 по 2019 годы обучение прошли более 260 сотрудников библиотек, что поспособствовало повышению их должностного статуса и уровня заработной платы [6, с. 29–30].

 Несмотря на то, что в последние годы на профессиональных конференциях, посвящённых проблемам непрерывного библиотечно-информационного образования звучит фраза «за дистанционными образовательными технологиями – будущее», вынужденный резкий переход на «дистант» во время пандемии обнажил все его слабые стороны. Ключевые проблемы дистанционного образования обозначает в своей работе Н.В. Лопатина, заведующий кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, доктор педагогических наук, профессор. Во-первых, это неготовность не только пользоваться определённой информационной системой или IT-решением, но и неспособность к самостоятельному и быстрому овладению ими. Во-вторых, сильнейшим ограничивающим фактором стал психологический барьер при вхождении в новую среду, моральное и эмоциональное состояние специалистов. Примечательно, что не готовыми к работе в новых режимах оказались все участники образовательного процесса: как практики, так и педагоги. По утверждению автора, современный специалист библиотечно-информационной деятельности должен не только обладать базовыми навыками применения информационных технологий, понимать логику использования IT-решений и быть готовым к освоению новых инструментов, но и как результат – создавать качественный, востребованный читателями цифровой контент [7, с. 133–135].

 По словам И.Ю. Матвеевой, кандидата исторических наук, доцента, заместителя директора Института медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета, отечественная система профессионального образования и повышения квалификации не поспевает за ростом инноваций в библиотечной практике и диктуемыми ими требованиями к новым профессиональным компетенциям. В связи с этим у библиотечных специалистов возникает острая потребность в самообразовании. Для решения данной проблемы совместными усилиями кафедры библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры и Совета молодых учёных Белорусского государственного университета культуры и искусств в 2020 году был запущен проект «Современная библиотека». Он объединил в себе бесплатные открытые онлайн-лекции и мастер классы, выступления и интервью с авторитетными представителями профессионального сообщества. Участниками проекта стали сотрудники публичных и вузовских библиотек Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины. Несмотря на то, что частная волонтёрская инициатива не позволила и далее развивать проект, он стал прекрасной возможностью для международного библиотечного сообщества расширить круг профессиональных компетенций и обменяться опытом с коллегами [8 с. 60–63].

 Анализ профессиональной литературы показывает, что региональные исследования кадровой ситуации проводились центральными библиотеками субъектов федерации и вузами культуры в разные годы, они носят локальный и часто разовый характер, в целом их количество крайне невелико. Некоторые библиотеки-методические центры публикуют ежегодные отчёты, в которых можно найти сведения о состоянии кадрового потенциала библиотек региона, но с учётом их малотиражности часто эти данные остаются недоступными для профессионального сообщества. Целесообразно публиковать отчёты в электронном виде, например, на официальных сайтах центральных библиотек субъектов федерации в разделе «профессионалам».

 Состояние, проблемы и перспективы развития кадрового потенциала Челябинской области по результатам мониторинга раскрываются в статье Л.Ю. Дороховой, заведующего Центром научно-методической работы и корпоративного взаимодействия Челябинской областной научной библиотеки. Из приведённых показателей по состоянию на 1 января 2019 года следует, что наблюдается негативная тенденция с сокращением сети муниципальных библиотек. Происходит это в связи с нерентабельностью ремонта аварийных помещений, оптимизации путём слияния библиотек и закрытия сельских библиотек из-за уменьшения количества населения. Доля молодых специалистов в возрасте до 30 лет составляет лишь 9,7 %. Рост заработной платы, хоть и привлекает молодых специалистов в профессию, имеет и обратную сторону медали. Из-за нехватки средств власти вынуждены сокращать рабочие ставки и переводить работников библиотек на неполный рабочий день. Автор отмечает недопустимость оставления сельских жителей без библиотечного обслуживания, ведь библиотека часто остаётся единственным центром культурной и информационной жизни села. Необходимо привлекать неравнодушных местных жителей к широкому освещению этой проблемы в обществе и донесению её до местных органов власти [9, с. 35–38].

