Информационные технологии в культуре и образовании. ОВЧИННИКОВА С.О. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА КАК ЦИФРОВОЙ УЧЕБНОЙ КНИГИ В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В последние годы цифровизация образования становится все более актуальной, внося значительные изменения в подходы к обучению и воспитанию. С переходом к дистанционному обучению и гибридным форматам преподавания, необходимость адаптации учебных материалов к цифровой середе стала особенно заметной. Вызовы, стоящие перед образовательными учреждениями, требуют обдуманного внедрения технологий, которые способны обеспечить интерактивность, доступность и индивидуализацию обучения. Одним из ключевых элементов этого процесса становится развитие электронных образовательных ресурсов, которые играют важную роль в формировании современной учебной среды. В данной статье рассмотрены ключевые тенденции развития электронного образовательного ресурса как цифровой учебной книги и проанализировано их влияние на трансформацию современного образования, уделено внимание как преимуществам, так и возможным недостаткам, которые могут иметь место в процессе интеграции цифровой учебной книги в образовательный процесс.
Термин «электронный образовательный ресурс» был введён в документах Министерства просвещения Российской Федерации для обозначения совокупности учебных материалов, отвечающих новым образовательным стандартам. Исходя из его характеристики в документах Министерства образования [4], было сделано предположение, что это понятие следует рассматривать в системе электронной учебной книги как многогранный инструмент, дополняющий традиционные методы обучения, обогащающий образовательный процесс новыми возможностями и подходами.
Однако, определяя тенденции развития и применения электронного образовательного ресурса в образовательной среде, необходимо решить вопрос о правомочности употребления самого термина «электронный образовательный ресурс» в контексте электронной учебной книги. Для этого следует обратиться к понятию «информационный ресурс», который рассматривается в работах исследователей в области библиотековедения и теории информации.
В 2015 году был принят ГОСТ «Электронные документы. Основные виды, выходные сведения, технологические характеристики», который стал значимым шагом в стандартизации и упорядочении понимания электронных документов в библиотечном и информационном сообществе. Его принятие было поддержано многими специалистами, так как в тексте документа были предложены доработанные определения ряда новых терминов – «информационная единица», «электронный объект», «электронный документ», – которые оказали влияние на дальнейшее развитие теории и практики в области работы с электронными ресурсами.
Однако не все аспекты ГОСТа были однозначно приняты в научном сообществе. В частности, определение электронного (информационного) ресурса в пункте 4.1 вызвало полемику среди ученых. В соответствии с текстом нормативного документа под электронным ресурсом понимаются электронные данные (информация в виде чисел, букв, символов, изображений, звуков или их комбинаций) и поддерживающие их программно-технологические средства [1].
Ю.Н.Столяров в своей работе «Несостоятельность понятия «информационный ресурс»» утверждал, что термин «электронный (информационный)» кажется избыточным. Он считал, что можно обойтись и без использования термина «электронный информационный ресурс», подчеркивая, что фактически вся информация должна рассматриваться только в контексте документов. Столяров настаивал на том, что информация сама по себе не является объектом, с которым можно работать, поэтому акцент следует делать на документах как на главных единицах работы с информацией [10, c. 55].
В свою очередь Т. Ф. Берестова подчёркивала, что информационный ресурс – это базовый элемент всех видов информационной коммуникации, а термин «информационный ресурс» наиболее адекватно отражает суть явления. Применяя формулу создания дефиниций, разработанную на основе подходов А.В.Соколова и Н.А.Слядневой, она сформулировала определение: «Информационный ресурс — это целенаправленно созданная информация, реализующая инструментальную функцию через её использование в качестве средства определённого вида деятельности, обладает потребительской ценностью, может выступать в качестве товара на информационном рынке». Это определение акцентирует внимание на функциональных и рыночных аспектах информации, подчёркивая её прикладной характер [2].
