Научные исследования студентов Московского государственного института культуры: Музыка

Выпуски журналов 2016. Выпуск 1 (10) (январь-февраль) Научные исследования студентов Московского государственного института культуры: Музыка

Т.В.Бушуйкина Песенная культура Нижегородской области (на материале собственных полевых исследований автора в Лукояновский район Нижегородской области)

Т.В.Бушуйкина

Песенная культура Нижегородской области (на материале собственных полевых исследований автора  в Лукояновский район Нижегородской области)

Статья посвящена исследованию песенной культуры Лукояновского муниципального района Нижегородской области. Основной целью статьи является изучение песенных жанров на территории Лукояновского района. Статья представляет интерес не только для специалистов в области музыкального фольклора, а также широкого круга читателей.

Ключевые слова: традиция, песня, жанр, голос.

  Song culture of the Nizhny Novgorod region
(based on the own field researches of the author in lukoyanovsky district of Nizhny Novgorod oblast)
The article is devoted to the study of the song culture of Lukoyanovsky district of Nizhny Novgorod region. The main objective of the article is the study of song genres on the territory of the Lukoyanov district. The article is of interest not only to specialists in the field of musical folklore, but also a wide range of readers.

Keywords: tradition, song, genre, voice.

Е.А.Круглов История становления и развития московской валторновой школы

Е.А.Круглов

История становления и развития московской валторновой школы

В статье говорится о необходимости изучать и сохранять исполнительские и педагогические традиции московской валторновой школы, рассматривается история её формирования и развития, период расцвета в творчестве лауреатов престижных международных конкурсов В.В.Полеха, А.А.Рябинина, Б.В.Афанасьева, А.С.Дёмина, анализируются характерные особенности, присущие представителям  Московской валторновой школы. Даны краткие данные о исполнительской и педагогической деятельности выдающихся отечественных валторнистов, выделены особенности их творческого и педагогического почерка. Отдельно подробно рассмотрен творческий и педагогический путь выдающегося отечественного валторниста, лауреата международных конкурсов, заслуженного артиста РФ, солиста ГАСО СССР п.у. Е.Светланова, профессора МГК им. П.И.Чайковского – Анатолия Сергеевича Дёмина.

Ключевые слова: московская валторновая школа,методика обучения игре на валторне, история московской валторновой школы, валторнист Анатолий Дёмин, исполнительские традиции московских валторнистов, педагогические традиции московских валторнистов. 

The history of the origin and development of the Moscow tradition of

 History of formation and development of the Moscow frenchhorn school. 
In article it is told about need to study and keep performing and pedagogical traditions of the Moscow horn school, the history of its formation and development, the blossoming period in creativity of winners of prestigious international competitions V. V. Polekh, A. A. Ryabinin, B. V. Afanasyev, A. S. Dyomin is considered, the characteristics inherent in representatives of the Moscow french horn school are analyzed. Short data on performing and pedagogical activity of outstanding domestic hornists are given, features of their creative and pedagogical handwriting are marked out. The creative and pedagogical way of the outstanding domestic hornist, winner of the international competitions, the honored artist of the Russian Federation, the soloist of GASO USSR of the item is separately in detail considered at. E.Svetlanov, professors of MSC of P. I. Tchaikovsky – Anatoly SergeyevichDyomin.

Keywords:  moscowfrench horn school, french horn education, history of moscowfrench horn playing, horn player AnatoliyDyomin, tradition of moscowfrench horn player, tradition of moscowfrench horn teachers

Журлова В.А. Вокальная импровизация как средство развития творческой личности

Журлова В.А.

Вокальная импровизация как средство развития творческой личности

Статья посвящена вопросу творческого развития личности ребенка в процессе музыкального воспитания.  В ней представлена история изучения проблемы становления творческой личности, перечислены исследователи, которые в разные времена касались разработки данного вопроса. Выявлена и обоснована необходимость развития творческих способностей детей на уроках музыки. Импровизация выделена как один из лучших способов развития творческого мышления. Вокальная импровизация  проанализирована на разных этапах музыкальной истории. Описаны различные примеры вокальной импровизации в истории вокального исполнительства.  В качестве наиболее яркого примера рассмотрен такой способ вокальной джазовой импровизации как скэт. Так же, особое внимание уделяется анализу системы музыкального воспитания Карла Орфа, в которой делается акцент на творческой стороне образовательного процесса. В статье приведены примеры включения вокальной импровизации в образовательный процесс и рекомендации для ее позитивного воздействия на становление творческой личности детей.  

