Библиотечные и информационные кадры: подготовка, управление, развитие. СЛАДКОВА О.Б. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ В ПОСТРОЕНИИ КАРЬЕРЫ РАБОТНИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ

  Профессиональная подготовка в любой области деятельности предполагает выполнение трудовых функций на высоком уровне, способность планировать дальнейшее развитие, готовность к сотрудничеству и социальной ответственности за результаты труда, владение приемами самовыражения и саморазвития. Чтобы достичь перечисленных компетенций, нужна мотивация заниматься данной профессиональной деятельностью.

  Следует принять, что мотивационная сторона профессионализма в библиотечной сфере не очень высока, поэтому в данной ситуации роль преподавателей особенно специальных дисциплин очень ответственна и заключается в том, чтобы объяснять общественное значение профессии, подчеркивать ее роль в различных областях жизни, помогать выстраивать студентам их собственное профессиональное целеполагание. Особенный смысл действиям педагога  придает современный информационно-коммуникативный формат, который должен быть освоен библиотечно-информационными работниками. Задача специальных курсов - научить студентов новым технологиям, методикам аналитико-синтетической переработки информации  и информационного оперирования; дать представление об  усложняющейся системе информационных потребностей населения, повышении общего уровня информационной культуры, познакомить с новыми моделями информационного поведения людей. Все это и многое другое современному специалисту информационной сферы необходимо знать и обладать  определенными умениями и навыками [1,2,4].

 В течение всей профессиональной жизни  человека происходит продолжение, углубление, уточнение его профессионального пути. Формально профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии и заканчивается получением диплома об окончании соответствующего учебного заведения. Но на самом деле профессиональное самоопределение – сугубо индивидуальный процесс. Этот процесс связан с определением самим человеком критериев, на которые он будет ориентироваться в своей профессии: будет ли он стремиться к повышению квалификации, что для него означает качественный труд, кого он выберет своим наставником. Это процесс поиска личного смысла в осваиваемой профессиональной деятельности, направить который собственным примером, знаниями, личностными качествами способны преподаватели [3,5,8].

  Путь профессионализации не противоречит, а тесно связан с социализацией личности: усвоением общественно выработанного опыта, становлением собственного мировоззрения, развитием духовных ценностей, воспроизводством  социальных связей и т.д. Замечено, что социальная адаптация проходит более успешно у студентов, которые активно участвовали в жизни университета, помогали товарищам по академической группе; кроме учебы, занимались  спортом, участвовали в творческих мероприятиях и т.д. В этом направлении тоже заметна роль преподавателей и особенно кураторов групп.

 Студент не всегда представляет реальную профессиональную практику, и какие-то его заблуждения и неправильная трактовка событий и явлений может осложнить его дальнейший путь в профессии. Важно помочь студенту выстроить свои карьерные представления, оценить возможность профессионального роста, представить этапы восхождения к профессионализму. Результатом карьеры в широком понимании является профессионализм человека, достижение признанного профессионального статуса. В более узком понимании карьера – это занятие определенных должностей. Человек может осознанно выбирать и строить свою карьеру как в профессиональном, так и должностном плане. И эти стороны карьеры могут совпадать у одного и того же человека, а могут и не совпадать. Важно, чтобы, получая профессиональное образование, студент получал представления о построении собственной карьеры.  В больших компаниях существуют специальные  кадровые службы  и консалтинговые фирмы, которые помогают молодым специалистам планировать карьерный рост. В библиотечной практике вряд ли имеются такие специальные службы, поэтому на преподавателей возлагается эта ответственная задача [5,7].

 Студентов полезно научить создавать собственные карьерограммы на 5 – 10 лет, предусматривающие  горизонтальное перемещение по службе: освоение различных операций, видов профессиональных действий и даже смежных сфер деятельности; а также   вертикальное продвижение: занятие более высоких должностей на основе повышения уровня образования, квалификации, профессионального мастерства и т.д. Реализации этой цели может способствовать включение в учебные планы дисциплины  «Психология профессиональной деятельности», но можно включать специальные темы в имеющиеся дисциплины профессионального блока.