 Похожие кадровые проблемы наблюдаются и в Республике Бурятия. Т.Л. Одорова, кандидат исторических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов Восточно-Сибирского государственного института культуры, отмечает сокращение числа библиотек и, соответственно, их кадрового состава по сравнению с данными на 1990 год. В 2018 году количество сотрудников до 30 лет насчитывало 10,5 % от основного состава. С каждым годом молодые перспективные специалисты всё больше мигрируют в другие, более высокооплачиваемые отрасли, а их приток в библиотечную сферу крайне низок.  При этом наблюдается рост образовательного уровня работников. Так, в 2018 году в рамках Программы дополнительного профессионального образования библиотечных работников муниципальных библиотек Байкальского центра непрерывного образования было проведено 18 обучающих мероприятий, в которых приняли участие 43 % специалистов – чуть менее половины от их общего числа [10, с. 120–121].

 Изменение кадровой ситуации в библиотеках Пермского края описывает Н.А. Мелентьева, заведующий Отделом научно-исследовательской и методической работы Пермской государственной ордена «Знак Почёта» краевой универсальной библиотеки имени А.М. Горького. Исходя из представленных автором статистических данных, последние 20 лет образовательный уровень библиотечных работников Прикамья демонстрирует положительную динамику. Катастрофический характер носит проблема старения кадров. Так, в 2001 году каждый пятый работник муниципальных библиотек региона был моложе 30 лет, по состоянию же на 2019 год – это лишь каждый шестнадцатый. В 2001 году каждый двадцать шестой сотрудник входил в категорию «55 +», в 2019 году – уже каждый третий. Повышение уровня образования библиотечных специалистов объясняется тем, что в библиотеках продолжают работать те, кто работал в них 20 лет назад, при низком притоке молодых работников, и постоянном сокращении общей численности основного состава библиотечных кадров в регионе [11, с. 116–117].

 В журнале «Библиотечная жизнь Кузбасса» уже на протяжении десяти лет с завидной регулярностью (каждые два года) публикуются статистические данные по состоянию кадрового состава и непрерывному образованию специалистов муниципальных общедоступных и государственных центральных библиотек Кемеровской области. Бессменный обозреватель темы – О.Н. Алексеева, главный библиотекарь отдела прогнозирования и развития библиотечного дела Государственной научной библиотеки Кузбасса имени В.Д. Фёдорова. Среди множества образовательных программ и мероприятий для библиотечных специалистов области в 2021 году особенно выделяются те, которые направлены на расширение профессиональных компетенций в области информационных технологий. Среди них – семинары-практикумы по привлечению аудитории в библиотеку и продвижению библиотеки в сети Интернет, созданию викторин, игр на Google и интерактивного контента на сервисе Genially. Также это вебинар в помощь библиотекарю по работе с сервисом Canva, практические занятия по работе с бесплатным конструктором Mobirise для создания электронных библиотечных продуктов, работе с Гугл-таблицами и социальными сетями [12, с. 16] – это как раз всё то, о чём выше говорилось в работе Н.В. Лопатиной.

 Главным куратором молодёжной библиотечной политики в России по праву считается М.П. Захаренко, кандидат педагогических наук, заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи (РГБМ), председатель Молодёжной секции Российской библиотечной ассоциации. На состоявшейся в марте 2023 года в Санкт-Петербурге научно-методической конференции, посвящённой библиотечно-информационному образованию, она объявила о создании в 2022 году на базе РГБМ Всероссийского центра библиотечного кадрового потенциала. Среди основных задач центра – формирование в молодёжной среде престижного имиджа библиотеки как места работы, профориентационная работа со старшеклассниками и студентами первых курсов библиотечных специальностей, помощь в профессиональной адаптации молодых специалистов в библиотеке, продвижение наставничества, образовательная деятельность, поддержка развития общественной инициативы и профессиональной активности библиотечной молодёжи и другое. Проведение мероприятий предусмотрено как в офлайн, так и онлайн-форматах, что расширяет возможности центра для работы с даже самыми отдалёнными регионами [13, с. 42]. Это достижение – поистине великий шаг к позитивным переменам в библиотечной кадровой среде страны.