Ключевые слова: творчество, импровизация, джаз, пение, скэт, Карл Орф, урок, способности.

Vocal improvisation as a means of development creative personality

This article is devoted to the creative development of the child in the process of musical education. It presents the history of the study of problems of formation of the creative person, listed researchers who at different times dealt with the development of this issue. And revealed the necessity of development of creative abilities of children to music lessons. Improvisation is highlighted as one of the best ways to develop creative thinking. Vocal improvisation is analyzed at different stages of musical history. Various examples in the history of vocal improvisation vocal performance. The most vivid example is considered a way to vocal jazz improvisation like scat. Also, special attention is paid to the analysis of Carl Orff musical education, which focuses on the creative side of the educational process. The article gives examples of the inclusion of vocal improvisation in the educational process and the recommendations for its positive effects on the development of children's creative personality.

 Keywords: creativity, improvisation, jazz, singing, scat, Carl Orff, the lesson, the ability

Тесленко М.В. Особенности интерпретации дирижером оркестровой партитуры

М.В. Тесленко

Особенности интерпретации дирижером оркестровой партитуры

В данной статье основное внимание сконцентрировано на проблеме интерпретации дирижёром оркестровой партитуры. Для решения этой задачи не обойтись без опоры на творческое наследие и духовную информацию мастеров дирижёрского исполнительского творчества. Это важно для организации музыкально-педагогической и исполнительской деятельности дирижёров, для понимания уровней взаимосвязей между замыслом композитора и индивидуализированным прочтением оркестрового сочинения. Определяется, что для успешного осуществления интерпретирования музыки, дирижёр ставит и решает  творческие задачи, которые выступают как промежуточные по отношению к композиторскому замыслу и условиям музыкального восприятия слушателями.

Ключевые слова: интерпретация, дирижёр, композитор, стиль, оркестровая партитура, исполнительство, музыкальное искусство.

Features interpretations conductor orchestral score

This article mainly focuses on the problem of the interpretation of the orchestral conductor score. For solving this problem can not do without the support of the creative heritage of spiritual information and master’s conductor's performing art. This is important for the organization of musical and pedagogical and performing activity conductors, for understanding the relationships between levels of conception and personalized reading of the composer of orchestral works. It determined that the successful implementation of the interpretation of the music, the conductor raises and solves creative tasks, which act as intermediates in relation to the composer's intention and the terms of the perception of music listeners.

Keywords: interpretation, conductor, composer, style, orchestral score, performance, musical art.

Попченко П.С. Вопросы интерпретации музыкальных произведений эпохи романтизма (на примере музыки для гобоя)

Попченко П.С.

Вопросы  интерпретации музыкальных  произведений эпохи романтизма (на примере музыки для гобоя)

В данной статье  вобщих чертах рассматриваются особенности изучения и исполнения произведений эпохи романтизма на примере Каприччио для гобоя и фортепиано А. Понкъелли, что соответствует стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки «музыкально-инструментальное искусство». Цель данной статьи – помочь студентам в работе над романтическими произведениями крупной формы, принимая во внимание его стиливые и жанровые особенности.

Ключевые слова: интерпретация, эпоха романтизма, гобой, музыкальный стиль, жанр произведения, исполнительское мастерство.

The issues of musical pieces interpretation of the romantic era

(as an example of  the music for oboe)

This article provides an overview of the features the study and performance of works from the romantic era on the example of the Capriccio for oboe and piano A. Ponchielli, which corresponds to the standard of higher education to direction of preparation "musical and instrumental art".The purpose of this article is to help the students to work on the romantic works of a large form, taking into account its genre and stylistic features.

