Современные социокультурные практики: изучаем, анализируем, проектируем ГЕНДИНА Н.И., КОСОЛАПОВА Е.В. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ. ЧАСТЬ 1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Необходимость учета ценностных ориентаций и отношения студентов поколения Z к деятельности в информационной среде. Поколением Z, «Сетевым поколением», «интернет-поколением» принято называть тех, кто родился в период начиная с 2000-го года, кто уже в ранние годы своей жизни стал активным онлайн-пользователем и онлайн-потребителем. Сильная зависимость поколения Z от информационно- коммуникационных технологий в целом и онлайн-технологий в частности, их уникальное поведение в сети Интернет предопределили значительный интерес к ним со стороны представителей научного и делового сообщества (5; 9; 17). Немалое значение имеет то факт, что по оценкам специалистов, в 2025 году поколение Z будет составлять около 25% всей рабочей силы., а потенциальный эффект от цифровизации экономики составит 4,1–8,9 трлн рублей (19–34% общего увеличения ВВП) (15).
Поскольку образовательная деятельность современной молодежи все больше протекает в электронной информационной среде, представляет интерес изучение того, как соотносятся ценностные установки цифрового поколения с различными видами их деятельности в этой среде. Этими сведениями, в первую очередь, должны располагать образовательные учреждения и библиотеки, призванные формировать информационную культуру цифрового поколения.
Цель исследования – выявление влияния цифровизации системы образования на ценностные установки и формирование информационной культуры цифрового поколения.
Задачи исследования:
- - раскрыть потери и приобретения, характеризующие информационную культуру цифрового поколения, появившегося в условиях глобализации, развития информационных технологий, мобильной связи и Интернета;
- - выявить особенности информационного мировоззрения, моральных установок и ценностных ориентаций студентов-представителей цифрового поколения;
- сформулировать рекомендации для педагогов и библиотекарей, занимающихся формированием информационной культуры цифрового поколения.
Методологическая основа исследования включает комплексное использование следующих теоретических подходов:
- - Культурологический подход — это методологическая основа современной педагогической науки, исследующей не только образование, но и его процессы как культурные явления, включая осознание глубокого взаимодействия категорий «информация» и «культура», формирования представления о том, что информационная культура личности есть неотъемлемая часть общей культуры человека. С позиций культурологического подхода информационная культура цифрового поколения должна включать мировоззренческие установки личности, ценностные ориентации по отношению к информации как элементу культуры, препятствовать дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни научно-техническим прогрессом и беспрецедентным ростом и развитием новых информационных технологий в информационном обществе.
- - Системный подход позволяет обеспечить целостное представление о феноменах информации, цифровизации, информационного общества, информационной культуры, и, на этой основе, сформировать единую информационную картину мира цифрового поколения. Реализация системного подхода направлена на интеграцию традиционной (книжной) и новой (электронной) культуры.
- - Деятельностный подход означает, что формирование информационной культуры студентов - представителей цифрового поколения должно быть связано с их учебной и будущей профессиональной деятельностью.
Информационная база исследования включает в себя: научные публикации по теме исследования; данные опроса студентов 1 и 4 курсов библиотечно-информационного факультета МГИК, интернет-ресурсы, отражающие социологические исследования цифрового поколения.
Методы исследования:
- теоретические: изучение литературы по теме исследования, терминологический анализ, сравнительный анализ, синтез, обобщение;
- эмпирические: социологические опросы, наблюдение.
Социологические методы использовались при проведении опроса 95 студентов библиотечно-информационного факультета МГИК в возрасте от 17 до 32 лет.
Исследование включало два этапа:
- 1) Изучение теоретических основ цифровизации системы образования и анализ феномена цифрового поколения.
- 2) Эмпирическое исследование уровня информационной культуры цифрового поколения, основанное на опросе студентов 1 и 4 курса библиотечно-информационного факультета МГИК.