  Важное значение в формировании карьеры имеет профессиональное сознание и самосознание, т.е. комплекс представлений человека о себе в профессии. Для будущего специалиста имеет значение воспитание самосознания. Оно включает осознание норм, правил, эталонных качеств, моделей своей профессии, а также способности увидеть эти качества у других людей и оценить их наличие у себя. Большую роль в профессиональном становлении играет соотнесение себя с профессиональным сообществом, умение представить себя в более широком профессиональном контексте. Этому способствует привлечение студентов к научной деятельности: участие в научно-практических конференциях, подготовка научных докладов, публикация статей, выполнение различных творческих заданий, разработка проектов, которые реализуются в конкретных библиотеках и других информационных учреждениях. Для расширения представлений о профессии имеют значение знания о профессиональных общественных организациях, специальной периодической печати и, конечно, о выдающихся  деятелей в профессии.

  Характерной чертой построения профессиональной карьеры является способность соотнести себя с профессиональной общностью. И это не только способность к совместному труду с другими людьми и межличностному общению, но и осознанные действия для эффективного достижения единых профессиональных задач.  На взаимодействие в профессиональной общности влияет профессиональная среда: т.е. совокупность предметных и социальных условий труда, определяющих, насколько удобно специалисту выполнять свои  функции.

 Несомненно, что профессиональное самоопределение и самосознание может и должно способствовать построению профессиональной карьеры,   но нужно быть готовыми и к кризисным ситуациям. Все молодые специалисты с большей или меньшей болезненностью переживают кризис, когда впервые вливаются в профессиональный коллектив:   им нужно не только показать уровень своей профессиональной подготовки, но и принять дисциплинарные нормы,   правила поведения в данном сообществе, освоить особенности делового и межличностного общения. Знание об этих психологических новообразованиях может в дальнейшем уберечь молодого специалиста от срывов, перегрузок,  стрессов и сделать его профессиональный путь успешным.

список источников

  1. 1. Лопатина, Н.В. Библиографическая профессия: перспективы развития в цифровом   мире //Научные и технические библиотека. 2021. № 10. С. 29-44.  
  2. 2. Лопатина, Н.В. Информационные кадры цифровой экономики: новый этап информационной профессии / Н.В. Лопатина //Информационные ресурсы России. -2019. -№3 (169). – С. 9-15.
  3. 3. Панина, С. В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебник и практикум для вузов / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16521-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535691 (дата обращения: 03.04.2024).
  4. 4. Наши исследования: трудоустройство выпускников в Российской Федерации [Электронный ресурс] /ВНИИ труда. Минтруда России. – Режим доступа: http://vcot.info/ blog/nashi-issledovaniya: trudoystroystvo-vypusknikov-rossiyskoy-federatsii.
  5. 5. Саксельцева, Л.Я. Проблемы занятости и трудоустройства молодежи в фокусе социологии / Л.Я. Саксельцева, Ю.М. Тарский //Вестник Поволжского института управления. 2016. №4 (55). С.85-87.
  6. 6. Сергеева, С. Ю. Современные подходы и методы оценки качества образования /С.Ю. Сергеева, Е.Д. Обревко // Молодой ученый. 2019. №37.  С. 162-165.  URL https://moluch.ru/archive/275/62424/
  7. 7. Сладкова, О.Б. Молодые специалисты на рынке труда //АПК: инновационные технологии.   №1.  С. 22-25
  8. 8. Юрченко, Л. Г. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебно-методические материалы к изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов 2 курса, обучающихся по направлению 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование всех форм обучения/ Л. Г. Юрченко. - Славянск-на Кубани : Филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, 2018. – 312 с.

 

Сведения об авторе

Сладкова Ольга Борисовна - доктор культурологии, профессор, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

информационная среда, information environment, Library education

24.04.2024, 89 просмотров.