Вместе с тем Ю.Н. Столяров отмечал, что выражения типа «информационно-поисковая система» или «информационный ресурс» зачастую употребляются некорректно: информация как таковая не может быть предметом поиска, хранения или распространения [9, c. 23]. С точки зрения Столярова, данные процессы связаны с плнятием «документ», поскольку именно в документе информация фиксируется на определённом носителе, что и делает её доступной для коммуникации. Таким образом, документ, а не абстрактная информация, становится центральным объектом анализа в документологии.
Разделяя точку зрения Ю. Н. Столярова, считаем, что электронный образовательный ресурс следует рассматривать как документ, являющийся частью системы учебной книги. Такой подход позволяет учитывать не только информационное наполнение ресурса, его структуру, форму представления, функциональную ориентацию, но и особенности материального носителя, на котором закреплена эта информация. В этом случае электронный образовательный ресурс становится объектом исследования как с дидактической, так и с книговедческой позиций. То есть, с одной стороны, электронный образовательный ресурс – это документ, предназначенный для образовательной деятельности, включая такие аспекты, как достоверность, полнота и актуальность представленных данных. С другой, - учебная книга, поэтому он требует книговедческого анализа, направленного на изучение его формы, навигационной структуры, мультимедийных возможностей и степени интерактивности и т.д., что обусловливает его восприятие пользователем и эффективность применения в образовательном процессе.
Таким образом, электронный образовательный ресурс в рамках нашего исследования трактуется как информационный объект, совмещающий характеристики электронного документа и инструмента обучения, что позволяет рассматривать его не только в контексте информационных процессов, но и в более широкой культурной и социально-коммуникативной системе книги.
Электронные образовательные ресурсы, как и традиционные учебные издания, прежде всего направлены на эффективное выполнение функции обучения. С. Г. Антонова, анализируя особенности учебных изданий, обращает внимание на то, что при разработке учебного издания необходимо учитывать два ключевых аспекта:
- - учебное издание представляет собой одно из основных средств обучения и выполняет важную роль в образовательном процессе;
- - данное издание должно отражать конкретную область знаний или профессиональной деятельности [7].
Именно эти аспекты приводят к возникновению определенных требований к образовательным материалам, которые можно перенести и на электронные образовательные ресурсы.
Педагогическое воздействие на читателя учебного издания строится таким образом, чтобы обучаемый не только усваивал теоретические и практические знания и навыки, но и формировался как личность. Согласно педагогическим теориям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, образовательный процесс всегда включает не только передачу знаний, но и воспитание умений и личностных качеств, таких как критическое мышление, ответственность, самостоятельность и ценностные ориентиры [5]. Следовательно, учебное издание должно стимулировать развитие этих качеств.
Вместе с тем учебное издание как дидактическая система обладает рядом особенностей, обеспечивающих его эффективность в процессе обучения. Эти особенности определяются задачами образования, педагогическими принципами и структурой самого издания. В соответствии с этим учебное издание сочетает в себе структурированные знания, методические рекомендации и практические задания, организованные в логически завершённую систему.
Проектированию и созданию учебников посвящено значительное внимание в таких областях, как педагогика, дидактика, методика обучения. Наибольший интерес к исследованиям в этой сфере наблюдался в 70–90-е годы XX века. Теоретические основы создания учебников были разработаны в трудах В.Г. Бейлинсона, В.П. Беспалько, П.Г. Буги, Д.Д. Зуева, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Н.И. Тупальского и других ученых [14]. В своей работе мы также опираемся на труды С.Г. Антоновой, посвященные основам редакторской подготовки изданий.
Перечислим основные характеристики учебного издания как дидактической системы. В первую очередь это целевая направленность, а именно: учебное издание создается с учётом конкретных образовательных задач, уровня подготовки учащихся и требований образовательных стандартов.
Учебное издание обладает содержательной структурой и включает теоретический материал, примеры, иллюстрации, вопросы для проверки знаний и задания для самостоятельной работы. Содержание произведения определяется учебной программой дисциплины, обеспечивая соответствие научной концепции, актуальности материала и последовательности изложения [9].
