СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИТИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. Белых Л.В. Российская государственная библиотека искусств для студентов творческих вузов: новые форматы информационного обслуживания

Структура взаимоотношений художественных вузов и специальной библиотеки обусловлена переходом на качественно новый этап развития мировой цивилизации, где оба социальных института должны отвечать императивам формирующегося «общества, основанного на знании». В условиях информационной насыщенности, расширяющейся системы знаний ключевыми способностями индивида становятся умение ориентироваться в едином информационном пространстве, извлекать нужные знания, уметь их использовать и вырабатывать полезные профессиональные компетенции. (3)

    Роль специальной библиотеки, как участника информационно-образовательной среды заключается не только в том, чтобы агрегировать контент по определенной области знания и предоставить возможность получить необходимую профессиональную информацию, но и выработать умение ее обработать и синтезировать полученные знания в полезные навыки.

      Специальные библиотеки совместно с профильными вузами могут создавать эффективные модели информационно-образовательной среды, когда некоторая часть учебного процесса переносится в специальную библиотеку, где студентами, под руководством преподавателей отрабатываются навыки информационной грамотности, медиаграмотности, визуальной грамотности и пр.

     Для Российской государственной библиотеки искусств профильными могут считаться вузы, осуществляющие подготовку по различным творческим специальностям. Исторически так сложилось, что этот список начинают вузы художественные, с направлениями: театр, кино, анимация, фотография. С недавнего времени добавились направления дизайн и архитектура. Большой, но пока нереализованный потенциал  есть у направлений: живопись, скульптура, графика. Российская государственная библиотека искусств ставит целью создание информационно-образовательной среды и активное участие в обеспечении образовательного процесса. В основе этой идеи - дополнение и расширение информационно-ресурсных и информационно-технологических, учебно-методические возможности творческого вуза и его библиотеки.

      Анализ множества существующих в педагогической литературе определений информационно-образовательной среды (ИОС), позволяет сделать вывод, что это – совокупность информационной, технической, учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников. Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания.  Среда предполагает погруженность в нее, сиюминутное или частое использование потока информации из нее для целей изменения и совершенствования личностного «Я». (1)

      Информационная образовательная среда складывается из следующих главных компонентов:

– интеллектуальные, культурные, программно-методические ресурсы, содержащие знания и технологии работы с ними (поиск, хранение, обработка, применение), зафиксированные на соответствующих носителях информации;

– организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие ИОС в ходе образовательного процесса; закономерности формирования и развития информационно-образовательной среды при непосредственном участии субъектов образовательного процесса;

– коммуникационные средства, обеспечивающие взаимодействие субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к ресурсам ИОС на основе соответствующих коммуникационных технологий. (2)

     Эффективность художественного образования зависит от многих факторов. Особо значимым является формирование опыта творческого мышления. В его основе лежат такие важные для личности качества как субъектная  культурная позиция, оригинальность, образность и креативность. (4)  Деятельность библиотеки направлена на то, чтобы в фокус образовательного процесса попали источники, лучше всего отражающие историко-художественный процесс, культуроформирующий опыт мастеров искусства прошлого и современной эпохи. Однако еще более важная функция библиотеки лежит в плоскости содействия главной задаче художественных вузов по развитию творческих способностей и эстетического вкуса студентов.

     Творческая деятельность – это способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового. Способность сформулировать проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, чтобы в результате создать иной оригинальный продукт. Проблема развития творческих способностей имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона определяется новизной и социальной ценностью конечного продукта, будь то научное открытие или художественный проект.  Субъективная сторона определяется переживанием самого процесса творчества, генерирующего состояние вдохновения и творческой догадки.  Кроме того, творческий мыслительный процесс тесно связан с особым видом мышления – интуицией, которая формируется творческим подъемом.

      Для того, чтобы информационная образовательная среда активно влияла на развитие творческих способностей студентов, необходимо создать определенные условия, при которых произведения искусства будут активно включены в содержательные компоненты ИОС.