Теория поколений. Типы поколений. Характеристика цифрового поколения невозможна без обращения к теории поколений, родоначальниками которой называют американских ученых Н. Хоува (N.H N.Howe) и В. Штрауса (W. Strauss), обосновавших эту теорию как междисциплинарное научное направление на «пересечении» демографии, истории, экономики, политологии и культурологии. При изучении двадцатилетних циклов развития американской экономики ХХ в., они выявили определенные закономерности в поведении людей, принадлежащих к разным социальным группам, но родившихся в одни и те же временные интервалы, то есть объединенных рамками одного поколения. В своей первой книге (1991 г.) Н.Хоув и В. Штраус дали трактовку понятия «поколение» как совокупности всех людей, родившихся в определенный промежуток времени, испытывающих влияние одних и тех же событий, и особенностей воспитания с похожими ценностями. По мнению авторов, поколение можно выделить, если оно соответствует трем критериям: 1)представляет один исторический промежуток; 2) все представители выделенного поколения разделяют характерные для них модели поведения и убеждения; 3) представителей выделенного поколения объединяет чувство принадлежности к некоему сообществу (community affiliation) (18). Базовым тезисом данной междисциплинарной теории является утверждение, что промежуток времени, в который родился тот или иной человек, влияет на его мировоззрение, на его систему ценностей. В рамках своей теории Н. Хоув и В. Штраус разработали периодизацию поколений, выделив нескольких типов поколений: «строители» или «победители», «молчаливое поколение», «беби-бумеры», поколение Х, поколение Y или «миллениумы», поколение Z.
В российской научной среде теория поколений имеет неоднозначную оценку. Есть как сторонники, так и противники этой теории. Так, теория поколений критикуется в обзорной работе А.П.Карасева, в ней указывается, что при использовании этой теории в других странах неизбежно возникают проблемы, поскольку теория поколений была разработана именно для американского среднего класса, представители которого проживают в городах. В связи с этим вопрос об эффективности ее применения в России остается спорным, а условием ее успешного использования, как справедливо подчеркивает автор, является адаптация к другой социально-экономической и историко-культурной среде (3).
Вместе с тем, теория поколений имеет немало сторонников в различных областях отечественной науки. Она характеризуется как «ключ к пониманию коммуникационного процесса в обществ (8), как эффективный инструмент менеджера (2), как средство управлении маркетинговой деятельностью предприятий (6).
Кроме сферы кадрового менеджмента и маркетинга теория поколений получила отражение в педагогической литературе. Так, в работе М.Р. Мирошкиной дается интерпретации теории поколений в контексте российского образования (7), анализ места теории поколений в арсенале современной педагогической науки представлен в статье А.Г.Козловой (4), опыт использования теории поколений для освоения информационных дисциплин освещается в статье А.А.Поповой (11).
Теория поколений получила распространение не только в академическом, но и в бизнес-сообществе. Как отмечается в работе А.П. Карасева, на основе данной теории в крупных фирмах уже начинают приниматься управленческие решения и разрабатываться маркетинговая политика. Среди отечественных фирм называются компании «Газпром», «ВТБ», «Альфа-банк», «Вымпелком» (3).
Значительный интерес, который вызвала теория поколений в различных областях отечественной науки и бизнеса, обусловил ее адаптацию к условиям нашей страны. Теория поколений была адаптирована к России в 2003 году группой исследователей под руководством Е. М. Шамис и Е.Н. Никонова в рамках проекта RuGeneration. Были проведены исследования поколений России и СНГ, которые показали схожесть разных типов поколений в этих странах, поскольку на их формирование оказали влияние схожие ключевые политические, социально- экономические и культурно-исторические события и явления, а также стремительное развитие цифровых технологий. Исследование позволило получить обобщенное представление о том, какие типы поколений живут, учатся и работают в России в настоящее время В таблице 1, заимствованной в работе Е. М. Шамис и Е.Н. Никонова (16) представлены результаты адаптации основных типов поколений Хоува-Штрауса применительно к российским условиям.
Таблица 1 – Адаптированная российская версия классификации поколений Хоува-Штрауса
Основное название в «Теории поколений» для России |
Альтернативные названия |
Годы рождения поколения |
Победители |
GI, Heroes, Строители, Победители |
1903-1923 |
Молчаливое |
Silent, Beat, Lost, Книжные дети |
1923-1943 |
Беби-бумеры |
Baby Boomers |
1944-1963 |
Икс (X) |
13-е поколение, Летящие, Busters, Baby busters, Поколение MTV, «С ключом на шее» |
1964-1984 |
Миллениумы |
Y, Millennials, Поколение Сети, Поколение next, Echo Boomers |
1985-2002 |
Хоумлендеры |
Homeland, Z, Поколение национальной безопасности, Digitally native |
2003-2023 |
Заметим, что хронологические рамки этих типов поколений в работах других исследователей незначительно отличаются от тех, что приведены в таблице. Как правило, градация типов поколений может отличаться на 1-2 года.
