Изучаем зарубежный опыт. Международное взаимодействие. МУСАЕВА С.Т., КУКЕЕВА М.К. БИБЛИОТЕКИ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

 Роль и функции современных вузовских библиотек Республики Казахстан в последние годы претерпели изменения, в значительной степени обусловленные быстрым развитием и влиянием цифровых медиа. С одной стороны, этот процесс имеет множество преимуществ для учебных заведений, студентов и преподавателей.  С другой стороны, такие изменения могут вызвать ряд проблем, связанных с инфраструктурой, организацией и поддержкой услуг.

   Одним из главных изменений в вузовских библиотеках Республики Казахстан является переход на цифровые ресурсы.  Поскольку все больше научного контента становится доступным в интернете, библиотеки инвестируют в цифровые платформы, электронные книги и электронные журналы, чтобы расширить свою коллекцию ресурсов. Это позволяет библиотекам не только предоставлять мгновенный доступ к материалам, но и помогает экономить пространство, которое можно перепрофилировать для других функций. Например, создать зоны группового обучения или технологические лаборатории. Влияние цифровых медиа на университетские библиотеки имело далеко идущие последствия для их роли, функций и услуг. Переход к цифровым ресурсам, интеграция передовых технологий и сосредоточение на цифровой грамотности изменили способ работы библиотек и взаимодействие с пользователями.

  В нашей работе особый интерес вызывает рассмотрение деятельности двух опорных библиотек вузов Казахстана: с точки зрения текущего состояния библиотечного сервиса, выявления ценностей предоставляемых услуг, создания портрета целевого пользователя с особенностями его ожиданий и восприятия библиотечных сервисов.

 Рассмотрим подробнее изменения, которые повысили общую эффективность и ценность университетских библиотек в цифровых технологиях. Примером может служить Библиотека Назарбаев Университета которая является одним из ведущих информационных центров в Казахстане. Ее деятельность направлена на обеспечение студентов, преподавателей и исследователей университета высококачественной академической литературой и информационными ресурсами. Она обладает обширной коллекцией академической литературы, научных журналов, электронных ресурсов и баз данных по различным научным дисциплинам. Коллекция постоянно обновляется и расширяется, чтобы соответствовать потребностям университетского сообщества. Предоставляет доступ к широкому спектру электронных ресурсов, включая базы данных, электронные книги и журналы.

  Библиотека предлагает различные услуги для своих пользователей, включая печать и копирование документов, консультации по поиску и использованию информации, а также обучение по информационной грамотности. Библиотекари готовы помочь студентам и преподавателям в поиске необходимых материалов и использовании информационных ресурсов.

  Библиотека Назарбаев Университета предоставляет комфортное и современное пространство для работы и исследований. Здесь есть индивидуальные кабинеты для работы, групповые комнаты для совместного обучения и места для чтения и отдыха.

 Библиотека Назарбаев Университета активно сотрудничает с другими библиотеками и информационными центрами как в Казахстане, так и за его пределами. Пользователи библиотеки имеют возможность получить доступ к материалам из других библиотек через межбиблиотечный обмен и прокат книг.

 Через свою деятельность библиотека способствует развитию академического и научного потенциала университетского сообщества, обеспечивая доступ к информационным ресурсам и поддерживая информационную грамотность студентов и преподавателей [1].

  Влияние цифровых медиа на казахстанские университетские библиотеки можно наблюдать через интеграцию передовых технологий. Библиотеки теперь предлагают расширенные инструменты поиска, платформы обнаружения и другие цифровые инструменты, которые позволяют пользователям получать доступ к информации быстро и эффективно. Эти инструменты обеспечивают доступ к широкому спектру академических ресурсов через персональный компьютер или гаджет, делая весь исследовательский процесс более простым и эффективным. В результате цифровой трансформации изменилась роль библиотечного персонала. Сейчас библиотекари играют решающую роль в продвижении цифровой и информационной грамотности среди студентов и преподавателей [2].