 В том же 2022 году в Ставропольской краевой универсальной научной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова (кстати, отметившей недавно 170-летие) была создана новая структура – Отдел культурных инициатив, более половины его штата составляют молодые специалисты. Основные направления деятельности отдела – позиционирование библиотеки как центра культурной жизни региона, обеспечение доступа пользователей к информации, развитие площадки для живого общения и организация культурно-массовых мероприятий. Личные инициативы молодых сотрудников легли в основу множества культурно-творческих программ: клуба интеллектуального кино, стартап-лектория, образовательного курса по основам медийно-информационной грамотности, интеллектуально-развлекательных игр, выставок, экскурсий и многого другого. Сотрудники отдела, ведущий библиотекарь Э.О. Шульц и библиотекарь А.М. Покалюхина признаются, что работа в отделе разорвала все их привычные шаблонные представления о библиотеках. Для них она стала «профессиональным лифтом», открыв возможности для самовыражения, продвижения идей, реализации интеллектуального и творческого потенциала, общения, экспериментов [14]. Именно в таких специалистах сегодня нуждается современная библиотека.

 Ни для кого не секрет, что современная молодёжь при выборе профессии больше всего заинтересована в достойной оплате труда, и в некоторых библиотечных учреждениях страны даже существует практика материальной поддержки молодых инициативных специалистов. Но нематериальные формы мотивации играют не менее важную роль в их профессиональном становлении. О том, как в условиях библиотеки создать профессиональную мотивацию для реализации научного и творческого потенциала молодых сотрудников, рассказывает О.Н. Прокаева, кандидат философских наук, доцент Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва. В Национальной библиотеке имени А.С. Пушкина Республики Мордовия с 2017 года функционирует Совет молодых специалистов FoxLib – общественное профессиональное объединение молодых инициативных библиотечных работников республики в возрасте до 38 лет. Молодёжь принимает самое активное участие в решении библиотечных проблем региона, постоянно повышает свою квалификацию, участвует в профессиональных конференциях, конкурсах, форумах и круглых столах, реализует научные, образовательные, социальные и творческие проекты, способствующие созданию новых продуктов и услуг [15, с. 159].

 Опыт реализации образовательных проектов по развитию гибких навыков у молодых библиотечных специалистов представлен в статье О.А. Алемжиной, начальника инновационно-методического отдела и О.В. Романовой, начальника отдела библиотечно-информационного сервиса Центральной городской библиотеки имени К. Маркса г. Новосибирска. В отличие от «hard skills» – жёстких навыков, которые подразумевают профессиональные знания и умение применять их на практике, к «soft skills» относят так называемые надпрофессиональные навыки, комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами. Осваиваются эти навыки куда медленнее, чем профессиональные. Ускорить развитие soft skills могут помочь активные формы обучения: например, тренинги и мастер-классы. В 2022 году специалистами ЦГБ имени К. Маркса был проведён мониторинг кадрового состава муниципальных библиотек города, выявивший 227 сотрудников в возрасте до 35 лет. Ввиду недостаточного опыта, молодые специалисты часто не владеют гибкими навыками, так необходимыми в работе с людьми и при решении жизненных задач. Для решения этой проблемы библиотекой в 2022 году было реализовано два проекта: «Курс семинаров “#ПРОкачка” по развитию soft skills у сотрудников библиотек» благодаря конкурсному гранту социально значимых молодежных инициатив в рамках государственной программы «Развитие государственной молодежной политики Новосибирской области», а также «Форум “КУБ”» (Креативное управление библиотекой) при поддержке Президентского фонда культурных инициатив [16, с. 23–25].  