Комментируя данные из таблицы 1, следует назвать еще одно, боле позднее поколение – поколение «альфа», которое характеризуется рождением в период с 2010 г. по настоящее время (1).
Феномен цифрового поколения в контексте теории поколений. Цифровое поколение — это обобщенное понятие, которое применяется к людям, рожденным примерно с 1995 года. К цифровому поколению относят людей, с рождения использующих цифровые технологии в повседневной жизни (13). Взросление и социализация представителей цифрового поколения происходит в условиях стремительного внедрения цифровых технологий во все сферы жизни современного человека: досуг, быт, учебу, работу; они интегрированы в цифровое общество с рождения, поэтому им присуще мировоззрение, отличающееся от взглядов старших поколений. Это «цифровые с рождения», поколение, выросшее в окружении гаджетов, технических устройств, которые становятся все мощнее и компактнее. Для того, чтобы показать различие между людьми, родившимися в период появления и развития цифровых и компьютерных технологий, и теми, кто далек от этих технологических новшеств, американский педагог М. Пренски (Prensky M) ввел в 2001 г. термины «цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты» (19). В 2009 г. М. Пренски предложил новые термины: «homo sapiens digital», или «human digital» - «цифровой человек», то есть человек, для которого цифровые технологии являются неотъемлемой частью жизни в самых различных сферах. При этом «цифровой человек» может как принадлежать к цифровым аборигенам, так и быть хорошо адаптировавшимся цифровым иммигрантом (19). В 2010 г. он опубликовал книгу, посвященную особенностям обучения «цифровых аборигенов» (20). В работах М.Пренски были подмечены важные особенности в сфере восприятия и обработки информации цифровым поколением, включая развитие «клипового мышления», при котором человек воспринимает информацию фрагментарно, короткими порциями, не может сосредоточиться и склонен постоянно переключать внимание с одного на другое; затрудняется читать большие тексты.
Все эти проблемы связаны с познавательными или когнитивными способностями человека, изучением которых занимается когнитивная психология. Спектр проблем, изучаемых когнитивной психологией, чрезвычайно широк. Он охватывает весь диапазон психических процессов: ощущение, восприятие, распознавание образов, внимание, обучение, память, формирование понятий, мышление, язык, эмоции и процессы развития, а также и то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение (14).
В российской педагогике и психологии проблеме развития когнитивных способностей цифрового поколения уделяется серьезное внимание . Среди научных публикаций, посвященных этой проблеме, следует прежде всего назвать работу И.В.Роберт, видного специалиста в области дидактики периода цифровых технологий, академика Российской академии образования (12). В ее статье сформулированы основные вызовы и риски, вызванные технологизацией и цифровизацией, массовой сетевой коммуникацией сферы образования. К их числу И.В. Роберт относит следующие:
- Развитие «транзитивного типа памяти», или «эффекта Гугл», заключающегося в том, что приоритетным для обучаемых становится не запоминание содержания информации, а запоминание пути (или алгоритма) нахождения информации в поисковой системе. При этом у индивидуума ослабляется возможность дискурсивного (рассуждающего) мышления, что может привести к примитивизации восприятия им объектов или процессов окружающей реальной действительности, а также неспособности концентрировать внимание на вычленении существенных признаков отбираемой информации.
- Преобладание, приоритетность визуально представленных компонентов информации по сравнению с содержательной составляющей информации, что снижает уровень понимания обучаемым содержания информации, но «тренирует» и усиливает визуальное восприятие информации. Следствием является возникновение «контентной слепоты» пользователя — затруднения и даже невозможность осознания обучаемым целевого, структурно-содержательного, морально-ценностного компонентов информации при ее восприятии.
- Развитие «клипово-комиксного восприятия информации». Следствием является убывание дискурсивного (рассуждающего) мышления обучаемого и преобладание у него констатирующего мышления, что ведет к примитивизации не только содержательных аспектов рассматриваемых на экране объектов или процессов, отражающих окружающую реальную действительность, но и к непониманию содержательной составляющей информации.
