М.Ф.Кряжева, В.С.Нуждинова ВЕБ-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ: ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящий момент пространством реализации деятельности различных организаций и учреждений являются не только предметные области реального мира, но и электронная сетевая среда, глобальная информационная сеть интернет. Интернет-представительства могут активно предоставлять услуги в Сети, могут просто информировать о работе организации – в любом случае их значимость весьма высока.

Интернет-представительства библиотек (официальные сайты, сообщества в социальных сетях, видеоканалы и пр.) не являются исключением. Их функциональность можно определять с помощью различных параметров. Некоторые параметры предполагаются, но сложно вычисляются: например, 1) корреляция между посещением интернет-представительства библиотеки и последующим посещением самой библиотеки «в реале»; 2) повышения уровня информационной / читательской культуры пользователей и интеллектуализация их досуговой деятельности (в этом случае интернет-представительства выступают в роли обучающих площадок, средств обучения и просвещения). Такие параметры можно оценивать, чаще всего, опосредованно.

Некоторые другие параметры, отражающие функционирование и, главное, функциональность сайтов (сообществ и т.д.), могут стать предметом выявления, подсчёта, анализа, сопоставления, исходной точкой для принятия решений по оптимизации структуры и содержания интернет-представительств, по их продвижению, т.е. могут стать исходными данными для веб-аналитической деятельности. Веб-аналитика – «это измерение, сбор, анализ и оценка интернет-данных с целью понимания и оптимизации использования интернета» [1, с 13], а если рассматривать широком смысле, то отрасль информационной деятельности, изучающая процессы информационного обмена интернет-представительств и их пользователей с целью совершенствования первых для более полного удовлетворения запросов вторых.

Веб-аналитические измерения должны проводиться не в однократном, разовом, а в постоянном (мониторинговом) режиме. Они позволяют выявить и охарактеризовать аудиторию и информационное поведение пользователей (посетителей) интернет-представительств, например, сайтов с точки зрения различных ключевых индикаторов: количество посещений и возвращений, география посещений, продолжительность пребывания, ресурсы, с которых был осуществлён переход на сайт, количество просмотренных страниц, разделов и порядок их просмотра, наиболее популярные страницы и страницы «ухода», используемые браузеры и мобильные устройства и т.д. Всё это предоставляет возможность увидеть сетевые представительства глазами пользователей, воспроизвести их действия «вплоть до каждого клика».

В качестве инструментария веб-аналитики используются системы, измеряющиеся использование сайтов и других интернет-представительств с различным уровнем детализации, как платные, так и бесплатные. К наиболее популярным из бесплатных относятся «Google Analytics» и «Яндекс. Метрика», работающие в режиме web 2.0, – онлайновые сервисы, предоставляемые как платформы для дальнейших действий. К подобным действиям относятся регистрация в сервисе, получение специального кода (счётчика) для вставки на страницы сайта, формирование структуры отчётов, которые будут содержать статистические данные. Каждая организация, использующая веб-аналитические технологии, может выбрать именно те параметры мониторинга, которые станут основой для отчётов, те параметры, которые необходимы для констатации, стабилизации и оптимизации работы сайта и, следовательно, для улучшения деятельности в целом, для формирования позитивного сетевого имиджа.

Функционирование сообществ в социальных сетях может изучаться с помощью универсальной веб-аналитической системы либо посредством внутренних, встроенных, инструментов. Например, социальная сеть «ВКонтакте» предоставляет возможность отслеживания статистики сообществ по посещениям, просмотрам, активности пользователей.

Изучение данных по взаимодействию посетителей с интернет-представительствами можно отнести к «внутреннему контуру» веб-аналитики. «Внешний контур» выстраивается на основе отражения деятельности организации в других, сторонних, интернет-ресурсах, например, в сетевых средствах массовой информации. Такая работа также должна проводиться в мониторинговом режиме. Её результатами становятся выявленные и проанализированные упоминания организации в различных интернет-сообщениях. Анализировать полученные данные можно как с точки зрения количества упоминаний, рассеяния, движения и активности новостей, так и с точки зрения содержания сообщений и даже их тональности (позитивные, нейтральные или негативные).

Подобные исследования весьма полезны, потому что позволяют посмотреть на деятельность организации со стороны, увидеть, каким образом в Сети формируется и меняется её имидж. К тому же многие новостные порталы (социальные сети – тем более) предоставляют возможность оставлять комментарии, задавать вопросы, и их невыявление и игнорирование добавляет имиджевые минусы.

Веб-аналитические технологии «внешнего контура» можно реализовывать в автоматизированном и ручном режимах. В настоящий момент рынок систем автоматического мониторинга новостей и социальных сетей переживает резкий рост («Brandspotter», «Wobot», «Крибрум», «ЛКС Аналитика», «SemanticForce», «IQBuzz» и многие другие). Для ручного и бесплатного мониторинга свои сервисы предоставляют те же Google и Яндекс. Их новостные разделы («Google. Новости», «Яндекс. Новости») позволяют отслеживать упоминания с учётом дат и хронологических периодов, предметных областей, географического охвата, диапазона источников. Выявлять же содержание сообщений, соответствие названия и содержания, тональность, реакцию аудитории, принимать решение о необходимости реагирования приходится человеку, проводящему веб-анализ.

Для мониторинга социальных сетей и блогов можно пользоваться сервисом «Яндекс. Поиск по блогам» или внутренними (встроенными) поисковыми системами, в том числе и в варианте тегированного поиска (поиска по тегам – ключевым словам, присвоенным публикациям).

В работе библиотек функции веб-аналитики могут реализовываться концентрированно (в одном отделе, одним работником) или распределено (например, «внутренний контур» – администратором сайта, «внешний» – сотрудниками подразделения по маркетингу, связям с общественностью, информационному обеспечению и коммуникациям и т.д.). Необходимость жёсткого декларирования и регламентирования масштабов использования веб-аналитических технологий в библиотечно-информационной деятельности – спорный вопрос. Но то, что веб-аналитика позволяет установить пользователь-центристские направления деятельности, согласуется тем самым с концепцией «Библиотеки 2.0» и может быть весьма полезным инструментом осознанной и грамотной профессиональной политики, полагаем, не полежит сомнению.

Список литературы 

1. Сугак, Д. Б. Веб-сайт кафедры в структуре единой информационной образовательной среды : автореф. дис. … канд. пед. наук / Д. Б. Сугак. – Санкт-Петербург, 2012. – 21 с.

Сведения об авторах

  1. КРЯЖЕВА Марина Фернандовна, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности, Тюменский государственный институт культуры (г. Тюмень, Тюменская область), НУЖДИНОВА Валерия Сергеевна, заведующий отделом комплектования и обработки литературы, Централизованная библиотечная система города Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область)

К оглавлению выпуска

information environment, информационная среда, Аналитика, социальная сеть, Яндекс

23.04.2016, 1989 просмотров.