      РГБИ как специальная библиотека является уникальной площадкой, способной обеспечить оба процесса. С одной стороны, при наличии необходимой учебной литературы, представлено многообразие постоянно обновляющихся иконографических материалов и иных информационных ресурсов, включая электронные и мультимедийные средства, которые дают идеи для развития студенческих креативных проектов. С другой стороны, смена стандартной обстановки учебной аудитории на библиотечную, где в сетку занятий включены, кроме лекций: практикумы, творческие встречи с профессионалами, кинопоказы и другие мероприятия, все это позволяет создать иной эмоциональный фон, так необходимый для самореализации творческой натуры.

      Наработанные в РГБИ профессиональные практики, базирующиеся на использовании методик групповой и индивидуальной работы, давно вышли за рамки только библиотечных форм и трансформировались в инновационную творческую лабораторию, сопутствующую художественному образованию. Базовые аспекты методики разработаны и успешно внедрены Центром визуальной информации (ЦВИ) и Отделом научной информации (ОНИ). (5)

      Сопровождение образовательного процесса является механизмом обеспечения информационно-образовательной среды и представляет собой специализированное обслуживание студентов и преподавателей с информационным обеспечением теоретических и практических занятий в рамках определенных дисциплин. При этом используются все возможности справочно-поискового аппарата библиотеки и ее фондов, где подбором иконографических материалов занимается ЦВИ, а библиография – в зоне ответственности ОНИ.

       В данном случае мы имеем дело с развитием аналитической составляющей информационного обслуживания – от процессов информирования и поиска информации к поиску знаний с использованием контекста в логической цепочке: информация – знания – понимание – мудрость. (6)

    Важность этой цепочки обоснована необходимостью решения задачи подготовки специалистов к профессиональной деятельности в информационном пространстве современного общества. В круг компетенций, позволяющий молодому специалисту активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности, входит и понятие информационной грамотности. Среди прочих умений оно включает способность самостоятельно добывать  и перерабатывать необходимую информацию с помощью современных технологий. (7)

     Как известно, под информационной грамотностью принято понимать наличие знаний и умений, которые необходимы для выполнения эффективного поиска и идентификации информации, оценки ее точности и надежности и использования для получения конкретного результата.  

     В научной литературе встречается ряд понятий, трактуемых как компоненты информационной грамотности, среди них: компьютерная грамотность, медиаграмотность, визуальная грамотность и др.

     В комплексе знаний, транслируемых специальной библиотекой в рамках творческой информационно-образовательной среды, особое значение отводится формированию визуальной культуры и визуальной грамотности. Развитие визуальной грамотности как целостной самостоятельной сферы исследований только начинает формироваться.

      Необходимо отметить, что социокультурная среда современного общества является преимущественно визуально ориентированной. По разным данным до 80% информации об окружающем мире поступает в мозг человека через визуальный канал. Визуализация стала доминировать в современном информационном пространстве и это сигнализирует о повороте общества от вербальной культуры к визуальной. (8)

    Визуальная грамотность может быть определена как способность декодировать, интерпретировать, создавать и оценивать тексты, несущие визуальную, невербальную информацию. При этом, визуально грамотные люди обладают способностью считывать и интерпретировать цель создания и идею визуального текста, способны критически оценить форму, структуру и его особенности.

    Визуальное представление информации является, по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, наиболее эффективным способом передачи, восприятия, в дальнейшем оперировании полученными знаниями. При методически грамотном использовании методов визуализации может происходить переход обучающихся на более высокие уровни познавательной деятельности, стимулироваться предметным содержанием с элементами креативности, что способствует не просто усвоению информации, а присвоению информации, в результате чего студенты приближаются к глобальной цели обучения – формированию коммуникативной компетенции. (9)

     Подготовка студентов творческих направлений «сценография в театре и кино» архитектура, живопись, графика, дизайн и фотография основано на приобретении навыков и умений в художественной деятельности при условии развития общей и профессиональной культуры, где визуальная культура играет решающую роль. Художник выражает любую мысль без слов, только одним изображением, используя язык своего искусства, имеющий определенные правила, строение, особенности. Целью формирования визуальной культуры студента является обогащение внутреннего мира личности зрительными образами, умения их анализировать и интерпретировать, а также развивать способности к созданию собственных визуальных объектов. (8)