- Бессистемное восприятие информации, отсутствие способности анализировать, выявлять структурные связи в содержании информации. Следствием этого является замедление реакции на понимание содержания рассматриваемой информации.
Обстоятельный анализ современных психолого-педагогических исследований проблемы когнитивных способностей цифрового поколения содержится в работе В.Д.Нечаева и Е.Е.Дурневой (9). Серьезный аналитический материал представлен в статье С.А.Шейпак, содержащей критику противопоставления цифровых «аборигенов» и «иммигрантов», доказывающей обоснованность смены парадигмы образования на основе дискурсивных репрезентаций «цифрового поколения». Важным результатом исследования С.А.Шейпак является выявление противоречия между репрезентациями «цифрового поколения» в научных и медийных дискурсивных практиках и реальным уровнем его цифровой компетентности. Автором сформулирован весьма важный с точки зрения цифровой дидактики вывод: значительно легче сформировать операционные и инструментальные знания, умения и навыки, необходимые для использования технических возможностей цифровой коммуникации, чем сформировать аналитические и стратегические умения работы с неограниченными объемами информации (17).
Кроме обсуждения проблем, связанных с цифровым поколением в целом, в обществе оживленно обсуждается вопрос о периодизации и типах цифрового поколения, в частности, особый интерес в настоящее время вызывает поколение Z.
Характеристика респондентов. Для изучения ценностных ориентаций студентов поколения Z был проведен опрос студентов МГИК, на основе специально разработанного опросника «Мои ценностные ориентации и отношение к деятельности в информационной среде».
Опрос проводился в декабре 2024 г. среди студентов 1 и 4 курса библиотечно-информационного факультета.
Таблица 2 – Характеристика респондентов, участвующих в опросе
Параметры исследования |
Первый курс |
Четвертый курс |
Количество студентов |
51 |
44 |
Профили подготовки |
· «Технологии библиотечно-информационной деятельности» · «Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества» · «Документоведение и документационное обеспечение управления» · «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия. Выставочная деятельность». |
· «Библиотечно-информационная деятельность. Общий профиль» · «Документоведение и документационное обеспечение управления» · «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия. Выставочная деятельность». |
Гендерный состав |
13 (25,5%) юношей 38 (74,5%) девушек |
15 (34,1%) юношей 29 (65,91%) девушек |
Возрастной состав |
17 лет – 6 (11,8%) 18 лет – 36 (70,6%) 19 лет – 4 (7,8%) 20 лет – 3 (5,9%) 21 год – 1 (1,9%) 22 года – 1 (1,9%) |
20 лет – 2 (4,5%) 21 год – 24 (54,5%) 22 года – 12 (27,3%) 23 года – 2 (4,5%) 24 года – 3 (6,8%) 32 года – 1( 2,3%) |
Состав по довузовской подготовке |
· количество студентов, пришедших в вуз из общеобразовательной школы – 47 (92%) · количество студентов, пришедших в вуз из СПО – 4 (7,8%) |
· количество студентов, пришедших в вуз из общеобразовательной школы – 44 (100%) |
Все студенты библиотечно-информационного факультета являются представителями цифрового поколения, в частности поколения Z, так как возрастной состав опрашиваемых варьируется в диапазоне от 17 до 24 лет: из них респондентов 17 лет – 6 (6,3%), 18 лет – 36 (37,9%), 19 лет – 4 (4,2%), 20 лет – 5 (5,3%), 21 год – 25 (26,3%), 22 года – 1 (13,7%), 23 года – 2 (2,1%), 24 года – 3 (3,2%), 32 – 1 (1,1%). В целом возрастной состав характеризуется однородностью, большую часть опрашиваемых составляют студенты в возрасте 18 лет (37,9%) и 21-22 лет (40%).
Из общего числа обучающихся на первом и четвертом курсе библиотечно-информационного факультета процентное соотношение вчерашних школьников и лиц, получивших среднее профессиональное образование, выглядит следующим образом:
- - количество студентов, пришедших в вуз из школы – 91 (96%)
- - количество студентов, пришедших в вуз из СПО – 4 (4%)
Гендерный состав респондентов: 28 (29%) юношей и 67 (71%) девушек.
