Н.С. Улановская Личность в библиотечном образовании: к 120-летию со дня рождения В.Н. Денисьева

Н.С. Улановская

Личность в библиотечном образовании: 

                                  к 120-летию со дня рождения В.Н. ДЕНИСЬЕВА

     В 2013 году профессиональное сообщество отметило 100-летие зарождения библиотечно-информационного образования. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция обращение исследователей к проблемам профессионального образования современности, а также истории его зарождения и развития. Особое внимание в историческом контексте необходимо уделять роли и вкладу преподавателей в становление системы подготовки и переподготовки библиотечных кадров.

     Одним из выдающихся педагогов и учёных в библиотечно-информационном образовании является Виталий Николаевич Денисьев (1895-1968). 2015 год ознаменован 120-летием со дня его рождения. Профессиональная деятельность В.Н. Денисьева была многогранна, изучается его взгляды на разработку теоретических проблем библиографии, концепцию массовой работы библиотеки, комплектование библиотечных фондов и др.

    Однако особенно актуальным на современном этапе стал анализ и исследование научно-педагогического наследия В.Н. Денисьева в разработку и реализацию стратегии библиотечного образования в период формирования системы профессионального образования конца 1920-х – начала 1930-х гг.

    Реализация общего стратегического плана библиотечного образования конца 1920-х – начала 1930–х гг. исполнялась В.Н. Денисьевым по заочному библиотечному образованию. Его образовательная деятельность была связана в эти годы с работой заведующего заочными курсами во Всесоюзном центральном совете профессиональных союзов, а затем консультанта по заочному библиотечному образованию Центрального института заочного педагогического образования. Имея опыт и понимая возможные перспективы, он считал, что именно заочная форма обучения будет наиболее перспективна и востребована в условиях недостатка библиотечных кадров. Его публикации по проблемам заочной формы обучения для библиотечных работников содержали концептуальные идеи реформирования заочного библиотечного образования: «Заочные библиотечные курсы ВЦСПС», «К вопросу о реорганизации заочного библиотечного образования», «Организационно-методическое построение заочных библиотечных курсов ЦИЗПО» и др. (2;3;4;6). 

    В.Н. Денисьев был убеждён, что в условиях централизации образовательной деятельности, именно заочная форма обучения способна обеспечить доступность профессионального образования. Поэтому он строил свою систему на основе децентрализации заочного образования, которая основывалась на возможности её внедрения в регионах, но под методическим руководством единого центра в масштабах страны. Предложенная им ещё в 1930 году заочная система соответствовала к выстраиваемой в те годы очной системе библиотечного образования. Основополагающей идеей его концепции была многоступенчатость системы заочного обучения: начальное – среднее – высшее. Придерживаясь принципа соответствия очной и заочной систем, В.Н. Денисьев предусмотрел при подготовке библиотечных кадров средней и высшей квалификации внедрение специализаций по типам и видам библиотек. Его концепция предполагала возможность постепенного перехода от среднего к высшему образованию по одной и той же специализации, что в дальнейшем обеспечивало преемственность и непрерывность основных образовательных программ.

     Работа В.Н. Денисьева в качестве руководителя заочных курсов была направлена не только на их организационную перестройку, но и на учебно-методическое обеспечение их деятельности. Он инициировал выпуск методических пособий и разработал пособие «Работа с беллетристикой в передвижной библиотеке» (1931 г.) (5). Оно являлось учебно-методическим пособием, т.к. оно носило не только теоретический, но и прикладной характер, исходя из современных требований к учебно-методическим материалам.

    Подготовка учебных программ и учебно-методических материалов станет одним из главных направлений в деятельности В.Н. Денисьева в 1933-1934 гг. во время его работы в Институте библиотековедения и последующие годы.

   Составление программ учебных дисциплин в этот период было одной из первоочередных задач. На основе вновь принятых типовых учебных планов, необходимо было создание новых учебных программ. К тому моменту разработкой учебно-методической документации для подготовки библиотечных кадров занимался Институт библиотековедения. К оперативному написанию таких работ привлекались ведущие теоретики и практики библиотечного дела и библиографии.

   В.Н. Денисьев занимался подготовкой учебных программ для среднего звена. При их составлении он следовал принципам научности, логичности, доступности, междисциплинарности и актуальности учебного материала. Благодаря успешной реализации такого подхода его программы были признаны высшими органами управления образованием типовыми. На их основе началась разработка учебных изданий. Составленные В.Н.Денисьевым программы «Библиография и комплектование» (1), «Организация и планирование библиотечной работы» (7), «Программа библиотечной практики» (8) и др., на долгие годы определили структуру и содержание этих базовых профессиональных дисциплин. Им были заложены основы формирования профессионального цикла дисциплин.