 Сложность цифрового пространства побуждает их обучать пользователей ориентироваться на академических платформах, оценивать и эффективно использовать цифровые ресурсы. Это изменение фокуса приводит к разработке новых программ обучения, направленных на совершенствование цифровых навыков пользователей.

 Еще одна важная модификация в сфере университетских библиотек – это акцент на сотрудничестве и продвижении открытого доступа к исследовательским материалам. Цифровая эра облегчила библиотекам сотрудничество с другими учреждениями и обмен ресурсами, таким образом, расширяя объем исследовательских материалов, доступных пользователям. К примеру, Научная библиотека Казахского Национального университета имени Аль-Фараби активно осваивает новейшие технологии и внедряет систему автоматизации на основе RFID-технологии. Благодаря этому была реализована интегрированная библиотечно-информационная система (АБИС) «Ирбис 64», которая позволяет использовать университетские единые идентификационные карты (ID-карты) сотрудников и обучающихся в качестве читательских билетов.

 Традиционный читательский формуляр был заменен электронным формуляром, который стал единым для всех обслуживающих подразделений библиотеки. В нем содержится полная информация о текущих выдачах, включая сроки возврата документов и контроль за их соблюдением. Таким образом, единая база читателей позволила избавиться от необходимости вести регистрационные картотеки в каждом читальном зале и на абонементе. Кроме того, благодаря единому формуляру стало возможным контролировать сроки возврата на всех пунктах обслуживания и предупреждать негативные ситуации, связанные с задержкой возврата литературы.

 На сегодняшний день в Библиотеке аль-Фараби имеется доступ к материалам 9 базы данных на регулярной основе (Базы данных по Национальной подписке и Подписные базы данных это: Springerlink - ScienceDirect, Scopus EBSCO, Wiley. Научная библиотека обеспечивает информационно-библиотечное обслуживание учебного, научно-исследовательского процессов для 25 тысяч студентов и магистрантов, обучающихся на 16 факультетах университета и 3000 чел. профессорско-преподавательского состава (ППС) и сотрудников университета.

 Библиотека имеют цифровые репозитории и архивы, где хранятся научные работы, диссертации, отчеты и другие материалы, созданные преподавателями и студентами университета. Такие ресурсы обычно доступны для бесплатного скачивания и использования. Кроме того, для пользователей университета в библиотеке открыт on-line бесплатного доступа читателей к отечественным и международным информационным ресурсам. Она оказывает квалифицированную помощь пользователям в предоставлении информационно-библиографических ресурсов как собственных, так и приобретенных баз данных.

 Библиотека сохраняет, систематизирует и распространяет произведенные вузом материалы: научные труды и методические разработки сотрудников, сборники статей конференций и симпозиумов, учебные материалы [3].

  Интересен опыт работы Научной библиотеки Международного Казахско-Турецкого университета им.Х.А.Ясауи.  Библиотека расположена  в новом   4-х этажном современном здании, оснащена  новыми технологиями и коммуникационными решениями. В ее структуре  6 читальных залов  на  540 посадочных мест,  электронный  зал,  просторные  фойе с мягкой  мебелью.  Книжный фонд в читальных  залах    предоставлен в соответствии с международными стандартами в открытом доступе, а также читальные  залы  оборудованы  отдельными  кабинами  для индивидуальных и  групповых занятий. На 1-м и 2-м этажах расположены  конференц-залы  на  95 посадочных  мест. На 4-м этаже расположена  кафетерий на  50 мест.

  Материально-техническая база библиотеки постоянно пополняется  новейшими компьютерами, сканерами  и другими  необходимыми оборудованиями.  Есть бесплатный доступ к сети Интернет, WI-FI, поэтому все читатели имеют доступ к необходимой информации. В здании  библиотеки  установлены  видеокамеры.