Редактор при анализе произведения проверяет соответствие структуры логическим и дидактическим требованиям, корректность заголовков и их связь с содержанием. Такой подход обеспечивает целостность и доступность восприятия учебного материала.
Учебное издание конструируется на основе принципов методической организации, а именно: формирует последовательность обучения, начиная с простых тем и переходя к сложным, обеспечивая поэтапное развитие компетенций. Деление на части подчинено принципам усвояемости: объём каждой из них соотносится с возможностями восприятия материала за ограниченное время. Разделы и главы представляют собой ступени познания, а логика их построения поддерживается соподчиненностью и ясностью названий, которые способствуют запоминанию [9]. При разработке учебного издания необходимо соблюдение следующих дидактических принципов: наглядности, систематичности и последовательности, доступности, активности и самостоятельности учащихся.
Принцип наглядности заключается в использовании различных визуальных средств (схем, графиков, диаграмм, иллюстраций, таблиц) для более доступного и эффективного представления учебного материала. Это позволяет облегчить процесс восприятия информации, сделать сложные концепции более понятными и запоминающимися. Визуализация способствует активации зрительного восприятия, что особенно важно для обучения сложным процессам, взаимосвязям или структурам [11].
Принцип систематичности и последовательности заключается в необходимости представления учебного материала в строго упорядоченной и взаимосвязанной форме, что позволяет учащимся строить знания как логически целостную систему. Он обеспечивает понимание не только отдельных фактов, но и их места в общей картине изучаемой дисциплины. Систематичность предполагает, что обучение строится на основе последовательного раскрытия тем, где каждая новая тема органично вытекает из предыдущей, дополняя и углубляя её. Такой подход способствует лучшему запоминанию, усвоению материала и формированию устойчивых связей между изучаемыми элементами [9].
Принцип доступности заключается в том, что учебный материал должен быть представлен в форме, соответствующей уровню подготовки, возрастным особенностям и интеллектуальным возможностям учащихся. Это позволяет избежать перегрузки сложной информацией и создать оптимальные условия для усвоения знаний. Адаптация материала предполагает упрощение сложных понятий с помощью наглядных примеров, аналогий, пояснений и постепенного перехода от более простых тем к сложным. Такой подход помогает учащимся не только понимать материал, но и сохранять мотивацию к обучению, так как содержание оказывается посильным и понятным [6].
Принцип активности и самостоятельности учащихся предполагает создание условий, при которых обучающиеся становятся не пассивными получателями информации, а активными участниками образовательного процесса. Это достигается через задания, которые требуют не только запоминания материала, но и его осмысления, анализа и творческого применения. Стимулирование активности включает использование вопросов, заданий на рассуждение, решения проблемных ситуаций или выполнения проектов, где учащиеся самостоятельно ищут информацию, делают выводы и находят решения. Такая методика развивает критическое и творческое мышление, укрепляет навыки самостоятельной работы и повышает уверенность в своих способностях [12].
При проектировании электронных образовательных ресурсов возможности цифровых технологий позволяют стимулировать аналитическое и критическое мышление обучающихся, формировать самостоятельность, развитие системы жизненных ориентиров. Приведем некоторые инструменты, содержащиеся в электронных образовательных ресурсов и позволяющие решить задачи воспитания личности в цифровой среде.
- интерактивные симуляции (например, виртуальная лаборатория, где можно изменять параметры эксперимента и наблюдать результаты) или проблемные задания и кейсы;
- геймификация с акцентом на последствия (например, использование элементов игр, где обучаемый берет на себя роль и принимает решения, влияющие на виртуальную среду);
- система целей и задач, где учащийся сам отслеживает свой образовательный прогресс через цифровые трекеры и видит, как его действия влияют на общий результат, также помогают формированию ответственности за свои действия;
- кооперативное обучение, где организация учебного процесса происходит в групповом формате, тем самым успех итоговой оценки зависит от совместной работы, учета интересов команды и уважения к другим;
- персонализированная поддержка, которая представляет собой встроенные подсказки и этапы помощи, которые предоставляются только тогда, когда обучаемый сталкивается с трудностями.