   Денисьевские учебные программы отражали и его собственные научные идеи. В программе по библиографии и комплектованию им были рассмотрены вопросы, находящиеся в области пересечения библиотековедения (комплектование, впоследствии вошедшее в библиотечное фондоведение), библиографоведения (организация, управление и методика библиографической деятельности, отраслевые библиографии) и книговедения (история книги, организация и деятельность органов печати, являющейся частью истории и теории книжного дела). Тем самым, им был обоснован принцип интеграции трёх наук.

   Таким образом, как теоретик и практик библиотечного образования В.Н. Денисьев выдвинул новаторские предложения по построению и содержанию системы заочного библиотечного образования. Реализованная концепция заочного обучения В.Н. Денисьева была построена на классических дидактических принципах. Его многоступенчатая система обеспечивала обучение на начальном, среднем и высшем образовательных уровнях, предусматривалось введение специализаций по типам библиотек. В.Н. Денисьев отстаивал необходимость размежевания и преемственности профессионального образования. Следуя концепции заочного образования В.Н. Денисьева, в современной системе колледж-вуз представляется возможным введение в среднем звене специализации для детских библиотек. Также решение логично, в связи с её наличия в высшем звене, для обеспечения преемственности профессионального образования.

    Первые учебно-методические издания для библиотечного образования В.Н. Денисьева конца 1920-х-начала 1930-х гг. были признаны типовыми, брались за основу при подготовке учебных изданий, определяли содержание базовых профессиональных базовых дисциплин. Работы В.Н. Денисьева соответствовали уровню развития теории библиотечной деятельности и практики библиотек конца 1920-х-начала 1930-х гг. Учебные программы, построенные на общепризнанных сегодня дидактических принципах отразили  в себе новый подход к междисциплинарному построению профессиональных учебных дисциплин. Введённый В.Н. Денисьевым принцип интеграции библиотековедения, библиографоведения, книговедения востребован до сих пор в построении дисциплин среднего звена.

     Возврат к идеям В.Н. Денисьева конца 1920-х-начала 1930-х гг. улучшит современную систему образования, способствует построению новых государственных стандартов библиотечного образования. Перспективной видится также необходимость исследования последующих творческих периодов деятельности В.Н. Денисьева. Его дальнейшая работа была связана с Институтом библиотековедения и рекомендательной библиографии, Московским библиотечным институтом, журналом «Библиотекарь». Глубокое изучение этих этапов жизни и деятельности В.Н. Денисьева поможет открыть новые концептуальные положения и разработки для библиотечного образования современности.

Список использованной литературы:

 

  1. Библиография и комплектование / под общ. ред. В.Н Денисьева // Программы педагогических техникумов / Наркомпрос РСФСР. – Вып. 13. – М., 1933. – С. 29-54.

  2. Денисьев В. Заочные библиотечные курсы ВЦСПС // Красный библиотекарь. – 1930.  – № 7/8. – С. 71-73.

  3. Денисьев В. К вопросу о реорганизации заочного библиотечного образования // Красный библиотекарь. – 1930. – № 9. – С. 28-30.

  4. Денисьев В.Н. Организационно-методическое построение заочных бибкурсов (ЦИЗПО) // Красный библиотекарь. – 1931. – № 4. – С. 39-45.

  5. Денисьев В.Н. Работа с беллетристикой в передвижной библиотеке / В.Н. Денисьев; ЦИЗПО. – М.: Изд-во ВЦСПС, 1931. – 63 с. – (Заочные курсы бибактива: вып. VII).

  6. Денисьев В. Реорганизация заочных библиотечных курсов ВЦСПС в заочный бибтехникум // Красный библиотекарь. – 1930. – № 11. – С. 50-51.

  7. Организация и планирование библиотечной работы / под общ. ред. В.Н Денисьева // Программы педагогических техникумов / Наркомпрос РСФСР. – М., 1933. – С. 3-18.

  8. Программа библиотечной практики / сост. В.Н Денисьев [и др.] // Программы педагогических техникумов / Наркомпрос РСФСР. – Вып. 26. – М.; Л., 1933. – С. 36-47.

  9. Сведения об авторе

  10. Улановская Наталья Сергеевна  - заместитель декана факультета социально-культурной деятельности Волгоградского государственного института искусств и культуры

     

К оглавлению выпуска

В.Н. Денисьев., история библиотечного дела, история библиотечного образования, V.N. Denis'ev. Библиотечное образование, history of librarianship, history of library education, Library education

15.02.2015, 1102 просмотра.