Характеристика опросника. Для проведения исследования был разработан опросник «Мои ценностные ориентации и отношение к деятельности в информационной среде». Опросник включал 20 вопросов, из них 18 вопросов носили оригинальный характер, а два вопроса были заимствованы из опросника Фонда общественного мнения (10), проводившего опрос молодежи 18-30 лет : «Откуда, из каких источников вы обычно получаете информацию» и «Какому из этих источников информации вы доверяете больше всего».
Опросник содержит вопросы закрытого типа с возможностью выбора одного или нескольких вариантов ответа.
Полный текст опросника приводится в Приложении.
Вопросы опросника направлены на выявление ценностных ориентаций цифрового поколения по направлениям, представленным в таблице 3.
Таблица 3 – Распределение вопросов опросника по тематическим направлениям
№ п.п. |
Направление |
Номера вопросов в составе опросника |
1. |
«Ценностные ориентации представителей поколения Z» |
1-6 |
2. |
«Отношение к источникам информации» |
7-8 |
3. |
«Отношение к поведению в информационной среде» |
9-10 |
4. |
«Отношение к различным видам контента в интернет-среде» |
11-14 |
5. |
«Отношение к результатам чужого интеллектуального труда»
|
15-19 |
6. |
Отношение к ценностям, формируемым учебной дисциплиной «Информационная культура личности» |
20 |
Методика проведения опроса. Проведение опроса базировалось на интернет-платформе «Конструктор форм, опросов и тестов — Yandex Forms». Для прохождения опроса студентам предлагалось перейти по ссылке: https://forms.yandex.ru/cloud/67542105e010db3fc8b2e548/ и ответить на предложенные вопросы. На заполнение опросника отводилось 5 дней, в любой из которых студент мог прислать заполненный опросник.
Всего опросник был предложен для заполнения 95 студентам, а данные о реальном участии в опросе содержит таблица 4.
Таблица 4 – Количественная характеристика участников опроса в разрезе годов обучения (курсов)
Параметр |
Первый курс |
Четвертый курс |
Общее количество студентов |
51 |
44 |
Количество студентов, заполнивших опросник |
32 (62,75%) |
24 (54,6%) |
Как видно из таблицы 4, в опросе приняли участие большая часть студентов на 1 и 4 курсе.
Распределение общего количества студентов, принявших участие в опросе по профилям подготовки:
- - «Технологии библиотечно-информационной деятельности» - 11 человек (20%)
- - «Библиотечно-информационная деятельность. Общий профиль» - 10 человек (18%)
- - «Документоведение и документационное обеспечение управления» - 18 человек (32%)
- - «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия. Выставочная деятельность» - 11 человек (20%)
- - «Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества» - 4 человека (7%).
Обработка опросников студентов велась в автоматическом формате при помощи платформы Yandex Forms. Результаты обработки опросников представлены в следующей статье, отражающей вторую часть проведенного исследования.
Выводы. Интенсивность и динамика внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни такова, что следствием трансформации информационного пространства явилось появление так называемого цифрового поколения, то есть появление людей, чье жизненное становление и социализация происходит в условиях цифровой среды и активного развития интернет-сервисов. В частности, в вузы пришло цифровое поколение, обладающее специфическими ментальными и поведенческими характеристиками, значительно отличающимися от предыдущих поколений. Анализ ментальных и поведенческих характеристик цифрового поколения позволяет выявить сильные и слабые стороны в информационной культуре цифрового поколения, которые следует учитывать педагогам и библиотекарям при формировании навыков обучаемых по работе с информацией. Особого внимания заслуживает такая категория, как студенты, обучающиеся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», потому что в своей профессиональной деятельности они призваны обеспечивать формирование информационной культуры различных категорий пользователей в условиях библиотеки, содействуя тем самым повышению уровня информационной культуры общества.
Список источников
- 1.Библиотечная энциклопедия / гл. ред. Ю.А. Гриханов; Российская государственная библиотека. М.: Изд-во «Пашков дом», 2007. – С.417 – 419.
- 2. Капишева П. Д. Теория поколений как инструмент менеджера [Электронный ресурс] // Бизнес и общество : электронный журн. 2021. № 1 (29). URL: http://busines-society.ru/2021/num-1-29/18_kapisheva.pdf. Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024).