 Незримую для читателей, но жизненно необходимую для полноценного функционирования библиотек деятельность кадров методических подразделений вот уже много лет освещает Ю.В. Авраева, кандидат педагогических наук, доцент. В учебном пособии «Типы методистов общедоступных библиотек: новая реальность» собраны наиболее значимые и не утратившие своей актуальности статьи автора, опубликованные с 1984 по 2016 годы. Отдельного внимания заслуживает построение «Новой модели методических кадров общедоступных библиотек» – результат научного исследования, проведённого автором в библиотеках – методических центров Республики Бурятия, Красноярского края, Иркутской и Омской областей, а также городах Владивосток, Екатеринбург и Санкт-Петербург. Оставаясь верными идеалам и ключевым принципам методической работы, но при этом шагая в ногу со временем, методисты «новой реальности» стоят перед главным вызовом: разрабатывать и распространять инновационные идеи и продукты в соответствии с новыми стандартами. Методисты являются информационным научным ресурсом, они взращивают новое поколение специалистов, которым предстоит строить будущее библиотек [17].

 В 2017 году Центр по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе (ЦИПР) РГБ провёл исследование, посвящённое изучению методических служб центральных библиотек субъектов России. Социальный портрет профессии методиста XXI века представила И.П. Тикунова, кандидат философских наук, начальник Управления научной и методической деятельности – заведующий ЦИПР РГБ. Выявлена острая кадровая проблема: почти треть методистов, имеющих высшее профильное образование и достаточный опыт, уже перешагнули пенсионный рубеж, почти четверть – специалисты старше 65 лет, а десятая часть не имеет ни высшего библиотечного образования, ни опыта работы. Основные причины отсутствия претендентов на роль методистов, озвученных самими сотрудниками методических подразделений – нехватка квалифицированных кадров с профильным образованием и низкий престиж профессии (широкий круг обязанностей и большая нагрузка при небольшой заработной плате, недооценка труда методистов в библиотечной среде и со стороны органов власти). Опрошенные признают отсутствие кадрового резерва методистов, старение кадров и их профессиональное выгорание [18, с. 90].

 А.З. Позин, главный библиотекарь Научно-методического отдела Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки имени А.С. Пушкина, справедливо называет кадры методических подразделений «главным фактором эффективности» библиотек. В его работе представлены результаты исследования кадрового потенциала методических служб межпоселенческих библиотек Краснодарского края. Среди прочих данных особо выделяется тот факт, что все 100 % опрошенных методистов – женщины, то есть наблюдается тотальная феминизация профессии и абсолютная её непривлекательность для мужчин. Выявлен недостаток методистов в возрасте до 30 лет – 7,5 % от общего числа, что составляет единственный серьёзный дисбаланс между возрастными группами. Автор обращает внимание на следующую проблему: замена ушедших на пенсию сотрудников должна осуществляться в соответствии со Стратегией развития библиотечного дела в России до 2030 года, предполагающей выход библиотек на новый технологический уровень, а это значит, что проблем с освоением цифровых технологий у вновь прибывших молодых работников возникать не должно. Однако поспешность работодателей в этом вопросе приводит к тому, что требования к профессиональным компетенциям снижаются, и на работу принимаются специалисты без высшего библиотечного образования [19, с. 30–32].

 Ещё одно региональное исследование в 2021 году было осуществлено Мурманской государственной областной универсальной научной библиотекой (МГОУНБ). Его итогами поделилась Т.А. Сумарокова, заведующая научно-методическим отделом МГОУНБ. По признанию автора, несмотря на то, что исследование было комплексным, и в нём применялись различные методы, самым ценным информационным массивом стали анкеты, заполненные руководителями как методических, так и прочих структурных подразделений библиотек. Ответы позволили пролить свет как на видение собственной роли самими методистами, так и на субъективное отношение руководителей структурных подразделений библиотек Мурманской области к роли методических служб в библиотечной деятельности. По неизвестным причинам рядовые методисты, не говоря уже о рядовых библиотекарях, к опросу привлечены не были. Сравнительный анализ анкет показал, что в более чем в половине случаев оценка методической работы у двух групп участников однородна. По результатам исследования были сформулированы рекомендации, направленные на смягчение наиболее острых противоречий: совершенствование нормативной методической базы, использование сайтов библиотек в качестве площадки для методической помощи, расширение образовательной функции [20, с. 139–152].