Однако, следует отметить, что успешная реализация этих идей в электронных образовательных ресурсах требует комплексного подхода и невозможна без участия опытного разработчика/автора, который не только учитывает современные педагогические принципы и дидактические требования, но и придерживается фундаментальных стандартов книжной культуры, обеспечивая структурированность, системность и доступность электронного ресурса для достижения образовательных целей.
Важным фактором эффективности обучения в современных условиях становится соответствие электронной учебной литературы книговедческим стандартам, обеспечивающим реализацию главных дидактико-педагогических принципов, активизацию самостоятельной деятельности обучающихся.
В статье «Анализ книговедческих требований к электронному образовательному ресурсу» проанализированы требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам государственными органами. Авторами выдвинут тезис, что для разработки качественного электронного учебного продукта необходимо учитывать книговедческие требования, традиционно предъявляемые к учебной литературе [4].
Соблюдение требований книжной культуры при разработке электронных образовательных ресурсов позволяет достичь повышения качества обучения, удовлетворенности пользователей и долговременности применения. В то же время развитие электронного образовательного ресурса как цифровой учебной книги отражает изменения, происходящие в современном образовании. Эти тенденции связаны с интеграцией новых технологий, адаптацией к индивидуальным потребностям обучающихся и использованием данных для повышения качества образовательного процесса. Отметим основные тенденции развития электронного образовательного ресурса в контексте трансформации современного образования.
- - Персонализация обучения. Электронные образовательные ресурсы всё чаще ориентированы на индивидуальные потребности пользователей. Использование алгоритмов искусственного интеллекта для анализа прогресса позволяет предлагать материалы, соответствующие уровню знаний и стилю обучения (адаптивный контент). Гибкость изучения предполагает предоставление обучающемуся возможности выбирать темы, последовательность изучения и скорость прохождения курса. Примером персонализации обучения могут служить интерактивные учебные платформы, которые адаптируют сложность заданий на основе успешности выполнения предыдущих.
- - Интеграция мультимедийных технологий. Электронные образовательные ресурсы всё чаще включает мультимедийные элементы, которые повышают вовлечённость и обеспечивают наглядность. Интерактивные симуляции позволяют обучающимся проводить виртуальные эксперименты, исследовать сложные процессы или решать практические задачи. Видеоуроки и анимации служат для визуализации сложных понятий и привлечения внимания.
- - Использование технологий дополненной и виртуальной реальности. AR/VR-технологии позволяют создавать интерактивные сценарии для изучения реальных процессов в виртуальной среде. Такие технологии дают возможность обучаться через симуляции реальных ситуаций.
- - Гипертекстовая организация контента. Электронные образовательные ресурсы всё чаще включают гипертекстовые ссылки, что позволяет обучающимся быстро находить нужную информацию (так называемая гибкая навигация).
- - Интерактивность и геймификация. Добавление элементов геймификации, таких как баллы, достижения и уровни, делает обучение более увлекательным. А практические упражнения с мгновенной обратной связью помогают закрепить материал.
- - Доступность и инклюзивность. Поддержка пользователей с ограниченными возможностям становится возможной через интеграцию с такими инструментами, как озвучивание текста, субтитры и адаптация интерфейса. Также в электронных образовательных ресурсах становится возможность обеспечивать многоязычность, то есть изучения материалов становится возможным на разных языках.
- - Актуализация и обновляемость контента. Электронные ресурсы позволяют своевременно вносить изменения и добавлять новые материалы. Становится возможным быстрое включение актуальных кейсов в материалы электронных образовательных ресурсов: учебники могут содержать примеры из современной науки, технологий и реальной практики.