 Работа библиотеки полностью автоматизирована. Для обеспечения широкого доступа к информационным ресурсам используется специальная обновленная библиотечная программа Ирбис-64+J [4].

 Во всех вышеназванных библиотеках созданы институциональные репозитории для эффективного использования книжного фонда и удовлетворения спроса читателей. В настоящее время пользователи имеют доступ:

-   к международным полнотекстовым ресурсам: «Scopus», Web of  Science, аналитическая платформа «SciVal», PuMed, Mendeley, Astrophysicals,  Mathematics,  ChemicalAbstracts, Springer и др. доступ к базе доказательной медицины «Cochrane Library» [4].

- к отечественным полнотекстовым электронным ресурсам: Республиканской межвузовской электронной библиотеки (www.rmeb.kz.), а  также  Казахской национальной электронной библиотеки (КазНЭБ).

 ЭБС «Эпиграф», ЭБС «Эпиграф медицина», БД «Параграф». Казахстанские  университетские библиотеки сейчас активно выступают за открытый доступ, настаивая на том, чтобы больше результатов исследований были доступны бесплатно. Все эти мероприятия помогают библиотекам адаптироваться к изменяющимся условиям, удовлетворять информационные потребности своих пользователей и активно взаимодействовать с академическим сообществом в новой цифровой среде.

 Быстрое развитие цифровых технологий и медиапространства привело к значительным изменениям в том, как работают и предоставляют свои услуги университетские библиотеки. Участие университетской библиотеки в формировании цифрового пространства должно быть системным, опираясь на приоритеты и стратегические задачи университета, а также на использование современных информационно-коммуникационных технологий как для цифровизации внутренних процессов библиотеки, так и для обеспечения взаимодействия с пользователями и предоставления информационно-библиотечных услуг [5].

 Компетентность библиотечных сотрудников и пользователей (студентов, преподавателей, исследователей, администраторов) играет важную роль в успешном процессе цифровизации информационного пространства университета и эффективном использовании результатов этого процесса.

 Цифровые технологии и современное медиапространство имеют большое влияние на роль, функции и услуги, которые предлагают университетские библиотеки. Учитывая эти тенденции и соответствующим образом адаптируя свои услуги, библиотеки могут продолжать эффективно поддерживать исследовательские, преподавательские и учебные потребности своих пользователей, чтобы обеспечить их успешный переход и оставаться актуальными для академического сообщества [6].

 Обсудим следующие подходы, подчеркивая важность инноваций, сотрудничества и привлечения пользователей:

  1. 1. Применение технологий: библиотеки должны интегрировать цифровые инструменты и платформы, такие как электронные ресурсы, цифровые репозитории и онлайновые базы данных, чтобы расширить свои предложения услуг и обеспечить бесперебойный доступ к информации. Инвестиции в современные технологии также помогут автоматизировать рутинные задачи и повысить общую эффективность.
  2. 2. Развитие навыков цифровой грамотности: овладение навыками цифровой грамотности имеет решающее значение для библиотечного персонала и посетителей в процессе ориентирования в цифровом ландшафте. Учебные программы и семинары могут помочь пользователям библиотеки эффективно использовать электронные ресурсы, выполнять расширенный поиск и критично оценивать информацию в интернете.
  3. 3. Улучшение взаимодействия с пользователем: библиотеки могут сделать свои цифровые услуги интуитивно понятными и доступными. В частности, оптимизировать вебсайт, онлайн-каталог и базы данных, чтобы они были удобны для мобильных устройств и имели понятную навигацию.
  4. 4. Привлечение сообщества: библиотеки могут усилить свое присутствие и актуальность через активную коммуникацию с академическим сообществом. Проведение мероприятий, семинаров и вебинаров, а также участие в социальных сетях могут помочь создать ощущение общности и наладить отношения с меценатами.
  5. 5. Поддержка открытого доступа и цифровых наук: способствуя открытому доступу и цифровым наукам, библиотеки могут внести вклад в демократизацию знаний и создать более инклюзивную исследовательскую среду. Это может охватывать поддержку публикаций в открытом доступе, поддержку институциональных хранилищ и содействие цифровым гуманитарным проектам. Применение этих практик и стратегий позволит вузовским библиотекам успешно перейти к цифровой эре и продолжать оказывать ценные услуги и ресурсы своим научным сообществам. Внедряя инновации, способствуя сотрудничеству и ставя приоритетом привлечения пользователей, библиотеки будут ориентироваться в вызовах и возможностях, которые открывает цифровая эра. этих конфигураций.