   Библиотека искусств, имея в наличии большой спектр средств визуальной культуры, будь то книжные издания, прикладная графика, видео-фонд и др. имеет значительный потенциал для участия в процессе формирования визуальной культуры студентов.  Особенно важным может быть фонд библиотеки для преподавания такой учебной дисциплины как история искусств. Использование документального фонда библиотеки, значительную часть которого составляют иконографические материалы, способствует организации учебного процесса, создающего целостную картину мира и раскрывающего художественный эстетический опыт человечества во всем его  многообразии.

    Занятия в библиотеке для студентов постановочных факультетов учитывают специфику изобразительной деятельности и художественного творчества, которые базируются на таких познавательных процессах, как зрительное восприятие, воображение, образное, пространственное мышление. Обучение восприятию зрительных образов имеет достаточно длительную историю: от наскальных рисунков до современных 3D-изображений. Как отмечает Н. А. Симбирцева, «с появлением фотографии застывший образ стал восприниматься в качестве кода эпохи, её визитной карточки, так как зримая реальность на фото порой сообщает о себе гораздо больше, чем письменный текст». (10)

     Наблюдения подтверждают, что для таких категорий пользователей восприятие  изображения дает большую информативную ценность, чем текстовый материал, а также обеспечивает возможность иметь собственную трактовку, способствуя развитию воображения и визуального мышления. Иными словами, вербальные, письменные тексты в этом случае активно транслируются другими кодовыми системами, что обозначается как процесс визуализации и является одним из способов мышления.

     На занятиях в библиотеке студентам предоставляется редкая возможность de-vizu поработать с различными иконографическими материалами, в том числе из редкого фонда, имеющими высокую художественную ценность.   К примеру, студенты кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ в 2018 году, создавая оригинальные сценографические решения по теме: «Пьеса Ж. Б. Мольера «Тартюф», использовали раритетные издания  1679 г. “Relation de la feste de Versailles du 18e juillet 1668” Андре Фелибьена и иллюстрированное издание 1934 г. Мориса Лелуара “Histoire du costume, de l` antiquite a 1914. Epoque Louis XIV”. Подбор материалов каждый раз диктуется тематикой занятий, в полном соответствии с учебным планом вуза. (12)

     В течение последних нескольких лет Отделом научной информации РГБИ была апробирована практика по обучению студентов художественных вузов технологии поиска и формирования информационного портфеля для собственных образовательных и научных целей.  Занятия информационной грамотности проводятся сотрудниками отдела и имеют как групповой, так и индивидуальный характер.

      Под индивидуальными практиками понимаются устная консультативная помощь пользователям при формировании поискового выражения, выборе ресурсов поиска, стратегии и последовательности. В письменном виде, такого же рода консультации оказываются удаленным пользователям, которые в ответ на запрос по e-mail или в службу «Спроси библиографа» получают список из десяти источников по нужной теме и краткий алгоритм дальнейшего самостоятельного поиска в ресурсах библиотеки.

     Проиллюстрируем работу библиографа по справочно-информационному обслуживанию на конкретном примере. На поступивший запрос: визуальное исследование на тему «Эстетика водного спорта» с уточнением (желательно с фотографиями), пользователь получил ответ, где предлагался список литературы для начального этапа работы над темой. В нем собраны издания по отображению спорта в фотоискусстве. Для отбора изображений водных видов спорта пользователю  необходимо самостоятельно просмотреть альбомы.

      Обязательной информацией является ссылка на ресурсы, использованные для поиска. В данном случае список составлен на основе Систематического, Предметного и Электронного каталогов РГБИ. Список включает общие материалы по теме и фотоальбомы, всего не более десяти источников. Далее следуют рекомендации по проведению самостоятельного поиска по каждому ресурсу отдельно.