- - Образование через аналитику и большие данные. С помощью анализа данных об обучении и сбора информации о действиях пользователей, становится возможным корректировать программу обучения с целью достижения максимального обучающего эффекта. На основе данных возможно предлагать обучающимся персонализированные маршруты обучения.
Электронные образовательные ресурсы как цифровые учебные книги, занимают важное место в современном образовании, особенно в условиях дистанционного и гибридного обучения. Как цифровые учебные книги они становятся всё более интерактивными, гибкими и персонализированными. Эти изменения отражают трансформацию современного образования, делая обучение доступным, увлекательным и эффективным для широкого круга пользователей. Одновременно с этим электронные образовательные ресурсы нуждаются в сохранении традиций широкой культурной и социально-коммуникативной системы книги. В этом контексте они требуют тщательного проектирования с учётом психолого-педагогических особенностей, дидактических принципов (наглядности, доступности, систематичности) и соответствия книговедческим стандартам учебной книги.
Список источников
- 1. ГОСТ Р 7.0.95-2015. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные документы. Основные виды, выходные сведения, технологические характеристики
- 2. Берестова, Т. Ф. Понятие "информационный ресурс" имеет право на существование. (Размышления, вызванные статьёй Ю. Н. Столярова "Несостоятельность понятия "информационный ресурс") / Т. Ф. Берестова // Научные и технические библиотеки. – 2017. – № 7. – С. 75-90.
- 3. Татьяна Федоровна Берестова // Труды ГПНТБ СО РАН. – 2022. – № 1(13). – С. 77.
- 4. Динер Е. В., Овчинникова С. О. Анализ книговедческих требований к электронному образовательному ресурсу // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. №6 (116). С. 151–159.
- 5. Мусина Л.М. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ // Педагогическая наука и практика. 2021. №2 (32). С. 37-43.
- 6. Окулова Л. П. Эргономические требования к дидактическим средствам обучения в целях создания комфортной учебной среды // Сибирский педагогический журнал. 2013. №6. URL: http://sp-journal.ru/article/571 (дата обращения: 20.09.2024).
- 7. Редакторская подготовка изданий : учеб. для вузов обучающихся по специальности "Издательское дело и редактирование" / [С. Г. Антонова, В. И. Васильев, И. А. Жарков и др.] ; под общ. ред. С. Г. Антоновой .- М. : Логос, 2004 .- 495 с.
- 8. Сабинина А. А. Учебный текст: структура и прагматика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Серия: Филология. 2009. № 97. С. 222–225.
- 9. Столяров, Ю. Н. Исходные постулаты документологии - всеобщей теории документа // Научные и технические библиотеки. – 2021. – № 2. – С. 15-40.
- 10. Столяров, Ю.Н. Несостоятельность понятия "информационный ресурс" // Научные и технические библиотеки. – 2016. – № 3. – С. 52-56.
- 11. Тихомирова К. М., Кудина И. Ю. Дидактические компоненты образовательной среды в системе средств обучения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №6 (33). С. 45-56.
- 12. Шматков М. Н. Отдельные психолого-дидактические особенности учебных средств на электронных носителях в высшем гуманитарном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2008. №15. URL: http://sp-journal.ru/journal/2008-15 (дата обращения: 20.09.2024).
- 13. Штолер, А. В. Сквозь информацию и пространство: памяти Татьяны Федоровны Берестовой / А. В. Штолер, И. Ю. Матвеева // Вестник культуры и искусств. – 2022. – № 1(69). – С. 111-114.
- 14. Якушев М. В. Типологические особенности учебника как вида учебного издания // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №4. С. 308-314.
Сведения об авторе
Овчинникова Светлана Олеговна - аспирантка кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
цифровизация науки, цифровизация наука, content-analysis, information environment, издательское дело
10.12.2024, 16 просмотров.