Key words: interpretation, the era of romanticism, oboe, musical style, genre, performance skills.

 

Непойда С.В. О формировании исполнительских умений интерпретировать

Непойда С.В.

О формировании исполнительских умений интерпретировать

Cтатья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - развитию исполнительских навыков у будущих певцов, рассматриваемого в контексте вопроса об интерпретации англоязычного песенного материала. Автор обращает внимание на специфику работы над англоязычными произведениями, описывает проблемы, с которыми сталкивается русскоязычный исполнитель, и предлагает способы их решения. Выделяются и описываются характерные особенности импровизации,  как одного из элементов интерпретации, а также перечислен ряд наиболее актуальных и часто употребляемых вокально-технических приемов, способных разнообразить комплекс навыков и повысить исполнительский уровень будущего певца. 

Ключевые слова: исполнительские умения, адаптация, кавер-версия, интерпретация, англоязычные композиции, вокальный стиль, импровизация, современное исполнительство, вокальные приемы.

The article deals with an up-to-date problem - the development of the future singers' skills in the context of discussion the interpretation of English language songs. The author draws readers' attention to the specificity of the work with English language compositions, describes the problems the Russian language singers are confronted with, and suggests the ways of solving them. The characteristic features of improvisation as the one of the interpretation elements are marked out and described, also here is listed the most relevant and frequently used vocal techniques, which can variegate the range of skills and improve the performance level of the future singer.  

Keywords: vocal performer’s skills, adaptation, cover-version, interpretation, English language compositions, vocal style, improvisation, contemporary vocal performance, vocal technique.


 

 

Малойкина М.В. Диалектные особенности певческого фольклора Нефтегорского района Самарской области» ( на материале собственных полевых исследований автора)

Малойкина М.В.

Диалектные особенности певческого фольклора Нефтегорского района Самарской области»

(на материале собственных полевых исследований автора)

На примере песенных текстов  рассматривается говор села Семёновка Нефтегорского района. Освещаются основные особенности местного диалекта. Примеры иллюстрируются песенным материалом.

Ключевые слова: диалектные особенности,  песенная культура, традиционный фольклор, фольклорно-этнографическая экспедиция, наречие.

 The dialect of the village Semenovka neftegorsky districton  is considered on the example of the song texts . Highlights the main features of the local dialect. Examples are illustrated with song material.
Key words: Dialectal feature, Samara region, Samara region, expedition, Semenovka, Neftegorsky district.

Пиляев А. О некоторых приемах и методах развития исполнительских способностей

Пиляев А. 

О некоторых  приемах и методах развития исполнительских способностей

Статья посвящена одной из важнейших проблем современного музыкального искусства – развитию музыкальности, музыкального мышления, творческого отношения к музыкальному тексту молодых вокалистов. Это актуально на любом уровне развития обучающегося, так как умение понимать музыкальную речь, постигать ее содержание, может быть освоено в большей или меньшей степени любым человеком при верном подходе к этой задаче. При этом в равной степени можно развить такие элементы музыкальности, как слух, чувство ритма, чистота интонирования и т.д. Для достижения этой цели очень важно правильно сделать отбор исполнительских приемов, методов вокальной работы. Очевидно, что занятия, посвященные техническому совершенствованию исполнителя необходимы, и требуют к себе серьезного отношения. Но естественность в исполнительстве как условие художественного пения, бережное отношение к слову, конечно, имеют первостепенное значение. Поэтому, распевки, технические упражнения, вокализы необходимы в практике, но работа со словом должна преобладать, тем более что ясное произношение, четкость дикции, которые формируются при этом, являются неотъемлемыми «атрибутами» качественного исполнения.