      Предметный каталог РГБИ, содержит информацию о книгах, изданных до 1997 г.     Далее список может быть расширен поиском в  Электронном каталоге РГБИ, который отражает издания с 1997 по настоящее время.

      Работу библиографов РГБИ отличает подробное, пошаговое описание действий для того, чтобы пользователь получил наилучший результат в поиске. При этом рекомендуются как конкретные формулировки поисковых выражений: «наберите +физическая +культура или «физическая культура», так и правильно оформленные сокращения: «наберите спорт* фотогр*», используемые при профессиональном поиске.

      В завершение специалист может дать дополнительные рекомендации, основанные на его личных знаниях и эрудиции. В рассмотренном случае, последовал совет провести поиск по фамилиям фотографов спортивной фотографии: Б. Игнатович, А. Родченко, Л. Бородулину и др.

     Иначе строится деятельность в групповых информационных практикумах. Они проводятся для организованных групп студентов. Сотрудники библиотеки готовят материал в виде презентации с использованием примеров поиска, характерных для специфики аудитории.  Справедливости ради нужно заметить, что форма подачи и сам контент информационных практикумов требует доработки с учетом психологических особенностей и потребностей целевой аудитории. Сложно структурированная информация, насыщенная специальными терминами и определениями, перегруженная инфографикой, веб-ссылками не всегда находит адекватный отклик у студентов. Не смотря на объективные трудности восприятия, проведение занятий информационной грамотности, является перспективной формой взаимодействия с вузами, значение которой, в связи с экспоненциальным увеличением объемов информационных ресурсов, будет только возрастать.

    Расширяя географию своей деятельности и, используя современные средства коммуникации, РГБИ заключила договор на справочно-информационное обслуживание студентов и преподавателей Екатеринбургского государственного театрального института. Программа информационного сопровождения образовательной деятельности ЕГТИ реализуется в дистанционном режиме «запрос-ответ».  Запросы поступают через службу «Спроси библиографа» и онлайн-чат. Их тематика касается, по преимуществу, репертуара пьес и может формулироваться следующим образом: «пьесы на три действующих лица» или «пьесы на две женские и. одну мужскую роли».  Для  выполнения таких запросов используется база данных «Драматургия», где отражаются драматические произведения, опубликованные на территории России в конце XVII - начале XX (по 1923 год включительно), а также начиная с 1996 года, опубликованных на русском языке. База данных содержит сведения о драматических произведениях, опубликованных как отдельными изданиями, так и помещенных в сборниках, продолжающихся и периодических изданиях; также собрана информация о киносценариях, литературно-музыкальных композициях, сценариях праздников, игровых программах, театрализованных уроках и т.д. Поиск осуществляется по всем полям библиографического описания, а также по тематике, жанрам, количеству исполнителей, историческим личностям, которым посвящено произведение.

    Кроме запросов на пьесы, от студентов ЕГТИ были и запросы на иконографический материал, касающийся сценического костюма, например: «как выглядит костюм служанки» или «костюм портье». Для выполнения подобных запросов используется БД «Изобразительный материал», которая содержит описание листового изобразительного материала - гравюр, открыток, фотографий и репродукций, хранящихся в фонде РГБИ. Поиск по БД может осуществляться по различным параметрам и предметным рубрикам. Используя эту базу, библиографы Отдела научной информации могут самостоятельно выполнить простые запросы, а более сложные передаются в Центр визуальной информации.

        Принимая во внимание, что для современного поколения студентов видео – наиболее органичная форма восприятия информации, библиотека активно предлагает художественным вузам включать в свои образовательные программы инновационные практики, связанные с использованием визуального компонента образовательного нарратива, который призван дополнять вербальную информацию. Видеозапись с точки зрения способов и средств воздействия на восприятие индивида, представляет собой синтез визуального и аудиального ряда.

      На базе РГБИ прошло тестирование нескольких видео-коллекций от известной международной компании, с целью оценить возможность использования  предложенного информационно-образовательного продукта в виде документальных, учебных фильмов и записей телевизионных программ в учебном процессе. Для принятия решения был использован метод экспертного оценивания. В оценочной процедуре приняли участие преподаватели специальных дисциплин ведущих художественных вузов Москвы, с высоким уровнем компетентности, способные служить источником надежной и достоверной информации об объекте экспертизы, а также выносить на базе профессиональных знаний, интуиции и опыта, достоверные суждения об объекте прогнозирования.      