Выводы. В процессе исследования определены ключевые тренды, вызовы и возможности, возникающие вследствие  цифрового перехода в библиотеках заведений высшего образования Казахстана.

 Анализ практик и стратегий адаптации позволил выявить ряд основных подходов, с помощью которых библиотеки могут успешно адаптироваться к цифровой эре:

  1. 1. развитие цифровых коллекций и предоставление электронных ресурсов для удовлетворения потребностей современных студентов и преподавателей;
  2. 2. интеграция технологий и инноваций для повышения качества услуг, улучшения пользовательского опыта;
  3. 3. внедрение сотрудничества между библиотеками, учебными заведениями и научными группами для обмена опытом, ресурсами и знаниями;
  4. 4. неудовлетворительное качество подготовки библиотечных специалистов профильными вузами;
  5. 5. отсутствие системного подхода в повышении квалификации библиотечных специалистов;
  6. 6. «старение» библиотечной профессии вследствие ее низкого социального статуса и неудовлетворительных условий оплаты труда работников библиотеки;
  7. 7. несоответствие форм и инструментов библиотечно- информационного обслуживания, предлагаемых библиотеками ряда университетов, современным требованиям высшей школы и передовым библиотечным практикам;
  8. 8. несоответствие материально-технической базы (физического пространства, программно-технического комплекса и др.);
  9. 9. недостаточный охват источников информации, полезных для удовлетворения информационных потребностей академических сообществ ряда университетов;
  10. 10. недостаточная вовлеченность библиотечных специалистов в формирование медийной и информационной грамотности студентов и выпускников университета, а также культуры академической честности представляет серьезную проблему;
  11. 11. устарелость нормативно-регламентирующей документации в сфере деятельности университетских библиотек представляет проблему. Необходимо регулярное обновление и развитие правил и стандартов, чтобы обеспечить соответствие современным требованиям и нормам.

 

Список источников

  1. 1. Лапо П. Роль информационного обеспечения науки и
    образования в формировании цифрового пространства университета: на примере библиотеки Назарбаев университет//https:// cyberleninka. ru/article/.
  2. 2. Иржанова Г.Д. Современные мировые тренды в развитии академических библиотек в Казахстане //https://arbicon.ru/conference.
  3. 3. Утемжарова Н.Т. Научная библиотека Аль-Фараби // https:// publikacija.ru/
  4. Научнаябиблиотека Международного Казахско-Турецкого университета имени Х.А. Яссауи //https: // surdotly.Com/o/lib. ayu. edu. kz.
  5. 4. Васькова Н.И. Проблемы организации работы вузовских библиотек с удаленными электронными образовательными ресурсами // Науч. и техн. б-ки. - 2021. - № 11. - С.105-114.
  6. 5. Редькина Н.С. Цифровые компетенции библиотекарей в экосистеме открытой науки // Библиосфера. - 2023. -№ 2. - С. 25-30.

 

Сведения об авторах

Мусаева Суйкум Тулембаевна - кандидат педагогических наук, доцент Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова, г.Шымкент, Казахстан

Кукеева Мира Кульчимбаевна - кандидат педагогических наук, доцент

Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова, г.Шымкент, Казахстан

К оглавлению выпуска

Library education, information environment, мероприятия, информационная грамотность

03.06.2024, 100 просмотров.