- 3. Карасев А. П. Критический анализ теории поколений В. Штрауса и Н. Хоува: сборник трудов конференции. // Право, экономика и управление: теория и практика : материалы IV Всеросс. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 авг. 2022 г.) / редкол.: Э. В. Фомин [и др.]. Чебоксары: ИД «Среда», 2022. С. 44-49.
- 4. Козлова А. Г. Теория поколений в арсенале современной педагогической науки // Учитель на все времена : Материалы XXXII Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 13 апреля 2011 года / Под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Маликова Р.Ш.. – Санкт-Петербург: НОУ «Экспресс», 2011. С. 118-132.
- 5. Лапидус Л. В. Особенности проникновения цифровых технологий в жизнь поколения Z: ценности, поведенческие паттерны и потребительские привычки интернет-поколения/ Л. В. Лапидус, А. О. Гостилович, Ш. А.Омарова. // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. С. 271-293.
- 6. Миронова О. А., Чекмарева Г. И. К вопросу о применении поколенческого подхода в управлении маркетинговой деятельностью предприятий // Управленческие науки. 2019. Т. 9, № 4. С.53-62.
- 7. Мирошкина М. Р. Интерпретации теории поколений в контексте российского образования // Ярославский педагогический вестник. № 6. С. 30-35.
- 8. Немцев И. А. Теория поколений как ключ к пониманию коммуникационного процесса в обществе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №12–1. С. 135–140.
- 9. Нечаев В. Д., Дурнева Е. Е. «Цифровое поколение» : психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика : научно-теоретический журнал. 2016. № 1. С. 36-45.
- 10. Опрос молодежи: источники информации. Куда молодые обращаются за информацией и каким источникам верят [Электронный ресурс] // Фонд оценочного мнения. URL: https://fom.ru/posts/12873. (дата обращения: 25.12.2024)
- 11. Попова А. А., Черная Е. В., Власова О. С. Применение «Теории поколений» в образовательном процессе для совершенствования освоения информационных дисциплин // Челябинский гуманитарий. 2023. № 4(65). С. 87-92.
- 12. Роберт И. В. Дидактика периода цифровой трансформации образования // Мир психологии. 2020. № 3(103). С. 184-198.
- 13. Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху интернета. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. 352 с.
- 14. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 2002. 600 с.].
- 15. Цифровая Россия: новая реальность. 2017 // McKinsey [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения: 14.01.2024)
- 16. Шамис Е. М. Никонов Е. Н. Теория поколений. Необыкновенный Икс. 1964 – 1984 М.: «Синергия Стор», 2020. 192 с
- 17. Шейпак С. А. Дискурсивные репрезентации "цифрового поколения" и смена парадигмы образования // Russian Journal of Education and Psychology Том 9. №5. С.114-138
- 18. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company. 1991. 538 р.
- 19. Prensky M. H. Sapiens Digital: From Digital Immigrants and Digital Natives to Digital Wisdom [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.wisdompage.com/Prensky01.html (date of access: 21.12.2025).
- 20. Prensky M. Teaching Digital Natives: Partnering for Real Learning. NY: Corwin, 2010. 224 p.
Приложение
Опросник «Мои ценностные ориентации и отношение к деятельности в информационной среде»
Уважаемые студенты!
Центр междисциплинарных исследований культуры Московского государственного института культуры проводит исследование «Информационная культура цифрового поколения». В рамках этого исследования нам важно знать ваше отношение как к традиционным жизненным ценностям, так и к ценностям, связанным с поведением людей в современной информационной среде.
Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты. При выборе ответа следует выделить тот вариант, который соответствует вашему мнению. Будьте внимательны: иногда мы просим выбрать только один ответ, иногда - несколько ответов. Имя и фамилию указывать не нужно, следует указать лишь номер группы.