    Тестирование показало, что не все тематические видео-коллекции в настоящее время в одинаковой степени подходят для интеграции представленного цифрового контента в образовательные программы российских вузов. Часть из них требует существенной доработки и дополнения, например, для театральных вузов, но для некоторых других перспектива использования, по мнению экспертов весьма высока. Работа с видео –контентом - это новая сфера деятельности библиотеки, которая испытывает влияние трансформации системы визуальной грамотности.

    Важнейшие компетенции, которые должен приобрести студент в художественном вузе - это умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно добывать знания, способность извлекать, обрабатывать, синтезировать полученные знания в полезные навыки и развить свои творческие способности. Это гораздо важнее, чем усвоить конкретный набор знаний, которые в наше время стремительно устаревают.  Информационно-образовательная среда, создаваемая совместными усилиями специальной библиотеки и художественными вузами, способствует развитию этих компетенций.

 Список источников

  1. 1. Касторнова А.А. Развитие становления понятия образовательного пространства, базирующегося на информационно- образовательной среде // Теория и практика общественного развития. – 2012. – С.107 – 111.
  2. 2. Урюпина А.Ю. Развитие эстетического вкуса будущих дизайнеров в информационной образовательной среде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – С.179-184.
  3. 3. Соломатина Е.О. "Общество знания": новые тенденции в стратегии образования: социально-философский анализ: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 – Москва, 2011.
  4. 4. Лескова И.А. Формирование художественно-творческого мышления специалистов художественной сферы: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Лескова Инна Александровна; [Место защиты: Волгогр. гос. пед. ун-т]. - Волгоград, 2010. - 26 с.
  5. 5. Колганова А.А. Библиотечный формат искусства (к 95-летию Российской государственной библиотеки искусств) //Библиография. - 2018. - №4. – С. 3-21.
  6. 6. Кудряшова Г.Ю. Управление знаниями как вызовы будущего //Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч. -практ. сб. //ЗНБ УрФУ; отв. ред. Г.Ю. Кудряшова, науч. ред. Г.С. Щербинина. – Екатеринбург: УрФУ, 2015. - Вып. 14.- С.
  7.  7. Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Мультимодальные технологии в учебном процессе высшей школы // Теория и практика общественного развития. -  2013. - №1. – С.158-160.
  8.  8. Сырова Н.В., Чикишев В.Н. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека // Вестник Мининского университета. - 2018. - Том 6. - № 1. – С.1-14
  9. 7. Мартынова А.Г. Формирование визуальной грамотности как компонента иноязычной коммуникативной компетенции // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017.  – С.133-139.
  10. 8. Симбирцева H. A. Визуальное в современной культуре: к вопросу о визуальной грамотности// Политическая лингвистика. –2013. –№4. –С. 230–233.
  11. 9. Журавлева В.А. Экспертное оценивание в решении когнитивных задач обществ знаний: теоретико-методологические принципы: автореферат дис. ... кандидата социологических наук: 22.00.01 / Журавлева Валентина Александровна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2013. - 27 с.
  12. 10. Хапланова, Елена Георгиевна. Фонды изобразительных материалов в библиотеках как ресурс для обслуживания сферы искусства / Е. Г. Хапланова // Книжные собрания региональных библиотек как часть культурного наследия страны: материалы научно-практической конференции, 12 ноября 2013 г. - Астрахань, 2013. - С. 71-80.

 

Сведения об авторе

Белых Лариса Владимировна – заведующий отделом научной информации Российской государственной библиотеки искусств, соискатель кафедры библиотековедения и книговедения Московского государственного института культуры

К оглавлению выпуска

information environment, информационная среда, Library education, информационная культура, мероприятия, конференции, Год литературы, информационная грамотность

12.12.2018, 1382 просмотра.