 Представленные материалы – лишь ничтожно малая часть огромного информационного массива, затрагивающего вопросы кадровой составляющей библиотечной сферы России. Но даже исходя из их анализа можно с уверенностью утверждать, что в стране наблюдается общая тенденция старения библиотечных (в том числе методических) кадров и сокращения общего числа работников библиотек, при этом доля специалистов с высшим профильным образованием растёт. Библиотеками и вузами культуры повсеместно практикуются дистанционные образовательные технологии. В приоритете образовательных практик – формирование у библиотечных специалистов цифровых компетенций. В профессиональном сообществе прикладываются все усилия по привлечению в сферу молодых специалистов, их профессиональной, научной, творческой реализации и самореализации.

 

 Список источников

  1. 1. Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» // Библиотека и закон: журнал-справочник. Тексты документов, комментарии, консультации / учредитель и издатель: Издательство "Либер-Дом". 2023. Вып. 54 (1'2023). С. 7-49.
  2. 2. Мезенцева, О.П. Базис профессиональной квалификации / О.П. Мезенцева // Библиотека и закон: журнал-справочник. Тексты документов, комментарии, консультации / учредитель и издатель: Издательство "Либер-Дом". 2023. Вып. 54 (1'2023). С. 3-5.
  3. 3. Гусева, Е.Н. Всероссийский мониторинг кадровой потребности библиотечной сферы: первые результаты создания карты развития профессии / Е.Н. Гусева // Университетская книга. 2022. № 10. С. 23-27.
  4. 4. Краткий отчет по результатам первого этапа анализа данных Всероссийского мониторинга кадровой потребности библиотечной сферы (2021-2022 гг.). 2022. Текст: электронный // Российская государственная библиотека: официальный сайт. URL: https://www.rsl.ru/photo/!_ORS/5-PROFESSIONALAM/monitoring-kadry/Monitoring%20results.pdf (дата обращения: 29.08.2023).
  5. 5. Кучмурукова, Е.А. Вуз - работодатель: взаимодейтвие в области подготовки библиотечных кадров - Higher educational institution - employer: interaction in the field of training library staff / Е.А. Кучмурукова // Библиотечный фронтир: новые смыслы, вызовы, идеи и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Улан-Удэ, 14 февраля 2022 г.). Улан-Удэ: ФГБОУ ВО ВСГИК, 2022. С. 135-139.
  6. 6. Кормишина, Г.М. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка библиотечных кадров: об использовании традиционных и дистанционных форм / Г.М. Кормишина, Л.Е. Савич // Библиотека и культурное пространства региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Пермь, 11-12 ноября 2021 г.) / Министерство культуры Российской Федерации, Пермский государственный институт культуры и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры; ответственный редактор: Вафина Е.М. Пермь: ПГИК, 2021. C. 26-32. (Национальные проекты России)
  7. 7. Лопатина, Н.В. Непрерывное образование библиотечных специалистов: содержание определит формат / Н.В. Лопатина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 4 (96). С. 132-139. 
  8. 8. Матвеева, И.Ю. Сетевые профессиональные коммуникации как дистанционная форма самообразования / И.Ю. Матвеева // Развитие кадрового потенциала библиотек Российской Федерации в условиях цифровой экономики: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической заочной онлайн-конференции [28-29 мая 2020 года]. Кемерово: Изд-во КемГИК, 2020. С. 58-63.
  9. 9. Дорохова, Л.Ю. Кадровый потенциал библиотек Челябинской области: состояние, проблемы, перспективы / Л.Ю. Дорохова // Профессиональное развитие библиотечных кадров как условие модернизации библиотек: материалы межрегионального научно-практического семинара (Златоуст, 11 апреля 2019 года). Челябинск: ЧГИК, 2019. С. 34-40.
  10. 10. Одорова, Т.Л. О тенденциях развития кадровых ресурсов библиотек Бурятии / Т.Л. Одорова // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 19 марта 2020 года / Ред. А.Н. Дулатова, О.Н. Уржумова, Н.Б. Зиновьева. Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2020. С. 119-122.