Ценностные ориентации (выберите только один вариант ответа)
- Отношение к работе
- Работа – это всегда упорный труд и постепенное движение к успеху
- Работа – это способ зарабатывания денег и обеспечения своего комфорта и комфорта близких
- Работа – это возможность получать удовольствие от занятий любимым делом, но она не должна отнимать много времени
- Затрудняюсь ответить
- Отношение к трудностям на работе
- Достижение успеха на работе всегда связано с необходимостью преодолевать трудности
- Успех может быть легким и быстрым, не всегда связанным с трудностями
- Трудности означают то, что путь выбран неверный и эту работу нужно сменить
- Затрудняюсь ответить
- Отношение к успеху
- Жизненный успех измеряется материальным положением (богатством) и престижной должностью
- Жизненный успех измеряется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствиями
- Жизненный успех заключается в прочном материальном положении, обеспечивающим удовольствия и комфорт
- Затрудняюсь ответить
- Отношение к карьере
- Самым важным в жизни является получить престижную работу и успешно построить карьеру
- Работа должна занимать лишь малую часть жизни, главное – комфорт, удовольствие и разнообразие
- Без работы жизнь не интересна, но работа не должна отнимать много времени и сил.
- Затрудняюсь ответить
- Отношение к своей популярности в Интернете
- Для меня очень важна популярность в социальных сетях, я не пожалею усилий для получения большого количества лайков и репостов
- Мне нравится популярность в социальных сетях, но я не собираюсь прилагать особые усилия для этого
- Я равнодушен к популярности в социальных сетях
- Затрудняюсь ответить
- Отношение к старшим
- Люди старшего возраста больше знают и умеют в профессии, отличаются опытом, мудростью.
- Люди старшего возраста безнадежно отстали от новых цифровых технологий, их знания устарели, а моральные принципы не соответствуют условиям современной жизни.
- Возраст не является гарантией знаний и мудрости, однако имеющийся у людей старшего возраста опыт может быть ценным и его отрицание может пагубно сказаться на развитии общества.
- Затрудняюсь ответить
Отношение к источникам информации
- Откуда, из каких источников вы обычно получаете информацию? (выберите не больше трех)
- Телевидение
- Информационные, новостные сайты в интернете
- Социальные сети, телеграм-каналы, блоги и влоги в интернете
- Разговоры с родственниками, друзьями, знакомыми
- Газеты, журналы
- Радио
- Другое
- Никакими источниками не пользуюсь
- Затрудняюсь ответить
- Какому из этих источников информации вы доверяете больше всего? (выберите не больше трех)
- Телевидение
- Информационные, новостные сайты в интернете
- Социальные сети, форумы, блоги в интернете
- Разговоры с родственниками, друзьями, знакомыми
- Газеты, журналы
- Радио
- Другое
- Никаким источникам не доверяю
- Затрудняюсь ответить
Отношение к поведению в информационной среде (один вариант ответа)
- Как вы считаете, хакер – это:
- Высококвалифицированный программист, обладающий уникальными профессиональными способностями, позволяющими ему обеспечивать свободный доступ к любой информации
- это преступник, занимающийся поиском незаконных способов получения несанкционированного доступа к защищённым данным.
- компьютерный хулиган, проникающий в чужие информационные системы из озорства, с целью овладения информацией, введения в них ложных данных и т.п.
- Затрудняюсь ответить
- Как вы считаете, троллинг – это:
- негативное явление, травля человека путем публичного унижения, оскорбления, высмеивания
- возможность поставить на место зарвавшегося человека, высмеять его пороки, содействовать исправлению его негативного поведения
- слухи о вреде троллинга преувеличены, как правило это способ просто пошутить, развлечься, разрядить обстановку при общении
- Затрудняюсь ответить
Отношение к различным видам контента в интернет-среде (один вариант ответа)
- Как вы считаете, true crime (тру крайм) подкаст – это:
- оригинальный способ познания необычных аспектов существования человека, с которыми он не сталкивается в повседневной жизни, способ удовлетворить свое любопытство
- отвратительный способ погружения человека в негативную информацию, опасного воздействия на психику человека
- закамуфлированная инструкция по совершению преступлений
- неплохой способ развлечься за просмотром и прослушиванием детективной истории, мало связанной с реальной жизнью.
- Затрудняюсь ответить
- По вашему мнению интернет-мемы на темы катастроф, бедствий, пожаров, терактов, скулшутингов (вооружённых нападений, проводимых в учебных учреждениях) и т.п. следует рассматривать как:
- юмор, который облегчает человеку восприятие негативных событий, примиряет его с трагической реальностью
- глумление над несчастьями других людей
- как один из способов развлечения в интерет-среде, «прикольный» контент
- как средство привлечения внимания общества к злободневным проблемам
- Затрудняюсь ответить
- С вашей точки зрения написание фанфиков – это
- способ проявить себя в литературном творчестве, получить навыки писательской деятельности
- признание того, что оригинальное творчество невозможно, а современная литература - это сплошные ремейки, копии, повторы уже существующих произведений.