Ключевые слова: музыкальность, естественность интонирования, дикция, вокализ, народная песня, вокально-речевые фразы, интонации живой речи, русский исполнительский стиль About some  receptions and methods of development of performance capabilities

Тhe Article is devoted one of major problems of modern musical art – to development of musicality, musical thought, creative attitude toward musical text of young vocalists. It is actual at any level of development student, because ability to understand musical speech, understand its maintenance, can be mastered in a greater or less degree any man at the faithful going near this task. Thus it is in an equal degree possible to develop such elements of musicality, as ear, sense of rhythm, cleanness of intonation et cetera For achievement of this purpose it is very importantly correct to do the selection of performance receptions, methods of vocal work. Obviously, that employments, devoted technical perfection of performer needed, and require a serious relation to itself. But naturalness in carrying out as a condition of the artistic singing, careful attitude, toward a word, certainly, have a primary value. Therefore, raspevki, technical exercises, vocalises are needed in practice, but work must prevail with a word, especially as clear pronunciation, clearness dictions which are formed here are inalienable «attributes» of high-quality execution.

Keywords: musicality, naturalness of intonation, diction, vocalise, folk song, vocal-vocal phrases, intonations of living speech, Russian performance style




Сухорукова И.Г. К вопросу о классификации «именных» аккордов в творчестве композиторов-романтиков

Сухорукова И.Г.

К вопросу о классификации «именных» аккордов в творчестве композиторов-романтиков

В данной статье рассматривается понятие «именной аккорд», возникновение и пояснение его в музыковедческой литературе. Подробно излагаются процессы появления новых образно-смысловых аспектов в творчестве композиторов-романтиков, изменения средств музыкальной выразительности, возникновение новых музыкальных жанров. Предлагается классификация «именных» аккордов по некоторым определенным позициям.

 Ключевые слова: аккорд, мажоро-минор, гармония, романтизм, индивидуальность, образ, музыкальная фактура, мелодизация.

 The classification of " nominal " chords in the works of Romantic composers

  Copyright expression in melody is reflected in Monogram composers (Bach, Shostakovich, Schumann, Rachmaninoff, SV, etc.), in the field of modal music - in the name of odds (gamma Rimsky Korsakov, and harmony of Bartok, Shostakovich, frets, etc.), and in harmony appear "nominal" chords. In the work of certain composers of these chords get special meaning, although use these chords in the music much earlier. This article discusses the concept of "nominal chord", and an explanation of its occurrence in musicological literature. Due to the fact that this concept is closely associated with the era of romantic music, addresses the issues of aesthetics of Romanticism. Details the processes of emergence of new figurative and semantic aspects in the works of Romantic composers, changes in means of musical expression, the emergence of new genres of music. A classification of "name" chords on some specific items.

Tags: chord, major-minor, harmony, romance, individuality, image, musical texture, melodizing.

Шебеко С.С. О ПРОБЛЕМАХ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ ЭСТРАДНО - ДЖАЗОВОГО ПЕНИЯ

Шебеко С.С.

О ПРОБЛЕМАХ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ ЭСТРАДНО - ДЖАЗОВОГО ПЕНИЯ

Статья посвящена актуальным проблемам изучения и раскрытия творческой индивидуальности ученика в процессе обучения искусству эстрадно-джазового пения. Автор раскрывает содержание понятия творческой индивидуальности певца и описывает составляющие ее элементы. Подчеркивается важность раскрытия творческой индивидуальности в процессе воспитания будущего солиста. Особое внимание уделено принципу ориентированности педагога на индивидуально-психологические особенности ученика, что делает педагогическую деятельность наиболее эффективной. В статье затрагиваются проблемы музыкального воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова. Творческая индивидуальность певца, раскрытие творческой индивидуальности, искусство эстрадно-джазового пения, индивидуально-психологические особенности, музыкальное воспитание.

The article is dedicated to the problems of the study and revelation of a student's creative individuality in the process of jazz singing training.The author reveals the meaning of the notion of a singer's creative individuality and describes its elements. The importance of the revelation of a student's creative individuality in the process of a future soliost's training  is emphasized.The special attention is paid to the principle of a teacher's focus on a student's individial-psychological pecularities which makes the teaching more effective. The problems of the growing-up generation's musical education are touched upon too.  

Key words.  А singer's creative individuality,revelation of creative individuality,the art of jazz singing,individial-psychological pecularities,musical education.