  11. 11. Мелентьева, Н.А. Кадры общедоступных библиотек: общероссийские тенденции и особенности ситуации в Пермском крае = Public library staff: all-russian trends and features of the situation in Perm region / Н.А. Мелентьева // Библиотека и культурное пространство региона: (к 45-летию кафедры библиотечных и документально-информационных технологий): Всероссийская научно-практическая конференция, Пермь, 17-18 декабря 2020 г. Пермь: Пермский гос. ин-т культуры, 2021. С. 113-118.
  12. 12. Алексеева, О.Н. Повышение квалификации и кадровая ситуация в муниципальных библиотеках Кемеровской области-Кузбасса / О.Н. Алексеева // Библиотечная жизнь Кузбасса: производственно-практический журнал. № 1 (107). 2022. С. 13-18.
  13. 13. Захаренко, М.П. Всероссийский центр библиотечного кадрового потенциала РГБМ как инструмент формирования отраслевой молодёжной кадровой политики / М.П. Захаренко // Библиотечно-информационное образование сквозь призму профессионального стандарта "Специалист библиотечно-информационной деятельности": Тезисы докладов XVIII Всероссийской с международным участием научно-методической конференции памяти В.А. Минкиной, Санкт-Петербург, 23-24 марта 2023 года / Сост. В.В. Брежнева, А.С. Крымская. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2023. С. 41-42.
  14. 14. Шульц, Э.О. Культурные инициативы. Профессиональный лифт для молодых специалистов / Э.О. Шульц, А.М. Покалюхина // Библиотечное дело. 2022. № 18 (420). С. 37-40.
  15. 15. Прокаева, О.Н. Опыт создания профессиональной мотивации для молодых специалистов (на примере ГБУК "Национальная библиотека им. А.С. Пушкина Республики Мордовия") / О.Н. Прокаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 12-5 (75). С. 158-160.
  16. 16. Алемжина, О.А. Развитие гибких навыков у специалистов библиотек / О.А. Алемжина, О.В. Романова // Библиотечные технологии, проекты, практики: опыт молодых: сборник материалов VII конференции молодых специалистов библиотек Новосибирской области, Новосибирск, 20 декабря 2022 года. Новосибирск: Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области «Новосибирская государственная областная научная библиотека», 2023. C. 23-26.
  17. 17. Тикунова, И.П. Методист XXI века: социальный портрет профессии / И.П. Тикунова // Библиотечная профессия и научно-образовательная работа библиотек: материалы Ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России, Санкт-Петербург, 11-12 ноября 2020 г. Санкт-Петербург: РНБ, 2021. С. 88-92.
  18. 18. Авраева, Ю.Б. Типы методистов общедоступных библиотек: новая реальность: учебное пособие / Ю.Б. Авраева; Министерство культуры Российской Федерации, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, Центральная городская библиотека им. И. Калашникова. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2017. 177, [2] с.
  19. 19. Позин, А.З. Главный фактор эффективности. Кадры методических подразделений / А.З. Позин // Библиотечное дело. 2021. № 22 (400). С. 29-32.

20. Сумарокова, Т.А. Методические службы общедоступных библиотек Мурманской области в фокусе внимания исследовательской деятельности Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки = Methodological services of the Murmansk region public libraries in the focus of research activities of Murmansk State Regional Universal Scientific Library / Т.А. Сумарокова // Методические пазлы современности в общедоступной библиотеке: V Всероссийская научно-практическая конференция "Методическая служба современной публичной библиотеки", 10 ноября 2022 года, Санкт-Петербург: сборник материалов / Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Центральная городская публичная библиотека имени В.В. Маяковского; составитель: Н.В. Чудашкина. Санкт-Петербург: ЦГПБ, 2022. С. 138-153.

 Сведения об авторах

Сазонова Ольга Владиславовна, Российская государственная библиотека, отдел литературы по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, главный библиотекарь

К оглавлению выпуска

интервью, Челябинск, Год литературы, конференции, проекты, Library education, образовательный стандарт, Библиотечное образование

30.08.2023, 403 просмотра.