- один из способов приятно провести время в интернет-среде, возможность продолжить историю с полюбившимися героями в иных обстоятельствах
- совершенно не интересующий меня вид деятельности.
- Затрудняюсь ответить
- По вашему мнению треш-стримы – это:
- возможность получить острые ощущения, поиск новых впечатлений и интенсивных переживаний, желание уйти от рутины и повторяемости повседневной жизни
- способ опасного воздействия на психику человека
- пренебрежение этическими нормами, смакование боли, издевательств, беспомощности человека или животного
- один из видов развлекательного контента в Интернете
- не знаю, что это такое
- Затрудняюсь ответить
Отношение к результатам чужого интеллектуального труда
- Как вы считаете, скачивание рефератов, курсовых работ и т.п. из Интернета – это:
- свидетельство успешного владения студентом информационно-коммуникационными технологиями для оперативного решения своих учебных задач
- свидетельство неспособности самостоятельного создания информационного продукта без помощи других
- вспомогательный материал, который должен быть критически оценен и доработан самостоятельно
- популярный способ выполнения учебного задания без особых интеллектуальных усилий и временных затрат
- Затрудняюсь ответить
- Отношение к авторскому праву и результатам чужого интеллектуального труда
Вы нашли полезный материал в Интернете, который точно соответствует теме вашей курсовой работы, но его автор не указан. Как вы поступите?
а) Поступлю как все: скопирую нужный мне материал в свою работу
б) Укажу в своей работе электронный адрес сайта, с которого взяли материал
в) Оформлю библиографическое описание страницы сайта, на которой расположен материал
г) Проведу поиск по цитате и попытаюсь установить подлинных авторов данного материала.
- Как создается список литературы к курсовой работе?
а) Список литературы составляется сразу после написания курсовой работы.
б) Список литературы составляется до написания курсовой работы и не изменяется в дальнейшем.
в) Список литературы составляется до написания курсовой работы и пополняется в течение всего периода подготовки курсовой работы.
- Какова ваша оценка плагиата как общественного явления?
- Плагиат – это воровство.
- Плагиат - это смерть творчества, потому что перестанут рождаться оригинальные идеи, не будет открытий, наука перестанет развиваться.
- Плагиат – это эффективное средство экономить интеллектуальные и временные усилия: плагиат помогает быстро делать типовую работу, сокращать затраты времени и усилий
- Плагиат формально осуждают, но все им пользуются.
- Затрудняюсь ответить
- Оценка плагиата как средства выполнения учебных заданий
- Плагиат – это плохо, но если есть возможность, то воспользуюсь.
- Я успешно использовал и буду использовать плагиат, потому что преподавателю все равно, сделал ли я работу сам, или скачал в Интернете.
- Я не понимаю в чем вред плагиата, если я нашел готовую работу, в ней разобрался, тем самым повысив свой уровень знаний.
- Я использую плагиат только для выполнения рутинных заданий типа подготовки рефератов, ответов на семинаре и т.п., чтобы не усложнять себе жизнь поиском конкретных источников.
- Я никогда не буду пользоваться плагиатом потому что это противоречит моим убеждениям и принципам.
- Оцените ценности, которые формируются у Вас в процессе освоения курса «Информационная культура личности» по пятибалльной шкале
Таблица 1 – Ценности информационной культуры личности
Название ценности |
Балл |
Возможность более быстро и качественно вести подготовку докладов, рефератов, курсовых работ и т.п. |
|
Расширение кругозора и возможностей для самообразования |
|
Независимость в работе с информацией в информационно-образовательной среде |
|
Повышение самооценки за счет овладения информационными знаниями и умениями |
|
Освоение способов защиты от информационных угроз |
|
Овладение приемами критического анализа информации |
|
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Гендина Наталья Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, директор центра междисциплинарных исследований культуры, профессор кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, Заслуженный деятель науки Российской Федерации
Косолапова Елена Витальевна - кандидат педагогических наук, заместитель директора центра междисциплинарных исследований культуры, доцент кафедры библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры
информационная культура, Library education, information environment, информационная среда
10.12.2024, 9 просмотров.